По произведению Слепой музыкант Короленко

В данном великолепном произведении читатель сможет получить ответ на один из самых сложных вопросов, которые его касаются, а именно в чем же может быть заключен смысл жизни. И хотя этот вопрос является философским, и не имеет точного ответа, автор совершил весьма яркую попытку описать в чем же все-таки он состоит на примере данного произведения. Рано или поздно, пожалуй, каждый человек задумывается о том, для кого или чего он живет. И получая ответ на свой вопрос, он, несомненно, должен прислушаться к собственному внутреннему голосу, который даст ему ответ исходя из того, какую жизнь ведет человек, и чего он действительно хочет.

Главным героем произведения является слепой человек по имени Петр, который родился с данным недугом. Будучи воспитанным в весьма хороших условиях, он противился самому понятию красоты, так как считал, что лишен возможности созерцать прекрасное, а поэтому, как он заявил, это ему ни к чему. Когда он знакомится с настоящим и непредсказуемым реальным миром, то понимает, что он поистине огромен, и делать какие-либо выводы крайне тяжело. Когда он был познакомлен с семьей Ставрученков, то полностью меняет свое мировоззрение, так как понимает, что у многих людей жизнь намного тяжелее, чем у него. Тогда он начинает путешествовать, и как-то раз знакомится с звонарями, которые также являются слепыми людьми. Первый из них был от рождения слепым, а второй стал таким только в возрасте семи лет.

Егорий – один из двух звонарей, который не любил людей, и свое существование считал бессмысленным. Главный герой находит нечто общее в себе с данным человеком. Как-то раз мальчик встречает своего дядю, который по-настоящему является нищим человеком, и промышляет этим занятием, зарабатывая себе на жизнь. Он предлагает ему изменить свое жизненное и социальное положение, и хотя бы на небольшое время побыть в его ситуации. Он принимает данное предложение, и начинает вместе со своим дядей бродяжничать. В ходе такой жизни, Петр полностью меняет свое отношение к людям и жизни, так как понимает, что многие живут намного хуже, чем он, и нужно стараться искать только положительные моменты в своем существовании. Автор считал, что лишь так можно наполнить свою жизнь смыслом и пониманием самого себя. Через призму тех моментов, которые пришлось пережить Петру за короткий промежуток времени, когда ему приходилось быть нищим человеком, читатель также понимает все изменения персонажа, и его дальнейший выбор, который отличается от его прежнего.

19 стр., 9210 слов

«Роль случая в жизни человека. Л. Толстой «После бала. Роль случая ...

... чувства. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь, Может ли случай изменить жизнь человека?, Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Слайд ... в описании бала, здесь и начинается тот самый роковой случай, изменивший жизнь героя. На балу, танцуя с другой, Иван Васильевич видел только ее — стройную, красивую, свою возлюбленную. С каждым случаем, он понимал, ...

5 класс

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Алеши из сказки Черная курица↑ ДругиеХарактеристика и образ Тома Сойера →

История создания , В процессе ее создания писатель 15 раз переиздавал произведение:

  1. Впервые он сел за перо в 1885 году и закончил год спустя.
  2. С 1886 года писатель начал публиковать ее в газете «Русские ведомости». Она вошла в десять номеров.
  3. В том же 1886 Владимир отредактировал произведение и издал его в седьмом номере журнала «Русская мысль».
  4. Первая самостоятельная печать повести состоялась в 1888 году и этот вариант также был переработан автором.
  5. В 1898 году во время очередного нового издания Короленко добавил значимые для произведения эпизоды: встречу со слепыми звонарями и уход Петра с нищими.

Столь тщательная работа была проведена не зря, это сделало «Слепого музыканта» самой значимой работой Короленко, которая весьма полюбилась его современникам.

У главного героя было несколько прототипов

Сочинение по повести «Слепой музыкант» (гуманистический пафос произведения)

В 1886 году в газете «Русские ведомости» была напечатана повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Повесть имела огромный успех.

