Урок развития речи «Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению-описанию»

Разделы:

Цели урока:

  • дать понятие о пейзажной зарисовке;
  • закрепить и углубить представление об описании;
  • закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
  • развивать орфографические умения и навыки;
  • воспитывать наблюдательность;
  • формировать потребность в самовыражении.
  • создать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей;
  • воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Оборудование урока:

Ход урока

1. Орг.момент

Речевая разминка:

Облака,

Облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые,

Дырявые,

Легкие,

Воздушные,

Ветерку послушные.

  • О чем это стихотворение?
  • Какие из представленных репродукций к нему подойдут?
  • Как можно озаглавить текст и картину?
  • Прочитаем стихотворение вместе?
  • К какому типу речи относится стихотворение?

2. Актуализация знаний

  • Словарный диктант:

Природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование

  • Есть ли общая тема у этих слов?
  • Объясните орфограммы в выделенных словах (называю эти слова).

  • Какие слова можно объединить одной темой? Назвать одним термином? (Повествование, описание, рассуждение — типы речи.)
  • Какой тип речи называется повествованием?
  • Что называется рассуждением?
  • Что такое описание?
  • Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, предмет, помещение, здание, памятник)
  • По какому плану строится описание?

(1. Дается общее представление описываемого.

2. Описание его деталей, частей.

3. Отношение автора к тому, что он описывает.)

3. Обращаемся к учебнику на стр. 178

4. Сообщение темы, целей урока

  • Описание природы… Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока

“Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению – описанию” (тема записывается в тетради).

9 стр., 4496 слов

Уроки развития речи для 9 класса

... Отредактировать черновой вариант сочинения, озаглавить и закончить свою творческую работу в тетради. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 120 города Донецка» Конспект урока-развития речи по русской литературе ... Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… Послушайте образцы сочинений-рассуждений на экологическую тему: 1. Слово «экология» в переводе с греческого означает ...

Работа по репродукциям.

  • Что такое пейзаж?

Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В переводе с французского – означает вид, какой либо местности и картины природы. Элементы окружающей природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях. пейзажные мотивы мы можем встретить в искусстве любой страны и эпохи. Лишь 500 лет назад в европейской живописи пейзажный фон становиться важным элементом картины, а затем пейзаж утверждается как самостоятельный жанр. Понятие пейзаж постепенно из живописи перешел в литературу и поэзию. Послушайте внимательно отрывки из некоторых произведений русских поэтов:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора,

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Тютчев

Льет дождь, холодный, словно лед,

Кружатся листья над поляной,

И гуси длинным караванном

Над лесом держат перелет…

И. Бунин

  • О чем говорится в данных стихотворениях? (О природе, пейзаже)
  • Поэтому стихи, посвященные описанию природы, называют пейзажными стихами.
  • Какие чувства стараются передать поэты через стихотворения, а художники через картины? (любовь к родной природе, чувство печали о прошедших днях, величаво монументальное и поэтическое звучание русской природы).

  • Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С.

Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин.

5. Материал урока

1) Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина:

(Репродукция картины)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

  • Знакомы ли вам эти строки?
  • Кто их автор?
  • Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу?
  • Какие слова передают это отношение?
  • Какие выразительные средства языка использует поэт?
  • Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем пишет поэт?

Вывод: в каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима.

2) Слово учителя.

  • Русские художники тоже не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря “Февральская лазурь”. Рассмотрите ее.
  • Нравится ли она вам?
  • Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж?
  • Что поразило художника в зимнем пейзаже?
  • Как он это изобразил?

Вот как сам автор передал свое восхищение красотой февральского дня: “Вся природа праздновала какой-то праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

19 стр., 9037 слов

Работа над м — описанием природы (на материале произведений живописи)

... сочинениям по картине. Рассмотреть и проанализировать методическую работу Л.А. Ходяковой, посвященную методике сочинения по картине. I. Теоретические проблемы использования произведений живописи ... аудирование (слушание рассказа учителя или текста-описания картины), но и помогает продуцировать письменную речь, ... Таким образом, делаем выводы, что картина является стимулирующей базой для порождения ...

  • Что такое жемчуг, кораллы, сапфиры? (Драгоценные камни)
  • Что объединяет картины зимы в стихотворении Пушкина и в пейзаже Грабаря?

Вывод: Любовь к природе и восхищение ее красотой.

3) А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов композитора П.И.Чайковского “Времена года”. (Звучит “Январь”) Пока будете слушать, закройте глаза и попытайтесь представить себе зимнюю картину.

Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.

  • Какие чувства вызывает у вас музыка?
  • Какую картину рисует ваше воображение?

Вывод: Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке.

А теперь обратимся к теме нашего урока. И начнем с толкового словаря:

Зарисовка

Рисунок — нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо.

  • Таким образом, пейзажная зарисовка — изображение природы (в живописи, в музыке, в литературе).

    Сделанные вами рисунки – это тоже пейзажные зарисовки.

  • Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

Вывод: И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало. Вот что писал об этом К. Г. Паустовский:

“Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать”.

4) Итак, что же видит за словами писатель? Обратимся к отрывку из романа И. С. Шмелева “Лето Господне”.

… красота-то какая! Первая зв..зда, а вон — другая… Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, ж..вые, бью(тся, ться), колют глаз. В воздухе мерзлость, через нее-то звезды больше, разными ..гнями блещут, — г..лубой хрусталь, и синий, и з..леный, — в стрелках..

… К..литку тронешь, — так и осыплет треском. Моро..! Сне.. синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По ул..це — сугробы, горы.

  • ..А воздух… — синий, с..ре..бри(тся, ться) пылью, дымный, звездный. С..ды дымятся. Б..резы — белые в..дения…
  • Озаглавьте текст.
  • Определите тип текста.
  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Подготовьте выразительное чтение отрывка. (Текст есть на каждой парте.)

(Чтение текста вслух.)

  • Что в центре внимания писателя?
  • Какие предложения по цели высказывания и по интонации использует автор?
  • Выполните разбор последнего предложения, выпишите словосочетания, разберите их, сделайте фонетический разбор слова огнями (индивидуальные задания у доски)
  • Обратите внимание на описание звезд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?
  • Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? (Синий — от света звезд на синем небе;
  • звездный — от снега, который искрится;
  • дымный — так как предметы едва можно различить в снежной дымке.)
  • Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете? (Березы — белые видения. Белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому в морозном воздухе кажутся отдаленными.)
  • Какие еще средства выразительности использует автор?

Вывод: Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво “рисовать” словами, создавать пейзажные зарисовки.

7 стр., 3383 слов

Видеоурок «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. „Юность“»

... И этому он посвятил свою жизнь. Толстой был плодовитым писателем. На его счету 174 литературных произведения, считая ... 82-х лет. Сочинение по творчеству Льва Толстого Сочинения / Литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tolstoyna-angliyskom/ / Толстой Андрей Болконский в ... путешествие, затем возвращается в Ясную Поляну и, видя, что у народа практически ничего не изменилось, ...

5) Творческая работа (дифференцированное задание)

  • Учащиеся выполняют по рядам: подберите определения к словам, составьте словосочетания.

иней, снежинка (1-й ряд);

береза, небо (2-й ряд)

снег, тишина (3-й ряд)

  • Кто составил словосочетания, составляем предложения.

Вывод: вы подобрали удачные определения к предложенным словам, придумали хорошие предложения. Их вы можете использовать в своих сочинениях.

6. Подведение итогов урока

  • О чем мы сегодня говорили на уроке?
  • Что повторили?
  • С какими новыми словами познакомились?

7. Домашнее задание: