По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”

М. А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему пи­сателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила.

Действие романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” происходит в том самом знаменитом доме №13 на Андреев­ском спуске (в романе он назван Алексеевским), где когда-то жил сам писатель. В 1982 году на этом доме была установлена мемориальная доска, а с 1989 года находится Литературно мемориальный дом-музей имени М. А. Булгакова.

Автор не случайно выбирает для эпиграфа фрагмент

из “Ка­питанской дочки”, романа, рисующего картину крестьянского бунта. Образ вьюги, метели символизирует вихрь развернувших­ся в стране революционных перемен. Роман посвящен второй жене писателя Любови Евгеньевне Белозерской-Булгаковой, ко­торая также какое-то время жила в Киеве и помнила те страшные годы постоянной смены власти и кровавых событий.

В самом начале романа у Турбиных умирает мать, завещая детям жить. “А им придется мучиться и умирать”, – воскли­цает М. А. Булгаков. Однако ответ на вопрос о том, что делать в тяжелое время, дает в романе священник: “Уныния допус­кать нельзя…

Большой грех – уныние…”. “Белая гвардия” – в определенной степени автобиографичное произведение.

Известно, например, что поводом для написания романа стала скоропостижная смерть матери самого М. А. Булгакова Варва­ры Михайловны от тифа. Писатель сильно переживал это со­бытие, вдвойне тяжело было ему потому, что он не смог даже приехать из Москвы на похороны и проститься с матерью.

Из многочисленных художественных деталей в романе вы­рисовываются бытовые реалии того времени. “Революционная езда” (час едешь – два стоишь), грязнейшая батистовая сорочка Мышлаевского, обмороженные ноги – все это красноречиво свидетельствует о полной бытовой и хозяйственной неразберихе в жизни людей. Глубокие переживания социально-политических конфликтов выразились и в портретах героев романа: Елена и Тальберг перед разлукой даже внешне осунулись, постарели.

Крах устоявшегося уклада М. А. Булгаков показывает и на примере интерьера дома Турбиных. С детства привычный для героев порядок со стенными часами, мебелью старого красно­го бархата, изразцовой печкой, книги, золотые часики и се­ребро – все это оказывается в полнейшем хаосе, когда Тальберг решает бежать к Деникину. Но все-таки М. А. Булгаков призывает никогда не сдергивать абажур с лампы. Он пишет: “Абажур священен.

Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура читайте – пусть воет вьюга, – ждите, пока к вам придут”. Однако Тальберга, чело­века военного, жесткого и энергичного, не устраивает на сми­ренная покорность, с которой автор романа призывает отно­ситься к жизненным испытаниям. Елена воспринимает бегство Тальберга как предательство.

2 стр., 593 слов

Сочинение по роману абубакара белый сайгак

... «русским чудом». Да, спасение сайгаков действительно просто чудо, и такое чудо возможно было совершить только в Советской стране и только советскими людьми. Сочинение! . Потом не будешь ... и полупустынных районах выгодно для человека. В поисках пастбищ кочуют сайгачьи стада по просторам степей Средней Азии и Казахстана, ежедневно проходя до 300—350 километров. ...

Не случайно перед отъездом тот упоминает, что у Елены есть паспорт на девичью фамилию. Он словно отрекается от жены, хотя в то же время пытается убедить ее в том, что скоро вернется. В ходе дальнейшего раз­вития сюжета мы узнаем, что Сергей уехал в Париж и вновь женился. Прототипом Елены считается сестра М. А. Булгакова Варвара Афанасьевна (по мужу Карум).

Тальберг – известная в мире музыки фамилия: в девятнадцатом веке в Австрии был пианист Зигмунд Тальберг. Писатель любил использовать в своем творчестве звучные фамилии известных музыкантов (Рубинштейн в “Роковых яйцах”, Берлиоз и Стравинский в романе “Мастер и Маргарита”).

Измученные люди в вихре революционных событий не зна­ют, во что им верить и куда податься. С болью в душе встречает киевское офицерское общество известие о гибели царской семьи и вопреки осторожности поет запрещенный царский гимн. От бе­зысходности офицеры напиваются до полусмерти.

