систематизировать приобретённые учащимися знания об описании;
активизировать портретную лексику учеников;
формировать умение наблюдать, выделять главное, особенное в описываемой личности, отличать описательный тип от других типов речи;
формировать коммуникативные умения: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение выражать собственное отношение к герою;
подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности
Оборудование: презентация, Подготовка к восприятию произведения живописи., Словарная работа.
Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция.
Что такое портрет?
(описание внешности человека(лица или всей фигуры)).
Учитель.
Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, но и уметь описывать свои наблюдения.
Приведём примеры описания внешности из художественных произведений.
“Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.
(А.С.Грин “Алые паруса”).
“Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса, чувствовали, что он улыбается.
Девушка, которую он назвал своею сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена”.
Бизнес план : Каким видом бизнеса вы хотели бы заниматься?
... и ценностей. 1. Вид бизнеса, которым я буду заниматься. Я думаю заняться зообизнесом, т.к. ... домашних непродуктивных животных и птиц. Я хочу заняться производством кормов для декоративных ... разговора с партнерами необходимо составить бизнес план. Бизнес план является основным документом, способным убедить ... отношениям в России зарождается новый класс людей – средний, который имеет определенный ...
(И.С.Тургенев “Ася”).
Сделать портрет можно красками, карандашом, фотографией, вылепить из глины, высечь из мрамора или вырезать из дерева.
Мы познакомимся сегодня с художником Н.И.Фешиным, который был мастером создания портрета.
Сообщения учителя
Фешин Николай Иванович (1881-1955) — академик живописи; действительный член Петербургской Академии Художеств (1916), член Товарищества передвижных художественных выставок (1916).
Родился Николай Иванович Фешин в Казани в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Здесь реставрировали иконостасы. С малых лет он помогал отцу, составлял орнаменты для иконостасов, участвовал в выполнении различных заказов, ездил с ним по сёлам. Однако болезнь сделала маленького Николая отчуждённым от сверстников. Единственной отдушиной мальчика было рисование.
В 1895 году Фешин завершил учёбу в начальном училище и в этом же году поступил в Казанскую художественную школу, которую окончил в 1901 году.
Как один из лучших выпускников Казанской художественной школы, Фешин был принят в Высшее художественное училище при Петербургской академии художеств. Здесь он проходил обучение в мастерской известного живописца Ильи Репина. В картинах Фешина чувствуется яркий почерк мастера, он был его учеником.
Первый успех пришёл к нему после выполнения картины «Черемисская свадьба» (1908).
Известны также картины этих лет «Дама в лиловом», «Портрет Н.М. Сапожниковой » и другие.
Щедрый дар живописца, природное чутьё, умение опоэтизировать человека породили искусство смелое, взволнованное, покоряющее зрителя глубиной и искренностью чувства.
В сферу его интересов входила не только живопись. Он был превосходным мастером рисунка, театральным декоратором, скульптором и резчиком по дереву. Быт народа, обычаи, обряды составляют сюжеты его картин.
Работы Фешина отличаются своеобразным колоритом. Цвет его полотен сдержан, приглушён и одновременно богат в оттенках.
В 1909 году была написана конкурсная картина «Капустница», за которую он получил звание художника. Картина посвящённая быту народов Поволжья и представляет собой праздничную обстановку семей, которые собираются для рубки капусты. За эту работу художник также был удостоен заграничной путёвки.
В 1908 году после поездки Фешин был утверждён Академией художеств в должности преподавателя Казанской художественной школы и преподавал здесь вплоть до 1923 года.
В период преподавания, художник совмещает и творческую, и педагогическую деятельность, а также успешно участвует в международных художественных выставках.
Одна из известных и прекрасных работ художника этого периода — это «Портрет Вари Адоратской». Есть и много других портретов — портрет отца, «Портрет архитектора П. Абрамычева», «Леди в розовом», «Портрет Н.М. Сапожниковой».
В 1916 году Н.И. Фешин собранием Императорской Академии художеств был удостоен звания академика живописи.
В 1923 году художник покидает Россию. Теперь его жизнь надолго связана с Америкой. Весьма важный творческий период его жизни связан с Нью-Йорком. Здесь он получил второе дыхание. Он имел успех, его признали и люди искусства, и публика. Шедеврами этого периода творчества стали картины «Ия с дыней» (Ия — это его дочь), «Мать и дочь» и другие произведения.
Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,
... как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», ... Портрет художника Г.Б.Якулова», 1910 Петр Кончаловский «Портрет художника Г.Б.Якулова», 1910 Петр Кончаловский родился 21 января 1876 года в городе Славянск Харьковской области. Живописи он начал учиться в ... образа. Вот как описывает картину Всеволод Иванов: ...
Таос — стал следующим пристанищем в жизни Фешина. Объездив Америку, семья остановилась в этом небольшом городке. Во-первых, из-за болезни художника, он был болен туберкулёзом. Во-вторых, необычайная красота природы, местный колорит — индейцы, ковбои, испанская архитектура — всё это привлекало внимание многих художников. Одна из картин художника этого периода называется «Танец кукурузы», также есть работы посвящённые индейцам.
Дом, в котором жила семья Фешиных, художник построил собственными руками по собственному проекту, украсив резьбой и скульптурами. Этот дом в 1979 году был внесён в Национальный Регистр Исторических мест в Соединённых Штатах Америки как памятник архитектуры.
В 1981 году здесь был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.
В настоящее время работы известного художника сосредоточены в фонде Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Его картины украшают залы Третьяковской галереи, Русского музея и других музеев России.
Последние годы жизни художник провёл в Лос-Анжелесе. Здесь он продолжил своё творчество, создавал картины, занимался декоративно-прикладным искусством: резьбой по дереву, керамикой, работой по металлу.
Николай Иванович Фешин умер в 1955 году в Лос-Анджелесе.
Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.
2. Главным жанром в искусстве Н.И.Фешина является портрет. Портреты художника сочны и гармоничны по свету. В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда. Художник пишет небольшие портреты – этюды, написанные на ярком солнце, часто против света. Свет в таких работах создаёт мерцающее сияние вокруг головы, золотистым маревом наполняет этюд.
Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914).
Портрет этот вызывает в памяти лучшие детские образы русской живописи конца19 – начала 20 века. Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны. Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме. Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом. Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты.
Беседа по картине., Словарно-стилистическая работа.
-
Что вы чувствуете и о чём думаете, когда смотрите на этот портрет?
-
Что вы видете?
(Перед нами портрет девочки. По-видимому, автор с большой нежностью и любовью относился кдетям, поэтому от картины настроение светлое, радостное. Н.И. Фешин глубоко понимал духовный мир детей).
(Картина написана яркими, сочными красками).
Устное по картине Огюста Ренуара «Девочка с лейкой»
... картину французского художника Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». ( Работаем с лупой и рамкой) (Работа над картиной строится по вопросам и заданиям учебника.) Перед вами портрет, пейзаж или натюрморт? Как вам кажется, где художник изобразил девочку: ... для письменного сочинения по картине. способствование развитию ... портретах детей ХУIII в. чувствуются следы некоторой чопорности. Прошло около ста лет ...
(Нежно-голубая (цвет скатерти), светло-коричневая (горшочки цветов), жёлтая, золотистая (фрукты), нежно-розовая (щёки, губы).
Картина вся наполнена солнечным светом, золотом).
-
Что можно сказать об этой девочке?
-
Какой, по-вашему, у неё характер?
(Эта девочка подвижная и озорная. Об этом говорят вещи, разбросанные на столе, возможно, оттого, что она всё время в движении, сама девочка тоже сидит на столе. Художник выбрал момент, когда девочка на какое-то мгновение остановилась, и ему захотелось запечатлеть её. Характер у неё настойчивый и решительный).
-
Нравится ли вам эта девочка?
-
Что привлекает вас в её портрете?
-
Какова её внешность (лицо, волосы, взгляд, глаза, брови, нос, рот, одежда).
-
Какие причастия можно употребить при описании? Какие прилагательные?
(Девочка привлекательная. В её портрете привлекает всё).
Лицо (сосредоточенное, круглое, румяное).
Волосы (аккуратно сплетены в две косички, искрящиеся на солнце).
Взгляд (устремлённый вдаль, сосредоточенный, восхищённый, остановившийся).
Глаза (широко раскрытые, широко расставленные, сияющие, светящиеся, карие).
Брови (редкие, дугообразные).
Нос (слегка вздёрнутый).
Щёки (пылающие, нежно-розовые).
Рот (плотно закрытый).
Губы (слегка припухшие, пухлые, нежно-розовые).
Одежда (легкое белое платье, подпоясанное большим бантом; на ногах носочки с разным орнаментом).
(Стена комнаты, книжный шкаф, подоконник, цветы).
(Зелёный цвет – цвет жизни, молодости, место, где девочка проводит счастливые минуты за игрой).
(Н.И.Фешин показал на своей картине прелесть и чистоту ребёнка, беззаботность и неповторимость прекрасной поры в жизни человека – детства).
Составление примерного плана сочинения.
I. Вступление.
Тема картины и живописные средства её раскрытия.
II. Основная часть.
Образ девочки Вари.
1. Внешний облик:
- а) черты лица (взгляд, глаза, брови, нос, губы, рот, волосы);
- б) поза, фигура;
- в) одежда.
2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героини).
3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.
III. Заключение.
Отношение художника к героине. Какие мысли и чувства выражает картина?
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине Н.И. Фешина “Портрет Вари Адоратской”, используя материалы урока