Интегрированный урок : «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек…» (по произведениям А. Платонова)

«Интегрированный урок по теме: «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек…» (по произведениям А. Платонова).»

Сочинение на морально-этическую тему в 9 классе

В ОГЭ по русскому языку «вернули» сочинение по цитате из текста и добавили тему, связанную с определением морально-нравственного понятия и анализом текста. У преподавателей и у учащихся теперь есть выбор, и это замечательно. Стало очевидным то, что многие пишут сочинения на морально-этические темы: во-первых, такая работа для них понятнее, во-вторых, нравится им больше, чем рассуждения на лингвистическую тему.

У учителя появилась возможность готовить ребят к ОГЭ и постепенно к итоговому сочинению по литературе в 11 классе и к одной из частей ЕГЭ по русскому языку, где требуется чтение литературного минимума, знания художественных произведений необходимы как основа. Введение сочинени послужило мотивацией для чтения.

И сегодня мы задумываемся о том, как сделать уроки литературы более эффективными, на какие произведения опираться, ведь только творческое сознательное чтение превращает анализ текста в естественную и непрерывную потребность. Учителя понимают, что незнание, непонимание произведения всегда подводит ученика, пишущего сочинение. Не будем жалеть времени на глубокий анализ произведений писателей-гуманистов.

Уроки развития речи – это системная работа. Дети в 5-7 классах любят писать сочинения, делятся впечалениями, не стесняясь высказывают свое мнение. После устного обсуждения вопросов поднимаемых писателем в тексте, можно предложить написание сочинения-миниатюры с опорой на текст, которые позволяют развивать речь учащихся, комплексно решать многие задачи: оттачивать владение речью, умение анализа текста. Такая работа побуждает ученика к поиску объективной истины, способствует эмоциональному восприятию произведения. Даже слабые ученики, создавая небольшие сочинения, имеют возможность проявить себя. Такую работу необходимо начинать с чтения, чтобы создать атмосферу восхищения мастерством писателя. Уже в 5 классе нужно учить видеть авторскую позицию, говорить о морально-этических проблемах. В процесс подготовки к написанию итогового сочинения можно предложить рецензирование работ одноклассников. Это возможность совершенствования собственной работы. Можно оценивать сочинения одноклассника по критериям ОГЭ, но лучше составить собственный план рецензии, ориентируясь на итоговые сочинения. Работу 15.3 можно оценивать по следующему плану:

2 стр., 907 слов

Искусство в судьбе человека в произведении «Слепой музыкант»

... дополнил книгу некоторыми эпизодами. В итоге получилось произведение из семи глав и эпилога. Слепой музыкант Петрусь имел своих прототипов. В детстве Короленко был знаком со слепорождённой девушкой. ... Эвелины, готовой пожертвовать своим благополучием ради любимого человека. Искусство в судьбе человека , На итоговом уроке по повести школьники пишут сочинение на тему В звуках Петрусь улавливал всю ...

  • дан ли ответ на вопрос;

  • достаточна ли полнота и точность аргументов;

  • логичен ли ответ;

  • самостоятельны ли суждения;

  • оригинален ли текст.

В этих рецензиях личность ученика, круг его взглядов и интересов, умение работать с тестом раскрываются полнее, чем в собственных сочинениях.

Интегрированный урок по теме: «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек…» (по произведениям А. Платонова).Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Класс 9а

Цель урока:

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

  • усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные:

2)развивающие:

3)воспитательные:

Методы обучения:, Организационные формы:, Средства обучения:, Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства — Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная преентация к уроку.

Оформление доски:

Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.

Л.Н. Толстой

Стараясь о счастье других мы находим свое собственное.

Платон

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Словарь

портрет писателей сочувствие, сострадание

альтруизм, милосердие

Музыкальное оформление:

1. Вступительное слово учителя

Сочувствие, сострадание – это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Если у человека возникает чувство сострадания, значит он хочет и готов помочь. С древних времен пришло понятие: «Сочувствие — это разделить чувства другого человека, а сострадание — значит взять на себя часть страданий, облегчить горе».

