По сюжетным картинкам «Курица и цыплята». 1-й класс

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II. Повторение .

1) – Что такое речь?

  • Для чего нужна речь?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Что выражает предложение?
  • Из чего состоит предложение?
  • О чем мы должны помнить, когда пишем предложение?

2) Перед вами карточки со словами. Прочитайте их. (Приложение 1. Слайд 2 )

  • Сейчас мы составим из этих слов предложение.
  • Какая есть подсказка?
  • Прочитайте свои предложения. ( Слайд 3 )
  • О ком говорится в предложении?
  • Что они делали?
  • Где они жили?
  • Можно ли по одному предложению узнать, как они жили, что с ними происходило?
  • Что же надо сделать, чтобы узнать?
  • Правильно надо составить несколько предложений, то есть надо составить текст.

3) Вспомним, что такое текст .

Прочитайте определение. ( Слайд 4 )

Текст – группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.

Если предложения связаны по смыслу, то у них появляется общая тема .

Прочитайте определение. ( Слайд 5 )

Тема – это о ком или о чем говориться в тексте.

Но про курочку и про цыплят можно много разного рассказать. Мы выберем только одно событие, главное для нас, то есть определим главную мысль.

Читаем определение. ( Слайд 6 )

Главная мысль – это что говориться в тексте о предмете.
  • А что же с ними будет происходить?
  • Рассмотрите картинки. ( Слайд 7 )

Для рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись.

  • Что это за слова?

– Прочитайте определение. ( Слайд 8 )

Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста.

III. Составление текста по картинкам.

( Слайд 9 )

Итак, жили в курятнике курочка и цыплята.

Далее дети составляют предложения к каждой картинке, по ходу составления предложений на экране появляются опорные слова.

пошли влезли
клевали вылезли
увидели испугалась

Затем, уже по опорным словам, дети составляют рассказ.

Ребята, у нас в классе сидел Незнайка. Он записал все предложения. У него вот какой получился рассказ. (Приложение 2)

(Ученик в шляпе Незнайки выводит группу ребят. У каждого из них полоска бумаги с предложением. Дети читают предложения и переставляют ребят по порядку.)

( Слайд 10 )

Можно ли назвать прочитанное текстом?

  • Определите тему этого текста.
  • Что говорилось о цыплятах?
  • Определите главную мысль.
  • Назовите опорные слова.
  • Если это текст, то его можно озаглавить.
  • Возьмите карточки. (Приложение 3.)

Прочитайте названия. Выберите самое точное и покажите эту карточку.

IV. Физкультминутка .

  • Цыпленок на цыпочках

    (дети крадучись идут на носках)

    Крался за кошкой.

    А кошка на цыпочках

    Шла за Антошкой.

    Антошка на цыпочках

    Двигался к дому.

    Теперь повернемся,

    Пойдем по-другому.

    (развернуться в другую сторону)

    На пятках за кошкой

    Плетется Антошка.

    (идти на пятках)

    За бедным цыпленком —

    Усатая кошка.

    Цыпленок от страха

    Забрался в корзину.

    (присесть, руки — к полу)

    Сердитая кошка

    Выгнула спину.

    (не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину)

  • Упражнение для глаз ( Слайд 11 )

V. Самостоятельная работа .

Запишите текст. ( Слайд 12 )

VI. Итог урока.

( Слайд 13 )