По произведению возвращение платонова

Великая Отечественная война оставила след в душе каждого русского человека. О ней написано много и по-разному, однако в первые послевоенные годы все в основном сводилось к возвеличиванию образа солдата-героя, возвращавшегося после долгой разлуки к родным.

С этим, в принципе, никто не спорил, но была и другая сторона этого радостного события. Этому посвятил свой рассказ А. Платонов.

«Возвращение», краткое содержание которого здесь приводится, стало произведением, заставившим по-новому взглянуть на то, как нелегко привыкали вчерашние воины к мирной жизни.

Скандальная публикация

К творчеству власти уже давно относились настороженно. Ситуация усугубилась после того, как в 1946 году журнал «Новый мир» напечатал его новое произведение «Семья Ивановых» (позже название изменилось и стало более емким).

«Гнуснейшая клевета на советских людей,» — такую характеристику получил спустя несколько месяцев в статье В. Ермилова рассказ «Возвращение». Платонов (краткое содержание текста это покажет) изобразил вернувшегося с фронта Алексея совсем не в героическом ореоле.

Более того, некоторые его поступки вызывают осуждение у читателя, что противоречило сложившейся традиции. Посмотрим, в чем же необычность рассказа.

Долгожданная мобилизация

Стоял сентябрь 1945 года. Капитан гвардии с распространенной фамилией Иванов (этот факт неслучаен) получил возможность ехать домой. Четыре года он не видел и маленькую дочку. заранее послал телеграмму и стал готовиться к встрече с семьей. Так начинает рассказ «Возвращение» Платонов.

Неожиданной встречи героя с Машей — важный момент. Поезд Алексея второй день задерживался, когда он увидел на вокзале знакомую. Девушка служила в столовой, а теперь тоже направлялась домой. Они быстро сошлись, так как оба боялись встречи с прошлой жизнью, от которой отвыкли за годы войны.

По пути домой: краткое содержание

«Возвращение» Платонова продолжается рассказом о коротких отношениях, возникших между Алексеем и его знакомой. Когда поезд въехал в город, где жила Маша, Иванов вдруг вышел вместе с ней.

Двадцатилетняя девушка была очень благодарна спутнику, так как испытывала страх перед будущим. Родителей угнали немцы, и она чувствовала себя одинокой. Непонятное смятение испытывал и Алексей.

Ему бы домой ехать, а он все оттягивал встречу с семьей.

Сочинение по произведению Возвращение Платонова

4 стр., 1559 слов

Кукушка, Бунин: краткое содержание рассказа по главам

... Кукушки» Бунина здесь есть и другие сочинения: Величайший мастер прозы и талантливый лирик — так характеризуется в русской литературе И. Бунин. «Кукушка9raquo; — краткое содержание по главам дается ниже — один из ранних рассказов ... барский лес от незаконных вырубок. Чему же еще посвящен рассказ «Кукушка» Бунина, краткое содержание которого умещается на одной странице текста? Он рассказывает о ...

Встреча с семьей

Дома Алексея Алексеевича ждали уже шестой день. Жена отпрашивалась с кирпичного завода и трижды выходила к поезду. В день приезда на вокзале ждал отца двенадцатилетний Петруша (или Петр, как по-взрослому называл его в рассказе «Возвращение» Платонов).

Краткое содержание возникшего диалога и описание их встречи таково. Отец увидел в сыне маленького мужичка, привыкшего к житейским проблемам. Да и вел он себя, как взрослый.

Дельно расспросил о том, почему так долго ехал и сколько орденов получил, затем взял вещевой мешок и направился к дому.

Алексей обнял жену и почувствовал «знакомое тепло». Маленькая Настя, совсем не помнившая отца, схватила его за ногу и пыталась оттащить от матери.

Вошли в дом. Пока жена и дети хлопотали по приготовлению обеда, Иванов обводил глазами комнату и словно заново с ней знакомился. Запах родного дома и наблюдение за происходившей суетой вызывали в нем приятные и одновременно тревожные мысли — автор передает их краткое содержание.

«Возвращение» Платонова — это в большей мере описание «привыкания» Алексея к новой жизни. Он вроде бы видел перед собой свою семью, но почему-то не чувствовал радости от встречи. Отвыкшая от него Любовь Васильевна стеснялась и вела себя, как в юности. Дочка выполняла несложную работу по дому. Петрушка привычным тоном отдавал команды и чем-то напоминал ворчащего старичка.

