I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Повторение .
1) – Что такое речь?
- Для чего нужна речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Что выражает предложение?
- Из чего состоит предложение?
- О чем мы должны помнить, когда пишем предложение?
2) Перед вами карточки со словами. Прочитайте их. (Приложение 1. Слайд 2 )
- Сейчас мы составим из этих слов предложение.
- Какая есть подсказка?
- Прочитайте свои предложения. ( Слайд 3 )
- О ком говорится в предложении?
- Что они делали?
- Где они жили?
- Можно ли по одному предложению узнать, как они жили, что с ними происходило?
- Что же надо сделать, чтобы узнать?
- Правильно надо составить несколько предложений, то есть надо составить текст.
3) Вспомним, что такое текст .
Прочитайте определение. ( Слайд 4 )
Текст – группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке. |
Если предложения связаны по смыслу, то у них появляется общая тема .
Прочитайте определение. ( Слайд 5 )
Тема – это о ком или о чем говориться в тексте. |
Но про курочку и про цыплят можно много разного рассказать. Мы выберем только одно событие, главное для нас, то есть определим главную мысль.
Читаем определение. ( Слайд 6 )
Главная мысль – это что говориться в тексте о предмете. |
- А что же с ними будет происходить?
- Рассмотрите картинки. ( Слайд 7 )
Для рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись.
- Что это за слова?
– Прочитайте определение. ( Слайд 8 )
Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста. |
III. Составление текста по картинкам.
( Слайд 9 )
Итак, жили в курятнике курочка и цыплята.
Далее дети составляют предложения к каждой картинке, по ходу составления предложений на экране появляются опорные слова.
пошли | влезли | |
клевали | вылезли | |
увидели | испугалась |
Затем, уже по опорным словам, дети составляют рассказ.
– Ребята, у нас в классе сидел Незнайка. Он записал все предложения. У него вот какой получился рассказ. (Приложение 2)
(Ученик в шляпе Незнайки выводит группу ребят. У каждого из них полоска бумаги с предложением. Дети читают предложения и переставляют ребят по порядку.)
( Слайд 10 )
– Можно ли назвать прочитанное текстом?
- Определите тему этого текста.
- Что говорилось о цыплятах?
- Определите главную мысль.
- Назовите опорные слова.
- Если это текст, то его можно озаглавить.
- Возьмите карточки. (Приложение 3.)
Прочитайте названия. Выберите самое точное и покажите эту карточку.
IV. Физкультминутка .
-
Цыпленок на цыпочках
(дети крадучись идут на носках)
Крался за кошкой.
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках
Двигался к дому.
Теперь повернемся,
Пойдем по-другому.
(развернуться в другую сторону)
На пятках за кошкой
Плетется Антошка.
(идти на пятках)
За бедным цыпленком —
Усатая кошка.
Цыпленок от страха
Забрался в корзину.
(присесть, руки — к полу)
Сердитая кошка
Выгнула спину.
(не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину)
-
Упражнение для глаз ( Слайд 11 )
V. Самостоятельная работа .
Запишите текст. ( Слайд 12 )
VI. Итог урока.
( Слайд 13 )