МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД М»

В развитии современной начальной школы происходят изменения на уровне смены целеполагания: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Важной стороной развития является формирование мышления и речи, так как овладение языком как средством общения, учит детей создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.

Методика преподавания русского языка обогащает студентов знаниями по организации работы над связной речью. В начальной школе много видов упражнений в связной речи: пересказ, развёрнутые ответы на вопросы, текстовые упражнения с анализом лексики или грамматики, письменные изложения и сочинения, но всё это разнообразие учащимся даётся почти без теории, практическими способами.

Будущие учителя должны сами владеть различными языковыми средствами, знать особенности формирования устных и письменных высказываний учащихся, методы и приёмы обучения разным видам связной речи. Особое внимание уделяется работе над сочинением, так как это творческая работа учащихся, она требует активности, самостоятельности, внесения чего-то своего, личного в текст. Но для написания сочинения требуется комплекс сложных действий: подготовка материала, его систематизация, выбор языковых средств, знание правил грамматики и орфографии, поэтому студенты должны знать не только методику преподавания русского языка, но и современные технологии, которые помогут им в планировании и проведении уроков русского языка в начальной школе.

Тема : Этапы работы над сочинением

Тип урока

Краткая характеристика урока:

На уроках русского языка были изучены психолого-лингвистические основы развития речи учащихся: текст, признаки текста, виды и средства связи предложений в тексте, изобразительно-выразительные средства языка. На уроках методики преподавания русского языка рассмотрены вопросы о видах сочинений, подготовке к выполнению данных упражнений, поэтапность и усложнение обучения в соответствии с возрастом учащихся. Данные уроки направлены на систематизацию и обобщение полученных знаний.

Общая дидактическая цель, Цель методическая, Образовательный аспект, Развивающий аспект, Воспитательный аспект

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

37 стр., 18089 слов

Формирование фонетических навыков в процессе обучения русскому ...

... уроках русского языка. 5. Обозначить последовательность введения звуков русского языка при формировании фонетических навыков у англоязычных учащихся. 6. Разработать систему упражнений, направленных на отработку произносительных навыков при обучении русскому языку англоязычных учащихся. Тема дипломной работы ...

Средства обучения, Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формирование

компетенций

Орг.момент

2мин

Проверка готовности к занятию, приветствие , эмоциональный настрой, предлагаю разделиться на две группы

Готовятся, настраиваются на работу

Мотивация к учебной деятельности

5мин

Каждой группе предлагаю выполнить задание (приложение 1)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем рассуждать?

Обсуждают в группах, обдумывают ответы, определяют, что речь пойдёт о написании сочинений

ОК1.Понимать сущность и значимость своей будущей профессии

Выявление места и причины затруднения

5мин

Вы правильно определили тему урока, но понятия: тема, идея, виды связи требуют уточнения

Выступающие от каждой группы дают не совсем точные ответы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде

Построение проекта выхода из затруднения

5мин

Давайте составим план обобщения материала, что ещё надо повторить, чтобы сложилась определённая система знаний. 1)выявить усложнения по написанию сочинений по классам;2) уточнить этапы работы над сочинением; 3) знать типы текстов.

По этому плану будем организовывать нашу деятельность.

Студенты предлагают варианты обобщения материала, исходя из выполненных заданий

ОК2. Организовывать свою собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях

Реализация построенного проекта

10мин

5мин

10мин

10мин

Для выполнения первого пункта плана вы дома повторяли теоретический материал, давайте вспомним, что такое сочинение? С какого класса можно использовать такие упражнения? Какие усложнения можете назвать?

2) Какие этапы при написании сочинения должны быть? Обсудите в группах, назовите и приведите примеры.

Студенты, посовещавшись, дают ответы, уточняю и дополняю, привожу примеры, нацеливая на выбор узкой конкретной темы, на то, что идея, основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, это то, к чему он призывает,учит. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном предложении текста.

План в начальных классах должен быть простым, из 3-5 пунктов, это части текста.

Дети не всегда последовательно излагают свои мысли, допускают ошибки. Предлагаю выполнить практическую работу: проверить детские сочинения (приложение 2)

Какие текстовые умения у детей ещё не сформированы? Дополняю ответы студентов.

3) Для написания сочинения надо помнить типы текстов. Рассмотрите таблицу приложение 3), чтобы вспомнить, какие тексты можно составлять при написании сочинений. А теперь проверим, как вы различаете типы текстов. Я буду читать тексты сочинений, а вы определять тип, приводя доказательства (приложение 4).Молодцы, почти все типы определили

Индивидуальные ответы студентов, усложнение в содержании работы представили презентацией, подготовленной во внеаудиторной самостоятельной деятельности

Отвечают, что работа начинается с определения темы; главное в тексте — идея; высказывание должно быть по плану; составление текста в логической последовательности

Проверяют,анализируют недочёты и ошибки

Каждая группа даёт ответ, дополняют друг друга.

Рассматривают таблицу, определяя значение по вопросам.

Слушают примеры текстовых сочинений, определяют тип

ОК 4. Осуществлять поиск и анализ информации для решения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать ИКТ

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством

ОК 3. Оценивать и принимать решения

ОК 2. Определять методы решения профессиональных задач

Обобщение с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная творческая работа

Рефлексия, подведение итогов

Информация о домашнем задании

7мин.

20мин

4мин

2мин.

Обсудите в группах, какие выводы можем сделать по теме, проговорите их друг другу, а потом каждая группа озвучит их вслух

Предлагаю выполнить самостоятельную работу: продумать и написать образец детского сочинения, выбрав тему, тип текста, составив план. Можно пользоваться рекомендациями (приложение 5)

Предлагаю ответить на вопросы: 1. Запишите в своих тетрадях те понятия, которые вами усвоены хорошо. 2. Сможете ли вы провести аналогичную работу с детьми в начальной школе?

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Обсуждают в группах, делают записи, озвучивают

Составляют план действий, применяя знания, полученные по теме

Делают записи в тетрадях, выражая отношение к своим достижениям на уроке

Слушают, записывают

ОК 6. Работа в коллективе, команде

ОК 2 организовывать собственную деятельность

ОК 2. Оценивать качество собственной деятельности

Заключение

Методика преподавания русского языка знакомит будущих учителей с научными основами познавательно-речевых способностей.

Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения, а письменная речь усваивается в результате специального обучения.

Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи необходимо учитывать ведущие положения функциональной стилистики, культуры речи, лингвистики текста. Функциональная стилистика предполагает знание стилей речи, для начальной школы отбираем разговорный, научно-деловой и литературно-художественный. Культура речи рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Лингвистика текста изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), специфику построения предложений в каждом из них, способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов.

Связный текст в начальной школе понимается как некоторая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом. Единицами связной речи можно считать рассказ, развёрнутый ответ, письменные изложения и сочинения. Развивая связную речь школьников, формируем у них конкретные умения: подбирать материал для связного высказывания, систематизировать его; понимать тему; составлять план и писать текст, придерживаясь этого плана; умение пользоваться средствами языка. В соответствии с отобранным материалом определять тип текста и составлять связное высказывание.

Таким образом, планируя работу по развитию связной речи в начальных классах, необходимо предусматривать упражнения разных типов, в том числе и написание сочинений.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/osnovnyie-chertyi-i-etapyi-urokov-pisma-sochineniy/

  1. Львов М.Р. методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., Академия, 2007, 420 стр.

  2. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., Академия, 1998, 384 стр.

  3. Страхова Л.Л. Готовые сочинения для младших школьников. – ИД ЛИТЕРА, СПб, 2005, 63 стр.

  4. Страхова Л.Л. Развитие речи младших школьников. – ИД ЛИТЕРА, СПб, 2005, 65 стр.

Приложение 1

Задание.

Сравните варианты планов. Чем они отличаются?

Грибы в осеннем лесу.

  1. Боровики.

  2. Подосиновики.

  3. Маслята.

  4. Сыроежки.

Грибы – один другого краше.

  1. Деды-боровики. Загляденье!

  2. Отцы-подосиновики. Тоже красота!