Алексей глядел на них и пытался понять, как они жили без него. И ощущал стыд от того, что не испытывал сильного отцовского чувства к сыну.

Сочинение по произведению Возвращение Платонова

Первый семейный обед

Наконец все собрались за столом. Петрушка съел кусочек пирога и собрал все крошки. На предложение взять еще серьезно ответил, что сыт. Его слова: «Я хочу, чтоб вам больше досталось» — заставили родителей вздрогнуть. Отодвинула свой кусок и Настя. Она сказала, что это для Семена Евсеевича.

Алексей напрягся — этот момент стал началом непростого разговора между супругами. Любовь Васильевна попыталась уйти от темы, коротко ответив, что мужчина потерял семью и теперь приходит к ним повозиться с детьми. Ей от этого спокойнее: она работает допоздна, а ребята под присмотром.

Однако Иванову ответ не понравился.

Петрушка, почуяв неладное, перевел разговор на погоду, затем отдал распоряжения насчет завтрашнего дня. Они касались и отца, которому нужно было срочно встать на учет и получить карточки. Алексей вдруг почувствовал робость перед рано повзрослевшим сыном.

Щи ели молча, словно пытаясь насладиться тихим семейным счастьем — так завершает рассказ об обеде А. Платонов.

«Возвращение»: содержание ночного разговора

Любовь Васильевна ожидала вечера, чтобы остаться наедине с мужем. Но разговор не получался. Проснувшийся Петрушка услышал громкие голоса родителей. Алексей обвинял жену в связи с Семеном Евсеевичем, а она пыталась объяснить, что между ними ничего не было.

Любовь Васильевна рассказывала о нелегкой жизни с двумя малыми детьми — Петрушка не сразу стал хозяйственным. О том, что всегда думала лишь о муже. И лишь однажды поддалась чувствам, когда невмоготу уже было выносить и тяготы жизни, и нескончаемое одиночество.

5 стр., 2393 слов

Жизнь и правление царя Федора Алексеевича Романова

... себе специальные сведения о всех родах бояр. Теперь родовая ответственность стала прошлым, на передний план выходила личная ответственность. Фёдор Алексеевич Романов Фёдор Михайлович ввел при дворе польскую моду, ... а также мнения разных историков. Занимательна история прихода Федора Алексеевича к власти. 8 февраля 1676 скончался Алексей Михайлович Романов. За два года до этого в своем «новогоднем ...

Но сразу же заметила, что встреча с инструктором райкома дала ей понять, как сильно она После этого жила надеждой на его возвращение.

Он вступился за мать и рассказал историю о местном мужике Харитоне. Пока тот воевал, его жена жила с другими. Вернувшись, он сначала злился, а потом придумал историю, что у него тоже были женщины. Теперь они живут по-хорошему. Иванов смутился: «Я думал, он и про Машу мою скажет…».

Сочинение по произведению Возвращение Платонова

Неожиданное озарение

Тому, что случилось утром, можно дать название «настоящее возвращение». Платонов — краткое содержание и полный текст финала рассказа это доказывают — имел в виду под этим словом не просто приезд героя домой.

Проснувшись, Петрушка увидел Настю. Она сказала, что отец взял мешок и ушел. Мальчик все понял, схватил сестру за руку и побежал к вокзалу.

Алексей в это время вошел в тамбур тронувшегося поезда: он думал о Маше. Вдруг Иванов увидел детей, бежавших за поездом. Они падали, но поднимались и вновь двигались вперед, теперь уже к переезду. Неожиданно Алексей осознал, что это Петрушка и Настя.

В груди стало горячо, а все его существо наполнилось «теплом и содроганием». Необычное ощущение охватило героя. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Он сбросил мешок на землю и сошел с поезда…

Сочинение по произведению Возвращение Платонова

Анализ «Возвращения» Платонова позволяет понять, насколько сложным был процесс привыкания к мирной жизни вчерашнего солдата, долгое время видевшего лишь смерть и разрушения.

Рассказа А. Платонова «Возвращение».

Цели

:

  • Раскрыть идейное содержание, увидеть эволюцию главного героя;
  • Развить навыки работы с текстом, умение через сюжетное содержание раскрыть идейный замысел писателя;

Ход урока

1.

Слово учителя

В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» публикуется рассказ А. Платонова «Семья Иванова». И волна жесткой критики обрушивается на писателя. 4 января 1947 года на страницах «Литературной газеты» появилась разгромная статья под названием «Клеветнический рассказ Платонова», в которой В. Ермилов охарактеризовал произведение как «гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью».

Главный герой Платонова – солдат, возвращающийся с войны, но это не герой-победитель, а обыкновенный человек с изломанной войной душой, с черствым сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А. Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к оборотной стороне победы, приковав внимание читателя не к радости, к незаживающим душевным ранам народа, нанесенным войной.

3 стр., 1140 слов

Иванов в рассказе Платонова Возвращение

... сердце тоже снова здесь, только пройдя преграду ожесточения и эгоизма Иванов смог вернуться в родную семью. Иванов в рассказе Платонова ... пришлось рано повзрослеть, возмужать. Теперь Петруша занимается хозяйственными делами, заботится о ... картина задевает сердце Иванова и вот камень, наложенный войной на сердце растворяется. И ... отца, а вызывает в нем лишь неприязнь и раздражение. В один из дней Иванов ...

2. Вопросы для выявления особенности идейного содержания рассказа

Что мы узнаем о главном герое рассказа? (Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил всю войну, возвращается домой. «На вид ему было лет тридцать пять, кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет, серые глаза…»).

Почему, встретившись на перроне с «Машей-дочерью пространщика», Иванов отодвигает встречу с родными? (он боится возвращаться домой, «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей»).

Что объединяло Машу и Иванова? (они оба возвращаются домой после войны, «единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека», оба чувствуют себя «осиротевшими без армии»).

Кто встречает Иванова? В чем особенность встречи? (Встречает его Петруша, которого отец называет Петр Алексеевич, отец сына не сразу узнал, диалог между ними совсем не близких людей, Петруша берет вещевой мешок отца и несет его, а отец идёт следом).

  • Какими

мы видим детей Иванова?

Петруша

  • Ему шел уже 12 год, это серьезный подросток, «маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно», он в доме хозяин, дает наставления матери и сестре. Петруша хозяйственный, всю работу мужскую по дому выполняет сам.

Велит Насте каждый день заниматься, писать палочки.

Старается есть меньше всех, «боится, что если начнет есть помногу, то Настя тоже, глядя на него, будет много есть, а ему жалко», он хочет, чтобы родителям «больше досталось», дает указания отцу сходить «в райсовет и военкомат, чтобы скорее карточки на него получить», заботится обо всех.

Настя

  • Ей 5 лет. Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. Настя беспрекословно слушается брата, который был все эти 4 года за отца.

«У нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась на Петрушку». Когда мать плачет, Настя «обхватила ногу матери руками, прижалась лицом к ее юбке и исподлобья сурово посмотрела на отца», она говорит: «А мама плачет, и я буду».

Девочка заботливо оставляет кусок пирога для дяди Семена, оборачивает его салфеткой и кладет под подушку.

Почему Петруша такой взрослый? (Раннее взросление Петруши объясняется его жизнью без отца, который был на войне. У мальчика не было детства, всю тяжесть забот он кладет на свои плечи. Петруша похож на маленького старичка. И перед ним его отец робеет.

Для него характерны рассудительность, постоянный учет дел, «нужд» дома, семьи. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи. Так не должно быть. Петруша занял место отца.

Здравствуй, Петр Алексеевич

», дальше – « Петр

». А мать – « Петруша

»).

Ночной разговор Иванова и Любови Васильевны. Чьими глазами мы его видим? (Семейная драма Иванова предстает перед нами в восприятии Петруши. Для Платонова, художника, мыслителя, философа, была важна детская точка зрения на происходящее.

10 стр., 4819 слов

Правление царя Романова Фёдора Алексеевича

... том числе будущие цари Федор III Алексеевич, Иван V Алексеевич и правительница Софья Алексеевна. Все пять сыновей Алексея Михайловича, рожденные ему первой ... жить в Кремле, в царском дворце. Петруша так вовсе был любимцем Федора Алексеевича, к тому же его крестником. Это ... Боярской думе мы знаем в основном из исторических романов. В них бояре представлены карикатурными старцами, дерущимися из-за ...

Уличить ее в нелогичности, непоследовательности, слушая ее сбивчивую речь, совсем не трудно. Особенно, если слушать Любу отчужденным сердцем. Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто, кроме сына, свидетеля ее минувшей жизни и ее мук, правильно не поймет.

Но нельзя не почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в годы своих четырехлетних мытарств в тепле, поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а значит и гибель детей).

3. Чтение текста по ролям.

Со слов «Алеша, ты не шуми, дети проснутся…» до слов «…а я тоже человек, а не игрушка».

Чего не может простить Иванов своей жене? Почему? Какой выход он видит? (Слушая рассказ Любы о Семене Евсеевиче, согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей муке одиночества и минутной слабости, Иванов ведет себя как человек, думающий только о себе. Автор мастерски рисует обольщение героя своим «я».

(«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу». «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя») Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу («Стерва ты, и больше ничего»).

Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых фронтовых испытаний.

Иванов пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорбленного самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает все случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым.

Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом («Ничего без расчета не бывает»).

Вынужденное взросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью.

Выход Иванову видится один – уйти из дома. Этот путь для него единственный, потому что понять другого человека – это труд души. Встретившись со своей семьей, он оробел. Ему страшно, хотя он в этом и не признается).

Эта история воспринимается как мудрая житейская притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась толчком к подлинному, а не мнимому возвращению Иванова из искаженного фронтового пространства в русло естественной человеческой жизни.

Эта притча-укор заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой («Иванов с удивлением слушал историю, что рассказывал ему Петруша и думал: он и про Машу мою скажет сейчас»).

Финал рассказа. Самый драматичный и кульминационный момент рассказа.

3. Чтение учителем

« Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессиливших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.

Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем…

Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети

».

https://thestrip.ru/dlya-golubyh-glaz/analiz-proizvedeniya-vozvrashchenie-platonov-sochinenie-analiz-rasskaza/

Сочинение с планом по произведению Платонова «Возвращение» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

План:

1. Введение

а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения»

2. Основная часть

а)«Странен и непонятен был родной дом»

3. Вывод

а) «Уразуметь сердцем»

Уразуметь «сердцем», значит понять

П. Флоренский

В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением».

Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему — возвращение после войны.

Причем речь идет не о конкретной семье или человеке, а обо всей России, обо всем мире, который силится после нескольких лет разрухи, страха и убийств обрести былую гармонию.

Подобные чувства испытывает и находящаяся рядом Маша, которая во время войны служила помощником повара. Как замечает Платонов, ее сердце было вмещало любовь ко всем и ни к кому в отдельности.

На ум в связи с этим сразу приходят слова Чехова: «Все человечество любить намного проще, чем одного человека».

И Маша, и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии. «Дочери пространщика» тяжело ехать к своей семье, от которой она отвыкла, в город, ставшим для нее чужбиной. То же самое касается Алексея, который после поездки в Машин город все равно не чувствует всем сердцем радости от возвращения.

Любовь Васильевна, при встрече застеснялась: уж слишком отвыкла она от мужа. Она сохранила прежнее милое лицо, которое теперь несло на себе печать утомления: женщина была вынуждена работать на кирпичном заводе.

«Я стала на лицо худая», — с горечью говорит она, — «страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет».

Еще более разительными выглядят перемены, произошедшие с детьми главного героя, — Петрушей и Настей. Младшая дочь была совсем маленькой, когда Алексей должен был уйти на фронт, и теперь ей трудно привыкнуть к отцу. Образ же Петруши — пример того, как война может заставить ребенка повзрослеть.

Когда Иванов впервые встречает старшего сына, на ум приходит сравнение с исправным мужичком. Вместо теплого приветствия от сына Алексей получает отстраненно-холодное: «Ты отец, что ль?». Перед морально повзрослевшим (и даже постаревшим) сыном Алексей чувствует робость.

Вместо детских игра и обучение грамоте, вполне естественных для мальчика, — забота о пальто для матери и бесконечные нотации родным. Словно боясь, что последние остатки тепла семейных отношений, и так подорванных войной, окончательно рассеются, Петруша следит, чтобы на ночь закрывалась вьюшка в печной трубе.

«Рассуждает, как дед», — невольно обронил Алексей, разговаривая с женой.

Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к самому себе, чистому и праведному. Как оказалось, за годы войны поменялась не только семья Алексея, но и сам главный герой.

Зачерствев морально за время войны, он не может понять чувства своей жены, которая, по сути, испытывала все эти годы то же, что и сам Алексей Иванов, – ужасное одиночество. В попытке бегства от него она изменяет мужу с инструктором райкома профсоюза. Признание влечет за собой ссору.

Не нравится Иванову и то, что в его отсутствие ходил к нему домой некий Семен Евсеич, у которого погибла вся семья. Забыв о собственных прегрешениях, Алексей обвиняет жену в неверности и собирается эгоистично оставить свою семью.

Завершается рассказ сценой в вагоне, в котором отъезжает главный герой. Казалось бы, его стена самолюбия и эгоизма останется нерушимой, но все меняют дети, бросившиеся вслед за поездом.

Это приводит героя к озарению: как будто сердце, которое напрасно билось всю жизнь, вырвалось на свободу и заполнило теплом всю его сущность. Так поэтически охарактеризует состояние Алексея Платонов.

Главный герой сходит с поезда – возвращение состоялось.

«Вернулись» и некоторые другие персонажи – например, Петруша.

Став свидетелям ссоры родителей, он некоторое время не изменяет «хозяйственному» поведению («Он стекло раздавил», – догадался Петруша, – «а стекол нигде нет»).

Рассказ Платонова обрисовывает тяжелые для России послевоенные годы. Но даже в этом мире, замученном человеческой жестокостью, всегда есть место живым чувствам и вечным ценностям – это автор убедительно доказывает. Главное, открыть свое сердце – в такие моменты оно окажется лучшим советчиком.

Персонажи рассказа

Персонажи, запечатленные в рассказах Платонова, нельзя назвать легкими для понимания. Путь героев часто противоречив, они пребывают в неустанном самосовершенствовании и поисках собственного «я». Это можно применить и к Алексею Иванову, главному герою рассказа «Возвращения».

Он действительно возвращается домой после фронта – ситуация типична для советской литературы тех времен. Но в отличие от ее многочисленных героев, Алексея Иванова нельзя назвать идеалом моральных качеств. Он достаточно жесток по отношению к жене, не желая простить ей измену (хотя сам до конца не был честен с ней).

Почему автор изображает персонажа именно таким?

«Я всю войну провоевал, я видел смерть…» – очень мрачно и без пафоса говорит о себе герой. Лишения и постоянный страх перед смертью превращают героя в эгоиста. Возможно ли вернуться в состояние былой гармонии? Ответ Платонова: да.

Спасителями главного героя оказались его же дети. Когда он отъезжал на поезде, вид Петруши и Насти, бегущих вслед за ним, растопил сердце главного героя.

Автор пишет, что Алексей словно почувствовал другую жизнь, коснувшись ее прямо сердцем.

В «Возвращении» Платонов обрисовывает эволюцию главного героя.. На примере образа Иванова автор демонстрирует не только разрушительное воздействие войны, но и утверждает непреходящие человеческие ценности. Именно семья и подлинные человеческие чувства позволяют главному герою сделать в итоге правильный выбор.

Если Алексей переводится как «защитник», то значение имени его жены, Любови, расшифровывать не нужно. Ее образ — яркий пример самоотверженности, которую могла продемонстрировать женщина в нелегкое время.

Ради семьи и Родины, которую нужно было защищать от неприятелей-фашистов, Любовь Васильевна устроилась на непосильную работу на кирпичном заводе.

Привлекает внимание и образ старшего сына Петруши. Во многом гиперболизированный, он дает ясное представление, как война могла отразиться на детской психике. Петруша рано повзрослел и стал даже походить на старика.

К таким проявления хозяйственности сына Иванова, как забота о пальто для матери (ради этого он хочет поступить кочегаром), можно относиться по-разному: восхититься самоотверженности мальчика либо пожалеть его за то, что судьба заставлять его пережить подобный опыт.

В «Возвращении» есть несколько второстепенных персонажей — Маша, Семен Евсеич. Они дополняют историю семьи Ивановых, делая ее типичной.

Несмотря на то, что судьбы у этих героев непохожие, их объединяет одно — чувство полного одиночества и стремление его унять посредством общения с другим человеком.

