В этом рассказе всё так мрачно! И погода ужасная – буря, и люди несчастные – очень бедные, но они всё-таки сохраняют в сердцах доброту и свет.
Жанна ждёт своего мужа, который отправился ловить рыбу на лодке в море. Это всё бедность, которая погнала его на такой риск. Видно, что его семье (Жанне и маленьким детям) нечего есть, поэтому надежда только на него – и ему приходится даже в бурю работать. (Но они не привозит никакой рыбы, к сожалению.) Занять у соседей они тоже не моги бы – все в посёлке бедны. Но если б он погиб, то его семье пришлось бы ещё тяжелей.
Вот и ждёт его Жанна – волнуется, смотрит на море, молится. Дети спят, а она пытается починить старый парус. Но при всех этих заботах, она помнит, что её соседка заболела – надо пойти её проведать, помочь. Жанна утешает себя тем, что хотя бы её дети не болеют.
И вот, найдя соседку мертвой (может, и от голода тоже), она забирает её детей – это порыв такой. Ей так жалко стало маленьких. Они испугаются, во-первых. Во-вторых, у них никого больше нет… И куда их – в приют?
Но Жанна понимает, что муж разозлится. Доброта такая – слишком дорога для них… Своих детей не знают, как прокормить… Но муж, когда она сообщила ему о смерти соседки, сам сказал, что надо забрать её детей. Зря Жанна боялась!
Вот так люди бедные остро чувствуют чужую боль. Я не думаю, что это напрямую зависит от их бедности. Другие бы копейки считали! Не с кем бы и не подумали делиться! А ещё люди не любят чужое горе – своих проблем хватает или не хочется омрачать своё счастье… В бедности, как и в болезни можно прочувствовать, как это тяжело, но станет «уроком» — вопрос. Станешь ли ты добрым от всего этого? Так и богатство – можно за него трястись, а можно другим помогать…
В общем, Жанна и её муж – хорошие люди. Не совсем «логичные», но добрые. Они действуют сердцем, а не разумом. И я думаю, что это классно! Надеюсь, что они справятся со всеми своими проблемами, а дальше и дети подрастут, станут помогать.
История создания
История написания романа «Бедные люди» знаменательна интересными фактами из жизни писателя:
- Первый роман Достоевского был опубликован 21 января 1846 года в «Петербургском сборнике» Н.А. Некрасова, и имел большой успех. Однако задумывался он гораздо раньше. Есть сведения, что ещё в пору обучения Достоевского в Инженерном Институте. Но первым письменным упоминанием начатой над романом работы становится письмо к старшему брату Михаилу в 1844 году.
- В письме к брату Фёдор Михайлович писал о необычной форме романа – 54 письма. Однако главным предметом его гордости стало то, что читатель не видит автора на протяжении всего повествования. Герои сами рассказывают собственную историю, что позволят автору остаться в тени и создать ощущение живости персонажей. Читатель будто знакомится с перепиской двух реально существующих людей.
- После того, как роман прочёл Д.М. Григорович, уже к тому времени напечатавший свой очерк «Петербургские шарманщики», он отдал его Н.А. Некрасову, и оба, восхищённые романом нового автора, поспешили тут же сообщить ему о своих впечатлениях – в 4 часа утра.
- Так, дебют «Бедных людей» сделал Достоевского известным, но материал к роману был набран им ещё в детские годы, когда он наблюдал за работой отца в больнице для бедных.
3 стр., 1017 слов
Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Бедные люди»
... Шинель»). Пристальное внимание теме «маленьких людей» уделял Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»). Своеобразный итог подвел А. П. Чехов. Образ «маленького человека» часто появляется в его рассказах (« ... пойти на жертву и выйти замуж за богатого негодяя Лужина. Родион Романович — особый тип «маленького человека». Забросив учебу, он совершенно опустился. Бывший студент живет в ...
- Роман был переписан множество раз, и доставил автору немало трудностей, в письме к брату Михаилу он сообщает: «…(роман) задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем.»
Сочинение на тему “”Бедные люди” Достоевского: дебют писателя”
” Так писал о себе Достоевский в 1877 году, будучи уже зрелым мастером, создавшим почти все те произведения, которые принесли ему впоследствии всемирное признание. Он мысленно возвращался к торжественному мгновению, когда “произошло что-то такое молодое, свежее, хорошее, – из того, что остается навсегда в сердце участвовавших” – когда восторженные отклики первых читателей его первого творения – романа “Бедные люди”, – тогда еще молодых литераторов Д. В. Григоровича и Н. А. Некрасова и уже известного критика В. Г. Белинского пробудили в нем сознание “перелома навеки” и начала чего-то совершенно нового. Это было рождение писателя. Правда, к тому времени Достоев-ский имел за плечами не одну литературную “пробу”. С самого детства весь семейный уклад сформировал в нем наклонности, определившие его дальнейшую судьбу.
Будущий писатель, равно как и его братья Михаил и Андрей, получил прекрасное домашнее воспитание и образование. В 1873 году Достоевский вспоминал: “Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным. У других, может быть, не было такого рода воспоминаний, как у меня” (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 25. С. 28-31. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием в скобках номера тома и страницы. (21; 134).
Благочестие семейства Достоевских сочеталось с удивительным богатством и разнообразием литературных интересов, в полноте воспринятых детьми от родителей. С десятилетнего возраста началось страстное увлечение Достоевского Шиллером. Пушкина братья Михаил и Федор знали наизусть. Круг их домашнего чтения включал Державина, Жуковского, Карамзина, Вальтера Скотта, романы Нарежного и Вельтмана, сказки Луганского. Начитанность мальчика Достоевского огромна. В 1833 году братья Достоевские поступили в пансион француза Сушара, а через год перешли в привилегированный пансион Л. И. Чермака, где преподавали лучшие профессора Москвы. По воспоминаниям Д. Григоровича, все выпускники пансиона Чермака отличались “замечательною литературною подготовкой и начитанностью”. (Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1961. С. 47).
«Бедные люди» Достоевского: дебют писателя
... писателя - "Жид Янкель", также не сохранившейся. Несмотря на разбросанность, хаотичность литературных увлечений Достоевского, постепенно в них намечалась главная тема всего его будущего творчества: тайна человека. Уже в 1838 году, в 17 лет, Достоевский ...
В мае 1837 года по дороге из Москвы в Петербург, куда шестнадцатилетний Федор с братом Михаилом ехали по решению отца для поступления в Главное инженерное училище, одно из лучших учебных заведений России, оба они мечтали “только о поэзии и поэтах”. “Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три, и даже дорогой, – рассказывал Достоевский в “Дневнике писателя” за 1876 год, – а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни. Тогда, всего два месяца перед тем, скончался Пушкин, и мы, дорогой, сговаривались с братом, приехав в Петербург, тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух” (22; 27-28).
