Урок русского языка Обучающее «Зима» план-конспект по русскому языку (4 класс)

О чем мы будем в ней писать?

Как можно начать сочинение по данной теме?

Что вам нравится зимой?

Без чего не бывает зимы?

Да, зима – это, прежде всего снег.

Прочитайте, как поэты и писатели говорят о снеге, снежинках. С чем они его сравнивают?

С чем вы можете сравнить снег?

А что происходит с небом и солнцем при наступлении зимы?

А что происходит с реками и озерами?

Послушайте, что об этом явлении пишет Александр Сергеевич Пушкин:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета…

Почему поэт сравнивает речку с паркетом?

Вспомните из курса природоведения, какими словами объединяются понятия (небо, снег, реки, озёра) воедино?

Ребята, о явлениях, произошедших в неживой природе, вы расскажете во 2 части нашего сочинения.

Скажите, а осталась ли жизнь среди снегов и льдов?

Что стало с живой природой зимой?

Посмотрите на иллюстрации, расположенные на доске, и скажите, что произошло с деревьями и кустарниками?

Обилие снега придает величие русской природе, всё кругом становится необыкновенным и сказочным.

Опишите сказочные деревья, изображённые на картинах.

На что они похожи?

Найдите и прочитайте, как говорят о них поэты.

В зимнем лесу среди заснеженных деревьев продолжается жизнь.

Что же происходит в жизни зверей и птиц?

О жизни живой природы вы тоже напишите во 2 части сочинения.

3 стр., 1166 слов

Для меня природа – это храм. Что значит природа в моей жизни? ...

... Любовь к природе в головах стариков сделала её настоящим живым персонажем, которого невозможно сломить. Внуки, вразрез старикам, легко покидают родные края, надеясь на лучшую жизнь ... Любовь к природе подразумевает единение человеческой души и натуральной красоты. Мы говорим о любви, ... несуществующем волшебстве. Что такое природа? (сочинение-рассуждение) , Вариант 1 Природа — это всё нерукотворное, ...

Мы говорили о чувствах поэтов к зиме, а какие чувства испытываете вы к зимней природе?

Свои чувства вы выскажете в 3 части сочинения – заключении своего сочинения.

О том, что наступила зима.

Наступила зима.

Пришла долгожданная зима.

Вот и зима!

Зимы не бывает без снега.

Дети работают с высказываниями поэтов и писателей о зиме, ищут в них эпитеты. (см. в ).

С пухом, покрывалом.

Небо стало тяжелым, низким, солнце не греет нашу землю.

Они покрываются льдом.

Она блестит как начищенный паркет.

Неживая природа.

Да, осталась.

Кто – то из зверей уснул до весны, кто – то запас орехи, птицы улетели, а те, которые остались, жмутся поближе к жилищу человека…

Деревья и кустарники засыпало снегом.

Дети работают по картинам и

Они сменили шубки, жмутся поближе к жилью.

Чувство таинственности, сказочности, волшебства, спокойствия…

8. Повторение плана сочинения.

Вспомните, из скольких частей состоит сочинение.

О чем будем писать во вступлении?

Посмотрите, как я назвала 1 пункт плана (табличка вывешивается на доску):

1. «Вот пришли морозы и зима настала».

О чем напишем в основной части?

Прочитайте к ней название и подпункты плана (табличка вывешивается на доску):

2. а) «Ковром раскинулись снега».

б) «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета».

в) «И в стужу лютую живет природа наша».

г) «Кто спит, кто рыщет средь сугробов».

О чем напишем в заключение сочинения?

Посмотрите, как я назвала этот пункт плана (табличка вывешивается на доску):

3. «Чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза».

Подумайте и скажите, какой у нас получится текст: описание или повествование? Почему?

Каким будет стиль сочинения: художественный, научный или разговорный?

Из 3 частей.

О приходе зимы.

О том, что происходит в живой и неживой природе.

О своем отношении к зиме, о чувствах, которые она вызывает.

Текст – описание, потому что мы будем описывать зиму.

Художественный стиль.

9. Орфографическая подготовка.

При написании сочинения вы должны использовать красивые обороты речи, сравнения, эпитеты, олицетворения. Чтобы вы сделали меньшее количество ошибок, разберём слова и словосочетания, содержащие орфограммы.(написаны на доске):

  • Б.лым – б.ло
  • Т.нцующие сн.жинки
  • Т.жёлое небо
  • Л.хматые ели
  • Ск.вал реку
  • П.в.лил хлоп.ями
  • Ги.кие ств.лы
  • Лё.
  • М.ро.
  • Д.ро.ки
  • Св е ркают
  • Пр и ятн о
  • Р а зукрасила
  • П о крылись ин ее м
  • О делись

Во время орфографической подготовки дети вставляют пропущенную букву и объясняют встретившуюся орфограмму.