Аргумент из рассказа Паустовского «Телеграмма». Равнодушие к близким. Вина. Одиночество. по произведению «Телеграмма» Паустовско­го

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо).

Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.

Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

16 стр., 7577 слов

Писала ли письма настя катерине. по рассказу Паустовского «Телеграмма

... Работы было много, Устройство выставок, конкурсов – все это проходило через ее руки. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, – решила ... прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. Но вместе с тем ...

Официальный комментарий:

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения . Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути , и об ошибках непоправимых, трагических.

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в подразумевается четкое противопоставлен ие двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой , совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок , цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение , неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Люк де Клапье Вовенарг

Аристотель

Карл Раймунд Поппер

Аврелий Марков

Франсуа де Ларошфуко

Людвиг Витгенштейн

Готхольд Эфраим Лессинг

Иоганн Вольфганг Гёте

Карл Раймунд Поппер

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. , Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»., М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма»., М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Печорин сам говорит о себе: «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Лермонтовский персонаж – энергичный, , но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его «страдающим эгоистом», потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его . После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень.

4 стр., 1662 слов

Образ Грушницкого в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

... герой вовремя смог осознать свои ошибки и измениться в лучшую сторону. Другие сочинения: ← Образ и характеристика Вернера в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовСравнительная характеристика Печорина и Вернера → Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой ... как и у любого человека, у Грушницкого присутствуют и положительные черты, которые ... доставалось ему нелегко. И в какой-то момент его чувства ...

История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем «журнала», Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов» , по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир»., М.А. Шолохов «»., М.А. Булгаков «».

С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “ и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.

Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел… Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам.

В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступ ки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала.

писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой».

В основе сюжета повести лежит . В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственнос ть, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы . Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей.

26 стр., 12595 слов

По рассказу телеграмма паустовского. Аргументы из литературы ...

... то, что делает. Аргументы к сочинению по проблеме взаимоотношения отцов ... честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во ... на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на ... дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма ... как доказывает нам автор книги «Преступление и ...

Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.

Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней.

В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека.

Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.

Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

« Нет никого ближе и роднее матери»

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,, И долголетен будеше

на земле.

(пятая заповедь Божья)

Есть на свете удивительное существо,перед, Которым мы в вечном долгу, М.Горький

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре,чуткости, отзывчивости, милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей,по которым живут герои., Обучающие:, Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее в человеке

4.способности раскрывать положительные и характера героев.

Воспитательные:

1.Учить заботиться о тех,кто дорог

2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми., Вступительное слово учителя.

Ребята,сегодня у нас необычный урок — урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов )

6 стр., 2882 слов

Письмо Катерине в пьесе Гроза, Островский. Письмо от имени любого ...

... сердцу родной стороне. x HTML-код Белое солце пустыни - письма Катерине Матвеевне., Письмо № 2. Народ подобрался с огоньком Душа моя рвется к ... Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую‑нибудь работу и слушала ... водой и гуляла по саду с цветами? Ты часто с матерью ходила в церковь послушать проповедь или просто помолиться. Это ...

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость ).

Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. (« Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова )

Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского?Какие проблемы затрагивает автор?(отношение детей к родителям, чуткости, милосердия )

Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».

Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает )

Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство — тревога, беспокойство)

Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы )

А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили )

Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести?(возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом ).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на :

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна,Настя,Тихон,Манюшка )

Чтобы понять,какой урок нравственности преподносит нам Паустовский,я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.

(Задание на слайде и раздается детям по группам) . Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.

Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)

Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.

«Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее ? Чем она живет?

Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее — , дом «мемориальный», она «последняя обитательница» его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго — французского писателя . Добрая — страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

12 стр., 5804 слов

Преступление и наказание письмо матери раскольникова анализ

... человек и был еще приятелем твоего отца. Письмо матери раскольникова Короче, несмотря на доброе и благородное обращение Марфы Петровны, супруги господина Свидригайлова, и всех домашних, Дунечке ... сих пор скрывали. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 3 В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она ...

Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:

Спутанная трава в саду полегла…» (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании).

«Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался -» дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.

Попытаемся передать душевное состояние героини:

(одинока, разочарована, , на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери ).

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «… побрела в дом»).

