— Когда в наши края прилетают снегири?
— Как мы называем зиму? Почему?
— Как изменяется природа зимой?
(Иллюстрации зимних пейзажей)Презентация.
— Кому особенно трудно приходится зимой? Почему?
— Кто помогает птицам?
-Как люди подкармливают птиц?
— А каких птиц зимой можно встретить?
( Рисунки птиц, которые зимуют в средней полосе.)Презентация.
— При подготовке к сочинению, многие ребята читали дополнительную литературу и узнали что-то новое о птицах, зимующих в средней полосе. Пожалуйста, кто готов поделиться своими знаниями?
(Рассказы детей)
— Благодарю за интересные рассказы. Если кому-то из вас захочется узнать больше о жизни птиц, вы можете обратиться в школьную библиотеку.
(Рекомендуемые книги)Презентация
III. Работа над определением типа текста.
— Сядьте удобнее и постарайтесь представить то, о чем я буду читать:
Зима неслышно пришла на землю. Кругом белым – бело. Тихо вокруг. Мягким снегом покрыты стволы, ветви деревьев.
Случается зимой увидеть чудо: стоит заснеженное дерево, а на нем пламенеют румяные яблоки. Это опустилась на дерево стайка снегирей.
— Почему автору этого рассказа показалось, что на ветках яблоки?
— Несколько дней вы наблюдали за птицами. Я просила вас нарисовать рисунки, показав в них красоту снегирей и непохожесть их на других птиц.
(Показ детских рисунков) Презентация и рисунки на доске.
— Сегодня вы напишете рассказ о снегире. Это будет текст.
— Какие типы текста вы знаете?
— Определите, какой текст будете составлять. Докажите свою точку зрения.
Урок развития речи. – рассуждение «Как помочь птицам зимой»
... сочинением. Что такое текст - рассуждение? Как строится текст - рассуждение? Объяснение-------------слова связки------------вывод 10.Коллективная работа Работа по учебнику (с.35, упр.63) Рассмотрите рисунки. Какое время года наступило? Как приходится птицам зимой? ...
(Что?, Какой?)
— Прочитайте:
На доске: Снегирь.
У самцов низ ярко-красный; голова, крылья, хвост черные; надхвостье белое. У самок красный цвет заменен буровато-серым. У молодых снегирей окраска как у самок, но без черной «шапочки». Клюв очень толстый и короткий.
В отличие от чечевицы, у снегиря на голове черная «шапочка», спина голубовато-серая.
(1 ученик читает вслух)
— Что мы сейчас прочитали? (Текст). Докажите.
Постановка проблемной ситуации.
— Определите тип этого текста.(Описание)
(Деловое).
— Какое описание должны сегодня составить вы?
— Что помогает сделать описание художественным?
(Художественный образ создается через выражение своего отношения; используются имена прилагательные, сравнения и сравнительные обороты).
IV. Работа над композиционным построением текста.
— Какие части обычно мы выделяем в тексте?
— О чем вы расскажете во вступлении?
— Какие словосочетания вы можете использовать в этой части?
— Начните использовать эти словосочетания.
(Дети приводят примеры)
— Как озаглавим эту часть?
1. Прилетели зимние гости.
— О чем пойдет речь в основной части сочинения?
— Это самая главная и объемная часть, в которой вы ответите на вопросы
что? какое?
— В этом вам помогут слова-подсказки.
На доске:
Кто? Что?
Какие? Какая?
снегири
спинка
грудка
головка
крылья и хвост
птицы
черненькие
словно черная шапочка
ярко-красная, как … …,
розоватая
голубовато-серая, серенькая
Описание местности
... счастлив, что живу в таком прекрасном и уютном месте. Сочинение-описание местности Наша кнопка Скачать материал Моя улица Я считаю, что ... городе в 1943 году. Здесь много памятников истории, поэтому эта часть города привлекает туристов и горожан — часто можно видеть ... парк Победы. Он очень большой и красивый. Однажды мы всем классом ходили на экскурсию, где учительница рассказывала нам историю этого ...
нарядные гости
как красные бусы
красивые
словно спелые яблоки
2.- Подберите точные имена прилагательные, сравнения, которые вам помогут создать художественный образ.
3. – А сейчас вы будете выполнять задание в группах.
Детям на группу выдаются карточки с вопросами.
Задание: составить описание по вопросам.
Задание
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ.
1.Какие это птицы?
2.Что у снегиря на голове?
3.Какая грудка? А спинка?
4.Какие крылышки и хвост?
5.На что похожи снегири, когда сидят на заснеженном дереве?
1 группа – описание самки, используя слова-подсказки,
2 группа — описание самца, используя слова-подсказки.
Прослушивание 1 группа – описание самца,
2 группа – описание самки.
Вопрос группам:
— Какие сравнения вы использовали в своем рассказе?
— Молодцы, все справились с заданием.
— Какая же птица снегирь?
— Как озаглавим 2 часть?
2. Снегирь – нарядная птица.
— Как можно закончить текст?
— Что вы выразите в этой части?
3. Мое отношение к этим птицам.
V. Лексико-орфографическая подготовка.
— Как на письме вы покажете, что в тексте 3 части?
— Назовите слова, которые вы будете использовать в сочинении, чтобы избежать повтора существительного «снегири».
— Ребята, когда будете писать сочинение, будьте внимательны, постарайтесь не допускать ошибок, многие слова написаны на доске. Если у вас возникнет сомнение, пишите слово с пропуском буквы, а в конце урока мы вместе решим ваш вопрос.
Физминутка.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
VII. Проверка написанного сочинения.
VII. Чтение учащимися своих работ и редактирование.
IX. Рефлексия.
— Выполнили задачи, которые ставили в начале урока? Что больше всего понравилось на уроке?
ПЛАН
1.Когда прилетают снегири? (Вместе с пушистым снегом, когда наступает зима, после появления первого снега.)
Необыкновенная птица основная часть описание снегиря
... (ствол, ветки, листья). 4. Составь план сочинения-описания. 5. Придумай необычные сравнения. Берёзка ... разглядеть светлые полоски. Клюв у птицы чёрный, толстенький и широкий. Снегирь — ранний зимний гость ... своей красотой. 10. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания. II. План. 1. ... птица! БЕРЁЗА I. Подготовительная работа. 1. Ответь на вопросы. Что изображено на картинке? ...
2.Какие это птицы? (Красивые, нарядные гости).
Что у снегиря на голове? (Черная шапочка, черный берет).
Какая грудка? (Яркая, красная, как спелое, румяное яблочко).
Какая спинка? (Голубовато-серая).
Какие крылья и хвост? (Черненькие).
3.Нравятся ли тебе эти птицы?