Памятка «Пишем -рассуждение»

Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.

(написать 2-3

предложения по этой теме)

Важно помнить, что основная цель вступле­ния — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

Как начать сочинение?

Варианты начала текста:

1. Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.

Сведения об авторе

ФИО автора (писателя или публициста)

Основные проблемы, которые он поднимал в своих произведениях;

  • Особенности художественного мира;
  • Особенности личности.

Речевые клише:

Слова-синонимы : автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель(публицист), художник слова…

Автор может быть – талантливым, выдающимся, великим, знаменитым, популярным, широко известным, современным, гениальным…

Шаблоны

  • Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован…)

  • Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт…), но и…

  • Его книги (рассказы, произведения) вызывают… (чувства, мысли, поступки).

«Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, – проблема экологии культуры»

  1. Лирическое отступление

Речевые клише:

  • Собственные мысли, ощущения, чувства, ассоциации, впечатлений,

Которые возникли после чтения текста: «Добро и красота… Два понятия, неразделимо связанные друг с другом»

определенные жизненные ситуации :

«Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор».

  • Ситуации, связанные с проблемой текста. : «Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить о своём детстве, юности?»

« Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор»

«Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора»

  • Общие сведения об обсуждаемой проблеме . «Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии…»

  1. Цитирование

Изречения известных писателей, ученых, деятелей искусства, пословицы, поговорки, имеющие отношение к проблеме текста.

Речевые клише:

нормальной, будничной жизни, от человека к человеку» — вот основная мысль, над которой, по мнению Д.Гранина, нам сегодня необходимо задуматься.

помнящий прошлого, не имеет настоящего». Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают основную мысль статьи Д.С. Лихачёва о великой силе памяти».

настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин»

знака?» – пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

вспомнилзнаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», – поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека»

Не начинай сочинение со слов:

В этом тексте говорится…

Автор данного текста обратился к проблеме…

Этот текст посвящён…

В статье Л.Долининой рассказывается…

В своём тексте автор…

2. Формулировка проблемы.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Задача: Выявить проблему, поднятую автором в тексте, сформулировать ее и прокомментировать содержанием текста.

Сформулировать проблему исходного текста можно

I . в виде вопросительного предложения.

Например:

  1. Часто ли мы задумываемся над тем, что такое честь и достоинство?

  2. Можно ли дать определение хамству, которому мы не в состоянии противостоять?

  3. Что такое настоящая дружба?

  4. Каких друзей можно назвать настоящими?

  5. Что важнее – закон или совесть?

  6. Может ли прогресс быть человечным?

  7. Необходимо ли милосердие в нашей жизни?

  8. Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?

Речевые клише:

  • В тексте автор поднимает вопрос…,

  • задумывается над вопросом…,

  • ставит вопрос…

  • Именно над этим вопросом размышляет автор в данном тексте

  • такой вопрос ставит автор в текст

  • об этом размышляет автор данного текста.

  • Над этим вопросом рассуждает …в …

  • Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

  • Автор предпринимает попытку ответить на вопрос…

Например:

  • «Каким в действительности был Фет, вызывающий раздражение у современников и даже потомков? — крайне заземлённый по всем своим привычкам человек) Как сочеталось в нём духовное и земное начала? Именно эти вопросы – в центре внимания Ю. Нагибина в предложенном для анализа тексте».

  • «Мешает ли творчеству мирская суета, которая, на первый взгляд, несовместима с поэтическим даром? Совмещаются ли кажущиеся противоречия в одной личности? Именно над этой сложной проблемой размышляет Ю. Нагибин в тексте, предложенном для анализа».

  • «Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора».

II . либо в виде четкого и лаконичного предложения : проблема (чего?) поднимается в тексте

Шаблоны : В тексте автором

поднимается

рассматривается

исследуется

затрагивается

анализируется

  1. проблема (чего?) (род.падеж) (войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования)

  2. В данном тексте автор решает (ставит, поднимает) проблему (Р.п.) долга (чести, милосердия и т.д.)

Речевые клише:

разрешает) проблему…

(затрагивает) проблему…

(несколько проблем, важных для каждого из нас)…

внимания, ждет решения

ней, и {указываем автора}.

заставляя задуматься…).

Это тот вопрос (проблема), поразмышлять над которым и предлагает автор текста.

актуальных проблем, особенно подробно говорит о… . Это и есть, на мой взгляд, главная проблема текста.

актуальная проблема…….(чего?).

вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме….

зрения…

(вопросов)…

36.В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

Например:

  • «В своей статье автор рассматривает проблему живучести и неискоренимости такого отвратительного явления, как хамство, которое сложно поддается точному определению».

Возможные проблемы:

  • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

  • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);

  • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

  • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);

  • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);

  • Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

  • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);

  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);

  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);

  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);

  • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);

  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

  • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);

  • Проблеме коммерциализации культуры.

  1. Комментарий

(характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

Комментарий – это пояснение, объяснение, как понял проблему.

Комментируем — обозначаем проблему иными словами, нежели это было во 2 абзаце.

При комментировании можно ответить на следующие вопросы:

1. К какой категории относится проблема: Насколько освещена эта проблема

в литературе?

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pamyatkarassujdenie-klass/

Шаблоны: Проблема может быть:

  • социальная

  • общественно-политическая

  • идеологическая

  • морально-этическая

  • национальная

  • идеологическая,

2. Какова степень ее актуальности?

  • Что дает основание утверждать о ее злободневности?

  • Традиционна ли эта проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения

есть по её поводу?

  • Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

  • Кому адресован текст?

  • Кто из авторов касался ее?

  • Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

Шаблоны: Проблема может быть:

  • общественно-значимая

  • животрепещущая

  • жизненная

  • насущная

  • первоочередная

  • острая

  • важная

  • серьёзная

  • спорная

  • глубокая

  • сложная

  1. Насколько актуально то, о чём пишет автор?

Проблема может заставить читателя:

  • глубоко задуматься

  • рассуждать вместе с автором

  • лучше понять себя и окружающих

  • лучше понять трагизм происходящего

  • серьёзно размышлять

  • критичнее относиться к…

  • по-иному посмотреть на…