САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И РОЛЬ ИХ В РОМАНЕ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Сатира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В своём романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков соединяет два плана повествования: философский и сатирический. Первая линия связана с библейским сюжетом, вторая – с изображением нравов современного автору общества. Тон, приёмы повествования в них имеют резкие отличия. Москва у Булгакова изображается в основном в сатирических красках. Это связано с пошлостью, приспособленчеством, корыстными интересами её жителей. Все эти качества определяют сатирический тон повествования. Сложная структура романа с разветвлённой системой действующих лиц позволила автору максимально замаскировать сатирический пафос произведения. Это позволяет Булгакову представить сложную картину московских нравов 1920-х годов. Писатель тонко сочетает гротеск и фантастику. Здесь он выступил продолжателем гоголевских традиций. Особенно ярко это проявилось в использовании приёма детализации. Именно деталь позволила писателю выделить суть изображаемого персонажа и одновременно выступила средством создания гротеска. Обычно М.Булгаков использует бытовую, портретную и символическую детали. Они придают необходимую достоверность происходящему («здоровенный, с борова черный кот», висящий на подножке трамвая с гривенником в лапе за проезд).

Яркая сатирическая деталь в романе – членский билет в МАССОЛИТ. Формальности, выгоды положения заменили истинный труд писателя. На первый план здесь выступило вещное: «коричневый, пахнущий дорогой кожей билет». В то время МАССОЛИТ являлся одной из самых влиятельных организаций в литературе. Но работали в ней далеко не самые талантливые писатели и поэты. Об этом свидетельствуют их «говорящие фамилии»: беллетрист Бескудников, поэт Двубратский, писательница Настасья Лукинична Неприменова под псевдонимом «Штурман Жорж», сценарист Глухарёв, поэтесса Тамара Полумесяц, Жуколов-романист, «какой-то Витя Куфтик из Ростова, кажется, режиссёр, с лиловым лишаем во всю щёку», Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк и т.д. Вся эта плеяда «выдающихся писателей своего времени» выступает перед нами в ресторане «Грибоедов» в подчеркнуто пошлом виде: именно здесь они пользуются всеми льготами и привилегиями, которые давало им государство. Писательская элита страны показана бездарной, мелочной, вызывающей отвращение. Примечательной в этом отношении является сцена танцев в этом ресторане: литераторы кружатся в бессмысленном вихре. Эти деятели направлены не на созидание, а на потребление.

26 стр., 12584 слов

Отдельного разговора, не связанного с бедняжкой Анной Карениной. ...

... явились те элементы поэтики романа Jl. Н. Толстого «Анна Каренина», которые в совокупности дают представление о психологизме в данном произведении. Цель работы - выявить и систематизировать ... приемы психологического анализа в системе поэтических средств романа JI. Н. Толстого «Анна Каренина», ...

Именно поэтому, следуя за Гоголем, автор особое место отводит описанию стола и многообразных яств для деятелей МАССОЛИТа: «стерлядь в серебристой кастрюльке», «переложенные раковые шейки», «свежая икра», «яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках», «филейчики из дроздов» и т.д. О низменных интересах этого общества говорит одно важное авторское замечание: «Ни одна свежая струя не проникала в открытые окна», «пахло луком». Но из всей этой плеяды более всего достаётся Михаилу Афанасьевичу Берлиозу, который не раз выступает в романе. Его образ трагически выражает одну из главных идей романа – «каждому достаётся по вере». Этот герой наказан за своё эгоистическое отношение к людям, вере, идеалам, за свою услужливость, позицию приспособленца, самомнение, потворство глупости, бездарности. Неслучайно именно он возглавляет МАССОЛИТ. Тема сатирического изображения московских обывателей тесно связана в романе с образом Воланда. Вместе со своими помощниками он тревожит их быт, выставляет напоказ нелепость советских учреждений. Здесь писатель следует за Салтыковым-Щедриным. Оба художника осуждали формализм, беспринципность в сфере чиновников. Одним из ярких подтверждений этого служит образ костюма, который без владельца-бюрократа самостоятельно принимает резолюции. М.Булгаков удачно использует гоголевскую фантастику (сцены шабаша, полеты на человеке-борове).