Метафора в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает) .

Страдает у Паустовского «сочувствует» ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

(Учащиеся читают письмо (слайд) : «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

А что-то удивило в письме?

Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»

Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»).

А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об : обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир — единое целое.А что обозначает ее имя?

10 стр., 4930 слов

Ге Н. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе

... по делу Алексея — его подозревали в желании захватить власть. Царевича допрашивал Петр I. Именно этот эпизод и стал сюжетом картины Николая Ге. Перед тем как начать работу, Ге ... М.П. Погодин утверждает, что «в искренних, задушевных письмах к друзьям он является таким, каким в ... ненасытной жаждой деятельности отца было невозможно. На картине Н. Ге всё исторически достоверно, вплоть до композиции. Хотя ...

Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

Настя — единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет — значит жива).

Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна., Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза — о жестоком сердце

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.

Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)

Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь.Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию — лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

13 стр., 6154 слов

Какова роль родительского наставления в жизни человека?

... родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей. ... которые родитель может передать ребенку, исходя из собственного опыта и ... в условиях крестьянской войны, где офицеры подверглись суровому испытанию. Крепость, где служил наш герой, ...

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Найдите по толковым словарям,что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится

Действительно,мать могла бы успокоить,простить,но ее нет,и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается,что к тому,кто был и,кажется,всегда будет,можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без . И такие рядом оказались. Кто это?

Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.

Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» «. Что значит «пустельгой?(на слайде)

Пустельга — 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Аналитическая беседа по образу Манюшки. Группа 4.

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место,которое должна занимать дочь Настя.

Манюшка — дочь колхозного сапожника — прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, , но понимает, что человек в беде — надо помогать

Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

20 стр., 9769 слов

Опыт и ошибки в произведении вишневый сад. «Опыт и ошибки». ...

... жизни, куда лучше оказывают влияние на нас. Как гласит известная всем пословица: «На ошибках учатся». Михеев Александр Удалить Часть 1 - Осипов Тимур Сочинение на тему “Опыт и ошибки” Людям ... и человек в ней работник». Только на этом и строился его жизненный путь. Но все ли верно то, о чем мыслит герой? В этом заключается его опыт и ошибки. ... Для него сад уже не вишнЁвый, а вишнЕвый, источник прибыли, ...

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(

Да,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери.

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.

А почему она сделала это?

Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей , виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери .

И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?

Давайте вернемся к схемам, на которых вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в каждом герое. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни. А кому же автор посылает телеграмму? Что вы услышали в ней? На уровне рефлексии мы попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Рефлексия

Урок помог задуматься…

(о том, как страшно потерять маму;

Об одиночестве, доброте и милосердии

О человечности, об отношении к маме

О моих родных

О том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

Почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме .)

Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

  • (нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

Нужно заботиться о маме

Я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

Старые люди нуждаются в нашей поддержке

Я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

Нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно

Я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой »)

Какую телеграмму написали бы вы Насте?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)

(-Настя, желаю тебе обрести человечность.

Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!

Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла.

Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.

Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.

Пустельга. То, что совершила ты — неисправимо

А сейчас послушайте напутствие:

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же — минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу

Подписи к слайдам:

по рассказу К.Паустовского «ТЕЛЕГРАММА» Урок Нравственности.

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель Нравственность — это разум сердца. Г.Гейне

Задание группам. Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти. Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Такой мы представляем Катерину Петровну, героиню рассказа «Телеграмма».

Письмо Катерины Петровны дочери: « Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»

Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В.Берестов.

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных; 2. Легкомысленный пустой человек (разг.)

Рефлексия Урок помог задуматься… Я понял… В телеграмме от Паустовского я услышал…

Не забывай о том, что мать вспомнила нас, Отец же воспитал родное чадо Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда, К тому же — минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж, не нарушай священного уклада. (из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.) Напутствие.

Домашнее задание: написать письмо – покаяние своей маме (принести в конверте)

*

Итоговое сочинение.

Опыт и ошибки.

Подготовила: Шевчук А.П.,

учитель русского языка

и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/paustovskiy-telegrammaopyit-i-oshibki/

МБОУ «СОШ №1» г. БратскаСписок рекомендуемой литературы:

Джек Лондон «Мартин Иден»,

А.П. Чехов «Ионыч»,

М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

Генри Марш «Не навреди»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

«Слово о полку Игореве.»

А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».

М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»

И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».

Ф.Достоевский «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».

А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».

И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».

А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».

М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Д.Киз «Цветы для Элджернона».

В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».

А.Алексин «Безумная Евдокия».

Б.Екимов «Говори, мама, говори».

Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».Официальный комментарий:

В рамках направления возможны рассуждения о ценности

духовного и практического опыта отдельной личности,

народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути

познания мира, обретения жизненного опыта. Литература

часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:

об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без

которых невозможно движение по жизненному пути, и об

ошибках непоправимых, трагических. Методические рекомендации:

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени

подразумевается четкое противопоставление двух полярных

понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта.

Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и

приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает

на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку

действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый

жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником

жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена

которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых

героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое

решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на

жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом

сказаться на судьбах других.

В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые

затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно

подойти к анализу данного тематического направления. Афоризмы и высказывания известных людей:

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая

ошибка — это лишать себя опытности.

Люк де Клапье Вовенарг

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним

путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко

промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель

Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и

ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд

Поппер

Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за

него будут думать другие. Аврелий Марков

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам

одним.

Франсуа де Ларошфуко

Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн

Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле

признания своих ошибок.

Готхольд Эфраим Лессинг

Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться

Ф.М. Достоевский «Преступление и

наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и

признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь

трагизм совершенного им преступления, не признает

ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог

преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу

избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не

просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в

убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния.

Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои

ошибки, способен измениться, он достоин прощения и

нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с

героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример

человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека»,

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных

произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть

о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению,

ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт,

отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее

слезы, он злится, считая, что она его «заживо хоронит», а

выходит все

наоборот: он возвращается, а

семья погибает. Эта потеря для

него – страшное горе, и сейчас

он винит себя за каждую мелочь

и с невыразимой болью говорит:

«До самой смерти, до последнего

моего часа, помирать буду, а не

прощу себе, что тогда её оттолкнул!»Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой

старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина

пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть

на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя

успокаивает себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива».

Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого

скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И

лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о

человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит

телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает

слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться?

Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не

будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы

она меня увидела, лишь бы простила».

Дочь приезжает, но прощение просить

уже не у кого. Горький опыт главных героев

учит читателя быть внимательным к близким

«пока не стало поздно». М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок

в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова.

Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым

людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.

Печорин сам говорит о себе: «Во мне живут два человека:

один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и

судит его». Лермонтовский персонаж – энергичный, умный

человек, но он не может найти применения своему уму,

своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист,

потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и

его не волнует состояние других людей.

В.Г. Белинский называл его «страдающим

эгоистом», потому что Григорий

Александрович обвиняет себя за свои

поступки, он осознает свои действия,

переживает и ничего не приносит ему

удовлетворения.Григорий Александрович – очень умный и рассудительный

человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при

этом научить других сознаваться в своих, как, например, он

все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей

вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же

проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых

попыток разрядить обстановку на дуэли

и призвать Грушницкого к совести сам

же предлагает стреляться на опасном

месте, чтобы кто-то из них погиб.

При этом герой пытается обратить

все в шутку, несмотря на то, что

существует угроза как жизни молодого

Грушницкого, так и его собственной

жизни.После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось

настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает,

насколько день прекрасный, то после трагического события

день он видит в черных цветах, на душе его – камень.

История разочарованной и гибнущей печоринской души

изложена в дневниковых записях героя со всей

беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и

автором, и героем «журнала», Печорин бесстрашно говорит

и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей

души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои

ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить,

свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на

то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он

разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных

контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой

продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя

несчастным. Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова,

осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и

нравственного совершенствования, то любимым героям

Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При

рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к

анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей

Болконский резко выделяется из великосветской среды

своей образованностью, широтой интересов, мечтает

совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир

  • Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в

самых опасных местах сражения. Суровые военные события

способствовали тому, что князь разочаровывается в своих

мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело

раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский

переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним

открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи,

а есть только самое чистое, высокое, справедливое.Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное,

чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему

мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –

появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к

выводу, что ему остается жить для себя и своих близких.

