Психологизм у Льва Толстого и Фёдора Достоевского

Контрольная работа

Психологизм XIX века существенно отличается от психологизма XX века. Психологизм Достоевского и Толстого есть попытка прорваться к явлениям совершенно не психологическим — сфере Абсолюта… Божественным откровениям. Золотой век закончился веком Серебряным. А потом наступил век Коммунистический. Символизм, рефлексия, психологизм советскую литературу не интересовал. У нее были другие задачи. Она пыталась сформулировать очертания Нового человека, Богочеловека. С этой задачей до конца советская литература не справилась, поскольку Богочеловек — модель недосягаемая.

Александр Блок (Бугаев) в своей речи «О назначении поэта» в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина сказал в частности:

« Поэт совершенно свободен в своём творчестве, и никто не имеет права требовать от него, чтобы зелёные луга нравились ему больше, чем публичные дома.

Второе общее место гласит: поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чём они подобны друг другу. И так как центр тяжести всякого поэта – его творческая личность, то сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества.

Я хочу развить эту мысль и на прозу. И обратить внимание на то, что всё-таки отличает психологизм Достоевского от психологизма Толстого. И через это противопоставление определиться в главном, что стоит за этим?

Первое, конечно же, наиболее ярко олицетворяет гений Льва Толстого. Второе — не менее значимый гений Фёдора Достоевского. Но если Толстой — олицетворение России витринной, более элитной и светской, то Достоевский в своём творчестве показал другую Россию — так сказать, Россию второго плана.

Так вот в 80е годы у литературоведов существовало мнение о существующей некоторой полярности в восприятии таких мэтров, как Достоевский и Толстой. То есть те, кто был без ума от Достоевского, не понимали Толстого, а те, кто любил Льва Николаевича шарахались от Федора Михайловича. Одни считали образцом психологизма Достоевского и не видели психологизма у Толстого, другие воспринимали Достоевского как истеричку, зато Толстой шел на ура.

Так, например, религиозные искания позднего Толстого не согласуются с эстетикой его более ранних романов. «Бегство от культуры» Достоевского находится в противоречии с его новаторством в области художественного психологизма.

Но, Достоевский и Толстой в своих романах разрабатывают «новое мистическое содержание». Мережковский считает, что творчество всех гениальных русских писателей в той или иной степени бессознательно.

23 стр., 11495 слов

Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание»

... должны ощущать на свете великую грусть». Цветопись в романе Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился ... реферата заключается в раскрытии психологизма романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В раскрытии этой темы, я буду опираться на художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик ...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА У ДОСТОЕВСКОГО:

Виктор Шкловский своей работе «О теории прозы» на 111 стр. пишет: «Толстой говорил, что не слова, а построение слов, система слов разноразрешённых, но связанных, есть особенность художественного мышления».

Но известен тот факт, что чисто технически Достоевский не мог работать как Толстой, переписывая раз за разом и шлифуя свои романы. Краткие сроки написания из-за обязанностей перед издателем заставляли его работать быстро, и, позволю сказать себе небрежно.

Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы.

Так главной художественной особенностью романа “Преступление и наказание” является тонкость психологического анализа. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что “история души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа”. Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный “внутренний” монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора).

Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова).

Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа — лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны — яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман “Преступление и наказание” требует от нас глубинного философского осмысления жизни. Герои его (особенно Раскольников) — люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея о “крови по совести”. Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия “преступление” (почему Сонечка — преступница, а Лужин — порядочный человек в глазах общества, хотя на самом деле все наоборот?).

Даже сам сюжет романа основывается на истории преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий).

6 стр., 2637 слов

Условия жизни главных героев бедные люди. Бедные люди

... Считая это неуважением, она не раз делала ему замечания. Герои романа Бедные люди Достоевского На первый взгляд может показаться, что в романе «Бедные люди» всего два персонажа ― Макар Девушкин и Варвара Доброселова, ... маленькие чины, не могут выбраться из долгов и вынуждены всю жизнь смиренно влачить жалкое существование. Сочинение 2 Этот герой является простым служащим, он скромный и робкий. ...

Страсти в романе доведены до предела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обычная жизнь скучна для его главного героя.

Все перечисленные художественные особенности романа делают его шедевром русской и мировой литературы, а его автора — основоположником нового “психологического” подхода к изображению явлений действительности. И еще, Достоевского интересовала в его творчестве не абстрактная философская истина, а та идейно-художественная правда, которая пережита и лично выстрадана человеком. Она может быть обретена в итоге нелегкого пути, в пробах и ошибках, заблуждениях и сомнениях.

