«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО КАК ЭТАЛОН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА (2)

ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНОВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» , Аннотация., Ключевые слова:

Один из русских классиков, который вокруг себя рождает множество споров – это Ф.М. Достоевский. Творчество писателя, его философия и восприятие мира актуальны на сегодняшний день. Он писал пророческие вещи о современной эпохи, всегда на пьедестал проблематики ставил соблюдение моральных ценностей. Помимо того, что романы Ф.М. Достоевского обладают не только особенным литературным слогом, они ещё наполнены психологическим смыслом. Писатель один из немногих, кто стал искать духовный и культурный поиск. Также, самая глубокая тема, которая заставляет задуматься общество – это тема Ф.М. Достоевского. [1, с. 33]

Социальные, религиозные, психологические и философские взгляды писателя остаются актуальными на протяжении всего времени. Литературоведы отмечают, что феномен Ф.М. Достоевского заключён в том, что его личность заключает в себя писателя, художника русского слова, мыслителя и психолога. Эти черты нашли своё отражение в творчестве Достоевского. Именно его творчество оказало огромное влияние на всю русскую литературу, мировую философию и психологию.

Проблема в том, что психологизм Достоевского не исследовался подробно, не было конкретных деталей. Все исследования ограничивались лишь поверхностным изучением проблемы.

Творчество писателя имело психологический вектор.

Получив большую популярность с середины XIX века, он сохранял своё лидирующее положение вплоть до XX века. Ф.М. Достоевский внёс большой вклад не только в психологизм русской литературы, но и развил символический реализм. На его основе были построены трагедийные идеологические романы, например, «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Эти произведения наиболее полно через героев отражают всю психологическую трагедию людей низкого социального слоя.

Писатель ставил проблему личности и ее судьбы, отношение к Господу и народа очень остро. Неизвестный психологический мир людей интересовал Ф.М. Достоевского. Ему было важно знать, как и почему люди идут на совершение преступлений, что двигало ими. Мысли Достоевского обладали глубиной, на них нельзя было дать краткий ответ.

Психологическая проза интересована не только Ф.М. Достоевского, но и М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других русских классиков. Недостаточно изученные психологические проблемы общества стали толчком к тому, что писатели заостряли своё внимание на них.

1 стр., 469 слов

Психологизм творчества А. Ахматовой

... слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. В поздний период творчества в лирике Ахматовой появляются мотивы ощущения скоротечности жизни, изумление ее нестареющей красотой. ... автора, важна каждая деталь, пусть самая незначительная. Поэзия Ахматовой представляет собой словно бы роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Здесь есть свой сюжет, завязка, зарождение чувств, история ...

Ф.М. Достоевский один из немногих (пожалуй, здесь можно упомянуть ещё имя Лермонтова), кто через злободневность смог показать вечные ценности. Большое количество русских классиков изучали настоящие и прошлые реалии через дворян. А Достоевский зачастую брал людей низкого социального слоя. Он понимал, что психологические проблемы могут быть не только у дворян, но и у маргиналов. Они больше других подвержены событиям жестокой реальности. К примеру, у дворянина не может возникнуть такой проблемы, как у героя романа «Преступления и наказание» Родиона Раскольникова, а высокомерная дворянка никогда не будет иметь такого чувства сострадания к другому, как Соня Мармеладова. [2, с. 150]

Метод, который использует Ф.М. Достоевский в своих романах – это психологический анализ героев. В его основу легли социально-утопические идеи. Писатель отвергал буржуазный и феодальный образ жизни. Он призывал к справедливости к каждому человеку, независимо от того, к какому социальному статусу он принадлежит.

Внутрення неопределённость, трагизм существования, конфликт между социальными слоями невозможно было передать традиционными способами в произведениях. Поэтому произошёл синтез жанровых форм. И самым популярным стало смешивание психологизма и трагизма.

Характеру героев раскрываются через целые монологи, в которых они рассуждают сами с собой, отвечают на собственные вопросы. У героев есть идеи, во имя которых они идут на тот или иной шаг. Жертвы романов Достоевского вызывают сильнейшую антипатию.

Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» идёт на преступление ради идеи, которая основана на избавлении общества от старухи-процентщицы. Для Раскольникова совершение убийства – это начало к новой жизни. Он не хочет совершать этого ужасного преступления, но идёт на него. Позже он раскаивается, признается в содеянном и ему безразлично, какое наказание его ждёт.

Дмитрий из романа «Братья Карамазовы» также переживает психологическую травму, душевный хаос. Митя – это воплощение бури эмоций, надрывов, срывов. У него сильный конфликт с отцом. Он считает, что Федор Павлович со своими низменными идеями не должен жить. Дмитрий Карамазов эмоционально неустойчив. Изначально Митя, как и Раскольников, сомневается в том, нужно ли убивать. Однако случайно ударив Григорий, Митя понимает, что он не хочет совершать преступления. [3, с. 45]

В «Братьях Карамазовых» показана сложная ситуация: герой не хочет терпеть жертву, он готовится к преступлению, отчетливо понимая, какое наказание его за это ждёт. Позже, он понимает, что необходимо отказаться от преступления, однако доказательств этому уже нет. Судебный процесс берет во внимание только фактические доказательства и улики вины подсудимого. У Раскольникова, напротив, нет доказательств собственной вины, от чего Порфирий Петрович надеется на признательные показания на суде.

Другая главная идея романов Ф.М. Достоевского – это то, что нельзя никого судить. Ни Сонечка, ни Алёша не осуждают главных героев, а напротив, обладают сильнейшим качеством, которое в современном мире не трудно спутать со слабостью.

Писатель обращает внимание на то, что судьба человека зависит не только от того, какое количество фактов предоставлено, а также от представления, которое ждут все. Здесь речь идёт о «дуэли» между прокурором Ипполитом Ивановичем и адвокатом Фетюковичем. Играют главную роль амбиции и желание победить оппонента. Для усиления эмоциональной окраски Достоевский прибегает к интересному методу – адвокат из «Братьев Карамазовых» ссылается на неадекватность подсудимого.

2 стр., 851 слов

Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского ...

... различия между добром и злом, прекрасным и безобразным, разумным и ненормальным. Пятый мотив преступления Раскольникова — желание героя решить этическую проблему: можно ли, преступив законы, быть счастливым? Ответ на ... Основная проблема романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" — проблема права на кровь. С этой проблемой тесно связана другая важная проблема — ...

Показывая психологическое состояние героя, Родиона Раскольникова и Дмитрия Карамазова, вопрос об убийство переходит уже в нравственную категорию. Митя признаётся в том, что хотел, чтобы отец умер. Раскольников признаётся в совершении убийства. Для них обоих житейские проблемы – это пустяки, а существование Бога – это вечная ценность. Оба спокойны, принимают свою судьбу, не пытаются найти себе оправдание. [4, с. 190]

Ф.М. Достоевский в глазах своих современников запомнился глубоко религиозным человеком, от чего кажется, что в главных героях отражается его мировосприятие. Важнее всего человечество, а заповедь «Не убий!» распространяется на всех: и на маргиналов, и на таких, как Федор Павлович и старуха-процентщица.

Ф.М. Достоевского коробит отношение высшего слоя к низинному слою населения. Он пытается призвать к справедливости. Оба героя обретают Бога, открываются высокие идеалы. Автор исследования приходит к тому, что психологизм романов заключён во внутреннем конфликте героев, которые позже сожалеют о собственных действиях, а также сны, которые герои принимают как муки совести.

Писателю удалость в своём творчестве раскрыть феномен психологизма и трагизма, талант исследования психологии личности.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/dostoevskiy-velichayshiy-realist-i-psiholog/

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 2 изд., испр. и доп. М. : Сов. писатель, 1963.
  2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука, 1976.
  3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука, 1976.
  4. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Особенности психологизма в романе Достоевского “Преступление и наказание”

“Я не психолог, говорил о себе Достоевский, – я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”. Великий писатель недоверчиво относился к самому слову “психология”, называя стоящее за ним понятие “палкой о двух концах”. Исходя из этого, можно прийти к утверждению, что романы Достоевского, в том числе и “Преступление и наказание”, не следует считать психологическими романами в традиционном понимании этого жанра.

Однако субъективность авторского восприятия вступает в некоторое противоречие

с общепринятым понятием психологического романа – того жанра, развитие которого в России начинается с лермонтовского “Героя нашего времени”.

