Во все времена честь и трусость были актуальной темой для рассуждений и размышлений. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой не смог пройти мимо и не рассмотреть глубоко эти темы. Всю нелицеприятную сущность понятия «трусость» и прекрасную мужественную сторону понятия «настоящей чести» он раскрыл в произведении «Кавказский пленник».
Как и во многих других рассказах в произведении Толстого существуют герои-антиподы. Жилин – положительный персонаж произведения, который является эталоном поведения и чести для многих людей, в том числе и мужчин, в мире. Его можно охарактеризовать, как сильного, правдолюбивого, доброго и искреннего человека, который в первую очередь думает не о своём положении и состоянии, а о состоянии своих близких и родных людей. Как служивый для своей родины, он также эталон, но к сожалению, ему пришлось попасть в плен, по вине героя – антипода Костылина, который полностью является противоположностью Жилину. Толстой изобразил его трусливым, жалким и продажным человеком. Он думает лишь о своем плачевном положении и теле, которое могут убить татары. Ему свойственно постоянно причитание о своей жалкой жизни и судьбе. Которая заставила оказаться в одинаковой ситуации двух совершенно разных людей.
Прекрасным доказательством моим словам является фрагмент спроса выкупа с пленных солдат татарами. Когда Жилин обманул татар и не послал письмо бедной и старой матери, беспокоясь о ее здоровье и финансовом положении, которое и без выкупа достаточно страдало. Костылин, напротив, с надеждой и скоростью высылает родным письмо с просьбой выслать деньги.
Далее следует второе доказательство, подтверждающее характеристику Жилина и Костылина. Жилин, зная, что ему помочь никто не сможет старается сам выбраться из плена татар. К сожалению, его напарник не то, чтобы не помог солдату выбраться, напротив помешал ему.
В конце произведения Жилину все-таки удается сбежать из плена благодаря своему упорству и приложенным усилиям, а Костылин так и остался дожидаться помощи со стороны. Льву Николаевичу Толстому удалось раскрыть в полной мере тему качеств человеческой души. Он желает дать нам понять, что мы сами творцы своей судьбы и лишь наши усилия, приложенные для решения проблемы могут послужить толчком. Герои данного произведения должны стать примером для нынешнего поколения и последующих, которые будут изучать его в школьной программе.
Вариант 2
Л.Н. Толстой, служивший в молодости на Кавказе, позже не раз возвращался к своим впечатлениям этой поры в литературных произведениях. В замечательном рассказе «Кавказский пленник» (1872 г.) он создал образ человека мужества и чести, воплощённый в герое-офицере Иване Жилине. Приём антитезы, контрастного изображения этого героя и его сослуживца Костылина, прослеживается на протяжении всего повествования и даёт возможность сравнить поступки двух людей и понять, кто есть кто.
Образ анны карениной (в одноименном произведении толстого)
... трагедии человеческой жизни. Противоречивый образ анны карениной | инфошкола 3 Октябрь 2016 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 1449 Романы великого русского классика Льва Толстого практически не содержат простых ... жизни заключается в гармоничной целостности и в связи человека со всем миром, в период работы над «Анной Карениной» писателю приходится снова искать ответ на вопрос: что ...
На Кавказе идёт война, но военные события – всего лишь фон, на котором раскрываются судьбы и характеры героев. Сюжет рассказа очень занимателен. Суровая природа гор, тяжёлая участь пленников, которую герои переживают по-разному; картины ночного побега делают повествование напряжённым и удерживают читательский интерес до последней страницы.
Описания, посвящённые татарским обычаям, укладу жизни и быта аула, мусульманским обрядам, человеческим характерам иноплеменных жителей, наполняют рассказ чередой экзотических для русского читателя образов и картин.
Иван Жилин, получивший отпуск и отправившийся по просьбе матери на родину, сразу проявляет себя как человек, которому можно довериться и на чью преданность положиться. Решив вдвоём с Костылиным оторваться от медленно идущего обоза, имея одну винтовку на двоих, герой изначально готов быть заодно с товарищем. Его надежда на то, что так же намерен действовать в общей связке и его сослуживец, не оправдалась. Тот умчался, оставив товарища безоружным, чтобы спасти свою жизнь. Таким образом, Жилин, поднявшийся на холм для разведки и столкнувшийся с татарским дозором, оказался в плену.
Увидев на второй день, что Жилин тоже не избежал плена, герой не злорадствует, не укоряет его за малодушный поступок, а, напротив, включает в свои планы побега, потому что оставлять в беде товарища-сослуживца не годится для русского офицера. Правда, Костылин все надежды возлагает на выкуп, который заплатит его семья. Жилину же надо рассчитывать только на себя – у матери денег нет, да и просить бы он не стал, пожалев близкого человека.
