Эдвард Мунк, норвежский художник, творчество которого пришлось на конец 19 — первую половину 20 века. Из нескольких тысяч его творений наиболее известны живописные полотна «Крик», «Больная девочка», «Четыре возраста жизни», «Вампир», «Мадонна», гравюра «Двое (Одинокие)». Мунк был одним из первых экспрессионистов.
Экспрессионизм как направление основан на выражении эмоций художника. Он зародился как острая реакция на безобразные явления европейского мира начала двадцатого столетия. Экспрессионизм изначально был созвучен мироощущению Эдварда Мунка, он недолго находился под влиянием импрессионизма. Большинство его картин полны тревоги, боли, пессимизма и вместе с тем любви к жизни.
Главным трудом жизни Мунка был цикл «Фриз жизни», тема которого — любовь, жизнь и смерть. Тон картин — трагизм, обречённость, мрачные предчувствия. В построении картин художник использует контраст цвета, выразительность линий, нарочитую простоту форм. Сюжеты полотен Эдварда Мунка символичны.
Картина «Крик» — хрестоматийный пример экспрессионизма. С 1893 по 1910 годы художником была создана серия картин «Крик». В дневнике художника есть запись о виденном им кроваво-красном закатном небе над тёмно-синим фьордом. Этот вид его очень взволновал, он почувствовал несмолкаемый крик, который пронзал природу.
Первые варианты картин назывался «Отчаяние». Композиция всех картин была схожей, менялся главный герой. В поисках образа, могущего передать пережитый им ужас, Мунк пришёл к изображению деформированной, схематичной фигуры.
Сюжет картины многим критикам видится фантазией душевно больного человека. Кроваво-красный закат навис над фьордом, по мосту идёт человека, похожий на скелет. Голова его напоминает череп, рот застыл в крике, глаза полны ужаса.
Это центральная фигура композиции. Кричащий человек изображён на переднем плане и притягивает внимание зрителя. Пейзаж как фон представлен волнистыми линиями, схожими с округлыми контурами головы, словно природа и человек сливаются в крике. На заднем плане, в уходящей перспективе прямого моста, обозначены две прямые, под стать мосту, фигуры, от которых веет равнодушием.
Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси ...
... про судьбу "не хуже каменщика", который теперь "зачах". Картины жизни Матрены Тимофеевны показывают, через какие испытания проходят русские ... Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные… С горькой иронией называется село Кузьминское "богатым". Оно богато кабаками, ... мрак, невежество – вот в таких условиях существует "освобожденный" народ. В то же время все эти описания дают представление ...
Лицо главного героя картины лишено каких-то индивидуальных черт, оно обезличено, но выражает крайнее отчаяние, близкое к помешательству. Этой сведённой к примитиву фигурой автор смог выразить сильнейшие человеческие чувства. Руки человека подняты и прижаты к ушам, словно несчастный силится убежать от своего ужаса. Герой одинок, раним и беззащитен. В этом и состоит трагизм картины.
Автор использовал в работе над картиной масляные краски совместно с темперой. Это непростая техника. Что касается колорита, то он ограничился применением только красного и синего цветов. Они плохо сочетаются, создают ощущение тревожности, передают нервное напряжение.
Автор для усиления драматизма использовал в изображении фигуры героя и пейзажа линии, странно изгибающиеся. Мост, устойчивый и прямой, как стрела, вкупе с двумя отдалёнными человеческими фигурами, замечательными прямизной, вступает в противоречие с энергетикой ломаных линий. Эдвард Мунк, вероятно, таким образом выразил конфликт страдающей природы и цивилизации, глухой и равнодушной к боли природы.
Картина «Крик» производит сильное и тяжёлое впечатление. Она, безусловно, заставляет задуматься о трагичности жизни, но смотреть долго на этот шедевр небезопасно для психического здоровья.