Писатель осмеивает в своём романе и пороки отдельных лиц (пьянство и распутство директора театра варьете Степы Лиходеева, безалаберность его помощника Варенухи, равнодушие и бюрократизм председателя жилищного товарищества дома №302-бис Никанора Ивановича Босого, беспринципность Римского и т.п.).

Скудность жизни москвичей подчеркивает описание того, что излагается в жалобах председателю жилищного товарищества: кляузы, доносы, похищение пельменей и т.д. Показательны в этом отношении сеансы черной магии и её разоблачения. Несмотря на заискивания Бенгальского, Воланд отмечает, что москвичи сильно изменились внешне, у них появились автомобили, трамваи и другие изобретения, но нравы их остались прежними: «квартирный вопрос их испортил». М.Булгаков тонко подмечает изменение в толпе по мере магических действий Воланда. Самый захватывающий аттракцион для них – деньги, падающие с потолка зала. Здесь проявилась их истинная натура. Начался беспорядок, гул. У всех зрителей заблестели глаза. Ради развлечения они предложили оторвать голову Бенгальскому. Вся сцена напоминала массовый гипноз. Люди привыкли жить мифами, иллюзиями. М.Булгаков изображает это с помощью приёма фантастики. Воланд предоставил возможность каждой даме облачиться в понравившийся ей наряд. Но, выходя из театра, великолепные дамы с ужасом обнаружили, что они совершенно оголены. С жаждой денег, общественного положения люди потеряли рассудок. Ими стало легко манипулировать, вводить в заблуждение. Неслучайно с мотивом разоблачения обывателей перекликается мотив сумасшествия (образ Ивана Бездомного, Никонора Ивановича Босого).

Клиника Стравинского, куда они попадают, напоминает весь современный мир. Но, сатирически изображая вечные человеческие пороки, М.Булгаков надеется на их исправление, совершенствование человека. Бытовые и мифологические сцены романа говорят о том, что духовное и бездуховное всегда боролись в человеке. Неслучайно высказывание Воланда об этом стало крылатым в романе: «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…Ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца». Автор показывает, что совершенствование человека кроется, прежде всего, в его нравственном начале. Своеобразие сатиры М.Булгакова проявляется в том, что она носит не узко временной, фрагментарный характер, но, напротив, выражает широкий, общечеловеческий взгляд на человека. М.Булгаков не ставит сатиру в основу своего романа. Она тесно переплетается с нравственными, философскими проблемами, всегда стоявшими перед человеком. На основе богатых литературных традиций предшественников и вводя новаторские элементы, М.Булгаков создает свой уникальный художественный стиль.

9 стр., 4288 слов

Образ города в романе Мастер и Маргарита Булгакова

... сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс. Ребята, оформив подписку в 17.Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведением, место действия в которых можно по праву ...

«Сатирический и фантастический пласты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Сатирический и фантастический пласты

романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели:

рассмотреть авторские примы раскрытия сатирического и фантастического пластов своего романа; определить значение образа Воланда в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания произведения; развивать навыки анализа прозаического текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания по вопросу 6 учебника (см. предыдущий урок):

  • Попробуйте определить соотношение вечного и злободневного в романе «Мастер и Маргарита».

Прослушивается индивидуальное сообщение.

Делается вывод о значении «ершалаимских» глав в романе.

II. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слов учителя.

В работе Б. В. Соколова (1991 г.) дана следующая оценка романа Булгакова: «Мастер и Маргарита» — роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному — Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому — Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения».

Наша задача — представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, чтобы раскрыть для себя сатирические и фантастические пласты повествования в произведении.

2. Индивидуальное сообщение.

«Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» по плану:

1) Найдите в романе зарисовки быта и нравов Москвы 30-х годов, отразившие «как личные наблюдения Булгакова, так и литературные источники» (Б. В. Соколов).

2) Каково в романе авторское отношение к Москве и москвичам?

3) Какие художественные приемы использует Булгаков в создании «московских сцен» романа?

3. Ответ на вопрос 3 учебника

(домашняя подготовка).

