Как вид упражнения младших школьников

Важной среди приоритетных задач начальной школы является подготовка учеников к полноценному устному и письменному общению. В этом аспекте очень актуальна проблема формирования у учащихся начальных классов речевой деятельности, а именно, умения грамотно и содержательно озвучивать собственные мысли, используя языковые средства адекватно ситуации общения [22].

Сочинению в школе отводится одно из главных мест: в известном смысле ему подчиняется большинство речевых упражнений. Именно в сочинении школьник наиболее приближен к естественным условиям создания речевых высказываний — к тем условиям, которые складываются в обычной жизни.

Начинаясь в I классе с маленьких устных сообщений, рассказов, основанных на эмоциях, сочинение перерастает в важную планируемую умственную работу, которая играет не только учебно-воспитательную роль, но и служит самовыражению, становлению личности школьника [25].

Сочинение эффективное средство формирования личности. Оно порождает эмоции, умственную независимость, учит детей осмысливать, оценивать и упорядочивать виденное, прожитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сопоставлять и сравнивать. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности [25].

На сегодняшний день можно встретить несколько трактовок термина «школьного сочинения».

А именно, в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова можно найти такое определение «сочинения»:

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование — это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка [63].

Как следует из определения, автор выделяет здесь мысль о том, что сочинение представляет собой учебное упражнение по русскому языку.

Т. Ф. Ефремова приводит следующее определение: «Сочинение — самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему» [8].

Эта трактовка почти не отличается от первой, за исключением того, что в ней отсутствует слово «упражнение». Однако употребляется формулировка «самостоятельная школьная работа». Таким образом, для Т.Ф.Ефремовой больше значим то, что сочинение является именно самостоятельной работой, которая развивает творческие способности учащихся.

Школьное сочинение в понимании В. В. Моисеевой — это «один из видов работ, которые предусматривают, продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения. Школьные сочинения являются важным фактором в общей системе обучения» [29].

44 стр., 21753 слов

Сочинения в начальных классах

... и над сочинением в целом. ПЕРВЫЙ КЛАСС МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ За год обучения в I классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т. е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения ... иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а юному считаются наиболее доступными для учащихся. Дли проведения сочинений в I классе не требуются ...

Л.А. Ходякова сочинение определяет как просто работу. В таком определении сочинения смысл самого понятия сужен, так как ограничен материал, с помощью которого возможна работа по сочинению. Автор определения указывает лишь художественные произведения в качестве материала, хотя, как видно из школьной практике и по работам по методике преподавания русского языка, основой для сочинения может быть фрагмент личной жизни, жизни какого-либо человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое другое [52].

Далее приведем несколько точек зрения ученых-методистов на то, что они понимают под «сочинением»:

По мнению Т.А.Ладыженской сочинение является одним из видов работы по развитию речи, а так же одной из сложнейших форм деятельности школьников [31].

Методист А.Д. Алферов указывал, что сочинение – это не столько «упражнения в форме и стиле», сколько «упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных» [54].

Здесь методист подчеркивает тот факт, что сочинение является свободным выражением своих мыслей, но по заранее составленному плану– «мысль, основанная на достаточных данных».

Методист В.А. Никольский говорит, что «школьное сочинение есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя» [28].

В этой трактовке автор указывает на то, что успешность работы ученика напрямую зависит от контроля над ним со стороны учителя.

По мнению методиста А.В.Текучева, школьное сочинение является творческим и самостоятельным изъяснением учеником своих мыслей, чувств, суждений, главной целью которого является сообщение этой информации другим [54].

Это, на наш взгляд, наиболее точная точка зрения на понимание школьного сочинения. Здесь автор, в первую очередь указывает на творческий характер сочинения, а уже потом говорит о роли составления плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, чего нельзя увидеть в других определениях.

Сочинения, устные и письменные можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т. е. по стилям)[25].

В зависимости от выбранных источников материала выделяют:

  • сочинения о прожитом, увиденном, услышанном самими учениками, т. е. сочинения, основанные на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
  • сочинения, основанные на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
  • сочинения, в которых используется материал из разных источников, например в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений [25].

Так же следует отметить сочинение, написанные на основе творческого воображения— по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п. В сочинениях этого типа реализуются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения [25].

9 стр., 4084 слов

Проектная работа Бизнес-план цветочного магазина «Flower Dynasty»

... и профессионализм флористов, способных создать красивые цветочные композиции. Цветочный магазин. Производственный план Открытие цветочного магазина включает в себя шесть основных этапов, ... работы необходимо сделать ставку на дешевое сырье, доступные дополнительные услуги, необычную упаковку, креативные услуги, представленные именно в вашем магазине. Планируя рекламную кампанию цветочного магазина, ...

По степени самостоятельности, по методике подготовки выделяют сочинения, подготовленные в группах, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы [25].

По типам текста, как уже указывалось, сочинения разделяют на повествования, описания и рассуждения, при этом в начальных классах обычно используют повествования с элементами описания и рассуждения[25].

Жанры, используемые в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы [25].

Классификация сочинений помогает лучше понять учебные задачи любого сочинения, подобрать методические средства [25].

Сочинения по картинам можно разделять на три вида:

  • повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

  • повествовательные сочинения по одной картине, где дается один момент сюжета, толчок для воображения учащегося;

  • описание картины (виды сочинений по картинам расположены по степени трудности для учащихся) [25].

Первым по времени, а так же по значимости шагом при проведении подготовительной работы над предстоящим сочинением учителем будет выбор темы, а при планировании на длительное время — подбор тематики устных и письменных сочинений [25].

Залогом успеха сочинений учащихся оказывается ясная, «узкая», конкретная тема. Если школьникам предлагается слишком «обширная» тема, например «Осень» или «Зима», учащиеся теряются, не могут охватить ее с ожидаемой полнотой: пишут о конкретных деталях, почти связывая их друг с другом [25].

План — важная ступень всякого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Продумывая свою речь, в особенности монолог, человек чаще всего выделяет основные части. Таким образом, без плана невозможно составить монолога, и споры о том, нужно ли составлять план при написании сочинения, видимо, следует перевести в несколько иной план: стоит ли записывать план сочинения? Как подробно он составляется? Стоит ли его изменять в процессе составления текста [25]?

В начальной школе специальная работа над планом необходима при подготовке устных и письменных сочинений; кроме зарисовок картин природы и других сочинений-миниатюр. При этом не следует упускать из виду, что и эти тексты учащийся проектирует в уме (например, составляет порядок высказываний) [25].

Готовится к написанию сочинения необходимо за несколько дней до проведения сочинения во внеурочное время и на разных уроках (не только русского языка).

Работу над устным и письменным сочинением можно довольно четко разделить на три этапа:

  • а) сбор материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;
  • б) подготовка материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, классификация материала, его компоновка: беседы, обсуждение, выделение главного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;
  • в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка [25].

Выделим классификации речевых ошибок, описанные в работах М. Р. Львова, Т.А. Ладыженской, М. С. Соловейчик. В трудах Т. А. Ладыженской[21] подчеркивается, что «для практики обучения языку представляется целесообразным подойти к классификации речевых ошибок и недочетов с позиции современной лингвистики, различающей строй языка (систему языковых единиц) и употребление языковых средств в речи». Поэтому Т.А. Ладыженская приводит две большие группы ошибок:

8 стр., 3931 слов

Сочинения русский язык

... мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка. Сочинение на тему: Русский язык Русский язык красив и необычен. Сколько великолепных ... русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говориться совершенству не придела, еще многие поколения будут дополнять развивать язык. Самое главное это сохранить русский язык, ...

1.Грамматические ошибки (ошибки в структуре (в форме) языковой единицы).

2. Речевые (ошибки в употреблении (функционировании) языковых средств).

М. Р. Львов приводит другую классификацию речевых ошибок: «Стилистические ошибки делятся на речевые и неречевые (композиционные, логические и искажение фактов) [25].

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксисо-стилистические». Следовательно, в основу этой классификации положено деление ошибок на группы, которые соответствуют уровням языковой системы, т.е. ошибки лексические, морфологические, синтаксические.

В исследованиях М. С. Соловейчик указывает на два вида отклонений в речи учащихся:

«1. Нарушение языковой правильности (отклонения от требований языковой системы).

2. Нарушение речевой правильности (отклонения от требований контекста)» [42].

В связи с этим М. С. Соловейчик приводит две группы речевых ошибок:

1 группа — «ошибки, связанные с нарушением структуры, образования языковых единиц — слов, форм слов, словосочетаний, предложений. В классификации эти ошибки называются грамматическими».

2 группа — «недочеты, вызванные неумением пользоваться в практике обучения языковыми средствами. Эта группа погрешностей называется речевыми недочетами» [42].

Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации, выделения конкретных типов ошибок и изучения причин возникновения каждого типа [25].

Система работы может быть основана на следующих элементах:

  • а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
  • б) классная работа над общими, типичными ошибками на уроках анализа проверенных сочинений и изложений (15—20 минут);
  • в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками;
  • их обнаружение, уяснение и исправление;
  • г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки;
  • языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;
  • д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
  • е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может послужить основой для предупреждения речевых ошибок;
  • ж) обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию (редактированию) изложения и сочинения [25].

Все эти семь направлений в работе доступны учащимся начальных классов (особенно III и IV).

5 стр., 2137 слов

Пока жив язык – жив народ 6 класс рассуждение

... время русский поэт Вяземский. И действительно, все вмещает в себя родной язык – и характер народа, и его опыт, историю, философию, духовное здоровье народа, его нравственность. А значит, пока он жив – жива и нация, жив народ! ... 4-c^2d^2 49x^2y^2-400 Распределение формулы веществ по классам Простых и сложных Кон Ci2 CO2 ZN SO2 O2 Ag Лягушка-путешественница краткое ...