Это лишь первый этап эволюции героя, не только

признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше.

Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет

разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но

понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу

правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них.

Он искренен, доверчив, слабоволен.Эти черты характера ярко проявляются во

взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер

совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой

понимает, что был обманут, и «перерабатывает один в себе

свое горе». После разрыва с женой, находясь в состоянии

глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер

верит, что именно здесь он «найдет возрождение к новой

жизни», и опять понимает, что в чем-то главном вновь

ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят

героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает,

что жить надо ради людей, надо стремиться приносить

пользу Родине. М.А.

Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт

военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку

своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу

Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на

стороне красных, он понимает, какая чудовищная

несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки,

приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в

своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот

ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, –

ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек

понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у

порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что

был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные

метания от белых к красным. М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте

как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления

экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в

определенных условиях с целью исследования», то

практический опыт профессора Преображенского для

«выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в

дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у

людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С

научной точки зрения он весьма успешен.

Профессор Преображенский проводит

уникальную операцию. Научный

результат получился неожиданным

и впечатляющим, но в бытовом,

житейском плане он привел к

самым плачевным последствиям.Появившийся в доме профессора в результате операции тип,

“маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет

себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует

отметить, что появившееся человекоподобное существо

легко находит себя в изменившемся мире, но

человеческими качествами не отличается и вскоре

становится грозой не только для обитателей квартиры, но и

для жильцов всего дома.

Проанализировав свою ошибку,

профессор понимает, что

собака была гораздо

«человечнее», нежели

П.П. Шариков.Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный

гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа

профессора Преображенского. Он и сам понимает это:

“Старый осел… Вот, доктор, что получается, когда

исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и

ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает

завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп

Филиппович приходит к выводу, что насильственное

вмешательство в природу человека и общества приводит к

катастрофическим результатам. В повести “Собачье

сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков

снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и

самим собой. Но в жизни подобные эксперименты

трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает

Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести

разрушительного начала. Главная мысль писателя в том,

что голый прогресс, лишенный нравственности, несет

людям гибель и подобная ошибка будет необратима.В.Г.

Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об

ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только

каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом,

можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века.

Это не просто произведение о потере родного дома, но и о

том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы,

которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.

В основе сюжета повести лежит реальная история. В

процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены

окрестные деревни. Переселение стало болезненным

явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС

строят для большого количества людей.Это важный хозяйственный проект, ради которого надо

перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли

назвать это решение однозначно верным? Жители

затопляемой Матеры переезжают в построенный не полюдски поселок. Бесхозяйственность, с которой

расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя.

Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на

северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего

не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно

повлечет за собой экологические проблемы. Но для

писателя важны не столько они,

сколько духовная жизнь людей.

Для Распутина совершенно ясно,

что крушение, распад нации,

народа, страны начинается с

распада семьи.А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том,

что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со

своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.

Умудренное жизненным опытом старшее поколение не

желает покидать родной остров не потому, что не может

оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что

за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое

прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который

должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен

человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по

данной теме можно обратиться к истории и тем

катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная»

деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто

рассказ о великих стройках, это трагический опыт

предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI

века.Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь)

По мере взросления человек учится, почерпывая знания из

книг, на школьных занятиях, в беседах и

взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того,

немаловажное влияние оказывают окружение, традиции

семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много

теоретических знаний, но умение применить их на

практике необходимо для того, чтобы приобрести навык,

набраться собственного опыта. Иными словами, можно

прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой

вопрос, однако в реальности научиться жить поможет

только лишь , то есть практика, и без этого

уникального опыта человек не сможет прожить яркую,

полноценную, . Авторы очень многих

произведений изображают

героев в динамике, чтобы показать, каким образом

происходит у каждого человека становление личности и

прохождение собственного пути. Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети

Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы»,

«Прах и пепел». Перед взором читателя проходит

нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В

начале повествования это отзывчивый парень, отличник,

выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в

свой правоте, в своем , в партии, своих

друзьях, это , готовый прийти на

помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства

справедливости он и страдает. Сашу отправляют в

ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа,

совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по

политической статье. На протяжении всей трилогии

читатель наблюдает за становлением личности Саши.

