РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС (2)

Тема. Речевая деятельность. Сочинение-рассуждение об охране памятников истории и культуры

Цель: закрепить у школьников представление о таком типе речи, как рассуждение; формировать у них навык построения рассуждения; развивать у детей умение анализировать и отбирать материал на заданную тему; развивать письменную связную речь учащихся; воспитывать у них уважение к культурному наследию.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о построении сочинения-рассуждения; умеют анализировать и отбирать материал на заданную тему; работают с текстом (определяют тему, основную мысль и т. д.); пишут сочинение-рассуждение, соблюдая точность, логичность, чистоту, богатство и выразительность речи.

Оборудование: статья Д. С. Лихачева, фотографии памятников истории и культуры.

Тип уроков: применение знаний, умений и навыков.

Ход уроков

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

— Чем дорог вам родной город?

— Какие картины, образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слова память, памятник?

— Есть ли у вас любимый уголок города? Почему он вам дорог?

— Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Надо хранить наше прошлое»?

— Чем обогащает человека изучение памятников истории и культуры?

— Почему памятники надо беречь?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Согласны ли вы с высказыванием А. Григорьева: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников»?

4 стр., 1892 слов

История моды как феномена культуры

... Совокупность данных позиций доказывает возможность понимания костюма как визуального образа. Глава II. История моды как феномена культуры. 2.1. Мода в истории русской философии и культуры. Впервые слово «мода» появляется в русском языке при Петре ...

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Охрана памятников истории и культуры — дело государственное. Так, в Конституции Украины, ст. 54, говорится: «…Культурное наследие охраняется законом. Государство обеспечивает сохранность исторических памятников и других объектов, представляющих культурную ценность». А ст. 66 обозначает следующую обязанность граждан Украины: «Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки».

На фотографиях старого Харькова мы видим памятники, которые были уничтожены в разные периоды и по разным причинам. Так, например, во время войны была разрушена гостиница «Метрополь», а величественная Николаевская церковь, построенная в 1896 году по проекту архитектора В. X. Немкина, была разрушена в 1930-м в период борьбы с религией, как и Мироносицкая, и Михайловская церкви и многие другие. Некоторые храмы были восстановлены, некоторым это еще только предстоит. Некоторые так и останутся зафиксированными на фотографиях, и вы, и ваши дети уже не ощутят неповторимую атмосферу города, не прикоснутся к истории, не почувствуют связи поколений.

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

(Текст на каждой парте.)

…Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы…

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…

До известных пределов утраты в природе восстановимы… Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…

14 стр., 6776 слов

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ...

... музыкального воспитания средствами музыкальной культуры и, недостаточной разработанностью содержания методов формирования музыкальной культуры современной личности, Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: “Формирование музыкальной культуры младших школьников ... освоения и сохранения ценностей культуры (Беляева ...

Всякий заново отстроенный памятник будет лишен документальности. Это будет только «видимость»…

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью…

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей…

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальная государственная и общественная организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать непосильное участие в сохранении культуры.

Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

Вопросы и задания к тексту.

— Определите стилистическую принадлежность текста.

— Какова основная мысль текста? В каких предложениях она выражена?

— Каков это тип речи?

— Из каких частей состоит рассуждение?

— Найдите в тексте тезис. (Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы.)

— Найдите аргументы, подтверждающие эту мысль.

— Какой вывод делает автор из вышесказанного? (Содержание двух последних абзацев.)

— Какие мысли Д. С. Лихачева вам наиболее близки?

1. Лексическая работа.

Эпиграф (от греч. — надпись) — короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

2. Подберите эпиграф из данных цитат.

9 стр., 4362 слов

Законодательство о культуре

... в области культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре. Основные понятия законодательства о культуре Культурная деятельность Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению ...

Образцы цитат для эпиграфов:

Каждый памятник разрушается навечно…

Забота о прошлом есть одновременно забота о будущем.

Каждый памятник культуры «совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя… »

Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

3. Подберите эпиграфы самостоятельно.

Образец плана:

I. Любовь к родному краю — сохранение исторической памяти.

II. Память — основа культуры.

1. Памятники — свидетели эпохи.

2. Особая энергетика старых строений.

3. Памятники — истоки нашей духовности.

III. Ответственность за сохранение прошлого — дело каждого.

(Образец сочинения см. в Приложении к урокам 59-60.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 199 (письменно); [2] — 436 (письменно).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКОВ

Вернемся еще раз к словам Д. С. Лихачева: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». Изучайте историю своего города. Мы заканчиваем цикл уроков, посвященных памятникам истории и культуры, но ваше изучение культурного наследия, надеюсь, продолжится.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКАМ № 59-60

Мы часто слышим об охране окружающей среды, но не всегда задумываемся о том, что окружающая среда — это культурная среда тоже. Важен не только воздух, которым мы дышим. («И дым Отечества нам сладок и приятен».) Родной край манит нас улицами, по которым мы ходили и ходим, домами, в которых жили мы или выдающиеся люди разных эпох,

Археологи, проводя раскопки, добираются до различных культурных слоев и находят свидетельства той или иной эпохи. Нам же достаточно переходить из эпохи в эпоху, шагая по улицам родного города: вот Покровский собор (ХV ІІІ век), здание магазина «Восточные сладости» (Х ІХ век), Госпром (ХХ век)… И сколько их, таких зданий. Они помнят войны, революции. Они рассказывают нам языком архитектуры, какие стили и направления в искусстве были предпочтительнее в ту или иную эпоху, из какого материала строились здания, для чего предназначались. А сколько таких свидетелей мы потеряли!

15 стр., 7301 слов

Итальянская культура и литература эпохи проторенессанса

... его выразителем идеологии Проторенессанса. Объектом исследования является итальянская культура и литература эпохи проторенессанса. Предметом курсовой работы является вершина творчества Данте - Божественная комедия - один из величайших памятников мировой литературы, ...

Старые здания обладают особой энергетикой — это энергетика людей, которые здесь жили, творили, любили. Они ходили по этим улицам, прикасались к дверям, через которые проходим мы. Эти здания, порой, находятся в плачевном состоянии, но разрушать их нельзя, чтоб не уничтожить ауру города. Каждый город неповторим, и эту уникальность надо беречь. Разрушая, мы делаем наш город безликим. А в безликом городе живут безликие люди. Чтобы сохранить дух города, духовность, необходимо бережно относиться к его истории, памятникам, беречь все то, что прошло испытание временем. Тогда и детям нашим не захочется для проживания искать других красивых городов и стран.

Если каждый из нас позаботится о сохранении культурного наследия для последующих поколений, наш город сбережет свою историю, свое лицо, свою неповторимость.