Система исправления и предупреждения речевых ошибок учащихся неотделима от всей языковой работы, но она более целенаправленна [25].

Предупреждение возможных ошибок при изучении грамматических тем опирается на исследование типов ошибок и их причин. Необходимо уяснить, какие возможности открывает для учеников изучаемая ими грамматическая тема — для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения возможных ошибок речи. Соответствующие моменты включаются в урок грамматики; школьники учатся исправлять недочеты речи (своей или чужой) на основе изучаемого грамматического материала. Практически каждая грамматическая тема дает такие возможности[25].

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/osobennosti-sochineniya-kak-rechevogo-uprajneniya/

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. – 672 с.

  2. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 1 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2012. – 64 с.

  3. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 176 с.

  4. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2011. – 176 с.

  5. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с.

  6. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с

  7. Варнавская О.О. Текст как единица речи и произведение речи//Известия Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена 2008 №5. – 259 с.

  8. Дубровина И.В. Возрастная Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан М., 2003. – 368 с.

  9. Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов//Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1970. – с. 112 – 123

  10. Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета. — 2002. №9. с.109-117.

    13 стр., 6351 слов

    Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...

    ... классификация вводных слов; изучение вставных конструкций; тектоориентированный подход в современной школе на уроках русского языка; анализ содержания обучения русского языка; - модель урока изучения. Теоретические методы : изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, ...

  11. Ипполитова Н. А.Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 176 с.

  12. Кананакина В.П. «Русский язык 1 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 143 с.

  13. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

  14. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

  15. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

  16. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.. ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 159с.

  17. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

  18. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160 с.

  19. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника//Начальная школа 2008 №10 с. 44-46.

  20. Кустарева В.А. Построение детских сочинений//Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970. С. 70.

  21. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.М.,1991. – 240 с.

  22. Лобчук Е.И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста//Начальная школа 2013 №10 с. 32-36.

  23. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975. – 15 с.

  24. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка М.,1988. – 240 с.

  25. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловекая М., 1987. – 414 с.

  26. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – М.2007.-464с.

  27. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа — 2007 №1 с. 83-88.

  28. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – 368 с.

  29. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. 2006 №5. с. 36-40

  30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. – 456 с.

    2 стр., 641 слов

    Самоанализ русского языка, проведенного в 6 классе » по ...

    ... русского языка и литературы, Росихина Оксана Владимировна ... какую тему они будут писать сочинение. Психологическая атмосфера на уроке ... пришлось осмыслить большое количество информации. Анализ картин не вызвал затруднений. ... и эффективными для данного класса и данного урока. Большую ... упражнение, групповая работа, самостоятельная работа); по характеру познавательной деятельности учащихся: частично- ...

  31. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник./Под ред. Т.А.Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. – 312с.

  32. Петрунек В.П. Младший школьник/В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.,1981. – 96 с.

  33. Положение о курсовой работе / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург 2016. – 23с.

  34. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. /Под ред. А. А. Реана М., 2002. – 656 с.

  35. Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. — М., 1984. № 4-5.

  36. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – Москва 2016. – 98с.

  37. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч1 – Москва 2016. – 128 с.

  38. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2013. – 96 с.

  39. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. ч.1– Москва 2014. – 160 с.

  40. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2014. – 144 с.

  41. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.– Москва 2012. – 320 с.

  42. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. М. Издательский центр «Академия», 1997, 383 с.

  43. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994. – 383 с.

  44. Соловейчик М.С. — Русский язык. Учебник для 1 класса/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 144с.

  45. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.

  46. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.

  47. Соловейчик М.С. — Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.

  48. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.

  49. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2012. – 160с.

  50. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.

    3 стр., 1326 слов

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса Пояснительная записка

    Ю.Постникова « Как растения-иностранцы Россию осваивали » 2 ... представленной в разных видах; умение писать сочинение-рассуждение. Тексты сочинений-рассуждений. 67-68 Степени сравнения наречий (§ ... русскому языку и программам по русскому языку для 5-9 классов... Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программам по русскому языку к учебнику «Русский... ...

  51. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.

  52. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие /под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М., 2007. – 254 с.

  53. Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников//Начальная школа 2013 №9 с. 49-52.

  54. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. – 414 с.

  55. Устименко И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах. //Начальная школа 1994. №11 с.31-35.

  56. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007 №12 с. 16 – 19 .

  57. Хрипкова А.Г. Мальчик — подросток – юноша/А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов М.,1982. – 207 с.

  58. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся — одно из основных задач начального образования. // Начальная школа. 2008 №7 с. 15.

  59. Юртаев С.В. Изучение речевого развития учащихся: краткий исторический очерк// Начальная школа 2008 №5 с. 23-29.

  60. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения//Издательство «Лицей» URL: http://www.licey.net (дата обращения 03.04.2014)

  61. Балыхина Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]// Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков Федеральный фонд учебных курсов URL: (дата обращения 03.04.2014).

  62. Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru (дата обращения 18.12.2014).

  63. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 05.04.2014).