Конспект литературного чтения 3 класс `И. Пивоварова ` `

Сочинение

ТЕМА: И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова.Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»

Цели деятельности учителя Создать условия для развития умения делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение перечитывать смешные фрагменты

Тип урока Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательныерезультаты Предметные: научится рассказывать о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; характеризовать персонажей произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – учиться основам смыслового чтения стихотворения; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: провлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающиеи развивающие

компоненты, задания

и упражнения Деятельность учителя Деятельность

учащихся Формы

совзаимодействияУниверсальные учебные действия Форма контроля

1 2 3 4 5 6 7

I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

  • Проверим готовность к уроку.
  • Добрый день! Почему он добрый? (Нас ждёт встреча с новыми знаниями, с новыми открытиями.)
  • Мне хочется начать урок словами Зинаиды Ивановны Романовской: «Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты».
  • Пожелайте друг другу удачи! В путь! Сообщают о готовности к уроку Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;
  • имеют желание учиться;
  • положительно отзываются о школе;
  • стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы;
  • правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место Устный

12 стр., 5944 слов

Типы уроков в правовом курсе

... типов уроков; Выявить особенность основных типов урока права; Подвергнуть анализу типы урока в зависимости от изучаемой темы. Методобучения праву рассматриваются как способ взаимосвязанной деятельности учителя и ... очень важный принцип методики: изучение нового правового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено ранее. Рассмотрим уроки права, которые различаются между ...

опрос

II. Речевая разминка Речевая разминка в игровой форме. Система упражнений Педагог организует речевую разминку для развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста.

  • Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки:
  • Чи-чи-чи, чи-чи-чи –

Отопрут замки … (ключи).

  • Чи-чи-чи, чи-чи-чи –

Полотно соткут … (ткачи).

Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя Наблюдение. Устные ответы

III. Подготовка

к восприятию произведения. Сообщение темы урока Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока.

Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.

  • Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?
  • С каким произведением познакомимся сегодня?
  • Назовите страницу учебника.
  • Прочитайте тему урока.
  • Определите цели урока, используя опорные слова:
  • Мы познакомимся с…
  • Мы узнаем…
  • Мы вспомним…
  • Мы будем уметь…
  • Мы сможем поразмышлять…
  • Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.
  • Как вы думаете, о чём это произведение? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность

текста Фронтальная Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний Устные ответы

IV. Первичное восприятие текста Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа

с толковым словарем Определение вида первичного чтения с учетом специфики текста, возможностей уч-хся, учебной задачи урока; способа выявления первичного восприятия с учетом особ-стей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

18 стр., 8723 слов

«Уроки литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»

... Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Поясним первый этап технологии – работу с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, ...

Произведение читает учитель или подгот. уч-еся.

  • Понравилось произведение?
  • Выразите своё мнение о произведении одним словом.
  • Что вам особенно понравилось в этой истории?
  • Чему учит это произведение?
  • От чьего лица ведётся рассказ? Осущест-

вляют самостоятельное

чтение

(слежение, слушание) произведения, демонстрируют эмоциональную реакцию на текст Фронтальная. Инди-

видуальнаяЛичностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: работают с дополнительной литературой.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют

в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Самостоятельное чтение.

Устные ответы.

Работа с толковым словарем

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации.

Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму. Организация диалога. Определение событийной стороны текста. Знакомит с творчеством автора.

  • Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 года. Окончив школу, она поступила в

Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала. Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются

«Тройка с минусом, или Происшествие

в 5 А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.

  • Прочитайте по цепочке произведение

И. Пивоваровой «Сочинение» Отвечают на вопросы учителя с опорой

на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к выска-

зываниям товарищей. Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста. Осуществляют чтение по цепочке Фронтальная. Индивидуальная Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

2 стр., 614 слов

Мама, милая мама… (1 вариант, -рассказ)

... очень неожиданный для нас вывод сделала наша добрая, мудрая, милая, лучшая в мире мама. Роль матери в жизни общества в целом носит социальный ... имеет в виду папу, когда он шалит с нами на равных. В эти минуты мама вздыхает, что Бог не дал ей дочери. Но ... любви слабым детям, беспомощным, кому нужна ежедневная поддержка и забота. Мама оставила на это время работу. Нам казалось, что она забыла обо всех ...

Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют

в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Устные ответы

VI. Синтетическая

(обобщаю-

щая) работа с текстом Обобщающая беседа по тексту

(определение

смыслового погружения в текст).

Выполнение творческих заданий Беседа по тексту. Определение смыслов

в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой.

– Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».)

  • Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.)
  • Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает

названия вещей, которые еще можно пости- Участвуют в коллектив-

ной беседе и дискуссии. Определяют главную мысль произведения под руководством

учителя. Выполняют творческое задание под руководством

учителя в парах, группах. Работают с ил-

к произведению Фронтальная. Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текс-

тов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: ориентируются в учебной книге, находят выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; работают

с несколькими источниками ин-

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-k-rasskazu-i-pivovarova/

формации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.

22 стр., 10790 слов

Методы и приёмы работы на х, способствующие развитию навыка выразительного ...

... методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением Проблемы исследования определили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением». Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы - определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного ...

Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности, осуществляют взаимопроверку сделанной работы; выполняют задание по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения Самостоятельное

чтение.

Выборочное чтение.

Развернутые ответы на вопросы.

Работа с ил-

к произведению

Индивидуальная рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)

– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную).)

  • Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? Каким же образом мама учит Люсю отвечать за свои слова? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова;
  • должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)

– Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.

  • Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?

– Обратите внимание на существование разной эмоциональной и смысловой окраски смеха. Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского).

Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока учащимися.

Педагог проводит беседу по вопросам:

  • Что нового узнали на уроке?
  • С каким произведением познакомились? Кто автор?
  • Каким по жанру является прочитанное произведение? Когда переживали?
  • Исследование какой темы вели на уроке?
  • Какие понятия разобрали?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Оцените работу всего класса.
  • Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

3 стр., 1035 слов

Веселые рассказы Ирины Пивоваровой о Люсе Синицыной

... и досада… Сегодня на уроке сочинение, завтра сбор металлолома (и объяснение в милиции); в шестом подъезде – новый мальчик, вежливый и странный. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса Люська Косицына, ... не дадут в обиду, и даже мама смиряется с тем, что в доме будет жить собака неизвестной, но ценной породы. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса Кажется, ничего ...

Проводят самооценку, рефлексию Индивидуаль-

ная, фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Оценивание работы

учащихся на уроке

Рекомендации к выполнению домашнего задания Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет выполнение домашнего задания.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Нарисовать героев произведения Записывают домашнее задание Фронтальная Наблюдение