  3. Братцы-маслята. Тоже хороши!

  4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохо!

Какие виды связи можете назвать?

  1. Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналом висели железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

  2. Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и кричат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Приложение 2

Задание. Прочитайте детские сочинения. Определите, о несформированности каких текстовых умений они свидетельствуют. Найдите встречающиеся речевые ошибки и недочёты.

  1. Как я помогаю маме.

Я помогаю своей маме. У меня есть младший брат. Мама заботится о нас. Иногда она играет с нами и читает книжки. Я люблю маму.

  1. Женский день.

Весной дни становятся длиннее. Ярче светит солнце. 8 Марта я поздравляю маму с праздником. А мама поздравляет меня. Я люблю праздник 8 Марта.

  1. Грачи прилетели.

Первыми прилетели грачи. Снег ещё лежал сугробами. Чёрные белоносые гости – ранние птицы. Была середина марта. Они важно ходили по дорогам и искали червяков. А ещё они свили себе гнёзда.

  1. Памятный день.

Утром мы проснулись и пошли делать зарядку. Потом мы завтракали. После завтрака мы с вожатым ходили в лес. Мы собирали грибы. Потом у нас был тихий час. После тихого часа мы пошли в кино. После кино мы поужинали и пошли спать.

  1. Весной в лесу.

Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тихий, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набежат облачка, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны. Я люблю весну!

Приложение 3, Основные типы речи

Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение. Какие бы высказывания пишущий ни создавал, оно будет или описанием, или повествованием, или рассуждением. Типы речи могут совмещаться и представлять собой сочетание двух или трёх типов речи при основном (ведущем).

Тип текста

Значение (вопрос к тексту)

Повествование

Динамика действия.

(Что делает предмет?)

Описание предмета

Характеристика персонажа, предмета.

(Каков предмет?)

Описание места

Характеристика места

(Где что находится?)

Описание состояния окружающей среды

Состояние окружающей среды – природы или любой другой среды обитания

(Каково вокруг?)

Описание состояния человека

Физическое или душевное состояние человека

(Каково ему?)

Рассуждение-доказательство

Обоснование истинности того или иного суждения (тезиса)

(Почему так, а не иначе? Что из этого следует?)

Рассуждение-объяснение

Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления

(Что это такое?)

Рассуждение-размышление

Раздумья над различными жизненными ситуациями

(Как быть? Что делать?)

Приложение 4

  1. Виктор уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутрь его клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же схватил крупные сучья. (Б.Орешкин, повествование)

  2. Утро было солнечное , гомонливое. Всюду лопались почки. Из земли пробивалась свежая травка. Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы. (А.Гайдар, описание состояния окружающей среды)

  3. Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами.

Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. (В.Шукшин, описание состояния человека).

  1. Играть втроём в шахматы – это самое последнее дело, потому что играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому.

Если ты выигрываешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если проигрываешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше играть в шахматы вдвоём, когда никто не мешает. (Н.Носов, рассуждение-доказательство)

Приложение 5, Рекомендации по выполнению самостоятельной работы по теме:, Работа над сочинением. Основные типы речи

Определите тему сочинения для младших школьников, тип речи, составьте план и предложите свой образец.

сочинении-описании

Текст-описание отвечает на вопрос: какой? (указываются признаки предмета).

Имеет три части: вступление (представляется предмет описания); основная часть (даётся подробное описание предмета, его признаков); заключение (выражается отношение к предмету описания).

Сочинение-повествование

Текст-повествование отвечает на вопрос: что делает? (говорится о развитии действия: что было вначале, потом, затем и наконец).

Имеет три части: вступление-завязку (сообщается о месте и времени происходящего события, о действующем лице); основную часть (описывается развитие действия и кульминационный момент – самый яркий в повествовании); заключение-развязку (рассказывается о результате развития события, делается вывод).

Сочинение-рассуждение

Текст-рассуждение отвечает на вопрос: почему? (устанавливаются причинно-следственные связи).

Имеет три части: вступление (выделяется тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать); основную часть (предоставляются доказательства, аргументы, доводы и примеры); заключение (вывод, к которому пришёл автор).