Проблема добра и зла — центральная в романах Достоевского — решается применительно к конкретному человеку. Своеобразие психологического стиля Достоевского определялось своеобразием его героев — они исключительно философичны; они обостренно эмоциональны; у них неординарный внутренний мир.

Практической стороной жизни они пренебрегают. Герои Достоевского полностью поглощены своей «идеей». В научной литературе о Достоевском для таких персонажей сложилось обозначение «герой-идеолог»: концепция мира составляет сущность их характера, вне этой концепции героя невозможно себе представить. Персонажи романа эмоционально «переживают» свои идеи; эти идеи захватывает целиком душевный мир человека. Отсюда острота и напряженность душевной жизни героев Достоевского.

Идея героев никогда не выступают как некоторые непреложные истины. Для каждого из героев его идея — всегда проблема, она требует проверки — и рациональным осмыслением, и эмоциональным переживанием, и личной практикой, собственной судьбой. В разрешении нравственных вопросов герои идут до конца.

Писатель изображает непрерывную смену душевных состояний человека. Таким образом, тоже создается чрезвычайная интенсивность и напряженность внутренней жизни героя.

Душевная жизнь человека изображается Достоевским в ее крайних проявлениях, в моменты наивысшей напряженности, на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда и т.д.

Таким образом, Достоевский обнажал неисчерпаемую сложность человеческой натуры, ее противоречивость.

Особенности психологизма Достоевского, на мой взгляд, заключаются в следующем:

1. Достоевский изображает колебания от одной крайности к другой, движения сознания и подсознания между двумя безднами. В таком состоянии постоянно находится Раскольников.

2. Человеческая душа, по мнению Достоевского, во многом необъяснима и загадочна. Непредсказуемость внутреннего мира постоянно подчеркивается. Передаче психических переломов всегда сопутствует слово «вдруг».

3. Для создания психологической атмосферы используются эпитеты, указывающие на крайнюю степень внутренней напряженности. Используются детали внешнего, предметного мира, например интерьер, пейзаж, гамма цветов и запахов.

Особая статья — сны и видения у Достоевского. Сны доводят идею до логического конца, заставляют ужаснуться (Свидригайлов, Раскольников), передают состояние героя в самые напряженные моменты развития действия, иногда имеют символическое значение (сон Раскольникова в эпилоге).

29 стр., 14339 слов

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

... ность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, ... чувства замкнутости и одиночество. Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жа- ра стояла страшная, к тому ... другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешен- ...

На первом плане у Достоевского — самосознание человека, персонажа. Поэтому у него герой — не только объект, но и субъект изображения. Романы Достоевского по этой же причине часто называют полифоническими — «многоголосыми». Диалоги в романах писателя — главное, ибо мир предстает в диалоге (М.Бахтин).

Важен речевой портрет героя (Мармеладов, Порфирий) и внутренний монолог, в котором часто трудно разделить внутреннюю речь героя и речь автора.

Анализ подсознания у Достоевского — задолго до научной психологии писатель исследовал темные глубины человеческой психики, что и послужило впоследствии материалом для психоанализа. Бред, сон, кошмар, галлюцинация как проявление подсознательного рассматриваются Достоевским (например, сон Раскольникова о том, что бьют хозяйку и реплику Настасьи: «Это кровь в тебе кричит»).

Незавершенность и тайна человека. Достоевский намеренно недоговаривает о своих героях — отсюда и частые: «что-то», «какая-то», «сам не мог бы объяснить» и проч. Слово «странный» повторяется в романе около 150 раз; «фантастический» — около 30 раз.

Исключительность и типичность. У Достоевского нет и следа типичности в том традиционном смысле, который есть, например, у Гончарова. Если Гончаров считал, что изображать можно только то, что устоялось, обрело устойчивые черты, то Достоевский, «одержимый тоской по текущему», готов был «угадывать и ошибаться», пытаясь уловить то в русском обществе, чему еще предстояло оформиться и выявить свои определенные черты.

Но главная, на мой взгляд, особенность состоит в том, что герой Достоевского не имеет постепенного развития, как герой Л. Толстого. Важнейшее слово — «вдруг». Финал «Преступления и наказания» — трижды присутствует слово «постепенный», но именно постепенного изменения героя Достоевский писать не умеет!!!

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА ЛЬВА ТОЛСТОГО:

Нравственное учение и творчество Л.Н.Толстого в интерпретации А.Л.Волынского интересно мне было тем, что Волынский изучал как Творчество Достоевского, так творчество и Толстого.

Во-первых, Волынский акцентировал внимание, прежде всего на идеалистических мотивах у Толстого, на его проповеди спасения человека изнутри, через изменение души в свете вечной истины; он всецело поддерживал критику Толстым обветшавших форм современного общества.

Во-вторых, Волынский подверг критике Толстого за отрицание метафизических основ христианства, а именно бессмертия души, высказанное им в трактате «В чём моя вера?» (VIII глава), за превращение христианства у Толстого в исполнение конкретных правил, за узкопрактический характер его этики.

В-третьих, Волынский увидел в философии Толстого яркое проявление русского сознания с его простотой, душевной прямотой, покаянностью, стремлением к коллективизму, соборности и конкретности.

В дальнейшем Волынский, увлёкшись Достоевским с его проникновениями в мистические глубины современной раздвоенной души, усилил критику отрицания Толстым метафизики. Но, несмотря на это, Волынский одним из первых заявил о Толстом как о проявлении не просто русской натуры, но народного мужицкого духа; писатель выразил глубокую, чисто русскую мистическую связь между человеком и почвой.

41 стр., 20156 слов

Медиаобраз Л.Н. Толстого в современной культуре

... использован учителями литературы для проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных творчеству Л.Н. Толстого. Структура работы определяется её основными целями и задачами и, соответственно, состоит из Введения, ... Стоит отметить, что газеты издавались и при А.С. Пушкине, и при Ф.М. Достоевском, более того, многие русские литераторы были также издателями и редакторами литературно- ...

В заключение книги «Достоевский» Волынский уже положительно оценил призыв Толстого к единению с человечеством через тяготение «к объективным нравственным правдам»

Эта тяга к соборности в будущем должна соединиться с глубинной метафизикой внутреннего мира личности в творчестве Достоевского, чтобы возникло идеальное общество.

Что касается интерпретации Волынским творчества Толстого, то он всегда его высоко ценил за реалистическую силу, психологизм, великолепную словесную живопись, тончайшее чувство природы. «Как настоящий художник, в этом отношении превосходящий Достоевского, он даёт массу форм и красок именно в области «русской телесности» как таковой, в то время как у Достоевского плоть, по убеждению Волынского, лишь символизация отвлечённых идей.

В окончательном сравнительном анализе Толстого и Достоевского в исследовании о психологизме двух русских гениев Волынский отмечает, что в искусстве Толстого побеги сознательной мысли, гениальные философско-художественные откровения, например, мысли Андрея Болконского под Аустерлицким небом, где логически выражена народная правда, добытая инстинктивным ощущением божества. «Толстой — созерцатель тех нравственных идей, которые должны обновить человеческую жизнь в её массовом выражении, в широких движениях общественности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ ТОСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО

В творчестве Толстого и Достоевского очень глубоко разработаны психологические портреты. И главная ценность этих портретов в том, что, соединяя несколько типичных черт представителей русского общества 19 века и Толстой, и Достоевский смогли создать яркие, запоминающиеся, но вместе с тем нетипичные образы, которые, тем не менее, написаны глубоко реалистично. Пьер Безухов, Наташа Ростова, Нехлюдов, Смердяков, Раскольников, старец Зосима — великолепнейшие и незабываемые образы. Но вместе с тем нетрудно заметить и значительную разницу в их разработке. Если Толстой анализирует психологические портреты своих персонажей, как внутренние проекции происходящих с ними событий, то Достоевский, наоборот, выводит всю логику поступков из психологического состояния своих героев. Правы и тот, и дугой. Мы, благодаря этим двум гениям, можем взглянуть на 19 век как бы с двух сторон и это, несомненно, даёт нам возможность обрести полноту восприятия. Герои Достоевского часто гораздо менее симпатичны, чем герои Толстого. В них много трагичности, надломленности и их беды и несчастья обычно логически вытекают из их больных и искалеченных душ. Трагичность Толстого иная. Она не оставляет столь тяжёлого впечатления беспросветности и читатель постоянно надеется, что всё наладится, если изменятся обстоятельства. Справедливости ради стоит отметить, что в последние свои годы Толстой в своём творчестве сблизился с Достоевским — его «Воскресение» наполнено тем же провинциальным трагизмом, не броским, не столь масштабным. Но не менее интересным и реальным. Вместе с тем даже в «Воскресении» Толстой остаётся Толстым и его герои, и вся суть романа полностью направлены, буквально упираются в несправедливое построение общества. У Достоевского же сами социальные проблемы всё равно остаются, за редким исключением («Бедные люди») на втором плане, а, по сути всё разворачивается вокруг внутренних побуждений и поисков человеческой души. Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» очень показателен в этом плане и всё в нём пропитано духом катарсиса и покаяния. Все сколько-нибудь заметные персонажи — старец Зосима, трое братьев Карамазовых, Грушенька, Екатерина — стремятся к катарсису, пытаются обрести духовное очищение, но далеко не все его обретают. Обилие персонажей и героев в романе вовсе не представляется какой-то хаотичной, перепутанной мозаикой. Наоборот, всё предельно логично и обоснованно и по прочтении романа возникает мысль, что без любого из своих персонажей «Братья Карамазовы» потеряли бы свою завершённость и красоту. Общеизвестно, что изначально прототипом Дмитрия Карамазова был избран офицер Ильинский, обвинённый в убийстве отца и сидевший вместе с Достоевским в остроге, а затем выпущенный на свободу после того, как в убийстве сознался его младший брат. Да и остальные персонажи и события написаны на основе реальных фактов, произошедших в Тобольске и иных местах, что само по себе примечательно. Именно поэтому само повествование потрясает своим реализмом и ощущением почти физической сопричастности к происходящему, что, видимо, было бы невозможным без той детализации, которую тщательно прописывал Достоевский, будь то быт или же чувства.

10 стр., 4834 слов

Толстой Л.Н. Использование приема антитезы война и мир и преступление ...

... Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен. В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза ...

ВЫВОДЫ:

ВЫВОД ПЕРВЫЙ

Глубокий психологизм Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, открыл для общества, не замечаемые ранее проблемы и трагедии детской жизни, заставил ощутить чувство вины перед обездоленным ребенком. Общество обнаружило, что несчастным может быть и вполне обеспеченный ребенок. Привычный образ «детства сон златой» оказался не просто штампом, но и фальшивкой.

ВЫВОД ВТОРОЙ

Отдельные психологизмы переживаний, антагонизирующие между собой у Толстого и Достоевского, воплощаются диалектически в отдельных героях у того и другого. Таким образом, личная борьба воплощается в личной борьбе героев. Диалектика «души» автора есть диалектика борьбы героев (Дмитрий и Алеша Карамазовы, князь Мышкин, с одной стороны; отец и другие сыновья Карамазовы, с другой стороны.)

Тоже у Толстого, с той только разницей, что эту диалектику «души» переживает в разное время один и тот же герой в разных лицах (Нехлюдов, Пьер Безухов, Левин, Позднышев и другие).

С формальной стороны характерен для них обоих реализм или, вернее, «психологический реализм». Этот реализм касается

проблем психологизма и «физиологичности» человека.

ВЫВОД ТРЕТИЙ

И у Толстого, и у Достоевского нет пейзажа, нет природы, нет типов, нет сатиры и юмора, но есть психологическая напряженность переживаний душевных конфликтов. Обоим им

свойственна в стиле тенденция к обстоятельности описаний мельчайших деталей, фактов «приставаний» к читателю, черточкам второстепенного значения придается огромное значение. Обоим свойствен поучающий тон проповедников, моралистов-наставников. Оба хотят «переделать», или, «спасти» мир от «зла» и оба хотят быть «пророками» нового «откровения». Оба чувствуют потребность «мессианства». Оба впадают в мистику и метафизику, не смотря на страстное желание быть реальным, во что бы то ни стало.

15 стр., 7288 слов

«Проблематика ранних произведений Достоевского. Заключения о ...

... – серьезных, непростых – проблем, его переживания всегда сложны и многогранны. В ранней прозе Достоевского мы видим также изображение ... Толстого не существует «темных», «потусторонних» сил в окружающей действительности, то для Ф.М. Достоевского эти силы реальны, постоянно присутствуют в ... автора Бубер Мартин Проблема человека От автора Эта книга, в первой своей части проблемно-историческая, а ...

ВЫВОД ЧЕТВЁРТЫЙ:

Творчество Толстого и Достоевского — это проблема полярных переживаний и диалектика личных переживаний — вот основная проблема их творчества. Разлад между телом и душою есть побудительный мотив, чтоб заниматься проблемой «плоти» и проблемой «духа», причем у Толстого проблема «тела», может быть, занимает не меньше и «духа». У Достоевского, у которого этот разрыв, вероятно, сильнее проблема «духа» более остро привлекала его внимание.

ВЫВОД ПЯТЫЙ:

Психологизм — это попытка автора описать внутренний мир героя художественными средствами. «Психологизм»- литературоведческий термин, который традиционно относят к нескольким авторам, в первую очередь к Толстому и Достоевскому, затем к Тургеневу с его «тайным психологизмом «. Хоть Тургенев и не вводит нас прямо во внутренний мир героя, но тщательно следит за ним, давая читателю многочисленные детали, которые и приоткрывают душевный мир героя. Поэтому такое важное место у Тургенева занимают внешний вид героев и жесты. Кусок масла, застывший в воздухе во время разговора о нигилизме, Базаров, припавший к стеклу во время разговора с Одинцовой.

Толстой, безусловно, великий психолог, заостряет внимание на духовном становлении героя, на его развитии. Узловыми моментами толстовского психологизма являются «звёздные минуты» героев, моменты, в которые какая-то высшая истина открывается им.

Герои Достоевского в постоянном состоянии болезни, душевного надрыва, они идут от катастрофы к катастрофе, их человеческое достоинство раздавлено, и Достоевский исследует их души именно в эти моменты. Сам он говорил, что не психолог, а только реалист, хотя психологом можно назвать писателя, который в произведении вскрывает внешнюю и внутреннюю правду факта.

ЛИТЕРАТУРА:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/na-temu-psihologizm-dostoevskogo/

1 Гуревич Л.Я. История «Северного вестника» // Русская литература XX века (1890 — 1910) т.1. М., 1914. С. 49.

2 Вопросы философии и психологии. 1890.

3. С27. 3Волынский А.Л. Достоевский. СПб., 1906. С. 498.

4 Волынский А.Л., Что такое идеализм. СПб. С. 55.

5 Волынский А.Л. Достоевский. СПб., 1906. С. 37.

6 Волынский А.Л. Достоевский. СПб., 1906. С498.

7. Г. В. Сегалин. — К пат., Л. Толстого. Кл. Арх. Ген. и Одар.

Вып. 1, т. I.

8. Г. В. Сегалин. — Эвропатология гениальных эпилептиков. Форма и

характер эпилепсии у великих людей. Кл. Арх. Ген. и Одар., вып. 3-й, т. III.

9. Г. В. Сегалин. — Частная эвропатология аффект-эпилептического типа

гениальности. Кл. Арх. Ген. и Од., вып. 1-й, т. III.

10. Г. В. Сегалин. — Симптоматология творческих приступов у гениальных

эпилептиков. Кл. Арх. Ген. и Одар., вып. 2-й, т. III.

Г. В. Сегалин. — Общая симптоматология творческих приступов. Кл. Арх.

27 стр., 13453 слов

Достоевский и философия

... Ф.М. Достоевского в Сибири, говоря о равнодушии писателя «к картинам природы», делал вывод: « ... обязательно устанавливается связь или с Л. Толстым, или с М. Шолоховым. Не могут ... проблемы человеческого существования, так называемые экзистенциальные проблемы: что такое жизнь, смерть, любовь, свободен человек или подчинен законам необходимости и т.д. Эту особенность художественного творчества Достоевского ...

Ген. и Одар., вып. 1-й, т. II.

Г. В. Сегалин. — «Записки сумасшедшего», Л. Толстого, как

патографический документ. — Кл. Арх. Ген. и Одар., вып. 1-й, том V.

11. В. И. Руднев. — «Записки сумасшедшего» Л. Толстого. Кл. Арх. Ген. и

Одар., вып. 1-й, т. V.

12. Н. А. Юрман. — Болезнь Достоевского. Кл. Арх. Ген. и Одар., вып.

1-й, т. IV.

13. Розенталь. — Страдание и творчество Достоевского. Вопросы изучения

личности, No 1, 1919 г.

14. Б. Эйхенбаум. — Молодой Толстой, 1922.

15. Д. С. Мережковский. — Творчество Л. Толстого и Достоевского

16. Н. Н. Апостолов. — Живой Толстой, 1928.

17. В. Шкловский «О теории прозы». М. Советский писатель. 1983 г.