Искусство в судьбе человека в произведении «Слепой музыкант»

Многие писатели мира создавали трогательные истории о судьбах не совсем здоровых, обычных людей, их становлении в жизни. При подготовке к ЕГЭ школьникам предлагается написать рассуждение на тему: «Искусство в судьбе человека» по произведению «Слепой музыкант» В. Г. Короленко. Талантливый автор-гуманист поведал в своей книге историю одарённого мальчика, незрячего от рождения. Для него музыка стала великой силой, дающей возможность владеть сердцами людей.

Из истории создания

Владимир Галактионович Короленко 13 лет работал над повестью «Слепой музыкант». Он опубликовал её в «Русских ведомостях» в 1886 году. После этого автор ещё раз её перерабатывал, дополнил книгу некоторыми эпизодами. В итоге получилось произведение из семи глав и эпилога.

Слепой музыкант Петрусь имел своих прототипов. В детстве Короленко был знаком со слепорождённой девушкой. Писатель воспользовался её воспоминаниями для описания ощущений главного героя.

Также с Владимиром Галактионовичем работал один ученик, у которого со временем пропало зрение. Среди знакомых Короленко был и один незрячий музыкант.

Краткое содержание книги

позже диагноз был подтверждён врачом

Дальше автор показывает события, занимающие 20 лет. Родители Пети старались держаться перед ударами судьбы. Воспитанием мальчика стал заниматься его дядя Максим. Мужчина решил поэкспериментировать над племянником и развить его тонкую нервную организацию, чтобы тот не комплексовал из-за своей слепоты. Дядя запретил чрезмерную опеку над мальчиком. Вскоре ребёнок стал ползать, а потом и ходить.

Петрусь подрастал. Однажды он гулял возле озера и услышал разнообразные звуки природы. От этого мальчик потерял сознание. Дядя Максим стал помогать ребёнку осмыслять все звуки. Петрусь рассказывал дяде свои впечатления от них.

та была родственной душой украинской природы

Через некоторое время Петя стал играть на фортепиано. Потом он разучил народную песню и был очень этому рад. В забавах с другими детьми мальчик не принимал участия, зато свободно ориентировался в комнате, ездил верхом на лошади.

Однажды он познакомился с дочерью соседей, Эвелиной. Молодые люди крепко сдружились и симпатизировали друг другу.

Кульминационный момент , Дядя Максим решил помочь парню

В шестой главе наступает кульминация повествования. Слепой решил служить своим талантом людям, но для этого ему нужно было пройти ещё ряд испытаний. Сначала он обнаружил могилу атамана гайдамаков Игнатия Карого. Героя похоронили в одной могиле со слепым бандуристом, который сопровождал друга даже в момент битвы. Пётр понимает, что слепой человек тоже может прославиться.

25 стр., 12223 слов

Уличные музыканты как объект исследования фотожурналистики

... сделанные за годы обучения на факультете журналистики. фотожурналистика документальный фотография Глава I Уличные музыканты как один из предметов исследования документальной фотографии В XIX веке было распространено ... социальный пласт, своеобразная каста, со своими правилами, устоями и иерархией. Данное дипломное сочинение состоит из трёх частей. Первая глава посвящена документальной фотографии, её ...

Через некоторое время главный герой встретился с двумя ослепшими звонарями. Этот эпизод очень важен для раскрытия основной мысли произведения. Звонарь Егорий, как и Петрусь, озлобился на весь мир. Второй знакомый, Роман, был влюблён в жизнь и дарил всем добро. Настроение у Петра было нервозным. Он даже не радовался встречам с Эвелиной.

Развязка произведения

Однажды главный герой возле храма встретился с верующими слепыми. Юноша завидует им, ведь их жизнь наполнена смыслом, они каждый день проводят в поисках пищи и одежды. Он решается вместе с этими нищими на путешествие в Почаев, в святые места. В этом ему также помог дядя Максим, который не признался родителям, куда парень на самом деле отправился.

Вот что дала музыка главному герою:

  • вкусил всю полноту жизни;
  • обзавёлся семьёй;
  • ощутил себя настоящей личностью.

Этичные проблемы в повести , Также автор затрагивает ряд других проблем:

  1. Истинный талант. Обделённый способностью видеть Пётр был прекрасным музыкантом, наделённым хрупким и острым слухом. Природа одновременно унизила и возвысила его. Он одарован талантом: увлечением музыкой. Юноша завораживает своей игрой всех слушателей. Слепой ощущает звуки, помогающие ему видеть окружающий мир без зрения. В итоге он стал уверенным и сильным.
  2. В чём истинное счастье? Человеку важно найти своё предназначение в жизни. Внутреннее содержание важнее всех внешних данных и особенностей.
  3. Формирование характера личности. Петру более всего помогли уроки дяди Максима, потому что он и сам был инвалидом, лишённым ног. Также в жизни юноши большое участие приняли окружающие люди. Петрусь вырос настоящим мужчиной, а не «тепличным растением».
  4. Сила духа. Благодаря своим стараниям и упорству, главный герой стал крепко стоять на ногах и освоил своё ремесло.
  5. Проблема выбора. Вокруг слепого мальчика был огромный мир с множеством дорог и препятствий. Он обрёл свои силы в музыке.
  6. Сострадание. Слепой юноша со временем понимает, что чужие страдания важнее личных несчастий.
  7. Смысл человеческой жизни. Повесть заканчивается концертом слепого музыканта. Он нашёл себя в музыке.
  8. Искренняя светлая любовь. В книге воспеваются самоотверженные чувства Эвелины, готовой пожертвовать своим благополучием ради любимого человека.

Искусство в судьбе человека , На итоговом уроке по повести школьники пишут сочинение на тему

В звуках Петрусь улавливал всю гамму чувств и их изменений. Почувствовать всю полноту жизни, построить семью он смог, благодаря игре на фортепиано и дудке.

Музыка помогла герою реализовать себя как личности, наделила уверенностью в себе. Юноша стал полноценным членом общества.

2 стр., 799 слов

Бабушка в жизни Алёши Пешкова (по повести М. Горького «Детство») (2)

... бабушка открыла Алеше Бога – не сурового и злого, как у Кашириных, а доброго, снисходительного, любящего. Именно бабушка учила мальчика жизни, ... деду. Тогда бабушка показалась Алеше «черной, ... именно бабушка привила ... Бабушка заменила Алеше ... всю жизнь другом, ... трудной жизни». ... Алеша подружился с бабушкой – ... бабушка ... Алеша чувствовал себя неспокойно и неуютно, единственной заступницей его была бабушка. ...

Рождённый в богатой семье и окружённый любящими людьми мальчик получил возможность развивать в себе художественный дар. В конце повести показан дебют слепого музыканта. В его музыке звучало живое чувство родного края. «Да, он прозрел… он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…» Главный герой обрёл мудрость и избавился от груза отчаяния и злости.