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Оказавшись в военно-учебном заведении, юноша Достоевский по-прежнему жил в мире литературы, поэзии – под аккомпанемент барабана и маршировки, математики и лагерных учений. Гомер, Шекспир, Гофман, Гете, Шиллер, Корнель и Расин, Гюго и Бальзак – эти великие имена сменяли друг друга в кипучем и восторженном юном воображении, пытавшемся в туманном воздухе мистического романтизма нащупать границы христианского искусства. Достоевский работал и над собственными драматическими сочинениями – “Мария Стюарт” и “Борис Годунов”, рукописи которых не сохранились. Кроме того, известно название еще одной юношеской драмы писателя – “Жид Янкель”, также не сохранившейся.
Несмотря на разбросанность, хаотичность литературных увлечений Достоевского, постепенно в них намечалась главная тема всего его будущего творчества: тайна человека. Уже в 1838 году, в 17 лет, Достоевский писал брату о поражавшей его двойственности человеческой природы, скрывавшей загадку зла и грехопадения: “Атмосфера души человека состоит из слияния неба и земли; какое же противозаконное дитя человек; закон душевной природы человека нарушен. Мне кажется, что мир наш – чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслью. Мне кажется, мир принял значение отрицательное, и из высокой изящной духовности вышла сатира…” (28, кн. 1; 50).
А через год он говорил о своем призвании: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком” (28, кн. 1; 63).
В конце 1843 года, в рождественские праздники, Достоевский перевел роман Бальзака “Евгения Гранде”, напечатанный летом 1844 года в журнале “Репертуар и Пантеон”. Это была первая публикация Достоевского. Он входил в литературу под знаменем того, в ком видел тогда завершение всего христианского искусства. Работа над переводом помогла ему встать на свой писательский путь.
В октябре 1844 года совершилось то, о чем “снилось и грезилось” молодому Достоевскому: не прослужив даже года по полученной в инженерном училище специальности, он вышел в отставку и превратился из инженерного подпоручика в профессионального литератора. А двумя неделями раньше он сообщал брату: “У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме “Eugenie Grandet”. Роман довольно оригинальный…” (28, кн. 1; 100).
Анализ романа Абрамова «Братья и сёстры»
Замысел романа «Братья и сестры», который родился в 1942 году, зрел целых 8 лет. Лишь в 1950 году Ф.А. Абрамов начал работу над произведением и в течение еще 6 лет работал над ним. Роман был опубликован ... военных действиях, тоже являются настоящими подвигами. Писатель смог передать настроение того времени и выразить свое отношение к нему. Понравилось сочинение? А вот еще:
Речь шла о романе “Бедные люди”. Безусловно, замысел Достоевского складывался под впечатлением бальзаковского повествования о несчастной девушке. И все же в первую очередь он знаменовал собою закономерный этап внутреннего развития писателя, обусловленный самой логикой этого развития. Она раскрыта Достоевским в его полупублицистических, полуфельетонных “Петербургских сновидениях в стихах и прозе”, написанных уже после каторги.
В “Петербургских сновидениях в стихах и прозе” рассказывается о некоем таинственном ощущении – видении на Неве: “Был я тогда еще очень молод. Подойдя к Неве, я остановился на минуту и бросил пронзительный взгляд вдоль реки… Ночь ложилась над городом… Становился мороз в 20 градусов… Мерзлый пар валил с усталых лошадей, с бегущих людей. Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и словно великаны со всех кровель обеих набережных подымались и неслись вверх по холодному небу столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми, новый город складывался в воздухе… Казалось, наконец, что весь этот мир, со всеми жильцами его… в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу. Какая-то странная мысль вдруг зашевелилась во мне. Я вздрогнул, и сердце мое как бы облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива могущественного, но доселе незнакомого мне ощущения. Я как будто что-то понял в эту минуту, до сих пор только шевелившееся во мне, но еще не осмысленно; как будто прозрел во что-то новое, совершенно новый мир, мне незнакомый и известный только по каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам. Я полагаю, что в эти именно минуты началось мое существование…” (19; 69).
Прозревая в невидимую и неведомую доселе глубину человеческого бытия, по-новому освещающую его привычные каждодневные проявления, и желая художественными средствами сделать эту глубину осязаемой, Достоевский работал над “Бедными людьми” так, как, может, не работал ни над каким другим своим произведением. Д. Григорович, живший в то время с ним на одной квартире, вспоминал, что Достоевский “просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом” и на вопросы, что он пишет, отвечал “неохотно и лаконически”. (Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1961. С. 47).
Мучимый жаждой совершенства, писатель подвергал роман неоднократной переработке. “Кончил я его совершенно, – сообщал Достоевский брату, – чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен” (28, кн. 1; 106).
Однако вскоре вновь последовали исправления, и лишь к маю 1845 года работа над романом была завершена. 4 мая Достоевский признавался в письме брату: “Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы совсем. Я вздумал его еще раз переправлять, и, ей-Богу, к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл. Но уж теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрагиваться. Участь первых произведений всегда такова, их переправляешь до бесконечности” (28, кн. 1; 108).
Тайна человека в романе «Бедные люди
... Достоевского — Макар и Варенька — бедные главным образом потому, что не слышат друг друга. Отмечу также тенденцию к новому прочтению романа в работе Е. Кунильского “Смех, радость и веселость в романе “Бедные люди ...
Многочисленные обработки и переделки свидетельствуют об интенсивном поиске Достоевским способов выражения происходивших в глубине его сознания и порождавших новое мироощущение изменений.
В уже цитированных “Петербургских сновидениях в стихах и прозе” Достоевский поведал, как “прежде в юношеской фантазии” он “любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Гляденингом из романа “Монастырь” Вальтер Скотта, и проч., и проч…”: “Не было минут в моей жизни полнее, святее и чище. Я до того замечтался, что проглядел всю мою молодость, и когда судьба вдруг толкнула меня в чиновники, я… я… служил примерно, но только что кончу, бывало, служебные часы, бегу к себе и мечтаю, и упиваюсь, и страдаю такими болями, которые слаще всех наслаждений в мире, и люблю, и люблю… и в Швейцарию хочу бежать, и в Италию, и воображаю перед собой Елизавету, Луизу, Амалию. А настоящую Амалию я тоже проглядел; она жила со мной, под боком, тут же за ширмами…” Но если в “Амальины времена” он жил “чуть не полгода с чиновником, ее женихом, носившим шинель с воротником из кошки, которую можно было принять за куницу, и не хотел даже и думать об этой кунице”, то “вдруг, оставшись один”, он “об этом задумался”: “И стал я разглядывать и вдруг увидел какие-то странные лица. Все это были странные, чудные фигуры, вполне прозаические, вовсе не Дон Карлосы и Позы, а вполне титулярные советники. Кто-то гримасничал передо мною, спрятавшись за всю эту фантастическую толпу, и передергивал какие-то нитки, пружинки, и куколки эти двигались, а он хохотал и все хохотал! И замерещилась мне тогда другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, нравственное и преданное начальству, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная, и глубоко разорвала мне сердце вся их история…” (19; 70-71).