“История души человеческой, – писал Лермонтов, – едва ли не интереснее истории целого народа”. Соглашаясь с ним, Белинский считал необходимым поставить в литературе “важный современный вопрос о внутреннем человеке”. Анализируя роман Лермонтова, Б. Эйхенбаум особо подчеркивал, что его идейным центром является не биография героя, а его “духовная и умственная жизнь, взятая изнутри, как процесс”,

18 стр., 8933 слов

По роману Федора Достоевского «Бедные люди»

... роман) задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем.» Сочинение на тему “”Бедные люди” Достоевского: ... Гарантии Отзывы Оказавшись в военно-учебном заведении, юноша Достоевский по-прежнему ... на протяжении всего повествования. Герои сами рассказывают собственную ... души человека состоит из слияния неба и земли; какое же противозаконное дитя человек; закон душевной природы человека ...

Если выстроить в единый ряд

все эти понятия “истории души”, “внутренний человек”, “Духовная и умственная жизнь, взятая изнутри”, – то вряд ли удастся обнаружить противоречие между этими определениями психологического романа и стремлением Достоевского изображать “все глубины души человеческой”. Может быть, психология и “палка о двух концах”, но нельзя при этом не признавать, что конечной ее целью и является изучение глубин человеческой души, а стало быть, роман Достоевского, как бы ни относился к общепринятым терминам сам автор, безусловно, продолжает традиции русского психологического романа. Не просто изучение, но испытание души и мысли героя – вот то смысловое и эмоциональное ядро, к которому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персонажей.

Другое дело, что понятием психологического романа в привычном смысле далеко не исчерпывается великая сущность “Преступления и наказания”.

Достоевский пытался противопоставить себя современным ему писателям-реалистам и указать, что он изображает принципиально иной, нежели они, пласт человеческого сознания. Определить, какой именно, позволяет точнее всего христианская антропология, согласно которой существо человека троично и состоит из тела, души и духа. К телесному уровню относятся инстинкты, роднящие человека с животным миром: самосохранения, продолжения рода и так далее. На душевном уровне расположено собственно человеческое “я” во всех жизненных проявлениях: бесконечный в своем разнообразии мир чувств, эмоций и страстей, эстетическое начало, склад ума со всеми его индивидуальными отличиями, гордость, гнев и другие эмоциональные состояния.

На последнем же, духовном, уровне находится интеллект, понятие о добре и зле, свобода выбора между ними – то, что делает человека “образом и подобием Божиим” и что объединяет его с миром духов.

Этот третий пласт наиболее скрыт, ибо в повседневности человек живет прежде всего душевным миром, суета и пестрота ярких сиюминутных впечатлений заслоняют от него последние вопросы бытия. На духовном уровне человек сосредотачивается только в экстремальных ситуациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного определения для себя цели и смысла своего существования.

Именно этот уровень сознания и делает Достоевский предметом пристального и бесстрашного анализа, рассматривая прочие уровни только в их отношении к последнему. В этом понимании он “не психолог”, а “реалист в высшем смысле”. Отсюда и вытекает принципиальное отличие изображения мира и человека у Достоевского и у Толстого с Тургеневым, которые сосредотачиваются на душевной, “психической” стороне жизни во всем ее богатстве и полноте.

В произведениях этих писателей можно найти неисчерпаемый океан чувств, разнообразие сложных характеров и красочное описание жизни во всех ее проявлениях. Но при всей неповторимости индивидуальных чувств “вечные вопросы” стоят перед каждым одни и те же. На духовном уровне принципиальное различие в характере исчезает, становится не важным.

3 стр., 1017 слов

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Бедные люди»

... теме «маленьких людей» уделял Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»). Своеобразный итог подвел А. П. Чехов. Образ «маленького человека» часто появляется в ... Раскольниковых. Вдова Пульхерия Александровна получает скромную пенсию, на которую должна содержать дочь и сына. Женщина отказывает себе в самом необходимом, надеясь на успешное окончание учебы Родиона. Авдотья Романовна ...

В кризисные моменты жизни психология самых разных людей унифицируется и почти совпадает. Так объясняется “однообразие” характеров у Достоевского и столь распространенное в его романах “двойничество”.

