I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
- Повторение и обобщение знаний о тексте-описании (выделение особенностей текста-описания, его структурных компонентов)
II. Вступительное слово учителя
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно белые лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима! (П.Вяземский)
- О чем говорится в этом стихотворении?
Как только не называют зиму: и матушка, и чародейка, и белоснежная лебедка! Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму!
III. Подготовка к предстоящему сочинению
1. Послушайте стихи и скажите, какие картины возникли в вашем воображении
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
2. Вслушайтесь в зиму:
* Как вы думаете, можно ли считать ее беззвучным временем года?
* Какие звуки вы слышите в зимней природе?
3. Прислушайтесь к тому, как скрипит снег под ногами. Сравните его с шорохом осенних листьев. Одинаковые ли чувства вызывают эти звуки?
Итак, зима может быть громкой. Иногда ее голос даже страшит. Слышали ли вы, как ветер порывисто поднимает снег и быстро гонит его по земле?
- Как можно охарактеризовать звуки метели ?
(Воет, поет, стонет, плачет, рыдает и т.д.)
Так что зиму вряд ли можно назвать беззвучной: то она тихо вздыхает, то жалобно плачет, то торжественно звенит хрустальным звоном. Какие разные по характеру звуки, но все они создают единый образ зимней красы.
4. Присмотритесь к тому, как снег укутал землю, как заботливо обернул каждую травинку. Присмотритесь к сугробам, что они вам напоминают? (пушистые перины, мягкие подушки, ватные одеяла, сахарные горы…)
5. Отгадайте загадку
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
- Как вы думаете, почему иней считают настоящим украшением зимнего пейзажа? Продолжите мысль:
Когда деревья покрываются инеем, то становятся похожими на …..
6. А как красиво идет снег! Проследите за полетом снежинок – что напоминает вам снегопад? (летят, кружатся, крутятся, вьются, спускаются, танцуют, порхают).
Мое впечатление о зиме. Сочинения «Зима. про Зиму
... закутанной, белой, холодной. Кто ты? – спросили дети. - Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым ... время года, но все-таки оно самое лучшее и прекрасное. Сочинения по русскому языку и литературе Зима - волшебное и сказочное время года, весь природный мир замер ...
Снегопад придает природе особенную красоту и выразительность. Какое настроение вызывает у вас медленное, спокойное движение снежинок? (Спокойное, светлое, мечтательное)
7. Обратите внимание: зима не только талантливый скульптор, но и прекрасный художник. Где можно увидеть ее рисунки? На что они похожи? (Кружево, вязание, сетка, паутинка, веточки, цветы).
Присмотритесь внимательно к зимнему пейзажу. Можно ли назвать это время года бесцветным? Попробуем пересчитать цвета зимы. Давайте устроим соревнование: кто больше найдет цветов и оттенков в зимней природе. Какого цвета снег? (нежно розовый, голубой, синий, пламенный, серебристый).
8. Обсуждение возможного плана сочинения
- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении? Из каких частей должно состоять сочинение? ( Вступление, основная часть, заключение).
План
1. Наступила зима
2. Зимняя фантазия
— Ковер зимы
— Деревья зимой
— Узоры на стеклах
— Сияние снежинок в ясную погоду
— Метель, пурга
3. Настроение, вызванное красотой зимы (или За что я люблю русскую зиму)
9. Упражнения в распространении текста
- Прочитайте текст на доске
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на санках.
- Удачен ли этот рассказ? Почему нет?
Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему, а потом к сказуемому.
После дождливой осени к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом (мягким бархатным ковром), укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.
10. Заключительная беседа
Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово. ПОМНИТЕ: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении мысли, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.
11. Выбор эпиграфа
12. Примеры детских сочинений
IV. Запись сочинения учащимися
V. Чтение готовых сочинений учащимися
VI. Итог урока
Урок русского языка » «Зима»»
... к сочинению. Орфографическая и лексическая подготовка. У: Какие слова-ключи нужны будут для написания сочинения? Назовите «зимние слова» Д: Зима, снег, мороз, снежинки, снеговик и ... тему нашего урока. Сегодня мы напишем сочинение на тему «Зима». Скажите, что будет итогом работы на уроке? Д: Итогом будет написанное сочинение, которое было бы правильно оформлено, раскрыло тему, было написано по плану, ...