Мечтателю-Достоевскому, романтически устремлявшемуся от действительности к таинственно-фантастическому, открылась “фантастичность” самой действительности, о которой он впоследствии скажет: “Никогда нам не исчерпать всего явления, не добраться до конца и начала его. Нам знакомо одно лишь насущное видимо-текущее, да и то по-наглядке, а концы и начала – это все еще пока для человечества фантастическое” (23; 145); и в другом месте: “…то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного…”. (Ф. М. Достоевский об искусстве. М., 1973. С. 47) В русской литературе появилась история жалкого петербургского чиновника Макара Девушкина.
Понимая, насколько его судьба зависела от успеха романа, Достоевский писал брату страшные слова: “Если мое дело не удастся, я, может быть, повешусь” (28, кн.1; 108); “…я по целым ночам не сплю от мучительных мыслей. Не пристрою романа, так, может быть, и в Неву. Что же делать? Я уж думал обо всем. Я не переживу смерти моей idee fixe” (28, кн.1; 110).
С первых же шагов писательский путь Достоевского был крестным, ставившим вопрос жизни и смерти.
Через Д. В. Григоровича, незадолго до того опубликовавшего свой первый очерк “Петербургские шарманщики” в альманахе Н. А. Некрасова “Физиология Петербурга” (1844) – сборнике-манифесте писателей “натуральной школы”, рукопись “Бедных людей” была отдана Некрасову, задумавшему новый альманах. Как впоследствии вспоминал Достоевский, Григорович и Некрасов прочли вслух, не отрываясь, весь роман, и в четыре часа ночи прибежали к автору “в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут”. Некрасов снес рукопись Белинскому в тот же день… “Новый Гоголь явился!” – закричал Некрасов, входя к нему с “Бедными людьми”. – “У вас Гоголи-то как грибы растут”, – строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. Когда Некрасов опять зашел к нему вечером, то Белинский встретил его “просто в волнении”: “Приведите, приведите его скорее!” (25; 30).
Условия жизни главных героев бедные люди. Бедные люди
... неуважением, она не раз делала ему замечания. Герои романа Бедные люди Достоевского На первый взгляд может показаться, что в романе «Бедные люди» всего два персонажа ― Макар Девушкин и Варвара Доброселова, которые ведут между ... маленькие чины, не могут выбраться из долгов и вынуждены всю жизнь смиренно влачить жалкое существование. Сочинение 2 Этот герой является простым служащим, он скромный и ...
Еще до встречи с Достоевским критик отозвался П. В. Анненкову о “Бедных людях”, что роман “открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому…” (Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 272).
Горячие похвалы Белинского автору “Бедных людей” вторят этому отзыву: “Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали… Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем…”(25; 30-31).
Услышанное молодым писателем пробудило в нем то удивительное чувство, которое и запомнилось ему как самая восхитительная минута всей жизни: “Я вышел от него в упоении. Я остановился на углу его дома, смотрел на небо, на светлый день, на проходивших людей и весь, всем существом своим, ощущал, что в жизни моей произошел торжественный момент, перелом навеки, что началось что-то совсем новое, но такое, чего я и не предполагал тогда даже в самых страстных мечтах моих. (А я был тогда страшный мечтатель)… Я припоминаю ту минуту в самой полной ясности. И никогда потом я не мог забыть ее…” (25; 31).
Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы. В письме к брату Достоевский рассказывал ему о своем успехе: “…никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное” (28, кн.1; 115).
Романом “Бедные люди” открывался “Петербургский сборник”, второй альманах “натуральной школы”, вышедший в январе 1846 года. Он включал в себя произведения Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. А. Соллогуба, И. И. Панаева, В. Г. Белинского и др. Сборник вышел в период расцвета “натуральной школы”, и писательский путь Достоевского пересекся с ней как раз в этот кульминационный момент.
Однако “восхитительная минута” была коротка. Триумф вскоре сменился травлей. И, в конце концов, Белинский “посетовал” в письме П. В. Анненкову: “Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением”. (Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1976-1982. Т. 9. С. 713) Неизбежность столь кардинальной перемены крылась в принципиальном различии установок Достоевского и вдохновляемого Белинским литературного направления, различии, все более обнаруживавшемся и углублявшемся с каждым новым произведением Достоевского.
Правда, о которой говорил Белинский пришедшему к нему впервые автору “Бедных людей”, воспринималась группировавшимися вокруг критика литераторами именно в духе “натуральной школы” и “гоголевской традиции”. Имелось в виду сочувственное изображение бедного чиновника, “маленького” человека, париев общества “на чердаках и в подвалах”, на фоне “физиологической” повседневности столичного города. Не случайно Белинский, рекомендуя Анненкову роман “Бедные люди”, выставляет как его главное достоинство то, что это “первая попытка у нас социального романа” (Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 272)
Значение денег в жизни человека. : Роль денег в жизни человека
... политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий. Во что превращается жизнь людей в современном ... контроля. Сегодня деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это отражение наших ...
Позднее А. И. Герцен, как бы солидаризируясь с критиком, отнес “Бедных людей” к числу произведений русской литературы 1840-х годов, проникнутых “социалистическими тенденциями и одушевлением” (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 7. С. 252), а Н. А. Добролюбов – к сочинениям, написанным под влиянием “лучших сторон Гоголя и наиболее жизненных идей Белинского” (Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М.;Л., 1963. Т. 7. С. 242-255).
Черты “натуральной школы” и “гоголевского направления”, действительно, очевидны в первом романе Достоевского. История полунищего петербургского чиновника – типично гоголевский сюжет. После “Шинели”, “Записок сумасшедшего” и порожденной ими целой массовой литературы повествовательного и очеркового характера эту тему можно было даже назвать избитой. Обрамление основного сюжета рядом деталей, выполненных в духе своего рода документальности, перекликается с традицией физиологического очерка. Перед взором читателя раскрывается жизнь столицы в ее повседневных, самых прозаических подробностях. Образы главных героев окружены целой галереей “двойников” (Горшков, отец и сын Покровские, двоюродная сестра Вареньки и др.), взаимная спроецированность которых оттеняет, делает более масштабным описание их судеб. Разнообразие типов – от уличного нищего до “его превосходительства” – придает метко схваченным деталям социальное звучание. Именно на это (и только на это) указал Достоевскому Белинский, когда восклицал: “Да вы понимаете ль сами-то… что это вы такое написали!.. А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, – да ведь тут уж не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности его ужас! Это трагедия!” (25; 30-31).
