Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе «Описание уголка природы»»
Русский язык. 6. Урок 103., Тема: РР. Описание уголка природы. Сочинение по упр. 342
Цели: обобщить теоретические знания по типу речи — описание; совершенствовать коммуникативные навыки и умение пользоваться художественно – языковыми средствами, развивать художественное воображение.
Ход урока
1. Орг. момент. Тема и цели урока. Вступительное слово.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хотела бы взять строчки из стихотворения великого русского поэта XIX века, мастера слова и знатока русской природы Ф. И. Тютчева: «Не то, что мните вы природа: не слепок, не бездушный лик…»
А что же такое природа? Мы попытаемся на уроке найти ответ на этот вопрос. Сейчас за окном зима, и кажется, что природа спит.
Но это только кажется… Благодаря мастерам слова, краскам и звукам, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, писатели, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд зимнем лесу нечто удивительное.
2. Актуализация знаний. Беседа.
- Что такое описание? (Тип речи, в котором изображаются предметы, природа, люди, животные)
- К описанию ставится вопрос какой? Следовательно, слова каких частей речи используются преимущественно в описании? (Имена прилагательные и имена существительные)
— Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Существует такой приём для их различения: если всё содержание текста можно изобразить на одной картине, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания текста потребуется две или более картинок, то текст – повествование. Среди разнообразных видов описания (помещения, человека, животного) описание природы – наиболее сложный вид.
3. Подготовка к написанию сочинения.
- Чтение задания к упр. 342 стр. 17.
- Составление таблицы «Снежные слова»:
Цвет |
Нетронутая белизна, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце, опаловый в лунную ночь… |
Снежный покров на взгляд, на ощупь |
воздушно-лёгкий, хрупкий, пушистый, зернистый… |
Звуки |
поскрипывает; |
Опаловый цвет – цвет опала, молочно – голубой.
4. Заголовок. Составление плана. Оформление тетради. Написание сочинения.
Моя улица
План
1. Откуда ведётся наблюдение?
2. Каким видим предмет изображения?
3. Описание того, что наблюдаем:
- а) утром;
- б) днём;
- в) вечером.
4. Впечатление, которое вызывает объект изображения.