  • Почему советская Москва показана в тонах сатирической буффонады, а далекая, почти мифическая библейская Иудея изображена средствами строгого реализма?

4. Работа с текстом.

Стержнем повествования в книге Булгакова стали Иешуа и Воланд: они не только являются представителями противоборствующих «ведомств» Добра и Зла (кстати, не противопоставленных в романе), но и объединяют временное пространство.

20 стр., 9687 слов

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»

... разума и о поисках истины продолжен в романе Булгакова, начиная разговором Воланда с Берлиозом и кончая разрешением судьбы Мастера и Маргариты. 1.3. Временная и пространственно-смысловая При первом знакомстве с “Мастером и Маргаритой” ... … критерии волшебной сказки приложимы лишь к отдельным, по удельному весу весьма скромным, событиям, оставляя почти весь роман и его основных героев за бортом. ...

  • Кто же такой Воланд, чем он занимается, с какой целью прибыл в постреволюционную Москву?

(…так кто ж ты, наконец?

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.)

  • Как вы понимаете его смысл?

Эпиграф к роману отсылает читателя к трагедии Гете «Фауст», к образу Мефистофеля. Но можно ли утверждать, что Воланд — литературное продолжение Мефистофеля?

  • Перечитайте описания Воланда и сопоставьте их с традиционными изображениями героя трагедии Гете (например, скульптура М. Антокольского «Мефистофель», портрет Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»).

1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».

Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на Мефистофеля. У Гете дьявол развенчивает все, что представляется высоким и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до преступления.

  • Чем же занимается «ведомство» Воланда?

Практически нигде в романе мы не увидим непосредственного вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их дальнейшую судьбу. Решения «повелителя теней» основаны только на фактах (пример тому — хотя бы история Фриды) — это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни этические нормы.

Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие) пролезает в самые узенькие щелки», а «каждое ведомство должно заниматься своими делами».

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы — сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, — по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.

8 стр., 3506 слов

Сатира в произведении М Булгакова Мастер и Маргарита

... Мастере и Маргарите». «Смешное» у него - это изобразительно – оригинальный способ художественного воспроизведения жизни, который открыл писателю идейно – эмоциональную возможность глубокого правдивого постижения современной реальности. Смех Булгакова ... МАССОЛИТа, и Бездомным – поэтом, работающим в жанре сатиры. Появление Воланда, как себя называет «заграничный чудак» неопознанного государства, ...

Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в Варьете.

  • Расскажите об этом.

Москвичи разоблачают себя сами — в прямом и переносном смысле. Пошлая жизнь, алчность, стадность волнами взмывают в варьете, и ни у кого не возникает вопроса о цене; следствие из этого — позор и унижение. Вывод Воланда неутешителен: «Люди как боги. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

  • Расскажите о похождениях Коровьева и Бегемота.

Москвичи страдают не от самого Воланда (исключение составляет лишь барон Майгель), а от проделок его свиты. Похождения Коровьева и Бегемота составляют отдельную сюжетную линию романа; суть их — в обнажении тела. Москва оказывается прибежищем всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководит тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают. Казалось бы, только уныние им несвойственно. Но этот грех числится за Мастером. Зло скрытое страшнее, опаснее зла проявленного, преданного осмеянию и посрамлению.

Зло разлито в московском мире, и именно с ним связываются традиционные представления об аде.

В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы. Они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и, до тех пор пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается.

Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Степа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучно работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.

Но вот появляется «нечистая сила», и все эти мерзавцы вмиг оказываются разоблаченными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам) всесильны и всезнающи: любого они видят насквозь, обмануть их невозможно.

«Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос:

  • Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут».

Моментальное и точнейшее определение — и за ним следует строго соответствующее «заслуга наказание.

Степу Лиходеева забрасывают в Ялту, Варенуху делают вампиром (правда, не навсегда), Максимилиана Андреевича, киевского дядю Берлиоза, до смерти напугав, изгоняют из квартиры, самого Берлиоза отправляют в небытие. Каждому по заслугам.