Однако от большинства критиков ускользнул произведенный автором “Бедных людей” “коперниковский переворот”, осуществленный изнутри вполне освоенной им художественной школы. Достоевский как бы взрывает ее устои, одновременно закладывая основы своей собственной системы. Оставленные без внимания художественно-психологические особенности “Бедных людей” являлись на самом деле зерном самобытности Достоевского, давшим в его зрелом творчестве грандиозные всходы.
Изображенный в повести Гоголя “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин – бедный, забитый чиновник, всю жизнь переписывающий бумаги, которого распекает начальство, над которым издеваются сослуживцы, – во всех этих чертах прямой “предшественник” главного героя “Бедных людей”, Макара Девушкина. Даже в их судьбах есть определенная сопоставленность: оба ценой невероятных лишений и крайней самоотверженности пытаются добиться заветной цели и, терпя полный и бесповоротный крах, впадают в смертельное отчаяние. Но если аскетизм Башмачкина опошлен недостойным объектом – вещью, то у героя Достоевского он превращается в возвышенную и трогательную привязанность к Вареньке Доброселовой, он оживает, очеловечивается (сама фамилия Башмачкин – “вещная”, а Девушкин – “человечная”).
Следствием такого превращения является кардинальная трансформация в архитектонике образа “маленького” человека: бессловесность, имевшая место в отношениях с вещью, сменяется самосозиданием и перерождением в слове; переписчик становится писателем. Отвечая своим критикам, видевшим в “Бедных людях” многословие, говорливость, происходившие будто бы от неопытности автора, Достоевский отмечал в письме брату от 1 февраля 1846 года: “Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может” (28, кн. 1; 117-118).
Достоевский выбрал для своего произведения жанр эпистолярного романа. Тем самым героям “Бедных людей”, Макару Девушкину и Вареньке Доброселовой, предоставлялась – через их переписку – свобода выявления и предельно полного выражения их внутреннего мира. Иными словами, предметом изображения у Достоевского становится самосознание героев, история их душевной жизни.
Именно как особое душевное состояние анализируется в романе феномен бедности, давший произведению его название. Физические страдания, описываемые Девушкиным, жизнь в чадной кухне, впроголодь, хождение на службу в обветшавшем мундире и дырявых сапогах – все это ничто по сравнению с теми душевными муками и терзаниями, униженностью, беззащитностью, запуганностью, на которые обрекает бедность, превращая самого героя в “ветошку”. Макар Девушкин признается Вареньке: “…знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь все народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона…”; “а главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне все равно, хотя бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу, мне ничего, человек-то я простой, маленький, – но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь? Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги, пожалуй, для них же носишь” (1; 17, 76).
Для Макара Алексеевича, который ест, пьет и одевается для “другого” (а “другой” для него – “чужой”), забота о материальном благе становится заботой именно о душе.
Самое первое письмо героя, пронизанное мотивами райского блаженства, вводит смысловой пласт первостепенной значимости для всего произведения: “Я даже и помечтал сегодня довольно приятно, и все об вас были мечтания мои, Варенька. Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной. Тут же подумал я, Варенька, что и мы, люди, живущие в заботе и треволнении, должны тоже завидовать беззаботному и невинному счастью небесных птиц… то есть я все такие сравнения отдаленные делал. У меня там книжка есть одна, Варенька, так в ней то же самое, все такое же весьма подробно описано” (1; 13-14).
“Отдаленные сравнения” Макара Девушкина имеют смысловую опору, безусловно, в Нагорной проповеди Христа: “Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” (Мф. 6, 25-26).
Забота Девушкина о еде, питье и одежде как забота о душе делает невозможным для него исполнение заповеди Нагорной проповеди. (См. подробнее об этом в кн.: Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Л., 1988. С. 62-72, 91).
Примечательно и другое “отдаленное” сравнение героя – болезненного ощущения чужого взгляда (“что люди скажут?”, “для людей и в шинели ходишь”) с девичьим стыдом: “…бедный-то человек и на свет-то Божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, – дескать, не про него ли там что говорят… Да, уж если вы мне простите, Варенька, грубое слово, так я вам скажу, что у бедного человека на этот счет тот же самый стыд, как и у вас, примером сказать, девический. Ведь вы перед всеми – грубое словцо-то мое простите – разоблачаться не станете, вот так точно и бедный человек…” (1; 69).
Стыд как преобладающее свойство мироощущения Девушкина (в данном отношении звучание фамилии героя весьма красноречиво) проявляет утвердившееся в нем сознание собственной наготы (имеется в виду, естественно, душевное состояние), открытой взгляду другого – чужого – врага. Ощущение подкрепляется и его восприятием холодного, грязного, неуютного – “студного” петербургского мира.
Истоки преследующей героя Достоевского стыдности восходят к событию библейской истории, когда у первых людей после грехопадения “открылись глаза” и они увидели свою наготу. Как результат стремления скрыть ее возникает одежда – “ризы кожаны”. “Ризы кожаны” и есть главная забота, владеющая душой Макара Девушкина, забывшей райское блаженство, которым дышит его первое письмо. По его мнению, эта забота свойственна человеку вообще, независимо от его социально-имущественного статуса. “Все мы… выходим немного сапожники”, – пишет Макар Алексеевич Вареньке, обобщая свой жизненный опыт. Конечно, одежда означает здесь не шинели и сапоги как таковые, а метафизическую “одежду” души, “облачающий” душу подвиг жизненного делания. “Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими, – указывает апостол Павел на нужду души в “одежде”. – Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог… ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал…” (2 Кор. 5, 2-10) (См. анализ данного смыслового пласта романа в ст.: Бочаров С. Холод, стыд и свобода. История литературы sub speice Священной истории// Вопросы литературы, 1995. Вып. V).
Речь идет об одном из важнейших образов Евангелия, содержанием которого проникнута вся хронологическая богослужебная и аскетическая практика. В евангельской притче, уподобляющей Царство Небесное брачному пиру, данный образ предстает как “брачная одежда”. “…Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных” (Мф. 22, 2-14).
Смысл, заложенный в образе “брачной одежды”, раскрывается в апостольских словах: “все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3, 27).
“Я сораспялся Христу, – говорит апостол Павел, – и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 19-20).
Герой “Бедных людей”, чувствуя в себе эту духовную нужду, старается создать себе “ризы кожаны”, и прежде всего он “облачается” в слово, “формируя слог”. Особенности “слога” Макара Девушкина отчетливо проступают с первого же его письма. Рассказывая Вареньке о своей новой квартире, он пишет: “Я живу в кухне или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный… то есть, или еще лучше сказать, кухня большая в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный… Ну, так вы и не думайте, маточка, чтобы тут что-нибудь такое иное и таинственный смысл какой был; что вот, дескать, кухня! – то есть я, пожалуй, и в самой этой комнате за перегородкой живу, но это ничего; я себе ото всех особняком, помаленьку живу, втихомолочку живу” (1; 14).