Воспоминания о трагических судьбах знакомых ему людей побудили Короленко написать повесть, где он отразив «психологию общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования». Вся повесть «Слепой музыкант» пронизана страстной идеей гуманного отношения к обездоленным.

В богатой семье Попельских родился слепой ребенок. Маленького Петруся окружили заботой и лаской, не давая ему почувствовать слепоту. Малыш, погруженный во мрак, познавал мир через ощущения, узнавая своих близких по шагам и голосам.

Воспитанием Петра занялся Максим Яценко, брат пани Попельской, вернувшийся искалеченным из Италии, где он сражался в отряде Гарибальди. Максим решил помочь слепому утвердиться в жизни. Он установил специальный режим для Петра. Петрусь занимался специальной гимнастикой, научился самостоятельно передвигаться по комнатам. Он даже научился ездить на лошади.

Звуковые формы стали главными формами мысли Петра. В свободной импровизации Петр умел обобщить голоса окружавшей его природы и родные мотивы. Используя увлечение мальчика музыкой, Максим через песни стал знакомить Петра с историей и литературой, научил его читать. Тепличное воспитание Петра очень беспокоило Максима. Но он понимал, что мальчику нужно окрепнуть физически и морально.

Прошло несколько лет. Петр вырос, казалось, был спокоен, о бурях и волнениях внешней жизни он узнавал из рассказов. «Все рисовалось ему сквозь какую-то волшебную дымку, как песня, как сказка».

9 стр., 4420 слов

Повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

... Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. 2. Идея повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Самим заглавием - "Слепой музыкант" - Короленко ... теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения. ... мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения ...

Мать и Эвелина (единственная подруга Петра) бережно и ревниво охраняли покой юноши. Максим, наконец, решился пробить брешь в стене, окружавшей тепличный мир юноши. Он стремился расширить круг внешних впечатлений, познакомить слепого с окружающей жизнью, показать ему настоящее людское горе, чтобы он «не носился со своим». Большое впечатление на слепого оказала поездка в монастырь, где он познакомился с двумя слепцами на колокольне монастыря.

Максим настойчиво и упорно вел племянника по жизни. Как-то раз он заставил Петра подать милостыню слепым, чьи жалобные голоса испугали юношу. Было жутко и страшно видеть, как богатый панич ощупью подавал милостыню слепому, дрожавшему от холода.

После нервной горячки Петр очень изменился. Исчезли припадки внутреннего страдания, но с сильным жизненным диссонансом он не мог еще справиться. В его печальных импровизациях слышалась песня слепых.

Чтобы познать жизнь слепых нищих, Петр, переодевшись в крестьянскую одежду, втайне от домашних, с Федором Кандыбой, давним другом Максима, и слепым Кузьмой отправился в Почаевский монастырь.

Навстречу Петру лились звуки неведомого мира. Он слушал гомон ярмарок, узнавал горе слепых и зрячих. Сердце его впитывало чужую беду и чужое горе. Он выучил и пел вместе со всеми песню слепых, аккомпанируя себе на бандуре. Поздней осенью Петр вернулся домой с двумя слепцами в нищенской одежде. Душа его исцелилась. Через год было решено ехать в Киев учиться музыке. С любовью Эвелины к Петру пришло счастье.

Через три года в Киеве состоялся концерт слепого музыканта, о необыкновенном таланте которого ходили легенды. Зал был покорен его игрой. Музыкант побеждал души людей «глубиной и ужасом жизненной правды».

Слушая игру Петра, видя реакцию толпы, Максим понял, что его жизнь прожита не зря, что он сделал свое дело. Его мальчик сможет напомнить людям об обездоленных и обиженных, о людском горе, и нет больше в душе Петра эгоистического страдания, а есть ощущение жизни, и девиз «обездоленный за обиженных», который когда-то Максим «выставил заранее на боевом знамени своего питомца», претворен в жизнь.

Основная тема и жанр

Основная тема произведения — как стать счастливым. Писатель находил суть счастьям в том, чтобы приносить радость и пользу другим. Проблематика повести выражается в затронутых автором вопросах смысла жизни, искусства и преодоления трудностей, что дает жизнь. Гуманист Владимир Короленко одним из первых начинает говорить о людях с ограниченными возможностями, хотя проблема стала по-настоящему обсуждаемой лишь в XXI веке.