Уместнее сказать, что Коровьев и сотоварищи лишь выявляют, вытаскивают на свет Божий все гадкое, что есть в людях, а не создают это гадкое. «Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки», — пишет Б. Соколов. По его мнению, в романе Булгакова сатана представлен «как беспристрастный и высокий судия рода людского, выявляющий его пороки и добродетели».

В. Акимов считает, что «столкновение с ними (нечистой силой) — это столкновение с самим собой». Власть нечистой силы проявляется, по его мнению, лишь там, где отступает человеческое. Не над людьми как таковыми издевается свита Воланда, а над их пороками, предавая в конце своего визита очистительному огню главные места их скопления.

3 стр., 1040 слов

Я хочу рассказать вам о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ...

... ответить: «Как мне и моему входящему в жизнь поколению не сделать Москву и Отечество такими же бюрократическими и подхалимскими, как столица, отраженная в великом, достойном почитания произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?»

Писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Ильина (автора книги «О противлении злу силою»), «привести в чувство» людей, закосневших в зле, возможно только силой, потому что эти люди ведут себя по человечески (во внешнем смысле) лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия, но не добра.

III. Итог урока.

  • Что же такое добро и зло в романе Булгакова? Совпадает ли это с вашим представлением?
  • В чем значение «московских» глав романа? Какова роль фантастических персонажей?

Домашнее задание.

Проанализируйте эпизод «Великий бал у Сатаны».

Сатира в произведении М Булгакова Мастер и Маргарита (стр. 1 из 3)

К произведению «Мастер и Маргарита» М. Булгаков шел всю свою творческую жизнь, но активными в его создании стали тридцатые годы, которые диктовали советской литературе не только одни и те же темы (революция, гражданская война, коллективизация), но и устанавливали обязательные правила их художественной реализации, определявшиеся различными «постановлениями» об общественной роли искусства. Булгаков, пьеса которого («Бег») в это время была запрещена, понимал, что прижизненная публикация «Мастера и Маргариты» невозможна. А потому, в отличие от писателей — соцреалистов, он сыграл свою литературную партию художественно самозабвенно и мастерски изобретательно.

В создании образного мира Булгаков исходил из разных литературно – эстетических традиций западноевропейской и русской литератур. Эпиграфом к «Мастеру и Маргарите» он выбрал строки из «Фауста» Гете: «… так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Именно диалог гетевских героев о добре и зле как вечных субстанциях человеческого бытия, несмотря на ироническую тональность ответа Мефистофеля, во многом определил эстетическую сущность художественной направленности произведения Булгакова о смысле жизни на земле.

Несмотря на множество трагичных моментов, роман написаночень живо и смешно. Это позволяет иногда смотреть на него как на прекрасное сатирическое произведение. Однако книга гораздо шире и глубже своих религиозной, эротической и сатирической составляющих. Она не только о героях: о Понтий Пилате и Иешуа, Воланде, Азазелло, Бегемоте, Мастере и десятках других действующих лиц.

Роман Булгакова о великом и вечном противостоянии. Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень необычную смешную форму для выражения своих мыслей о бесконечной вражде мира, о смысле счастья, о покое и примирении. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым. История поставила писателя в более сложное положение. Булгаковский смех — это форма борьбы с его собственным настоящим.

Удивительно, что он не агрессивен, в нем нет злобы, мести за растоптанную, исковерканную судьбу, за нищую жизнь, за несправедливость и за жуткие физические страдания. Да, конечно, в романе все летит к чертям в буквальном смысле. Степа Лиходеев отправляется в Ялту самым необычным способом в мире, горит Грибоедов и магазин для не совсем простых граждан. Глумливый Фагот с котом и примусом вволю потешаются над сотрудниками известного дома на площади, однако все это имеет невероятно сумбурный карнавальный оттенок. Это смех…

2 стр., 775 слов

Тема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова

... творчество не принесёт плодов. Иван Бездомный осознаёт ошибки, но решает больше не писать как раньше. А Мастер с Маргаритой обретают вечный покой и любовь. Тема творчества в романе Мастер и Маргарита ... Мастера. По мнению некоторых критиков, образ Мастер биографичен. Считается, что создавая его образ, Михаил Булгаков ... Мастер, по мнению Булгакова, является истинным творцом. Он не может выжить в ...