Назвав прямо предмет описания, Девушкин как будто испугался его откровенной неприглядности, отпрянул и, словно кружась вокруг него, медленно подступает опять, подыскивая для него более завуалированную словесную оболочку. Таким путем герой пытается преобразить свое бытие – прежде всего, естественно, в глазах другого. Подобные попытки сопряжены у Макара Алексеевича с намерением “пуститься в свет”, сопровождающимся “литературными увлечениями”. Эти увлечения выявляют всю важность для Девушкина жизни в слове, когда Достоевский заставляет его поочередно прочитать “Станционного смотрителя” Пушкина и “Шинель” Гоголя. “Маленький” человек, таким образом, из героя знаменитых произведений превращается в их читателя и судью.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Эпиграф к “Бедным людям”, взятый из рассказа В. Ф. Одоевского “Живой мертвец”, содержит лукаво-ироничное сетование на “сказочников”, которые своими писаниями “всю подноготную в земле вырывают”. Девушкин обнаруживает эту “подноготную” и в “Станционном смотрителе”, и в “Шинели”. Но если первое произведение вызывает в нем восторженное умиление, то второе – ожесточает, приводит в негодование и подталкивает к “бунту” и “дебошу”. “В жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек, – пишет герой по поводу пушкинской повести. – Читаешь, – словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое оно уже там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно – вот как!.. Нет, это натурально!.. Это живет” (1; 59).
Гоголевскую же “книжку” он называет “злонамеренной”, жалуясь на оскорбивший его “пасквиль” именно за то, что в его “конуру” “пробрались” и “подсмотрели”: “Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет; ведь тут это все так доказано, что нашего брата по одной походке узнаешь теперь” (1; 64).
Девушкин, переходя из пушкинского мира в гоголевский, ощутил себя, подобно Адаму и Еве, вкусившим запретный плод, “скрывающимся и прячущимся” (Бочаров С. Г. Холод, стыд и свобода (История литературы sub speice Священной истории) // Вопросы литературы, 1995. Вып. V. С. 141).
Оскорбленный герой выносит приговор “злонамеренной книжке”: “…это просто неправдободобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Да ведь после такого надо жаловаться, Варенька, формально жаловаться” (1; 65).
В пушкинском мире нагота сердца, “вывороченного изнанкой”, не стыдна, но, напротив, вызывает умиление, поскольку покрыта милующим сочувствием, создающим впечатление, “словно сам написал”. В гоголевской “Шинели” – холодно-студный взгляд “чужого”, подсматривающий взгляд – и в этом неправда (позднее Достоевский скажет: “В одном только реализме нет правды”, имея в виду “фотографический” реализм – 24; 248).
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Искусно создав в своем произведении взаимную спроецированность трех “родственных” сюжетов, Достоевский раздвинул рамки гоголевской темы о бедном чиновнике, соединив ее с темой “отцовского попечения”. Причем последняя встроена им в тот же смысловой ряд, в каком разворачивался мотив “жизни в слове” Макара Девушкина.
Подобно тому, как герой “Станционного смотрителя”, горячо любящий свою дочь, пытается спасти ее от похитившего ее соблазнителя, герой “Бедных людей”, страстно привязанный к сиротке Вареньке, всяческими “благодеяниями” стремится оградить ее от оскорбителей – офицера, помещика Быкова, Анны Федоровны. Причем роману Достоевского передалась и сориентированность пушкинской фабулы на евангельскую притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).
В сознании Девушкина впечатление от прочитанного им “Станционного смотрителя” сливается с реакцией на намерение Вареньки идти к “чужим людям” (т. е. “на страну далече”): “…Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться… вот оно что, маточка, а вы еще тут от нас отходить хотите, да ведь грех, Варенька, может застигнуть меня. И себя и меня сгубить можете, родная моя” (1; 59).
“Благодеяния”, которыми Девушкин осыпает Вареньку (от “фунтика конфет” и “бальзаминчика” до театра), объясняются внутренней установкой, проявляющейся в его словах: “…я занимаю у вас место отца родного” (1; 19).
Эти слова приоткрывают подспудные мотивы его поступков во взаимоотношениях с “родственницей”-сироткой, неразрывно связанных с “литературными” и “светскими” устремлениями героя, с “чаем” и “сапогами” “для людей”. Уже в первом своем романе Достоевский наметил глубоко разработанную им в позднем творчестве ситуацию человека, желающего стать в глазах другого на место Бога. (См. об этом: Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Л., 1988. С. 154).
Сокрытие от болезненно ощущаемого чужого взгляда собственной “наготы” становится предпосылкой усвоения себе Девушкиным по отношению к Вареньке “отцовских” функций, а через них – и “божеских”. (Та же подоплека видна в поведении Девушкина с Горшковым.)
От “облагодетельствованной” Вареньки требуется оставить “блажь” и своим послушанием “осчастливить старика”. Героиня как бы соизволяет этой внутренней установке “благодетеля”: “Я умею оценить в моем сердце все, что вы для меня сделали, защитив меня от злых людей, от их гонения и ненависти” (1; 21).
Она “покрывает” его крайнюю нужду в объекте “благодеяний”, обнаруживающуюся со всей остротой в момент разлуки, когда Девушкину приходится придумывать наивные и беспомощные предлоги, чтобы удержать ее. Вообще все “благодеяния” Девушкина осуществляются за счет взятого вперед жалованья, увеличения долгов, т. е. того самого “проматывания”, о котором говорится в евангельской притче. Парадоксальным образом герой, желая утвердиться в “отцовских” функциях, оказывается на месте блудного сына. Даже разглашение тайны его переписки с Варенькой несет в себе отзвук евангельского “живя распутно” (обозначенный уже в “Бедных людях” мотив любви старика к молодой девушке устойчив на протяжении всего творчества Достоевского вплоть до последнего его романа).
“Благодеяния” Девушкина заканчиваются “бунтом” и “дебошем”. Он – первы
Жанр и направление
Направление этого романа, как и многих последующих произведений Достоевского, можно отнести к реализму, с элементами сентиментализма (герои много и восторженно говорят о чувствах и придают им важное значение) и романтизма (герои не поняты и одиноки, общество враждебно к ним, а реальности они предпочитают мечту).
Автор описывает окружающую действительность героев и реальные сцены из жизни малообеспеченных петербуржцев. Как бы опираясь на традицию физиологического очерка, он даёт фактически документальное описание города. Это позволяет Достоевскому тщательно описать фон, на котором разворачиваются судьбы главных и второстепенных героев. Такой способ описания максимально приближает его роман к реальной жизни. И читатели могут увидеть всё то, что им хорошо знакомо и близко на страницах произведения, а значит, лучше понять чувства, жизнь и мотивы героев.