«Слепой музыкант» — это повесть

По традициям жанра характер персонажей объясняется множеством обстоятельств: окружающими людьми, условиям жизни и ситуациями, в которые они попадали. Характер Петра постоянно меняется, и даже в конце он не кажется полноценно счастливым. Таким образом, Короленко, оставляя героя на пике его возможностей, дает читателю возможность самому придумать его дальнейшую судьбу.

В персонажах Петра и дяди Максима ощущается небольшое влияние таких направлений, как романтизм и сентиментализм. Но при этом повышенная эмоциональность и замкнутость первого героя была обусловлена тем, что он инвалид. Его эгоистичность также находит объяснение в повести — это следствие хорошей жизни в любящей семье. Персонаж Эвелины абсолютно реалистичен, помимо ее романтического внешнего вида. По мнению автора, любящая девушка должна быть как она.

4 стр., 1581 слов

Максим Грек описание жизненного пути и категорий мышления

... философом. Среди его учеников значится и князь Андрей Курбский, который вдохновенно отзывался о своем учителе спустя много лет. Сложно переоценить Максима Грека как ... в том числе и произведения греческих философов и богословов, которые нуждались в переводе, копировании и пр. Это и входило в ... лишь Вселенскому Патриарху. До последних лет жизни преподобный Максим хотел вернуться на Афон но, несмотря ...

Вариант 2

Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми, потому мог в полной мере прочувствовать и передать их душевное состояние.

В детстве литератор знал одну слепорожденную девушку – возможно, именно ее ощущения он впоследствии мог спроецировать на главного героя. Еще у Короленко был ученик, имеющий проблемы со зрением (оно периодически пропадало), а также знакомые слепые музыканты.

Возможно, именно поэтому описание получилось таким реалистичным. А сцена со звонарями и вовсе была взята из жизни.

Поразительным является тот факт, что произведение переиздавалось 15 раз, что говорит о безоговорочной любви к нему современников.

Можно сказать, что «Слепой музыкант» — повесть о жизненном пути, о становлении личности. Характер героя постоянно претерпевает изменения – можно сказать, что он находится на стадии формирования. Разумеется, на это влияют окружение и обстоятельства.

Ощущения полноценной картины нет – потому, можно осмелиться сказать, что Короленко намеренно оставляет персонажа на пике возможностей, как бы предлагая читателям додумать некоторые детали.

Можно сказать, что повесть является психологической и философской. Примечательно и то, что писатель называет творение «этюдом» — а это понятие свойственно и музыкальным произведениям. Вполне вероятно, что он делает это неслучайно.

Присутствует некий гуманизм, ведь автор считает, что ключ к достижению собственного счастья – это умение дарить радость другим. Однако в понимании Короленко движение к свету инстинктивно, порой сам человек не осознает, что находится на «верном» пути, он лишь делает то, что подсознательно считает необходимым.

Несмотря на особенности, главный герой, музыкант Петр добрый и активный. Однако он боится новизны – иногда она заставляет его впасть в ступор. Это говорит о свойственной творческим личностям, эмоциональности. Он не привык скрывать мысли и чувства (кстати, Короленко считает, что у слепых имеется то, чего нет у зрячих – их искренние эмоции отражаются на лице, и скрыть их невозможно), прошел довольно долгий путь, в результате чего понял, что его миссия на этой земле – развлекать людей музыкой.

Петр всерьез считает, что своим творчеством служит бедным и обездоленным, делая их жизнь чуточку легче.

Отдельного восхищения заслуживают описания природы – можно сказать, что она влияет на становление музыканта. Присутствует много философских рассуждений о жизни, душе, предназначении человека. Именно это служит своеобразной «изюминкой», и причиной того, почему «Слепого музыканта» хочется перечитывать снова и снова, всякий раз находя определенное количество упущенных по невнимательности, деталей.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Короленко Дети подземелья↑ ДругиеАнализ рассказа Айтматова Первый учитель →

Композиция и сюжет

Композиция повести состоит из семи глав. События разворачиваются в сюжете на протяжении примерно 20 лет: от появления главного героя на свет, до того как он сам стал отцом. Все что происходило в эпилоге, случилось три года спустя после основной сюжетной линии. Вершиной развития центрального персонажа стал его концерт, что изменил мировоззрение слушателей.

13 стр., 6374 слов

Бывает ли общественное мнение ошибочным примеры произведений. ...

... направления итогового сочинения «Человек и общество»: Е. Замятин «Мы» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Введение 1.2 Функции общественного мнения 1.3 Связи ... не то что хотят от вас другие. Лучше уж прослыть в обществе странным человеком, чем всю жизнь делать то, что ему неинтересно. Уповая на одобрение со стороны ...

Краткое содержание опишет все события, происходящие в повести. Все действия происходили примерно на Волынщине, местности, откуда родом сам автор.

Госпожа Попельская родила слепого ребенка, своего первенца Петра. Мальчик стал единственным ребенком в семье и был всеми обожаемым. Во благо Петра его дядя Максим решил усиленно развивать мальчика, чтобы частично компенсировать его слепоту. Сначала он запретил всем родным слишком заботится о мальчишке и спустя несколько месяцев от рождения он уже ползал по дому.

Увлечение музыкой

В пятилетнем возрасте мальчика поразила игра на свирели Иохима, конюха его семьи. После Петрусь и сам быстро научился играть на инструменте. При этом пианино, что его мама привезла из города и на котором сыграла очень сложную пьесу, нисколько не привлекло главного героя. Свирель оказалась милее, ведь когда-то была среди украинской природы, и сделана из родной вербы. После того как Петр научился игре на фортепиано, дядя попросил Иохима спеть ему народную песню. Ее образы были просты и понятны слепому ребенку.

Петр ввиду своего недуга не мог играть с другими детьми. Его единственным другом стала соседская девочка Эвелина, дружба с которой стала для него настоящим подарком судьбы.

Со временем мальчик начал бояться призраков, что таились в его темноте. Петрусь был подобен цветку, растущему в теплице и огражденному от настоящей жизни. Его душа словно дремала в сладком полусне и была отгорожена от всего незримой стеной. Дядя Максим осознавал, что он обязан будет покинуть это состояние, а потому принял решение ускорить выход племянника из полудремы.

Максим пригласил погостить в доме помещика Ставрученко с двумя сыновьями. Один из них был музыкантом, а второй — филологом. Вместе с ними Петрусь почувствовал себя непричастным к веселой жизни других молодых людей. И в результате знакомства он решает, что лишний в этом мире. Но как только он играет на фортепиано, его манеру исполнения все признают уникальной.

И тогда Петр впервые осознает на что он мог бы пригодиться в этой жизни. Его идею поддерживает Эвелина и говорит, что у него может быть своя работа.

Испытания героя , На долю слепого, решившего радовать своим талантом окружающих, выпадает ряд испытаний:

  1. Сначала было обнаружено захоронение вожака гайдамаков Игнатия Карого и слепого бандуриста Юрка, что когда-то повсюду сопровождал его отряд. Они покоились в одной могиле. Тогда Петр понял, что даже слепой человек может многого добиться в этой жизни.
  2. Во втором эпизоде, одном из самых важных по мнению Короленко, герой встречается со слепыми звонарями. Незрячий от рождения звонарь Егорий, как и Петр, был обозлен на этот мир за его несправедливость по отношению к себе. Роман, также звонарь, потерял зрение в детстве, но при этом любил жизнь и был добрым. После встречи с ними Петр решил, что ему суждено до конца дней быть злым. И его глубокая грусть сменилась на раздражительную нервозность. И любовь к Эвелине его больше не радовала: он не хотел быть для нее обузой.
  3. Последнее испытание произошло во время встречи со слепыми возле чудотворной иконы в католической церкви. Петр завидовал им, ведь, по его мнению, ежедневная потребность беспокоиться о пропитании и одежде отвлекали их от раздумий о своей инвалидности. В результате герой отправляется в путешествие вместе со слепыми бедняками под руководством Кандыбы, которому во время войны выжгло глаза. Дядя Максим соврал родным, чтобы они не беспокоились, и сказал, что они с племянником в Киеве, где он брал уроки игры у пианиста.