«Вся любовь происходит из нужды и тоски”, —прозорливо замечает Алексей, — “если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека”. Силу непобедимости любви и демонстрируют на своем примере герои Платонова.

Мини-сочинение: Детство и дети

Русская литература знает немало примеров в творчестве писателей 19 и 20 веков изображения детей и детства. Короленко, Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн и др.

  • все эти писатели в разные периоды творчества обращались к данной теме. Зачастую именно ребенок, с его особенным из-за возраста восприятием, позволяет дать точную оценку изображаемому миру.

Да, эта оценка может казаться взрослому наивной, но от этого менее правильной она не становится.

Дети как действующие лица появляются в рассказе Платонова «Возвращение». Автор не сосредоточивается на внутреннем состоянии Петруши и Насти, детей главного героя. Но понять, что чувствуют они, пережившие войну, можно и без этого благодаря многочисленным деталям.

Вместо обучения грамоте и веселых игр со сверстниками — неестественная для мальчика серьезность, которая вытесняет подлинные чувства. Яркий тому пример — сцена, когда Алексей, ссорясь с женой, случайно раздавливает стекло.

Однако вместо горечи из-за ссоры родителей Петруша опасается: а ведь стекол уже нет.

Алексей Иванов со стыдом обнаруживает, что не испытывает должных чувств к сыну, который на самом деле больше всего заслужил жалости. Куда ближе ему оказывается маленькая Настя, но и она, будучи совсем еще маленькой, когда отец ушел на фронт, совсем его не помнит. И ей, и старшему брату, и самому Алексею Иванову еще предстоит возвращение — к самому себе, к утраченной из-за войны гармонии.

https://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-proizvedeniyu-platonova-vozvrashhenie/

Сочинение-рассуждение по произведению «Возвращение» , Сочинение-рассуждение по произведению «Возвращение».

Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

В 1946 году Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращение». Новое название более соответствует философской проблематике, подчеркивает основную тему рассказа — возвращение с войны. Но возвращение с войны это всего лишь одна из тем, которую хотел донести до нас автор.

Возвращение к детям, возвращение к человечности и состраданию-вот главная мысль рассказа.

В этом произведении речь идет не о конкретной семье, а обо всей России, которая пережила трудный период в своей жизни. После страха и разрухи страна пыталась обрести былую гармонию. Главный герой Алексей Иванов возвращается домой после войны.

В это время его поглощает одиночество. Это подчеркивается грустным ожиданием поезда. Те же чувства испытывает и Маша. Во время войны она служила помощником повара. Как замечает Платонов: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека». Маша и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии.

Маше трудно вернуться домой, к своей семье, которая стала для нее чужой, от которой она отвыкла. То же самое происходит и с Алексеем. Он не чувствует радости от возвращения. Любовь Васильевна при встрече с мужем тоже застеснялась. Она слишком отвыкла от него. За то время пока не было мужа, она с детьми прожила трудное время. Она была вынуждена работать на кирпичном заводе.

Её лицо несло на себе печать утомления. Она виделась с детьми очень редко. Её образ — яркий пример самоотверженности, которую Любовь Васильевна проявляла в нелегкое время. Ради семьи она устроилась на непосильную для неё работу. Она сказала: «Я стала на лицо совсем худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни».

Привлекают внимание и образы Петруши и Насти. Особое внимание Платонов обращает на образ Петруши. Во многом преувеличенный, он дает нам ясное представление того, как война может отразиться на детях. Война заставила его повзрослеть. Когда Иванов встречается со своим сыном на станции, он его не узнает.

«Отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста». «Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка». При встрече на станции Петруша холодно поприветствовал своего отца, сказав: «Ты отец, что ль?».

Это говорит о том, что за время пребывания на войне отец и сын слишком отдалились друг от друга, маленькая Настя была ещё совсем маленькой и помнила отца. Отец очень удивлялся, глядя на Петрушу. Вместо детских игр и обучения грамоте мальчик взял на себя ответственность хозяина дома. Он заботится о матери, учит свою сестренку писать и считать и даже дает распоряжения по дому.

Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к себе. За годы войны поменялась не только семья, но и главный герой. За то время, которое он провел без семьи, он зачерствел морально, он не понимает чувства своей жены, которая, как и он испытывала одиночество.