Жанровую принадлежность Достоевский определил сам, озаглавив произведение «Бедные люди» как роман. Автор хотел показать не только внешнюю жизнь героев, но и жизнь внутреннюю, поэтому произведение можно назвать эпистолярным романом, так как герои в нём ведут переписку, из которой мы узнаём об их личном взгляде на происходящие внешние события их жизни. Новаторство Достоевского проявилось впервые в этом произведении в том, что он не просто описал «маленького человека» как социальный тип, но показал его внутреннюю, очень индивидуальную жизнь, и то, как эта жизнь может быть противопоставлена жизни внешней.
Критики относили «Бедных людей» к натуральной школе, в тексте заметно влияние Н. В. Гоголя, который исследовал эту тему. Однако у Достоевского главным становится психологический, а не социальный портрет «маленького человека». Он не просто написал о бедных людях, но дал им высказаться самим!
Композиция и конфликт
Композиционно «Бедные люди» – это роман в письмах. Однако в середине повествования читатель знакомится с дневником главной героини – Варвары Добросёловой. Из него мы узнаём о событиях её прошлой жизни и других героях. Таким образом, композицию романа можно представить, как переписку, которая прерывается, чтобы включить в себя небольшой рассказ, а затем снова возобновляется.
Конфликт, главным образом, строится на противопоставлении внешнего бедного и ужасного мира, в котором живут герои, и их богатого и уникального внутреннего мира. Макар Девушкин не может помочь сироте и сделать кого-то счастливым, потому что его материальное положение не позволяет ему позаботиться даже о себе. Варвара не имеет возможности сделать приятное в ответ, и вынуждена работать, пренебрегая слабым здоровьем ради заработка. Эти люди вынуждены выживать, при этом в их душе хранятся настоящие сокровища доброты и милосердия.
Жанр
Жанр произведения – роман в письмах, так называемый «эпистолярный». Маленькие люди рассказывают сами о себе, о своих маленьких радостях и больших бедах, подробно о том, из чего, собственно, состоит их жизнь. Они откровенно делятся друг с другом своими переживаниями, мыслями и открытиями. Направление, которое отразилось в книге, носит название «сентиментализм». Оно и занимает промежуточное положение между романтизмом и реализмом. Его характеризуют повышенная чувствительность персонажей, акцент на эмоциях и внутреннем мире героев, идеализация деревенского образа жизни, культ естественности, искренности и простоты. Все это читатель находит в литературном дебюте Ф. М. Достоевского.
Эпистолярный жанр позволяет раскрыть персонажа не только подробным описанием, но и через его же манеру письма. Через лексикон, грамотность, особое строение предложений и особенности выражения мыслей можно добиться того, что герой как-бы охарактеризует себя сам, причем ненавязчиво и естественно. Именно поэтому «Бедные люди» отличаются глубоким психологизмом и уникальным погружением во внутренние миры персонажей. Сам Федор Михайлович писал об этом в «Дневнике писателя»:
Нигде не выказывая „рожи сочинителя“, передать слово самим героям
Суть: о чем роман?
«Бедные люди» – это роман не только о социальной несправедливости, но и о мироощущении людей, которые оказались практически за чертой бедности. Они вынуждены выбиваться из последних сил, и не могут строить свою жизнь в соответствии со своими внутренними склонностями и способностями, которыми наделила их природа, но лишь сражаться за полунищенское существование.
Главные герои – Макар Девушкин и Варвара Добросёлова — ведут переписку, в которой сообщают о своём отношении к повседневным событиям, делятся своими представлениями и мечтами, обсуждают литературные предпочтения и рассказывают друг другу о своей прошлой жизни. Их постигают различные несчастья, всё больше увеличивающиеся к концу романа. Варвара для Девушкина практически смысл жизни, он хочет помочь ей, тем самым и свою жизнь старается организовать так, чтобы ему удавалось оказывать эту помощь.
Девушка старается отвечать ему тем же, подрабатывает шитьём, но этих денег недостаточно, к тому же слабое здоровье часто не позволяет Варе работать. В конце мы видим, как она, уставшая, из последних сил выбиваться из нищеты, и обеспокоенная тем, что Макар тратит на неё последние деньги, решает принять предложение и стать женой своего бывшего обидчика Быкова, который обесчестил её. Девушкин против такого выбора, он старается отговорить свою воспитанницу, но Варя всё-таки не меняет своего решения.
В последнем письме Макар пишет о свих чувствах, об ощущении потери. Ведь теперь Девушкину не для кого стараться жить, некого делать счастливым. Он остаётся глубоко одиноким человеком. Так же, как и Варвара – у Быкова нет цели сделать её счастливой. Более того – вероятно, что она не выдержит дороги и умрёт от чахотки.
Подробнее о содержании романа «Бедные люди» Многомудрый Литрекон написал в пересказе по письмам.
Концовка
«Бедные люди» заканчиваются неоднозначным событием. После неожиданного спасения Макар воспарил духом и отогнал «либеральные мысли». Теперь он надеется на светлое будущее и верит в свои силы. Однако в это же время Варю находит Быков. Он делает ей предложение руки и сердца. Он хочет завести своих детей, чтобы они унаследовали его имущество, на которое посягает негодный племянник. Жених требует немедленного ответа, иначе предложение перейдет к московской купчихе. Девушка колеблется, но со временем соглашается, ведь только помещик может вернуть ей честное имя и утраченное достоинство, узаконив отношения. Девушкин в отчаянии, но ничего не может изменить. От горя герой даже заболевает, но все равно мужественно и смиренно помогает воспитаннице хлопотать по поводу свадьбы. Конец романа Достоевского «Бедные люди» — день бракосочетания. Варя пишет другу прощальное письмо, где сетует на его беспомощность и одиночество. Он же отвечает, что все это время жил только ради нее, а теперь ему незачем «работать, бумаги писать, ходить, гулять». Макар недоумевает, «по какому праву» разрушают «жизнь человеческую»?
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Бедные люди» тем и интересна, что герои говорят о себе сами, и мы можем не только узнать мнение автора о них, а услышать их голоса.
