ТЕМА: И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова.Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»
Цели деятельности учителя Создать условия для развития умения делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение перечитывать смешные фрагменты
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательныерезультаты Предметные: научится рассказывать о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; характеризовать персонажей произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – учиться основам смыслового чтения стихотворения; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные: провлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающиеи развивающие
компоненты, задания
и упражнения Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы
совзаимодействияУниверсальные учебные действия Форма контроля
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.
- Проверим готовность к уроку.
- Добрый день! Почему он добрый? (Нас ждёт встреча с новыми знаниями, с новыми открытиями.)
- Мне хочется начать урок словами Зинаиды Ивановны Романовской: «Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты».
- Пожелайте друг другу удачи! В путь! Сообщают о готовности к уроку Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;
- имеют желание учиться;
- положительно отзываются о школе;
- стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы;
- правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место Устный
«Методологическая культура речи учителя физики»
... функций учителя, в общем, и профессиональной речи, в частности. [6] Культура речи, Культура речи учителя, Культура физической речи К основным понятиям следует так же отнести коммуникативно-обучающую деятельность, педагогическое общение на уроке физики, дидактическую речь, коммуникативно ...
опрос
II. Речевая разминка Речевая разминка в игровой форме. Система упражнений Педагог организует речевую разминку для развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста.
- Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки:
- Чи-чи-чи, чи-чи-чи –
Отопрут замки … (ключи).
- Чи-чи-чи, чи-чи-чи –
Полотно соткут … (ткачи).
Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя Наблюдение. Устные ответы
III. Подготовка
к восприятию произведения. Сообщение темы урока Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока.
Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.
- Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?
- С каким произведением познакомимся сегодня?
- Назовите страницу учебника.
- Прочитайте тему урока.
- Определите цели урока, используя опорные слова:
- Мы познакомимся с…
- Мы узнаем…
- Мы вспомним…
- Мы будем уметь…
- Мы сможем поразмышлять…
- Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.
- Как вы думаете, о чём это произведение? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность
текста Фронтальная Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний Устные ответы
IV. Первичное восприятие текста Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа
с толковым словарем Определение вида первичного чтения с учетом специфики текста, возможностей уч-хся, учебной задачи урока; способа выявления первичного восприятия с учетом особ-стей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.
«Уроки литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»
... анализа практическое ознакомление с отдельными теоретико – литературными понятиями. Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным ... Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока ...
Произведение читает учитель или подгот. уч-еся.
- Понравилось произведение?
- Выразите своё мнение о произведении одним словом.
- Что вам особенно понравилось в этой истории?
- Чему учит это произведение?
- От чьего лица ведётся рассказ? Осущест-
вляют самостоятельное
чтение
(слежение, слушание) произведения, демонстрируют эмоциональную реакцию на текст Фронтальная. Инди-
видуальнаяЛичностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: работают с дополнительной литературой.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Самостоятельное чтение.
Устные ответы.
Работа с толковым словарем
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации.
Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму. Организация диалога. Определение событийной стороны текста. Знакомит с творчеством автора.
- Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 года. Окончив школу, она поступила в
Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала. Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются
«Тройка с минусом, или Происшествие
в 5 А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.
- Прочитайте по цепочке произведение
И. Пивоваровой «Сочинение» Отвечают на вопросы учителя с опорой
на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к выска-
зываниям товарищей. Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста. Осуществляют чтение по цепочке Фронтальная. Индивидуальная Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.
Мама, милая мама… (1 вариант, -рассказ)
... очень неожиданный для нас вывод сделала наша добрая, мудрая, милая, лучшая в мире мама. Роль матери в жизни общества в целом носит социальный ... имеет в виду папу, когда он шалит с нами на равных. В эти минуты мама вздыхает, что Бог не дал ей дочери. Но ... любви слабым детям, беспомощным, кому нужна ежедневная поддержка и забота. Мама оставила на это время работу. Нам казалось, что она забыла обо всех ...
Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение.
Устные ответы
VI. Синтетическая
(обобщаю-
щая) работа с текстом Обобщающая беседа по тексту
(определение
смыслового погружения в текст).
Выполнение творческих заданий Беседа по тексту. Определение смыслов
в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой.
– Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».)
- Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.)
- Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает
названия вещей, которые еще можно пости- Участвуют в коллектив-
ной беседе и дискуссии. Определяют главную мысль произведения под руководством
учителя. Выполняют творческое задание под руководством
учителя в парах, группах. Работают с ил-
к произведению Фронтальная. Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текс-
тов с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные: ориентируются в учебной книге, находят выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; работают
с несколькими источниками ин-
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-k-rasskazu-i-pivovarova/
формации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; корректируют выполнение работы в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.
Методы и приёмы работы на х, способствующие развитию навыка выразительного ...
... и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением Проблемы исследования определили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением». Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы - определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного ...
Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности, осуществляют взаимопроверку сделанной работы; выполняют задание по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения Самостоятельное
чтение.
Выборочное чтение.
Развернутые ответы на вопросы.
Работа с ил-
к произведению
Индивидуальная рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)
– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную).)
- Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? Каким же образом мама учит Люсю отвечать за свои слова? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова;
- должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)
– Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.
- Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?
– Обратите внимание на существование разной эмоциональной и смысловой окраски смеха. Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского).
Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока учащимися.
Педагог проводит беседу по вопросам:
- Что нового узнали на уроке?
- С каким произведением познакомились? Кто автор?
- Каким по жанру является прочитанное произведение? Когда переживали?
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке.
- Оцените работу всего класса.
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Веселые рассказы Ирины Пивоваровой о Люсе Синицыной
... и досада… Сегодня на уроке сочинение, завтра сбор металлолома (и объяснение в милиции); в шестом подъезде – новый мальчик, вежливый и странный. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса Люська Косицына, ... не дадут в обиду, и даже мама смиряется с тем, что в доме будет жить собака неизвестной, но ценной породы. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса Кажется, ничего ...
Проводят самооценку, рефлексию Индивидуаль-
ная, фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.
Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Оценивание работы
учащихся на уроке
Рекомендации к выполнению домашнего задания Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет выполнение домашнего задания.
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение.
2. Нарисовать героев произведения Записывают домашнее задание Фронтальная Наблюдение