Его письмо ушло по несуществующему адресу. Но герой полон решимости освободиться, он всё время в действии: стал рыть подкоп, искать направление побега. Его план увенчался бы успехом, но физически дряблый Костылин превратился в обузу. Необходимость нести его на себе была для Жилина непреложным законом взаимовыручки на войне.
Брошенный в яму, герой не впал в отчаяние и нашёл силы для следующей попытки, а помощь – среди тех, кто живёт рядом в ауле. Хозяйская дочка Дина, описанная автором со смешанным чувством юмора и печали, похожа на большеглазую прыткую серну. Она отважилась помочь русскому пленнику не только в благодарность за глиняных кукол, слепленных Жилиным, а потому что увидела его доброе, искреннее внимание к себе. Дружбе этих двух героев, взрослого мужчины и тоненькой девочки-подростка посвящены лучшие страницы рассказа.
Победа над обстоятельствами и достижение цели Иваном Жилиным показаны как закономерное вознаграждение всех усилий русского офицера, проявившего силу духа, выдержку и сумевшего даже во вражеском стане найти дружбу и помощь.
Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»
Офицер по имени Жилин служил на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери, которая находится в предсмертном состоянии, с просьбой приехать домой. Она также написала и о том, что нашла для него умную и богатую невесту. Жилин обдумал все прочитанное и решил поехать домой.
Жилин и костылин разные судьбы 5 класс
... судьбы». Тип урока: развитие речи. Цель урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику ... литературы в 5-м классе. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sravnitelnaya-harakteristika-jilina-i-kostyilina-klass/ Тема урока: «Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные ...
Тогда на Кавказе велись военные действия и по дорогам было опасно ездить. Поэтому два раза в неделю солдаты провожали народ из крепости в крепость. Тот день был очень жарким и пыльным. Народ с солдатами вышли рано утром. По дороге Жилин встретил офицера Костылина с ружьем. Чтобы посмотреть дорогу, главный герой выехал на гору, а Костылин должен был прикрывать его. Когда Жилин увидел тридцать татар, он крикнул товарищу, чтобы тот доставал ружье, но тот испугался и сбежал. Вскоре из-за предателя-офицера, их схватили татары. Русских пленных продавали, заковывали в кандалы и держали в сарае.
Вскоре татары заставили всех офицеров написать домой письма, в которых они просят о выкупе. Костылин безоговорочно послушался, а вот Жилин знал, что никто не сможет его выкупить, поэтому нарочно написал неправильный адрес. Около месяца провели в сарае наши герои. Жилин подружился с хозяйской дочерью Диной, которая тайком приносила ему еду. В свою очередь, он мастерил для нее кукол. Понимая, что из плена не выбраться, Жилин обдумывает план побега и начинает делать подкоп.
И вот настала ночь, когда они сбежали. Как только они вошли в лес, Костылин начал ныть, так как ему натерли сапоги. Жилин не мог бросить товарища, поэтому они медленно двигались дальше. Но проезжавший мимо татарин заметил их и рассказал об это хозяевам. Вскоре собаки догнали их, и пленники снова оказались в кандалах. Однако теперь вместо сарая, их поместили в глубокую яму. Попытка побега не покидала Жилина, и он решил попробовать снова. На этот раз Костылин испугался и остался сидеть в яме. Благодаря Дине главный герой вылез из ямы. Она дала ему в дорогу несколько лепешек и попрощалась с офицером. Им было тяжело расставаться, ведь они очень привязались друг к другу.
Несмотря на колодку, Жилин далеко ушел. Даже когда силы покидали его, он не сдавался и полз. Таким образом он дополз до поля, за которым стояли русские. Главный герой боялся, что когда он будет пересекать поле, его могут увидеть татары, и не зря он волновался. Буквально в двух десятинах от него стояли противники, которые сразу же бросились к нему. Жилин начал кричать о помощи и размахивать руками и его услышали казаки. Татары испугались и уехали прочь. Так была спасена жизнь русского офицера Жилина. Теперь он рассказывает о своих приключениях, а затем говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Главный герой остался служить на Кавказе, а его товарища, еле живого, выкупили через месяц.
Сочинение 3
Несомненно Лев Толстой замечательный автор интересных творений, одно из них Кавказский пленник. Все действия происходили в действительности и дело было на Кавказе во время конфликта русских и горцев. Сам автор был очевидцем тех старых событий об этом он нами повествует, а также упоминания простых солдат и офицеров. Все они воевали и некоторые побывали в плену.
Костылин был из богатой и обеспеченной семьи. Сам он был человек большой, толстый и малодушный, с неприятным характером. Жилин был из бедно семьи помещиков, он не обладал отличными физическими навыками был не высокого роста, но был достаточно умен и смекалист. Оба они были офицерами.
Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник». 5 класс. Подготовка ...
... проблемы, о которых нас заставил задуматься автор рассказа «Кавказский пленник», актуальны и сегодня. Прошло ... Учитель: Мы завершаем изучение рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед нами стоит ... называют татары Костылина? Татары называют Костылина «смирный». Учитель: А Жилина? А Жилина татары называют ... человек поддаётся больше инстинктам, чем разуму, в нём ...
История эта о человеке который был в плену остался крепок духовно и не потерял себя. О слабохарактерности его товарища. О девочке принимавшей решения и не боявшейся даже своих родных. О ее спасении этого русского офицера. И о старике жизнь которого изменилась с потерей семьи. Все они разные и их истории тоже, но их объединила судьба.
В плену Жилин вел себя достойно, приглядывался к людям, занимался работой, даже помогал больным врагам. Позже он увидел маленькую Дину с которой познакомился. Они быстро подружились и нашли общий язык между собой. Жилин даже подарил игрушке Дине и в ответ она принесла ему немного мяса, молока и лепешек и спасла ему этим жизнь.
В этом рассказе Костылин показал себя с отрицательной стороны, с самой худшей человеческой личности. Он был жалким трусом когда встретил своих врагов. Он бросил свое оружия и пытался сбежать. В плену он вел себя выше своих пленителей, не разговаривал с жителями и ждал выкупа. Он был эгоист и подвел своего товарища Жилина.
В плену Жилин не стал злым, все также жаждал жизни. Костылин же напротив тосковал и день за днем ждал когда его родные пришлют за него выкуп. Жилин же в свою очередь извлекал из этого максимум, наблюдая за течением жизни здешних обывателей, за их бытом и общественным укладом. Был способен на многое лечил людей, делал кукол, чинил ружья. Подружился с девочкой которая помогала ему едой. Война ничто перед человеческой добротой, это нам и показывает автор. Именно благодаря доброте ребенка Костылину удается сбежать из плена.
Отношения между людьми должны строиться на любви и доверии друг к другу а не на вражде. Тогда можно было бы избежать много межнациональных конфликтов. Именно это хочет показать нам автор Лев Толстой что доброта должна быть на первом месте.
5 класс
Другие сочинения: ← По роману Война и мир↑ Толстой Л. Н.Образ русского дворянства в романе Война и мир →
Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс
Программа по русской литературе за 5-й класс предполагает изучение рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. По итогам данной темы ученики готовят письменную работу, в которой анализируют героев, сюжет и идейную составляющую произведения. Вниманию читателя предлагается сочинение «Кавказский пленник» (5 класс).
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям. Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе.
Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» — спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам. Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.
Друзья и враги Жилина в повести Кавказский пленник (Толстой)
... держаться подальше, не надеясь и не веря ни одному их слову. Таким, как Костылин, нельзя доверять, на них нельзя, ни в чем, положиться. Друзья и враги Жилина в повести Кавказский пленник (Толстой) ... не может заплатить столько. Татары заводят в дом еще одного пленника. На удивление Жилина, им оказывается Костылин, босой и в рваной одежде. Был он бледен, испуган, молчалив. Но ...
Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться.
Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику.
И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга! Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент. Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть.
Офицеров вернул к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.
Рассказ «Кавказский пленник» закончился хорошо. Жилину удалось пробраться к своим и он снова отправился воевать. И даже Костылина освободили. Деньги за него прислали товарищи. Я считаю, что в своем произведении автор хотел показать, каким должен быть настоящий мужчина. Его даже враги уважают! А вот таким как Костылин быть нельзя. Лень, трусость и слабость вредят не только ему, но и окружающим. Можно сказать, что он настоящий паразит! Прочитав рассказ, я понял: если ты смелый, решительный и целеустремленный, у тебя все получится. Мечта обязательно сбудется у того, кто упрямо идет к ней и не прячется от опасности в кусты!
Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс
4.2 (84.26%) 136 votes
На этой странице искали :
- сочинение по рассказу кавказский пленник 5 класс
- сочинение на тему кавказский пленник 5 класс по плану
- сочинение кавказский пленник 5 класс по плану
- сочинение на тему кавказский пленник 5 класс жилин и костылин по плану
- сочинение икавказкий пленик провсех кратко 5 класс