Она пыталась бежать от этого одиночества и позволила инструктору райкома профсоюза быть близким к ней, но потом очень сожалела об этом. Когда жена призналась в этом Алексею, то это повлекло за собой ссору. Любовь Васильевна искренне раскаялась в своем поступке, упрашивала мужа остаться. «Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей…

Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!». Также Иванову не нравится и то, что к ним приходит Семен Евсеич. Алексей достаточно жесток по отношению к своей жене, не желая простить ей её неверность (хотя и сам не до конца честен с ней).

Он собирается оставить семью и уехать к Маше. Алексей поступает эгоистично.

Рассказ завершается сценой в вагоне.

Когда Алексей отъезжал на поезде, он увидел Петрушу и Настю. Они, выбиваясь изо всех сил, бежали за поездом. Вид детей растопил сердце отца. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

«На примере образа Иванова автор демонстрирует не только разрушительное воздействие войны, но и утверждает непреходящие человеческие ценности. Именно семья и подлинные человеческие чувства позволяют главному герою сделать в итоге правильный выбор».

Платонов в своём рассказе обрисовывает тяжелые послевоенные годы. Но даже в это время всегда есть место непреходящим ценностям. Главное, открыть свое сердце и тогда оно станет самым хорошим советчиком. Русский учёный П. Флоренский сказал: «Уразуметь «сердцем», значит понять».

Добавил : 81801002

13914 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00246751463402429395

Урок 3. Итоговое сочинение. Платонов. Возвращение , Фрагмент текста «Ночной разговор Ивановых»

Петрушка спал чутко и настороженно: он всегда боялся, что ночью может что-нибудь случиться и он не услышит — пожар, залезут воры-разбойники или мать забудет затворить дверь на крючок, а дверь ночью отойдет, и все тепло выйдет наружу. Нынче Петрушка проснулся от тревожных голосов родителей, говоривших в комнате рядом с кухней. Сколько было времени — полночь или уже под утро, — он не знал, а отец с матерью не спали.

  • Алеша, ты не шуми, дети проснутся, — тихо говорила мать. — Не надо его ругать, он добрый человек, он детей твоих любил…

— Не нужно нам его любви, — сказал отец. — Я сам люблю своих детей… Ишь ты, чужих детей он полюбил! Я тебе аттестат присылал, и ты сама работала, — зачем тебе он понадобился, этот Семен Евсеич? Кровь, что ль, у тебя горит еще… Эх ты, Люба, Люба! А я там думал о тебе другое. Значит, ты в дураках меня оставила…

Отец замолчал, а потом зажег спичку, чтобы раскурить трубку.

  • Что ты, Алеша, что ты говоришь! — громко воскликнула мать. — Детей ведь я выходила, они у меня почти не болели и на тело полные…
  • Ну и что же!..

— говорил отец. — У других по четверо детей оставалось, а жили неплохо, и ребята выросли не хуже наших. А у тебя вон Петрушка что за человек вырос — рассуждает, как дед, а читать небось забыл.

Петрушка вздохнул на печи и захрапел для видимости, чтобы слушать дальше. «Ладно, — подумал он, — пускай я дед, тебе хорошо было на готовых харчах!»

  • Зато он все самое трудное и важное в жизни узнал! — сказала мать. — А от грамоты он тоже не отстанет.
  • Кто он такой, этот твой Семен? Хватит тебе зубы мне заговаривать, — серчал отец.
  • Он добрый человек.
  • Ты его любишь, что ль?
  • Алеша, я мать твоих детей…
  • Ну, дальше! Отвечай прямо!
  • Я тебя люблю, Алеша.

Я мать, а женщиной была давно, с тобою только, уже забыла когда.

Отец молчал и курил трубку в темноте.

  • Я по тебе скучала, Алеша… Правда, дети при мне были, но они тебе не замена, и я все ждала тебя, долгие страшные годы, мне просыпаться утром не хотелось.
  • А кто он по должности, где работает?
  • Он служит по снабжению материальной части на нашем заводе.
  • Понятно. Жулик.
  • Он не жулик. Я не знаю… А семья его вся погибла в Могилеве, трое детей было, дочь уже невеста была.
  • Не важно, он взамен другую готовую семью получил — и бабу еще не старую, собой миловидную, так что ему опять живется тепло.

Мать ничего не ответила. Наступила тишина, но вскоре Петрушка расслышал, что мать плакала.

