Сочинение по картине Б.Кустодиева « Масленица»
Урок развития речи в 5 классе.
Цели:
-
Образовательные — подготовить учащихся к сочинению по картине , представляющему собой динамическое описание с элементами рассуждения ;
-
Развивающие – развивать интерес к родной истории и народным традициям.
-
Воспитательные- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.
Планируемые результаты:
-
Личностные – формирование языкового и художественного вкуса учащихся;
-
Метапредметные – формирование умение планировать свои действия в связи с поставленной задачей, составлять устное монологическое высказывание по предложенной теме;
-
Предметные — умение читать картину, определять её тему и основную мысль в зависимости от замысла автора.
Основные понятия, Оборудование:
Ход урока
I . Организационный момент.
II . Определение обучающимися цели урока.
Вспомните, какие православные праздники праздновала вся Россия в январе месяце?
Какие праздники вы любите? Чем они вам запомнились?
О каком празднике мы будем сегодня говорить, определить нам помогут загадки
А кто таков – Иван Громоков?Сел на конь и поехал в огонь? (Блин на сковородке)
По плешивому хлопну,
Особенности сочинений по картине
... Ответы на вопросы. 2. Сочинения по опорным словам – это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило. а) сочинения, которые проводятся с целью ... Методика работы по сочинению по картине в силу этого остается на сегодняшний день малоизученной, в школьной практике сочинениям, в особенности сочинениям по картине уделяется мало времени, в школьной практике ...
На плешивого капну,
Плешь обдеру
Да опять наведу.
Что я делаю? (Пеку блины)
Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины)
Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин)
Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна)
Загадки о Масленице.
III . Слово учителя . Откройте учебники на цветной вклейке репродукции Б.М.Кустодиева «Масленица». Сформулируйте тему урока.
Запись темы урока.
Напомню, для того, чтобы написать сочинение по картине, необходимо соблюдение и выполнение нескольких этапов:
1.Собирание рабочего материала (сбор фактического материала, словарно-стилистическая работа).
2. Составление плана сочинения.
3.Работа над текстом сочинения (устно).
Предлагаю приступить к поэтапному выполнению работы.
IV . Собирание рабочего материала
Сегодня на уроке мы пишем сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица».
История праздника., Рассказ о художнике и его творчестве (выступление подготовленного учащегося).
К теме масленицы обращались разные художники: Суриков, Белых, Маковский. Но больше всего картин на эту тему у Бориса Кустодиева.
Борис Михайлович родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Здесь мальчик получил первые представления о быте и правах провинциального купечества. Закончил духовную семинарию. И после этого поступил в Академию художества в Петербурге. Его учителями были И. Е. Репин, В. Г. Перов, И. А. Крамской. Наиболее известны его картины «Балаганы», «Московский трактир», «Красавица», «Купчиха за чаем», «Степан Разин» и другие. Он рисовал маслом, писал акварелью, вырезал гравюры, выполнял иллюстрации, эскизы для театральных декораций.
Картины
V . Работа с репродукцией картины.
1.Что изображено на картине?
2. Что изображено на переднем плане? Какие постройки вы видите? Как выглядят люди? Как они одеты?
Картины на дипломную работу в художественную школу
... решение, все остальное меркло на его фоне. Отдельные изобразительные попытки превращались в иллюстрации конкретных событий, на роль картины не годились. Ограниченность времени на исполнение частично помогла определиться ... то можно продолжать трудиться над ней дальше. Конечно, если после семестра работы, она не разочарует. Своеобразный кризис отношений. Счастливчиков, переживших его, много, и ...
Задание : Упр.65 стр.33 Выпишите словосочетания , которые помогут ответить на вопрос. Дополните своими СС: русский народ, богатство, широта души, молодецкая удаль, конское ржание, старинный праздник, чувствовать аромат, участвовать в веселье, прокатиться в санках, серебряный колокольчик, озорные ребятишки, румяные щечки, расписные полушалки.