Спустя несколько месяцев Петр отважился жениться на Эвелине. У них родился абсолютно здоровый сын и страх о своей личной жизни у главного героя пропал.

4 стр., 1990 слов

Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (2)

... В общем, как уже стало понятно, Белогорская крепость в жизни Петра Гринева стала «богоспасаемой крепостью», к которой он прикипел всем сердцем и душой. Однако со временем появились проблемы. Сначала ... Белогорская крепость в жизни Гринева: сочинение И вот Петруша уже сидит в санях и едет по заснеженным полям в Белогорскую крепость. Только вот он и представить себе не мог, как она будет ...

Заключающая сцена разворачивается спустя три года после рождения ребенка. Тогда Петр, незрячий музыкант, на Контрактах в Киеве поразил публику своим искусством игры на фортепиано. По мнению Максима, племянник прозрел, ведь смог напомнить счастливым, имеющим все людям о несчастных. Он оставил свои эгоистичные страдания и страхи и принял роль счастливого человека.

Сочинение по литературе. В. Г. Короленко *Слепой музыкант*.

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. “Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

2 стр., 851 слов

Чему учат жизнь и произведения В. Г. Короленко?

... полноты жизни и чувство своей нужности в жизни народа. Слепой музыкант будет “напоминать счастливым о несчастных” — таков выбор героя повести. Произведения Короленко учат не бояться жизни, принимать ... не бездумный, отвлеченный от сложностей жизни. Показательна в этом отношении повесть “Слепой музыкант”. Труден путь самопознания слепорожденного Петра Попельского. Преодолевая страдания, он отказывается ...

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, обще ство и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине; как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Художественные особенности

природа повсюду вокруг Петра

Текст также наполнен множеством философских раздумий. К примеру, о том, что глаза не только отражают душу человека, как зеркало, но и служат окном, через которое в эту самую душу поступают впечатления от окружающего мира. Писатель сумел описать удивительную игру незрячего парня и его музыку. В ней голоса природы соединялись и звучали, расширяя сердце таким чувством, которое сложно было описать.

Анализ произведения поможет во время подготовки к уроку и если понадобится написать сочинение по «Слепой музыкант».

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы , Слепой музыкант

Не многие из мира сего познали горечь лишений, тем более, таких как лишение слуха, обоняния, способности передвигаться и тем более потерю зрения.

В наше время в Америке живет и работает потрясающий человек – темнокожий певец и композитор Стив Уандер (Stive Wonder).

У которого из пяти чувств есть только три, кроме зрения и обоняния. Этот человек как нельзя лучше подходит для сравнения с героем повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант». Они оба ни разу не видели белого света, они не представляют, что такое огни факелов или свет прожекторов, красота архитектуры или человеческого тела.

Ни кто из нас не представляет того, что испытывает слепой человек, но Владимир Галактионович попытался, причем удачно, приоткрыть нам мир слепого, мир того, которого бог обделил, по-моему, самой необходимой способностью — способностью видеть.

Удивительно проникновенно Короленко описывает те чувства, которые испытывают родные мальчика, в том числе и мать:

«Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой смерти.

Может быть, впрочем, что это и был действительный бред. Как бы то ни было, но ребенок родился слепым».

1 стр., 493 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. Вера в светлые начала жизни (по ...

... Короленко говорит о необходимости веры в лучшее, без которой человек не будет предпринимать каких-либо усилий. Жизнь может показаться бессмысленной, если долгое время не видно какого-либо "огонька". ... скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше, и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, ...

Поднимая проблему того, что мальчик лишен зрения, автор показывает, что взамен природа попыталась дать ему что-то взамен, например отменный слух, способность «вглядываться кончиками пальцев в предметы». Но разве может все это заменить глаза??? Конечно же, нет.