— Он детям о тебе рассказывал, Алеша, — заговорила мать, и Петрушка расслышал, что в глазах ее были большие остановившиеся слезы. — Он детям говорил, как ты воюешь там за нас и страдаешь… Они спрашивали у него: а почему? А он отвечал им: потому, что ты добрый…

Отец засмеялся и выбил жар из трубки.

  • Вот он какой у вас — этот Семен-Евсей! И не видел меня никогда, а одобряет. Вот личность-то!
  • Он тебя не видел. Он выдумывал нарочно, чтоб дети не отвыкли от тебя и любили отца.
  • Но зачем, зачем ему это? Чтоб тебя поскорее добиться? Ты скажи, что ему надо было?
  • Может быть, в нем сердце хорошее, Алеша, — поэтому он такой.

А почему же?

  • Глупая ты, Люба. Прости ты меня, пожалуйста. Ничего без расчета не бывает.
  • А Семен Евсеич часто детям приносил что-нибудь, каждый раз приносил, то конфеты, то муку белую, то сахар, а недавно валенки Насте принес, но они не годились — размер маленький.

А самому ему ничего от нас не нужно.

Ты увидишь его — это не так, как ты думаешь…

  • Все это чепуха какая-то! — сказал отец. — Не задуривай ты меня… Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу.
  • Живи с нами, Алеша…
  • Я с вами, а ты с Сенькой-Евсейкой будешь?
  • Я не буду, Алеша.

Он больше к нам никогда не придет, я скажу ему, чтобы он больше не приходил.

  • Так, значит, было, раз ты больше не будешь?.. Эх, какая ты, Люба, все вы, женщины, такие.
  • А вы какие? — с обидой спросила мать.
  • Что значит — все мы такие?
  • Я не такая… Я работала день и ночь, мы огнеупоры делали для кладки в паровозных топках.

Я стала на лицо худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни.

Я приду, бывало, дома не топлено, не варено ничего, темно, дети тоскуют, они не сразу хозяйствовать сами научились, как теперь, Петрушка тоже мальчиком был… И стал тогда ходить к нам Семен Евсеевич. Придет — и сидит с детьми. Он ведь живет совсем один.

«Можно, — спрашивает меня, — я буду к вам в гости ходить, я у вас отогреюсь?» Я говорю ему, что у нас тоже холодно и у нас дрова сырые, а он мне отвечает: «Ничего, у меня вся душа продрогла, я хоть возле ваших детей посижу, а топить печь для меня не нужно». Я сказала — ладно, ходите пока: детям с вами не так боязно будет.

Потом я тоже привыкла к нему, и всем нам бывало лучше, когда он приходил. Я глядела на него и вспоминала тебя, что ты есть у нас… Без тебя было так грустно и плохо; пусть хоть кто-нибудь приходит, тогда не так скучно бывает и время идет скорее. Зачем нам время, когда тебя нет!

  • Ну, дальше, дальше что? — поторопил отец.
  • Дальше ничего.

Теперь ты приехал, Алеша.

  • — Ну что ж, хорошо, если так, — сказал отец.
  • — Пора спать.
  • Но мать попросила отца:
  • Обожди еще спать. Давай поговорим, я так рада с тобой.

«Никак не угомонятся, — думал Петрушка на печи, — помирились, и ладно; матери на работу надо рано вставать, а она все гуляет — обрадовалась не вовремя, перестала плакать-то».

  • А этот Семен любил тебя? — спросил отец.
  • Обожди, я пойду Настю накрою, она раскрывается во сне и зябнет.

Мать укрыла Настю одеялом, вышла в кухню и приостановилась возле печи, чтобы послушать — спит ли Петрушка? Петрушка понял мать и начал храпеть. Затем мать ушла обратно, и он услышал ее голос:

  • Наверно, любил. Он смотрел на меня умильно, я видела, а какая я — разве я хорошая теперь? Несладко ему было, Алеша, и кого-нибудь надо было ему любить.
  • Ты бы его хоть поцеловала, раз уж так у вас задача сложилась, — по-доброму произнес отец.
  • Ну, вот еще! Он меня сам два раза поцеловал, хоть я и не хотела.
  • Зачем же он так делал, раз ты не хотела?
  • Не знаю. Он говорил, что забылся и жену вспомнил, а я на жену его немножко похожа.