Повторение понятий тема и основная мысль текста.
II. Отбор материала по теме сочинения.
III. Работа над структурой сочинения.
IV. Подведение итогов
Ход урока
I. — Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете готовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. Запишите число и тему.
Обратимся к отрывку из “Песни о зависти” питерского барда Александра Розенбаума.:
Слайд №2
Я вышел на тропу войны,
Врага известно имя – зависть.
Ползёт по душам, мысли травит,
Переиначивает сны.
Друзья, погубленные ей,
Не приходя в себя, скончались,
А зависть празднует ночами
Победы подлости своей.
— Какова тема данного отрывка? Основная мысль? Вспомните определение темы и основной мысли произведения?
— Тема – это то, о чем говорится в произведении. Основная мысль – это то, к чему призывает нас автор, что хочет донести до читателя.
Тема данного отрывка – зависть. Автор говорит о том, что зависть – губительное чувство, которое разрушает человека.
— О зависти мы узнаем не только из художественных произведений. В афоризмах – в кратких высказываниях великих людей- содержатся определенные взгляды на зависть. . Обратимся к у высказываниям. Внимательно прочитайте эти высказывания.
Слайд №3
Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. Эзоп
Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем. Франсуа Ларошфуко, Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим. Шарль Монтескьё, Зависть – признание себя побежденным. Александр Скрябин
И з всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гель
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
- Какие высказывания вам понравились? Почему?
Запишите понравившееся высказывание.
Слайд №4
Заглянем в словарь
— А в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля предлагается другое определение: “Зависть – свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе”.
Основная мысль ночь перед рождеством гоголя. Анализ произведения ...
... Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ... событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже – в повестях «Вий» и «Заколдованное место» . Сочинения по темам: В ночь перед Рождеством ... Однако автор пишет ...
- Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы ли эти великие люди?
Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует
Слайд №5
- Встречали ли вы в жизни людей, которым зависть помогла достичь успеха?
Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду
Когда зависть неизбежна, её следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим . Бертран Рассел
Как вы поняли, в истории человечества сложились два противоположных отношения к зависти. Психологи выделяют два вида зависти: чёрную и белую.
- Попробуем охарактеризовать каждую из них. Сначала найдём объект зависти.
— Зависть чёрная. Она смущает не только отдельные личности, но и целые общества, провоцируя драки, склоки. Чёрная зависть – удел неудачника. Она разъедает душу. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу, это переходит в навязчивую идею.
— Зависть белая. “Да, я позавидовал! Но я решил, что тоже так могу! Я приложил труд и добился успеха. Я не пожелал человеку зла, но обратил свою энергию в русло созидания!” Именно такой “завистник” нередко добивается успеха.
II этап – «Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва»
Слайд №6
— А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы — вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.
В его книге «Письма о добром и прекрасном» есть Письмо № 15, которое называется «Про зависть». Прочитаем его.
(Чтение текста учителем).
Про зависть
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
собственные
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
Разработка : «Комплексный анализ текста Д. С. Лихачева «О памяти»
... Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни. Это серьезная проблема, так огромное количество людей страдает от зависти. Это опасная проблема, потому что зависть ... вы будете писать сочинение, — это отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», обращённой к молодому поколению. Чтение текста. Текст. ...
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13) Завидуете — значит не нашли себя.
Д.С.Лихачёв
III этап – «Формулирование проблемы текста
Слайд №7
Выберите высказывание, которое могло бы послужить формулировкой проблемы текста:
Зависть…Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Над этими вопросами размышляет Д.С.Лихачёв в своём тексте.
В своём тексте Д.С.Лихачёв рассматривает проблему зависти как самого опасного человеческого чувства.
Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Над этим вопросом размышляет Лихачёв в Письмах о добром и прекрасном.
В Письме пятнадцатом «Про зависть» Лихачёв поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека.
Слайд №8
- Найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок.
2. В тексте излагается проблема зависти.
3. Д.Лихачев анализирует проблему о живучести зависти.
4. В тексте поднимается проблема зависти.
5. Проблема о том, что зависть неискоренима, волнует Лихачева.
__________________________________________________________________
IV этап – «Комментарий проблемы текста».
- Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.
Слайд №9
- Какие вопросы можно осветить в комментарии?
Почему автор предпочёл именно эту проблему?
Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?
К какой категории относится избранная автором проблем
Как характеризует автора выбор данной проблемы?
- Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.
1. К какой категории можно отнести проблему? (Памятка ) — нравственная
2. Дадим определение проблемы. (Памятка ) – важная, острая, злободневная, актуальная, серьёзная, сложная, опасная.
3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьёзная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.
4. К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди? — Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие;
Завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче.
Слайд №10
— Я добавлю к вашим высказываниям слова Св .Киприана Карфагенского: «Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти… От неё происходит ненависть, от неё распри. Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли… внушает вероломство, воспламеняет гневом; и тот, кто отдаётся в её власть, не может уже обуздать себя и править собою. От сего-то нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство.
Проблема совести — аргументы из литературы. Аргументы к сочинению ...
... нравственно. О чувстве пробудившейся совести рассказал писатель К. Акулинин в одном из своих эссе. Однажды он, измучившись в очереди к врачу, заплатив медсестре, решил свою проблему, но перед тем, как ... сделать вывод, что совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. ( 3 оценок, среднее: 4.67 из 5) Сочинения по темам: В наше время многие ...
- Всё! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты по К1 и К2.