В теоретической мысли понятие «смех» прежде всего соотносится с понятием «комическое». Так, например, Гегель в своей «Эстетике», различия «субъективный смех», «объективное комическое» и сатиру, считал, что смех как «плод… серьезного отношения …гения» к окружающему миру не может быть «чем-то ничтожным», так как является художественно негативной реакцией на объективно ничтожное состояние существующей реальности.

Смех, с его точки зрения, как «абсолютно серьезное» отношение писателя к «мертвой» официальности внешнего мира не должен исходить и «самого себя», так как художественная сущность смеха зависит не от эмоциональности творческого «я», а «субстанциального интереса»[1].

В силу чего Гегель скептически относился к немецким романтикам, чье крайне субъективное творческое сознание, развившееся из иронии, так и не смогло, как ему казалось, художественно возвыситься до отрицательной значимости комического содержания литературы. Таким образом, по Гегелю, смех – это художественный пафос произведения, определяющий его комическую направленность.

Но жизненная ситуация, изображенная в «Мастере и Маргарите», объективно не была комической. Атеистическая кампания как продолжение революционного эксперимента, требовавшая новых человеческих жертв, была не менее трагической, чем братоубийственная гражданская война, которая еще в «Белой гвардии» предстала в виде исторического «недоразумения», противного естественным законам человечества. Тем самым «идея смеха» не вписывалась в художественное миропонимание Булгакова, который пришел к крамольной для своего времени мысли: смерть человека как необходимая жертва революции отнюдь не благое дело, а, напротив, насильственное преступление.

И в то же время критическое отношение писателя к национально-историческому парадоксу русской действительности XX века предстало в его творчестве не только как трагическое неприятие случившегося («Белая гвардия»), но и как его комическое осмеяние, оформившееся в «Мастере и Маргарите» в необычном для русской литературе жанре комической мистерии.

«Комическое и смешное – не всегда одно и то же»[2], и это подтвердил Булгаков в «Мастере и Маргарите». «Смешное» у него — это изобразительно – оригинальный способ художественного воспроизведения жизни, который открыл писателю идейно – эмоциональную возможность глубокого правдивого постижения современной реальности.

Смех Булгакова восходит к древним истокам своей первоначальной значимости, в первую очередь, к тем человеческим принципам, с которыми были связаны разного рода магические действия, предопределяющие жизненные установки и ритуалы (рождение ребенка, свадьба, смерть, праздничное торжество и др.).

Такой смех был неотделим от жизненной характерности человеческого бытия и являлся обязательным в своем прямом значении, своеобразно закрепленном в том или ином изобразительном знаке. И хотя разные виды смеха (мифический, языческий, сардонический) по-своему выражали жизненные закономерности в их вечном круговороте, они при всей своей многофункциональности всегда отличались эмоционально-субъективной выразительностью и зрелищностью действия.

5 стр., 2358 слов

Мастер в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

... что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя. Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера. Лишь настоящая любовь ...

В процессе исторического развития определились два основных вида смеха: отрицательный («серьезный») и положительный (веселый, празднично-карнавальный).

Они нашли свое выражение в «Мастере и Маргарите». Но первоисточником булгаковского смеха все-таки стал образно-иносказательный замысел писателя, нуждавшийся для своего художественного воплощения в необычной комической ситуации, которая предстала в «Мастере и Маргарите» как фантастически невероятное событие, трудно объяснимое с точки зрения нормального человека. Комизм ситуации заключался в том, что ее участниками, с одной стороны, стали реально существующие граждане Москвы, а с другой – вообще не существующие, с их точки зрения, ирреальные существа, неизвестно откуда взявшиеся. Все основные события происходят в трёх мирах. Роман описывает не только события современного, в нем как бы царит безраздельное господство сквозного времени. Связь в романе поддерживается не только хронологией и системой образов, но и через ассоциации.