Люди не всегда понимают, как можно проявить сострадание и милосердие в наше сытое и мирное время, и путают его с жалостью. Мы не рождаемся с чувствами сострадания и милосердия, но мы можем таковыми стать! Вот здесь приходит на помощь литература. Сегодня мы остановимся на произведениях Андрея Платоновича Платонова, они являются источником, питающим чистую душу, помогает еще не очерствевшему сердцу. Писатель позволяет ощутить жизнь «обнаженным сердцем», верить в победу разума и добра, помогает дать определение любого морально-нравственного понятия: человечность, добро, сострадание, взаимовыручка, дружба, родительская любовь и т.д. Как мудрый старец, он ненавязчиво дает совет, как жить «по-человечески», «с детства полным человеком».

22 стр., 10969 слов

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова

... людей не нашлась капелька сострадания для её Юшки. Когда нет сочувствия, сострадания, милосердия, то побеждает в жизни бесчеловечность, жестокость, бездушность. А победа бесчеловечности – это конец жизни. Также читают: Картинка к сочинению Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова ...

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, и взрослый не по годам Вася Рубцов из произведения «Корова» — все они несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (Платонов).

Они сильны в своем стремлении просто жить, и достойны самого глубокого уважения и искренней любви.

2. Биография Платонова

Прежде я предлагаю вам вспомнить биографию писателя

Р одился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов).

Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Как старший сын уже в 15 лет начал работать, чтобы поддержать семью.

Работал «во многих местах, у многих хозяев», затем на паровозоремонтном заводе. Учился в железнодорожном политехникуме. В 1923 — 1926 Платонов работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства.

В 1927 переезжает в Москву, в том же году появляется его книга «Епифанские шлюзы» (сборник рассказов), которая делает его известным. Успех вдохновил писателя, и уже в 1928 он издает два сборника «Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

В 1929 публикует повесть «Происхождение мастера» (первые главы романа о революции «Чевенгур»).

Повесть вызывает шквал резкой критики и нападок, и следующая книга писателя появится только через восемь лет.

С 1928 сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь» и др. Продолжает работать над новыми прозаическими произведениями «Котлован», «Ювенальное море». Пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»).

В 1942 уходит на фронт в качестве специального корреспондента газеты «Красная звезда».

В 1946 демобилизуется и полностью отдается литературному труду. Выходят три прозаических сборника «Рассказы о Родине», «Броня», «В сторону заката солнца». В этом же году пишет один из известнейших своих рассказов «Возвращение». Однако появление в «Новом мире» «Семьи Иванова» было встречено крайне враждебно, рассказ был объявлен «клеветническим». Платонова перестали печатать.

15 стр., 7005 слов

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу юшка платонова (2)

... атмосфера рассказа заставляет задуматься — нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? В качестве главного героя рассказа Платонов выбрал образ простого человека с необычным именем Юшка. Изнурительная ... жизни такого маленького человека останется незамеченным окружающими. Но нет, «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними», и жить людям стало хуже. Незаметный и тихий ...

В конце 1940-х, лишенный возможности зарабатывать себе на жизнь литературным трудом, писатель обратился к пересказам русских и башкирских сказок, которые у него принимали некоторые детские журналы. Несмотря на вопиющую бедность, писатель продолжал творчество.

П осле его смерти осталось большое рукописное наследие, среди которого потрясшие всех романы «Котлован» и «Чевенгур».

У мер А.Платонов 5 января 1951 в Москве.

3. Обсуждение произведений А. Платонова

Знакомство с Платоновым начинается с пятого класса, особую роль писатель отводит литературной сказке. Сказка говорит с ребенком на доступном ему эмоциональном уровне, поэтому персонажи могут служить для него примером. Сказки Андрея Платоновича, не только занимательны, они еще и воспитывают, лечат.

«Неизвестный цветок».

1)История жизни цветка до знакомства с Дашей.

2)Разговор с девочкой.

3)Новая жизнь.

Учитель: Чем необычен цветок?

Он живой: был наделен чувствами, волей, как человек; умел говорить, у него вырос сын, а еще он зовет безмолвным голосом, голосом благоухания. Цветок, как настоящий герой борется за жизнь, для этого ему необходимы дождевая влага, теплые лучи солнца и человеческое участие.

Учитель: Какую роль игрют дети в жизни цветка?

Дети помогают цветку выжить – «удобряют мертвую глину». И цветок помогает человеку справиться с грустью. Как называются эти чувства?