Макар Девушкин | Титулярный советник. У него есть склонности к литературе, хоть он мало в ней разбирается. Добрый и сострадательный, может отдать последние деньги, чтобы помочь кому-то, кто в этом нуждается. Склонен видеть в окружающих врагов, болезненно переживает косые взгляды и подшучивания над ним. На работе чувствует себя крайне скованно, и боится даже поднять от бумаг глаза. Не может считать себя равным другим людям, и всегда боится быть осмеянным: «А что люди скажут?» Иногда в нём просыпается желание бунтовать против несправедливости и жестокости людей. Но он не в силах совладать с собственными чувствами, и его бунт заканчивается тем, что он выпивает лишнего на последние деньги. Единственной радостью и смыслом существования для него становится Варенька. Он глубоко страдает, потеряв её. |
Варвара Добросёлова | Варенька – молодая девушка, оставшаяся сиротой. Её обманула богатая помещица Анна Фёдоровна, которая сначала приютила их с матерью после смерти отца, но потом стала попрекать и пользоваться их зависимым положением. Девушка не хочет быть обузой для Макара, зная, что он отдаёт ей последнее. Всеми силами она старается заработать и ответить ему благодарностью. В отличие от Макара, Варю можно назвать более решительной и сильной девушкой. В письмах она часто делает ему замечания, бывает строга, но всегда отвечает благодарностью за то добро, которое он для неё делает. Она знакомит Девушкина с хорошей литературой. Ради Макара Девушкина и, чтобы восстановить свою репутацию, она выходит замуж за Быкова, потому что понимает, что Девушкин никогда не оставит заботу о ней, хотя сам нуждается в помощи. |
Второстепенные герои и их характеристика:
Пётр Покровский | Пётр стал первой любовью Вареньки. Это – молодой, очень начитанный человек, который тоже жил в доме Анны Фёдоровны. Главной ценностью в жизни Петра были книги – в особенности он любил Пушкина. |
Господин Быков | Подлый и неприятный человек, способный на подлость. Быков подвергает позору имя Вареньки. Из-за его сговора с Анной Фёдоровной, она вынуждена была съехать.
Быков откровенно говорит Варе, что предлагает ей руку исключительно из соображений личной выгоды – ему нужен наследник и жена, чтобы лишить наследства «племянника-негодяя». Как только он получает от неё согласие, то начинает вести себя ещё неприятнее прежнего: торопит Варю со свадьбой, к самому событию относится как нестоящему внимания делу, которое нужно поскорее завершить. Книг не читает и относится к ним крайне отрицательно и пренебрежительно, что характеризует его как человека ограниченного. |
Анна Фёдоровна | Анна Фёдоровна – богатая помещица, которая приютила после смерти отца Вари и её мать. Она обвиняет отца семейства в глупости и недальновидности. Негативно о нём отзывается. Позже выясняется, что её цель – продать Варю богатому помещику. Она сводница, которая специально содержит у себя в доме молодых девушек. У неё также воспитывается племянница Саша. Анна Фёдоровна, увидев, что Варя отказывает Быкову, обвиняет её в том, что она сама не смогла защитить свою честь, и упустила возможность устроить жизнь. |
Темы
Тематика, поднимаемая в произведениях Достоевского, во многом актуальна до сих пор. «Бедные люди» не стали исключением:
- Тема «маленького человека»
, раскрыта по-новому, глубже, чем это было описано, например, у Гоголя. Достоевский изучает чувства таких людей. Каково это – каждый день ходить на работу, где ты боишься даже поднять глаза? Как это – ходить зимой в ветхой одежде, которую нет возможности заменить? Или бояться заговорить с людьми, потому что постоянно чувствуешь себя «маленьким человеком»? Маленьким – значит недостойным, ниже рангом, второсортным. Вот, какая психология у главного героя. Хотя чего ему стыдится? Он зарабатывает на жизнь честным трудном. Разве он чем-то хуже богатых людей? Он в тысячу раз богаче Быкова, несмотря на то, что денег у него совсем нет. Его богатство – духовное. Именно это – богатство внутреннего мира «маленьких», незаметных людей, их достоинства и особый, только им присущий взгляд на мир, хотел показать Достоевский.
- В романе есть противопоставление деревни и города
— Петербург – это город, в котором хорошо живут люди обеспеченные, и очень тяжело в нём приходится тем, кто не имеет достатка. Маленькие полунищенские квартирки или даже комнаты, в которых ютятся главные герои, – символизируют и то небольшое место в жизни, на которое может претендовать «маленький человек» в большом городе. Деревня же – это простор, природа и свобода. Лучшие дни своей жизни Варенька провела именно в деревне. О ней она вспоминает с большим теплом. Что дал Варе город? Нищету, скитания по чужим домам и вечное чувство неустроенности.
- Тема семьи
также исследуется Достоевским. Одинокий и очень неуверенный в себе человек Макар Девушкин, встретив Варю, – обретает в ней новый смысл своей жизни. Необходимость заботиться о ком-то и возможность поделиться сокровенным вдохновляют его и на устроение собственной жизни. Мы не знаем, разрешил бы он себе всерьёз задуматься о литературном труде без Вари? Ведь сначала он сомневается, говорит, что у него нет таланта. И всё же, после нескольких писем Варваре, он решается пробовать. Его одинокая жизнь, благодаря ей, озаряется теплом. Варе, потерявшей семью, и человека, к которому потянулась её душа – Петра, также остаётся только этот искренно любящий её человек. Они поддерживают друг друга, становясь как бы отцом и дочерью. Семья же, которую создают Варя с Быковом, изначально построена на обмане и унижении. Быков не сделает Варю счастливой, его беспокоят только корыстные цели. Есть в романе ещё один пример семейных отношений: это отношения отца и сына Покровских. Для Покровского его сын, как и для Девушкина – Варвара – единственный дорогой человек, и он готов многое для него сделать. Несмотря на то, что в романе есть намёк на то, что Пётр – не родной сын Покровского.
- Тема любви
— В романе «Бедные люди» есть примеры любви не только между мужчиной и женщиной, но примеры милосердной и сострадательной любви одного человеческого существа к другому. В книге показано даже не столько наличие этой любви, но скорее отсутствие её. Будто её не хватает на такой большой город. И как раз в бедных людях читатель находит примеры такой деятельной и сострадательной любви. Девушкин любит Варю как дочь, хочет для неё счастья и всеми силами старается устроить её судьбу. Такая любовь помогает и самому Макару. Варя отвечает ему тем же. Девушкин искренно сочувствует всей семье Горшковых. Главу семьи незаслуженно обвинили, и Макар, сам нуждающийся в сочувствии и помощи, отдаёт ему последние деньги, ведь у Горшкова – дети.
Проблемы
Проблематика романа «Бедные люди» обширна и затрагивает острые социальные вопросы:
- Нищета
- Достоевский, сам не понаслышке знающий, что такое долги, поднимает в романе тему огромного количества людей в городе, оказавшихся за чертой бедности. Мы видим на улицах мальчика, которому нечего есть, и он играет на шарманке, чтобы хоть как-то прокормиться;
- мы видим, как от невозможности заплатить и получить медицинские услуги, погибает юный студент – Пётр Покровский. Как Варвара вынуждена пренебрегать своим слабым здоровьем и работать сверх своих сил;
- как Макар Девушкин, чтобы помочь ей, вынужден продавать свои вещи. Эти люди выбиваются из сил, чтобы просто обеспечить своё существование, в то время, как, например, как Господин Быков позволяет себе покупать расположение женщин.