Своеобразие повести в ее удивительной композиции: в ней не описывается вся жизнь Петра. Автору достаточно рассказать нам о его жизни до того, как он только попробует себя в той области деятельности, где он преуспеет, в музыке.

Безусловно, мастерство автора в описании природы, в выражении чувств героев, их действий и мыслей, которое выражается во множестве сопоставлений, индивидуальном характере речи каждого из героев, как бы переносит нас в их мир, в их дом. Читатель чувствует себя если не участником, то наблюдателем, который смотрит на все происходящее и не может оторваться.

Возвращаясь к человеку, имя которого я уже называл, то есть к Стиву Уандеру, кульминацией всей его жизни можно назвать признание его, как настоящего певца, композитора и музыканта. То же самое и у Петра: кульминация повести – в конце, в момент его духовного прозрения:

«Петру шел восемнадцатый год, когда Эвелина предложила ему выйти за нее замуж. В этот день не только она осчастливила его своим откровением, но и он сам в первый раз попробовал себя в музыке. Друзья Ставрученко еще взволнованные и возбужденные, пожимали руки музыканта, предсказывая ему широкую известность»

Говоря об отношении автора к своему произведению, я бы сказал, что автор и душой и сердцем переживал то горе, которое постигло Петра и его семью, так как без этого невозможно столь проницательно, точно и трогательно описать все события, о которых он писал.

Вообще, если говорить откровенно, то я признаюсь, что это один из тех рассказов, от которого я просто не мог оторваться и, прочитав его один раз, мне через несколько дней вновь захотелось перечитать его, для того что бы еще раз испытать хотя бы частичку того чувства Петра, которое Короленко сумел передать через перо и бумагу от того горя, и от которого не избавит никто.

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ Этюд(1886)Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) — главный герой. Подзаголовком — «этюд» — автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», — писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен — но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916).

15 стр., 7061 слов

Спор базарова и павла петровича в романе отцы и дети тургенева

... от опыта «отцов», а «отцы» не прислушиваются к своим «детям». Евгений Базаров и Павел Петрович (сочинение по роману «Отцы и дети» Тургенева) Роман И.С. Тургенева «Отцы и ... слепая приверженность традициям, благоговение перед старыми авторитетами закрывают ему глаза на то, что жизнь изменилась, что появилось много нового и не все новое — вздор и чепуха. Базаров ...

На критику Короленко отвечал так: «Щербина — позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой… и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен — да. Счастлив — наверное нет».

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, — слепому? Герою Короленко — слепорождённому Петру — приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался «с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела». Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них — Роман — был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же — Егорий — был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!» — бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому «приходится налегать на вёсла» и идти к свету, солнцу, счастью!

Характеристика Петра, Характеристика Эвелины

Это была мудрая и добрая девочка, развитая не по годам. При первом знакомстве можно заметить ее невозмутимость и спокойствие, с которым она смотрела на обычные вещи. По отношению к Петру она ласкова и проницательна. Недаром в ней одной в детские и юношеские годы слепой видел отраду и утешение. Эвелина – первый и единственный друг Петра, впоследствии его возлюбленная. Их отношения гармоничны, со временем они только крепнут. Эвелина всегда воспринимала боль Петра как свою собственную. Момент, когда она узнала, что он слеп, запомнился ей на всю жизнь: она плакала над этим обстоятельством так, словно мальчик (в ту пору еще незнакомый) был ее близким родственником или другом.

Характеристика дяди Максима

Конюх Иохим

Он пробудил в маленьком Петре любовь к музыке, способность слышать красоту мелодии и звуков. Иохим был влюблен в девушку, которая отказала ему во взаимности, оттого его музыка наполнена истинными чувствами и красотой. Эта полнота звуков и завораживает маленького Петра, заставляет его бегать в конюшню и слушать совершенную игру конюха. Иохим – первый учитель Петра по музыке. Именно в его конюшне мальчик научился понимать и ценить настоящее искусство.