СОЧУВСТВИЕ

Приставка СО — имеет значение соединения.

Учитель: С кем соединиться?

С тем, кто страдает, кто в этом нуждается. Сочувствие, сострадание, сопереживание – это важные свойства человеческой души, но проявлять эти качества можно по-разному. Девочка Даша совершила открытие маленькой незнакомой жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что никто не замечал, стала ему близким, любящим человеком, настоящим другом.

Человечность может проявляться форме сострадания.

В рассказе «Корова», Учитель :, Учитель :, Господь дал нам все

«Юшка» В седьмом классе продолжили разговор об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.

И войти в художественный мир А.Платонова помогает его произведение «Юшка», герой, как неизвестный цветок, благоухает добротой, отдает любовь другим.

Учитель: Назовите основные качества героя.

Юшка в гармонии с природой, у нее он черпает силы, чтобы дарить любовь людям, девочке, которую обогрел своим горячим сердцем.

Учитель: Любят его так же, как он любит людей?

Когда герой отстаивает свое право быть любимым, его лишают жизни. Закончилась жизнь Юшки тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть.

Учитель: Скажите, пожалуйста, живет ли добро после гибели Юшки?

1 стр., 404 слов

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими

... Возвращаясь к словам известного поэта Ральфа Эмерсона, обозначенного в теме моего эссе, учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. Он всегда шагает в ногу со временем, постоянно самосовершенствуется и развивает ... с ними. А самое главное, я не просто учитель, я первый учитель! А это огромная ответственность перед детьми, которые пришли к тебе такими маленькими. Как сказал ...

Семя добра обязательно взойдет – девушка, с большим открытым сердцем, лечит людей, которые когда-то обижали Юшку.

В Библии сказано: «Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их. Это произошло, но, к сожалению, после смерти Юшки. Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла». Жить для других способен только человек с добрым сердцем или как сказал русский писатель-гуманист Лев Николаевич Толстой с «сердцем, милым к другим»

4. Заключение первой части (выводы)

Учитель: А.Платонов знакомит с бездонностью человеческого сердца, учит пониманию любви и милосердии, о котором забыли люди. Бич ХХ века – огромные скорости, бешеные темпы. В этой спешке не замечен человек. Мы живем в XXI веке, что изменилось? Какими стали люди сегодня? Обесцвечивается человеческая личность. Катастрофически убивается милосердие. Благосостояние населения растет, но мало желающих приютить обездоленного, подать милостыню просящему. Можно ли научить добру, сочувствию? Развить способность к состраданию, милосердию? Можно. Неустанной душевной работой. Ведь человеческие идеалы – это труд души.

Рождаемся мы добрыми, и чтобы оставаться такими должны укреплять это качество. Можно ли научиться сочувствию? Развить в себе способность к состраданию? Стать милосердным? Можно. Неустанной душевной работой. Ведь человеческие идеалы – это труд души.

Любите людей., Относитесь к окружающим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам., Умейте в каждом видеть достоинства., Выражайте свое доброе отношение к ним.

5. Подготовка к сочинению., Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Учитель: Продолжим разговор о таком понятии, как сострадание, и соберем материал к сочинению.

Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы:, Антонимы:

со-страдание, со-чувствие, со-переживание

Учитель: Прочитайте высказывания писателей-гуманистов, философов, дайте объяснения.

Крылатые выражения

Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.

Л.Н. Толстой

Стараясь о счастье других мы находим свое собственное.

Платон

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Учитель: Что значит – жить для других? Возможно ли это? Есть ли сейчас альтруисты? Что нужно сделать, по мнению автора, чтобы быть счастливым человеком?

35 стр., 17013 слов

Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова материал

... укрепившееся в русской литературе и в сознании читателя, ассоциирующееся с героями произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Литературная энциклопедия дает следующее определение: «Маленький человек – обозначение ...

Учитель: Все ли согласны с автором? Приведите доказательства в пользу автора, не повторяя его. (Ответы)

Учитель: На какие еще авторитетные источники мы можем опираться? Каких писателей гуманистов вы знаете? (В.Г. Короленко, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, А. П. Платонов).

«сострадание»

Приведите примеры из личного опыта. (Ответы)

Учитель: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Какова схема построения сочинения-рассуждения?

6. Памятка № 1.

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.