- Проблема нищеты является следствием социальной несправедливости
— Она также волновала Достоевского. Если девушка теряет родителей, то она может обеспечить себя только одним способом – выйти замуж. Самостоятельная жизнь без благодетеля практически невозможна. За честный труд платят крайне мало, а работать приходится так много, что это подрывает здоровье. Неустроенные дети, оказавшиеся на улице, взрослые, которых по ошибке лишают всего, как в случае с семьёй Горшковых – это сюжеты самых обычных для Петербурга того времени историй. Достоевский, дебютировав именно с этим романом, сразу обозначил тему своих дальнейших творческих исследовании. Толстой, Пушкин и многие другие выдающиеся литераторы описывали в основном быт и проблемы привилегированного класса – дворянства. Достоевский же взялся за изучение психологии и жизни людей, лишённых социальных привилегий.
- Проблема циничного отношения к жизни
также исследуется в «Бедных людях». Господин Быков и Анна Фёдоровна – это люди обеспеченные. Им не нужно заботиться о том, где найти денег на завтрашний обед или ужин. Они не умрут от того, что не могут позволить себе вызвать врача, при этом они смотрят на жизнь и других людей, как на то, из чего можно извлечь выгоду. Быкову льстит, что Варя — добрая и красивая девушка, но ему совершенно безразлично, какие чувства она испытывает. Быков воспринимает её не как человека, которого нужно уважать просто за то, что он есть, но лишь как девушку, чьим положением можно воспользоваться. В глазах Анны Фёдоровны отказ Вареньки выглядит как глупость: она упустила шанс устроить жизнь. Её не смущает и то, что она по сути продаёт живых людей. Такому циничному взгляду на жизнь противопоставлена доброта и кротость главных героев.
- Проблема жестокости
также отражена в романе. Люди не милосердны друг к другу. Так, над Макаром постоянно подшучивают, смеются. Когда узнают о том, что он покровительствует Варе, по городу тут же распускают слух, что Макар ухаживает за ней. Это компрометирует обоих, и они вынуждены всё время думать, как будет воспринят тот или иной их поступок. Жестоко поступают с семьёй Горшковых, сначала без повода обвинив, а затем оправдав главу семьи. Он не выдерживает этих переживаний и умирает, дети остаются сиротами.
Вариант 2
Лев Николаевич Толстой всегда был религиозным человеком, постоянно находился в поисках смысла жизни, ставил в собственных произведениях вечные вопросы. Рассказ — «Бедные люди» — поднимает глобальные проблемы человечества.
Несмотря на тяжелое время, произведение наполнено милосердием и добротой. В центре внимания находятся два героя: Жанна, да ее муж, а также на заднем плане пятеро детей. Произведение было закончено в 1910 году, в то время, когда в стране буйствовала революция. И именно она не могла ни отразиться на жизни всех людей. На примере данной семьи Лев Николаевич показывает читателям, как революционные действия, стихия, что нахлынула внезапно, полностью меняет человека, разрушая его благосостояние.
Муж, как истинный работник, занимался рыболовством, в то время как его любимая жена обустраивала дом, навевала на него уют и тепло. Однажды рыбак ушел за ловлей обитателей реки, Жанна же осталась одна с пятью детишками. На улице начал творится хаос, ветер усиливался с каждой минутой, стены завывали, пыль поднялась столбом, все напрочь сносило. Жена до того разволновалась и переживала за мужа, что нервы потихоньку сдавали. Чтобы себя отвлечь, она пошла проведать соседку, которая была больна. Однако от холода и, соответственно, голода, та покинула сей мир. В доме же осталось двое маленьких ребят. У Жанны разрывалось сердце, она не могла просто так взять и оставить бедных детей на произвол судьбы. Да и кто способен просто пройти мимо детишек, которые хотят тепла и ласки? Разве бесчувственный человек способен на такое злодеяние? Нет, у героини чистая душа. Ей не безразлична жизнь беспомощных детей. Она понимает, что в страшное время им необходима помощь.
Однако, вернувшись домой, Лев Николаевич Толстой показывает читателям, как женщину начинают окутывать разные мысли. Не ошиблась ли она? Правильно ли приняла решение? Как отреагирует муж? Вскоре возвратился рыбак, руки его были пусты, улова не было. Жанна не таила переживания свои, поэтому всё произошедшее пояснила мужу. Тот, как добросердечный человек, принял решение взять к себе на воспитание двоих ребятишек. Поразительно! Какая светлая душа у членов этой семьи! Они испытывают сострадание, всегда готовы помочь, несмотря на ужасы того времени. Удивительно!
Писатель делает акцент на том, что семья изначально живет бедно, однако это обстоятельство не мешает им забрать детей к себе. Какое большое у них сердце! Так и надо!
Смысл
Главная мысль произведения «Бедные люди» выражается в том, что нельзя пренебрегать человеком, не важно – беден он или богат. Милосердного и сострадательного отношения достойны все, люди не должны жить в условиях, которые унижают их человеческое достоинство.
Основная идея романа «Бедные люди» во многом сводится к тому, что бедняки, зачастую, оказываются духовно богаче тех, кто имеет большое состояние. И среди грязи, несправедливости и жестокости всегда находится место светлому и доброму отношению друг к другу. Милосердие живёт в душах тех, кто сам более всего нуждается в нём.
Чему учит?
Достоевский дает нравственные уроки читателю в каждом своем произведении. Например, в «Бедных людях» автор раскрывает сущность невзрачных и жалких героев в самом выгодном свете и словно предлагает нам оценить, как мы ошиблись бы в этом человеке, сделав выводы о нем по внешнему виду. Недалекий и безвольный Макар способен на подвиг самоотречения ради бескорыстного чувства к Варе, а окружающие коллеги и соседи видят в нем лишь неопрятного и нелепого клоуна. Для всех он только посмешище: на нем срывают злобу и оттачивают языки. Однако он не ожесточился от ударов судьбы и все еще способен выручить любого нуждающегося, отдав последнее. К примеру, он отдает все свои деньги Горшкову только потому, что тому нечем кормить семью. Таким образом, писатель учит нас не судить по обертке, а глубже узнавать того, о ком идет речь, ведь он может быть достоин уважения и поддержки, а не зубоскальства. Так делает единственный положительный образ из высшего общества – начальник Девушкина, который дает ему деньги, спасая от нищеты. Добродетель и искренне желание помочь служат героям верой и правдой, позволяя им вместе преодолевать все сложности жизни и оставаться при этом честными людьми. Любовь направляет их и подпитывает, давая силы бороться с проблемами. Тому же благородству души учит нас автор. Надо сохранить чистоту помыслов, жар сердца и моральные принципы, несмотря ни на что, и щедро одаривать ими тех, кто нуждается в поддержке. В этом и заключается богатство, которое возвышает и облагораживает даже бедняков.