Во многих сценах романа чувствуется тонкий иронический смех, однако этот смех не злой. Автор как бы играет со своими героями, показывая их уязвимые места в характере. Ни к одному из главных героев я не испытываю никаких отрицательных чувств. Даже князь тьмы Воланд, который традиционно должен внушать страх и ужас, вызывает скорее улыбку и интерес к тому, как ловко он выводит на чистую воду лиц, подобных Берлиозу, Лиходееву и Босому. Ко всем героям я чувствую несомненную симпатию, и в то же время осознаю, что ни один из них не является идеалом. Меня поражает, как легко входит дьявол в жизнь Москвы, и как он её изменяет на свой лад.

Завязкой сюжета, определившей ход фарсово-детективных событий, стало появление на Патриарших прудах странного «иностранца»[3], сразу же вступившего «в контакт» с двумя московскими литераторами – Берлиозом, председателем МАССОЛИТа, и Бездомным – поэтом, работающим в жанре сатиры. Появление Воланда, как себя называет «заграничный чудак» неопознанного государства, совпало с их важным атеистическим мероприятием – разоблачением вредного мифа о Христе. Эта воинствующая идея, которую проводят в жизнь редактор и его младший собрат по активной борьбе с Богом, человек невежественный и варварски наивный, вызывает у Воланда противоречивое чувство. Кажется, ему – сатане – надо радоваться такому жизненному факту, но, по Воланду, «факт – самая упрямая в мире вещь», которая и предопределили исход этой злополучной встречи.

В отличие от деятелей литературного фронта, которые не верят «сказкам о боге» и демагогически утверждают, что его «быть не может», Воланд, оперируя разными «доказательствами бытия Боэжия», признает только практическое доказательство. Именно таким становится его седьмой вариант, блестяще осуществленный в течение трех дней пребывания в Москве вместе со своей веселой компанией (Коровьев, Кот Бегемот, Азазелло, Гелла).

В своем последнем разговоре с Берлиозом Воланд иронически замечает: «Ваша теория и солидна и остроумна… Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». Последние слова Воланда сюжетно реализуются в процессе анекдотических конфликтов между «нечистой силой» и новоиспеченными атеистами.

Система персонажей разыгрывающегося по дьявольскому сценарию действия предстает как пестрый калейдоскоп «странных» типов, внешне уродливых и психически неуравновешенных. Все они оказались в непредвиденных обстоятельствах жизни, которые, в силу их человеческой непостижимости, окончательно лишили их рассудка. Такой поворот судьбы комических персонажей изображается как закономерный результат их сверхъестественных желаний.

18 стр., 8813 слов

Книга: Идейно-художественное своеобразие романа МА Булгакова Мастер и Маргарита

... романе Булгакова. Булгаковский роман «Мастер и Маргарита» обобщил громадный диапазон человеческой мысли и тревожных исканий. Приступая к реферату, я понимал, что изучение бессмертного романа ... – личность парадоксальная, как и его произведение «Мастер и Маргарита». Проблемы, волновавшие многие поколения человечества: тематика, композиционное своеобразие романа уникальны. Это источник просвещения ...

Например, Берлиоз, возомнив себя свободно мыслящим «разумом» новой истории человечества, на самом деле, как ерничает Воланд, «не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем|, на тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день». Неожиданная и нелепая смерть председателя МАССОЛИТа и стала начало того, «что и требовалось доказать как неопровержимый факт бытия сатаны. Именно Воланд является той единственной силой, которая «управляет жизнью человеческой», добровольно отказавшейся от своего божественного предназначения.

Мастер и Маргарита

Михаил Булгаков1940

Главный роман Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу. В 1930 году Булгаков сжигает первую версию рукописи (этот эпизод найдёт отражение в «Мастере и Маргарите»), но потом опять возвращается к тексту и работает над ним вплоть до смерти. Книга, изначально задуманная как «роман о дьяволе», выросла в масштабную историю о Мастере и Маргарите с философской частью о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Впервые роман опубликовали в середине 60-х, в позднем СССР он воспринимался как откровение, «Евангелие от Михаила», и сформировал понятие «булгаковской Москвы». Сегодня «Мастер и Маргарита» — самый популярный русский роман XX века, при этом некоторые считают его самым переоценённым произведением русской классики.

Подробнее о книге

далее

Русское зарубежье: одержимость и распад