Активизировать устаревшие слова (балаган, ярмарка, меховая муфта, тулуп), которые будут необходимы для описания картины
3 .Что изображено на заднем плане?
(Художник большое внимание уделил церквам. При их изображении он использовал в основном два цвета: синий, а точнее, сиреневый и насыщенно-розовый. Мы видим людей, спешащих на службу в церковь.)
блестит, искрится
5.Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?
(Буйным ликованием красок художник выразил не только волшебную прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, все богатство и щедрость русской души, характер народа. Любуясь многоцветьем снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!..
Глядя на неё, хочется оказаться на этой площади и окунуться в атмосферу народного гуляния).
6. Художник использовал очень много средств, чтобы рассказать о празднике. Этому способствовало особое внимание к движению, к действиям. Мы с вами уже говорили о том, что на картине движется всё: люди, птицы, тучи на небе.
Подберите глаголы, соответствующие действиям, изображённом на картине. ( Катаются, скользят, бегут, толпятся, танцуют, поют, веселятся, играют, сидят, смеются, спускаются, удивляются.)
VI . Составление плана
1 .Автор и название картины.
2 .Картина «Масленица» – собирательный образ России :
а ) панорама заснеженного города;
б) горожане и их забавы;
в ) краски картины;
3. Настроение картины
VII . Лексическая работа. Подберите синонимы к словам:
Описание картины бориса кустодиева «московский трактир» (2)
... Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств ... картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ... «Русь». Портрет Федора Шаляпина, 1921 год Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот ...
автор картины … (художник, живописец, мастер…)
картина …. (произведение, полотно, холст…)
нарисовал … (написал, создал, сотворил, изобразил…)
VIII . Учащиеся формируют устный связный рассказ на основе описания картины
IX . Подведение итогов. Рефлексия.
2-3 ученика приводят пример своего устного сочинения по плану.
2-3 ученика высказывают мнение о том, какие пункты сочинения вызывают наибольшие трудности, что было интересным на уроке
X .Заключение ( под музыкальное сочинение П.И.Чайковского «Масленица) . Переход к домашнему заданию.
В своей книге о самом сокровенном – родном и дорогом – «Лето Господне» замечательный писатель Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о народных праздниках. Целая глава посвящена Масленице. В ней автор описал свои детские впечатления:
« Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость ».
Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».
« Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи …»
А вот как рассказывает Шмелёв о гуляниях, играх: « Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки « в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».
Предлагаю вам домашнее задание
-
описать картину Б.М.Кустодиева «Масленица», уделив особое внимание динамике движения;
-
на примере отрывков из произведения Шмелева рассказать о том, как отмечается Масленица в вашей семье «Как я праздновал Масленицу»
2 стр., 551 словПишем по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича
... настроение, вызванное ожиданием Нового года или днем рождения близкого человека. Завершение сочинения В заключение сочинения по картине "Масленица" Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ...
Приложение
В.И Суриков «Взятие снежного города»
На своей картине Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.
Борис Кустодиев «Масленица» (1919)
Борис Кустодиев «Зима» 1916 г.
Вариант картины «Масленица»
Борис Кустодиев «Масленица» 1916 г.
Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.
Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.
Борис Кустодиев «Деревенская масленица (Гармонист)» 1916 г.
Борис Кустодиев «Масленица» 1919 г.
Знак А.М. «Проводы зимы в старом Красноярске» 1996 г.
Валентин Белых «Собор Александра Невского. Масленица» 1908 г.
К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869 г.
Анна Черкашина «Масленица» 2002 г.
Н. Фетисов «Широкая Масленица» 1990 г.
Кустодиев борис «земская школа» описание картины, анализ,
... работа по написанию сочинения ( использование словарей) Одна из наиболее интересных тем в творчестве художника Бориса Кустодиева – это его картины, посвященные быту народа Руси. Картиной такой тематики является его произведение «Земская школа в Московской Руси», год ...