Анна Михайловна

Как любая мать, она стремилась окружить своего ребенка теплом и вниманием. Узнав, что ребенок слепой, она долгое время горевала, ни в чем не находила утешения. На протяжении всей повести ее любовь и поддержка всюду окружают Петра, дарят ему чувство нужности, поддерживают в невзгодах.

Основная мысль повести «Слепой музыкант»

Едва ли найдется другое такое произведение, оказывающее столь сильное жизнеутверждающее воздействие, как и «Слепой музыкант». Герои описаны совершенно: они все наделены живыми чертами, индивидуальными качествами характера. Главный герой должен пройти испытание слепотой и полюбить жизнь, чтобы стать великим музыкантом. краткое содержание произведения слепой музыкант Таким образом, многогранной и значительной является повесть «Слепой музыкант». Краткое содержание позволяет глубже понять чувства, мысли слепого, его мировоззрение. Создается впечатление, что Короленко посвятил это произведение слепым всего мира.

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В. Г.Короленко «Слепой музыкант».

Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, — слепому? Герою Короленко — слепорождённому Петру — приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался «с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела». Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения.

Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них — — был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же — Егорий — был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!» — бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.

Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому «приходится налегать на вёсла» и идти к свету, солнцу, счастью!

Короленко В.Г. «Слепой музыкант «

«Истинная слепота – не физическое увечье, а неумение замечать то прекрасное, что посылает жизнь.»

В.Короленко

«ПУТЬ К ПРОЗРЕНИЮ»

Петрусь родился слепым,в богатой семье помещика,на западе (современной) Украины.»ребёнок родился слепым…»Трагедия семьи,незрячий малыш,горе и чувство вины матери,которая пытается оградить ребёнка от внешнего мира и трудностей чрезмерной опёкой,излишним вниманием и баловством.Младенец ограждён от внешнего мира,тепличные условия,созданные матерью.В процесс воспитания вмешивается дядя младенца, Максим,отставной военный,потерявший ногу и смотревший с интересом на племянника:как маленький калека сможет бороться за место в жизни,преодолеть трудности,завоёвывать место под солнцем,которого никогда не увидит.Пертусь пробуждает интерес к жизни у дяди-калеки,Максим требует от домочадцев не проявлять к малышу «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий».Прилагая усилия,мальчик начинает познавать мир,различая звуки,голоса,исследуя предметы на ощупь.Благодаря дяде,Петрусь самостоятельно передвигается,у него вырабатывается упорство в познании окружающего мира.Украина-это природа,музыка земли и пение души.Петрусь познаёт мир через звучание природы,голоса и рассказы людей,через народную музыку и песни.Любовь к музыке помогает становлению в жизни,Иохим помог Петру понять,полюбить народную музыку,открыв музыкальность мальчика.Знакомство с Эвелиной-это ещё один подарок судьбы для Петра,рядом появляется близкий друг и толкая человеческая душа.Пётр пытается искать место в жизни,но для начала он не принимает свою слепоту.Обладая сильным характером,Пётр ожесточился,он не может смириться,что не такой,как все.Он замыкается в себе,теряет смысл в жизни,но помогает дядя Максим,ставящий его перед выбором-опустить руки или бросить вызов судьбе.Пётр сделал свой выбор,он отправляется странствовать,познавая настоящую боль,страдания и счастье слепых и зрячих,добрых и озлобленных.Пройдя через испытание,Пётр находит гармонию в себе,встаёт путь к нравственному возрождению.Из мрачного,замкнутого юноши,он становится уверенным в себе молодым человеком,он начинает любить жизнь,не боится быть обузой,а становится талантливым музыкантом,любящим мужем и счастливым отцом.Весть,что его сын видит,сделала Петра окончательно свободным человеком,видящим сердцем смысл жизни,ценящим каждый миг счастья,что дарила ему судьба.Он прозрел духовно,сделав счастливыми своих близких,которые так долго этого ждали.Его талант принесёт ему признание,Петр Попельский добьётся успеха как композитор и пианист,любовь зрителей сделает знаменитостью «слепого музыканта».