От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари,

которая самоотверженно ждет его, помогая его матери

преодолеть трагедию.Известно, что Анатолий Рыбаков

задумал написать трилогию,

но после выхода третьего романа

ему приходило много писем с вопросом:

«Неужели Саша и Варя так и

Так и родился четвертый роман «Прах и пепел». Перед

нами – мрачный человек, не решающийся громко

высказывать свое мнение. Он осторожен и скрытен.

Именно так можно было выжить

в СССР 1930-1940-х годов.

Юношеская восторженность

героя оборачивается сдержанностью

и угрюмостью. Ссылка оказывается

учителем реальной, суровой жизни.В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история

девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою

малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень

плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как

хозяева баловали и любили собственных дочерей,

которые были нарядно одеты, весь день играли и

озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела

играть, однако ее заставляли убираться в харчевне,

ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она

была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под

лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не

жаловаться, а молча выполнять приказы тетки

Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал

девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала,

чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться,

заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в

будущем именно этот горький опыт помог Козетте

стать скромной, с и открытой душой. Таким образом, наши рассуждения позволяют

сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт

учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт,

горьким либо благостным, он является собственным,

пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер

и воспитывая личность.

Человек за всю свою жизнь совершает множество ошибок, сам порой того не замечая. Но, рефлексируя, мы превращаем их в опыт, хоть иногда и горький. Да, плата за обучение слишком высока, однако с жизнью нельзя торговаться, она не приемлет бытового мещанского расчета. Все мы ошибаемся, и это естественно и неизбежно. Надо понимать, что человеческая природа не идеальна, а опыт, действительно, самый лучший учитель и помогает его исправить.

Многие писатели также задумывались на эту тему. Например, Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» затронул проблему опыта и ошибок. произведения Родион Раскольников, убив старуху-процентщицу и ее беременную сестру, намного осознает, что совершил самую большую ошибку всей своей жизни. Он понимает, насколько неверны были его убеждения, его теория. Родион сознается в содеянном, осознавая при этом, что он — самый обычный человек , а не вершитель судеб или вошь. При этом он получает бесценный жизненный опыт, плата за который оказалась столь высока. Напрямую автор не утверждает, раскаялся ли Раскольников, но проницательный читатель видит библию у арестанта, приговоренного к каторге. Это означает, что герой обратился к Богу и отказался от теорий, способных нанести вред на практике.

Можно привести и другой пример. Также непоправимую ошибку совершила Настя-главная героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Девушка оставила свою пожилую мать совсем одну. Катерина Ивановна была очень одинока и больна. Три года дочь не навещала бедную старушку. Конечно, Настя очень любила свою маму, но работа не отпускала ее. Поэтому Екатерина Петровна старалась лишний раз не тревожить Настю, посылая ей письма очень редко. Но покидали ее и возраст взял свое. Даже не знаю, что больше послужило этому: старость или тоска по своей единственной дочери ? Тогда пожилая женщина написала письмо ей, чувствуя, что не переживет зиму. Но дочь была слишком занята. Когда Настя получила письмо уже от соседа, что Катерина Петровна умирает, она поняла, что ведь у нее в этой жизни никого больше нет. И в эту же минуту отправляется на вокзал. Но приехав в деревню, Настя осознает, что уже слишком поздно. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека. У Насти не было соответствующего опыта. Она, видимо, до этой поры никогда не теряла близких. Откуда же ей, молодой и полной сил , знать, что у ее матери жизнь так скоротечна. Все, что у нее осталось — тоска по самому дорогому человеку и бесконечное чувство вины перед ним. Все эти сложные эмоции легли в основу ее жизненного опыта. Больше она не совершит такой ошибки и сбережет родных, отдавая работе должное, но не забывая и о семье – единственной настоящей ценности человека.

Иногда человеку нужно пройти множество испытаний, совершить множество ошибок, чтобы обрести опыт, который позволит ему очиститься и сделаться лучше, умнее и добрее. Неслучайно зрелые люди отдают предпочтение не карьере, а , не видимости, а сути, не амбициям, а мечтам, причем, мечтам близких и дорогих людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!