формирование умения раскрывать тему;
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Работать будем два урока. На первом уроке будем готовиться, на втором – писать сочинение.
2. Подготовка учащихся к восприятию картины
а) — Какой сейчас месяц? (ноябрь)
- К какому времени года относится ноябрь? (к поздней осени)
- Какие изменения происходят в природе, характерные
Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа, Деревья, люди – живая природа.
б) Упражнения при подготовке к сочинению.
- Подберите к словам признаки поздней осени.
Осень: золотая, ранняя,
Небо: яркое,
Ветер: ласковый, резкий,, Снег: мокрый, серый,, День: солнечный,
в) — Прочитайте отрывки из произведений о поздней осени, приготовленные вами дома. (6-7 человек).
г) – Прочитайте стихи об осени, подготовленные дома. Обратите внимание на слова, которые характеризуют именно позднюю осень.
д) – Чем поздняя осень отличается от золотой осени? (красками)
- Вы хорошо поработали дома, ваш материал могут использовать другие дети в своих работах.
3. Рассматривание картины под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь»
- Молча рассмотрите картину, полюбуйтесь ею, подумайте над ее содержанием.
4. Анализ картины. Беседа.
- Какое время года изображает художник? Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки.
- В каких красках нарисована картина?
- Почему выбраны такие краски?
- Какой день изображает художник? (пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные)
- Какое настроение вызывает картина? (грустное, печальное, тихую грусть)
- Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не
последний день весны? (краски неба, кустов, берегов реки и т.д.)
Сочинение правда ли что осень лучшее время года
... даже в относительно пасмурный день, никакого случайного загара по форме майки и футболок, пропитанных потом. 2. Стало легче следить за своей формой Осень - лучшее время, чтобы наконец заняться ... засмеется. Вешняя пора - поел да со двора. Вешний день - что ласковое слово» . Русский дом. (Универсальный свод календарей 1994 - 2000 гг.) - Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994, с. 34-35. ...
- Чем вам понравилась картина?
5. Составление плана сочинения.
— О чем напишем в начале сочинения? (о том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью)
I. Скромная русская природа.
— Какие признаки поздней осени можно увидеть на картине? Обратите внимание на передний план картины: на реку, на то, как она поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов, на ее берег, заросший небольшим лесом и кустарником, на дерево, одиноко стоящее в глубине.
— Перечислите другие приметы поздней осени, характерные для пасмурного осеннего дня. Опишите небо, тучи, снег.
- Озаглавьте второй пункт плана.
II. Пасмурный осенний день.
- Какое настроение вызывает эта картина? (тихую грусть вызывают картины поздней осени)
— Озаглавьте третий пункт плана.
III. Настроение человека в дни поздней осени.
6. Устное рассказывание по плану и словарная работа.
Учащиеся подбирают слова, необходимые для точного описания картины. Учитель их записывает на доске, рядом с планом.