Ужасающий рассказ о киевской жизни периода граждан­ской войны перемежается воспоминаниями о прошлой жизни, которая выглядят сейчас как непозволительная роскошь (на­пример, о поездках в театр).

В 1918 году Киев стал приютом для тех, кто, опасаясь рас­правы, покинул Москву: банкиров и домовладельцев, артистов и художников, аристократов и жандармов. Описывая культур­ную жизнь Киева, М. А. Булгаков упоминает о знаменитом те­атре “Лиловый негр”, кафе “Максим” и декадентском клубе “Прах” (на самом деле он назывался “Хлам” и располагался в подвале гостиницы “Континенталь” на Николаевской улице; в нем бывали многие знаменитости: А. Аверченко, О. Ман­дельштам, К. Паустовский, И. Эренбург и сам М. Булгаков).

“Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка”, – пи­шет М. А. Булгаков. Мотив бегства, обозначенный в романе, станет сквозным мотивом для ряда произведений писателя.

В “Белой гвардии”, как это становится понятным уже из назва­ния, для М. А. Булгакова важна прежде всего судьба русского офицерства в годы революции и гражданской войны, которое в большинстве своем жило с понятием офицерской чести.

Автор романа показывает, как в горниле лютых испытаний звереют люди. Узнав о зверствах петлюровцев, Алексей Тур­бин зря обижает мальчишку-газетчика и тут же сам ощущает стыд и нелепость от своего поступка. Однако чаще всего герои романа остаются верны своим жизненным ценностям.

Не слу­чайно Елена, когда узнает, что Алексей безнадежен и должен умереть, зажигает лампаду перед старой иконой и молится. После этого болезнь отступает. С восхищением описывает М. А. Булгаков благородный поступок Юлии Александровны Рейс, которая, рискуя собой, спасает раненого Турбина.

Отдельным героем романа можно считать Город. В родном Киеве у самого писателя прошли лучшие годы. Городской пей­заж в романе поражает сказочной красотой (“Вся энергия горо­да, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете), обрастает гиперболами (“И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира”).

13 стр., 6323 слов

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера ...

... человека. Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова – Сочинение Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» ... в детях, в любви к жене и почувствовал себя счастливым человеком. Характер Пьера и становление его, как личности Пьер Безухов ... меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея. Первой трагической ошибкой Пьера стал брак ...

М. А. Булгаков широко использует старинную киевскую топонимику (Подол, Крещатик), часто упоминает дорогие каждому сердцу киевлянина достопримечательности города (Золотые ворота. Софийский собор, Михайловский монастырь).

Лучшим местом в мире на­зывает он Владимирскую горку с памятником Владимиру. От­дельные фрагменты городского пейзажа столь поэтичны, что напоминают стихотворения в прозе: “Сонная дрема прошла над Городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя стороной крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и по­плыла вдоль железной дуги”.

И тут же эту поэтичную картину прерывает описание паровоза бронепоезда, злобно сипящего, с 76 тупым рылом. В этом контрасте войны и мира сквозным обра­зом является крест Владимира – символ православия. В фина­ле произведения освещенный крест зрительно превращается в угрожающий меч. А писатель призывает нас обратить внимание на звезды.

Таким образом, от конкретно-исторического воспри­ятия событий автор переходит к обобщенно-философскому.

Важную роль в романе играет мотив сна. Сны видят в произведении Алексей, Елена, Василиса, часовой у бронепо­езда и Петька Щеглов. Сны помогают расширить художест­венное пространство романа, глубже охарактеризовать эпоху, а главное – в них поднимается тема надежды на будущее, на то, что после кровопролитной гражданской войны у героев начнется новая жизнь.

По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия” 1По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия” 2По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия” 3По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия” 4По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия” 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)

4 стр., 1950 слов

Тема истиного и ложного патриотизма в романе Тостого «Война и мир»

... С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в "Войне и мире" ни ... для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона "мысли народной". Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи ...