Конспект литературного чтения 3 класс `И. Пивоварова ` `

ТЕМА: И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова.Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»

Цели деятельности учителя Создать условия для развития умения делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение перечитывать смешные фрагменты

Тип урока Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательныерезультаты Предметные: научится рассказывать о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; характеризовать персонажей произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – учиться основам смыслового чтения стихотворения; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: провлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающиеи развивающие

компоненты, задания

и упражнения Деятельность учителя Деятельность

учащихся Формы

совзаимодействияУниверсальные учебные действия Форма контроля

1 2 3 4 5 6 7

I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

  • Проверим готовность к уроку.
  • Добрый день! Почему он добрый? (Нас ждёт встреча с новыми знаниями, с новыми открытиями.)
  • Мне хочется начать урок словами Зинаиды Ивановны Романовской: «Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты».
  • Пожелайте друг другу удачи! В путь! Сообщают о готовности к уроку Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;
  • имеют желание учиться;
  • положительно отзываются о школе;
  • стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы;
  • правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место Устный

7 стр., 3165 слов

«Методологическая культура речи учителя физики»

... функций учителя, в общем, и профессиональной речи, в частности. [6] Культура речи, Культура речи учителя, Культура физической речи К основным понятиям следует так же отнести коммуникативно-обучающую деятельность, педагогическое общение на уроке физики, дидактическую речь, коммуникативно ...

опрос

II. Речевая разминка Речевая разминка в игровой форме. Система упражнений Педагог организует речевую разминку для развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста.

  • Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки:
  • Чи-чи-чи, чи-чи-чи –

Отопрут замки … (ключи).

  • Чи-чи-чи, чи-чи-чи –

Полотно соткут … (ткачи).

Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя Наблюдение. Устные ответы

III. Подготовка

к восприятию произведения. Сообщение темы урока Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока.

Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.

  • Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?
  • С каким произведением познакомимся сегодня?
  • Назовите страницу учебника.
  • Прочитайте тему урока.
  • Определите цели урока, используя опорные слова:
  • Мы познакомимся с…
  • Мы узнаем…
  • Мы вспомним…
  • Мы будем уметь…
  • Мы сможем поразмышлять…
  • Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.
  • Как вы думаете, о чём это произведение? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность

текста Фронтальная Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний Устные ответы

IV. Первичное восприятие текста Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа

с толковым словарем Определение вида первичного чтения с учетом специфики текста, возможностей уч-хся, учебной задачи урока; способа выявления первичного восприятия с учетом особ-стей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

18 стр., 8723 слов

«Уроки литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»

... анализа практическое ознакомление с отдельными теоретико – литературными понятиями. Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным ... Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока ...

Произведение читает учитель или подгот. уч-еся.

  • Понравилось произведение?
  • Выразите своё мнение о произведении одним словом.
  • Что вам особенно понравилось в этой истории?
  • Чему учит это произведение?
  • От чьего лица ведётся рассказ? Осущест-

вляют самостоятельное

чтение

(слежение, слушание) произведения, демонстрируют эмоциональную реакцию на текст Фронтальная. Инди-

видуальнаяЛичностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: работают с дополнительной литературой.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют

в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Самостоятельное чтение.

Устные ответы.

Работа с толковым словарем

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации.

Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму. Организация диалога. Определение событийной стороны текста. Знакомит с творчеством автора.

  • Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 года. Окончив школу, она поступила в

Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала. Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются

«Тройка с минусом, или Происшествие

в 5 А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.

  • Прочитайте по цепочке произведение

И. Пивоваровой «Сочинение» Отвечают на вопросы учителя с опорой

на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к выска-

зываниям товарищей. Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста. Осуществляют чтение по цепочке Фронтальная. Индивидуальная Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

2 стр., 614 слов

Мама, милая мама… (1 вариант, -рассказ)

... очень неожиданный для нас вывод сделала наша добрая, мудрая, милая, лучшая в мире мама. Роль матери в жизни общества в целом носит социальный ... имеет в виду папу, когда он шалит с нами на равных. В эти минуты мама вздыхает, что Бог не дал ей дочери. Но ... любви слабым детям, беспомощным, кому нужна ежедневная поддержка и забота. Мама оставила на это время работу. Нам казалось, что она забыла обо всех ...

Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют

в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Устные ответы

VI. Синтетическая

(обобщаю-

щая) работа с текстом Обобщающая беседа по тексту

(определение

смыслового погружения в текст).

Выполнение творческих заданий Беседа по тексту. Определение смыслов

в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой.

– Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».)

  • Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.)
  • Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает

названия вещей, которые еще можно пости- Участвуют в коллектив-

ной беседе и дискуссии. Определяют главную мысль произведения под руководством

учителя. Выполняют творческое задание под руководством

учителя в парах, группах. Работают с ил-

к произведению Фронтальная. Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текс-

тов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: ориентируются в учебной книге, находят выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; работают

с несколькими источниками ин-

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-k-rasskazu-i-pivovarova/

формации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.

22 стр., 10790 слов

Методы и приёмы работы на х, способствующие развитию навыка выразительного ...

... и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением Проблемы исследования определили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением». Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы - определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного ...

Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности, осуществляют взаимопроверку сделанной работы; выполняют задание по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения Самостоятельное

чтение.

Выборочное чтение.

Развернутые ответы на вопросы.

Работа с ил-

к произведению

Индивидуальная рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)

– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную).)

  • Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? Каким же образом мама учит Люсю отвечать за свои слова? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова;
  • должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)

– Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.

  • Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?

– Обратите внимание на существование разной эмоциональной и смысловой окраски смеха. Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского).

Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока учащимися.

Педагог проводит беседу по вопросам:

  • Что нового узнали на уроке?
  • С каким произведением познакомились? Кто автор?
  • Каким по жанру является прочитанное произведение? Когда переживали?
  • Исследование какой темы вели на уроке?
  • Какие понятия разобрали?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Оцените работу всего класса.
  • Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

3 стр., 1035 слов

Веселые рассказы Ирины Пивоваровой о Люсе Синицыной

... и досада… Сегодня на уроке сочинение, завтра сбор металлолома (и объяснение в милиции); в шестом подъезде – новый мальчик, вежливый и странный. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса Люська Косицына, ... не дадут в обиду, и даже мама смиряется с тем, что в доме будет жить собака неизвестной, но ценной породы. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса Кажется, ничего ...

Проводят самооценку, рефлексию Индивидуаль-

ная, фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Оценивание работы

учащихся на уроке

Рекомендации к выполнению домашнего задания Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет выполнение домашнего задания.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Нарисовать героев произведения Записывают домашнее задание Фронтальная Наблюдение