Своеобразием психологизма Достоевского определяется и специфика его сюжетных построений. Для активизации у героев духовного пласта сознания Достоевскому необходимо выбить их из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние. Вот почему динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая их твердой почвы под ногами, вынуждая вновь и вновь отчаянно “штурмовать” неразрешимые “проклятые” вопросы.

Так, в композиционное построение “Преступления и наказания” можно описать как цепь катастроф. Преступление Раскольникова, приведшее его на порог жизни и смерти, затем смерть Мармеладова, последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Ивановны и, наконец, самоубийство Свидригайлова. В предыстории к романному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге – матери Раскольникова. Из всех этих героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись. Промежутки между катастрофами заняты напряженнейшими диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Порфирием Петровичем.

Вторая, самая страшная для Раскольникова “беседа” со следователем, когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что тот выдаст себя, является композиционным центром романа, а разговоры с Соней располагаются до и после, обрамляя его.

Заботясь о занимательности сюжета, Достоевский прибегает также к приему умолчания. Когда Раскольников отправляется к старухе на “пробу”, читатель не посвящен в его замысел и может только догадываться, о каком “деле” он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскрывается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самым злодеянием.

О существовании же у Раскольникова законченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа – из разговора с Порфирием Петровичем. Точно так же лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым – непосредственно перед развязкой этих отношений.

Таким образом, используя разные художественные средства, Достоевский рассматривает человека на новом, прежде не изученном другими писателями, уровне. Реализм Достоевского – философский, психологический. Художественный метод писателя основан на обостренном внимании к наиболее запутанным и противоречивым формам жизни и общественного сознания его эпохи.

Раскрывая нам самые глубины души героев, Достоевский прежде всего выступает против своеволия и вседозволенности, противопоставляя этим разрушительным идеям убеждение в несокрушимости идеалов христианского человеколюбия и основанного на них духовного естества человека.

Психологизм Достоевского

Федор Михайлович Достоевский — выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.

В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское и психологическое произведение, в котором автор исследует сознание и подсознание человека.

2 стр., 553 слов

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

... поступков героя, его заблуждения и ошибки. С ужасающей точностью он воспроизводит детали, описывая Раскольникову его собственное преступление. Но, ... "целого кафтана", перекликается с теорией самого Раскольникова о «человеке, право имеющем». Лужин убежден, что основным движущим ... ужасных воспоминаний. Андрей Семенович Лебезятников Еще один двойник главного героя, который так же, как и Раскольников ...

Достоевский использует множество приемов психологического анализа с тем, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из них является изображение героя с внешней и внутренней стороны.

Автор рисует нам портрет героя — Родиона Раскольникова, бывшего студента, который задумал совершить идейное преступление — убить старуху-процентщицу, чтобы избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы видим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой — умный, внешне приятный молодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после — это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающий людей и сторонящийся их. “Я не старушонку убил, я себя убил”, — признается он Соне Мармеладовой. Духовная смерть заметна во всем его облике.

Особое место в описании внешности героя занимают глаза. “Глаза -зеркало души человека”, — гласит пословица. Именно глубокие темные глаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к самоанализу. К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мармеладовой и Свидригайлова. Большие глаза первой и умный, проницательный взгляд второго точно характеризуют их натуры.

Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут герои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. Достоевский, чтобы показать различие между чистой душой Сони, наполненной христианским смирением и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает места их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в маленькой каморке, похожей на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя большими окнами, правда, неправильной формы.

Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город “бывших людей”. Деталь, на которую часто автор обращает наше внимание, — это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха. Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяного, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчеловечная теория Раскольникова, разделяющая людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.

Безусловно, роман “Преступление и наказание” не был бы столь выдающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскрытию внутреннего мира людей, населяющих роман.

Внутренние монологи героев — вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обдумывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”.

1 стр., 478 слов

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»

... героев. И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго…навсегда. Таким образом, можно сказать, что образ автора в романе «Евгений Онегин» - это образ мудрого человека, ... который ценит дружбу, любовь, свою родину. Он дает нам много советов, главный из которых заключается в умении ценить и наслаждаться каждой минутой своей жизни. Понравилось сочинение? ...

Кроме монологов-диалогов, б романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убийстве, идет с повинной в полицию.

Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения.

Подводя итог, можно сказать, что в романе “Преступление и наказание” раскрылся талант великого мастера психологического анализа Ф. М. Достоевского.