Особенности композиции стихотворения блока незнакомка

Стихотворение А. Блока «Незнакомка» написано в 1906 году и входит во второй том «трилогии вочеловечивания» — том «антитезы», где лирический герой погружается в хаотический мир повседневности. Оно не одиноко в сборнике: ему очень близко другое произведение Блока — «Там дамы щеголяют модами», но, наверное, только «Незнакомка» известна каждому русскому человеку, одним своим названием вызывая в памяти строки: «И каждый вечер, в час назначенный…»

Одной из главных особенностей композиции этого стихотворения является его довольно четкая разделенность на три части.

Первая состоит из шести строф и начинается так:

Строки эти сразу же погружают читателя в удушливую атмосферу обывательских буден, пошлой действительности. Слова «по вечерам» подчеркивают регулярность происходящего и невозможность вырваться из заколдованного круга. Примечательно, что весна в «Незнакомке» — не символ жизни. Она, скорее, пропитана духом тления и разложения.

Оставшиеся пять строф еще более усиливают появившееся у читателя отвращение. Описываются «пыль переулочная», «испытанные остряки», которые гуляют «с дамами» не где-нибудь, а «среди канав», «лакеи сонные», «пьяницы с глазами кроликов». На улицах слышны «окрики пьяные», а над озером «раздается женский визг». Здесь и природа предстает в неприглядном виде: даже луна лишена привычного романтического ореола и «бессмысленно кривится», а весенний воздух «тлетворен», «дик и глух». Более того, сам главный герой показан безнадежным пьяницей.

Все это придает описываемой картине бытовую достоверность

Вторая часть стихотворения также состоит из шести строф и начинается со строк:

Она представляет собой очевидный контраст первой части. Здесь все возвышенно и прекрасно, таинственно и очень условно. Незнакомка может быть как реальной женщиной (в пользу этого говорят ее четкие приметы: «девичий стан, шелками схваченный», «в кольцах узкая рука», «шляпа с траурными перьями»), так и прекрасным сном, видением, которое является главному герою (к этой мысли склоняют более отвлеченные характеристики: «дыша духами и туманами», «и веют древними поверьями ее упругие шелка», за темной вуалью не видно лица).

12 стр., 5510 слов

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану

... строках стихотворения. Видно, что у писателя было приподнятое настроение. Кажется, что и сам он ликует вместе с жаворонком, возвещающем радостное событие. Еще, это стихотворение ... Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Анализ стихотворения Жуковского «Ночь» Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)» Анализ стихотворения Жуковского «Цветок» Анализ стихотворения Жуковского « ...

И разгадки нет – лишь намеки. Они представлены в системе символов, едва приоткрывающих замысел поэта («и вижу берег очарованный и очарованную даль», «очи синие, бездонные, цветут на дальнем берегу»).

Из всего сказанного видно, что главный принцип, определяющий композицию произведения – контраст. Именно в контрастных противопоставлениях реализуется конфликт между желаемым и возможным, идеалом и действительностью.

В «Незнакомке» противопоставление двух частей происходит на нескольких уровнях: образной системы, лексики, звуковой организации стиха и так далее (неизменным остается только ритмический рисунок – четырехстопный ямб).

Сравним, например, звуковое оформление: после прочтения стихотворения вслух сразу становится видно, как нарочито нестройному звучанию первой части противостоит гармония и напевность второй.

Осталось сказать только о последней, третьей части. Она введена, как и вторая, повтором «И каждый вечер…», который, выполняя существенную композиционную роль, несет и большую смысловую, философскую нагрузку. С одной стороны, он как бы возвращает читателя к началу произведения, делая композицию кольцевой, с другой – подчеркивает, что духовность и бездуховность, пошлость и человечность, прекрасное и безобразное, добро и зло противостоят друг другу всегда, из века в век.

Главный герой, внешне, быть может, неотличимый от окружающих, на самом деле отчужден и одинок. Мир, рождаемый его фантазией, — это его «сокровище», дающее возможность спастись от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям.