формированию навыков работы по создания текста-описания ; создать условия для развития творческих способностей учащихся; способствовать развитию внимательности к деталям; воспитание чувства такта, взаимопомощи при работе в парах.
Задачи:
1) повторение особенностей типа речи – описание.
2) отработка навыка определения типа речи – описания и создания собственного текста данного типа.
3) обзорное знакомство с историей костюма.
4)словесное рисование ( в парах).
Оборудование:
Ход:
1) Орг. момент
2) Повторение.
А) Фронтальный опрос.
— Какие существуют типы речи в русском языке?
— Какой тип речи называют описанием? Что значит описать предмет?
(перечислить его признаки).
— Слова какой части речи чаще всего встречаются при описании?
(прилагательные)
— Каким приёмом пользуемся при определении типа речи, в чём его суть? (приём фотографирования)
Б) Работа с текстом.
Определите тип речи приведённых отрывков текста.
1.Соловей — длина тела 17 см с длинными ножками, большими темными глазками, оперение буроватое, хвост рыжеватый.
2.Соловьи́,— род птиц из отряда воробьинообразных В зависимости от подхода к классификации относится либо к семейству дроздовых либо к семейству мухоловковых
3.Соловей — перелётная птица, зимует в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёздится на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает их только самка 13 суток.
Урок по развитию речи «Тип речи – описание». 6-й класс
ХОД УРОКА 1. Сообщение темы и цели урока. – Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «Описание». На сегодняшнем уроке мы будем исследовать тексты-описания, обобщим все, что уже знаем о типе речи описании, поработаем над теоретическим ...
— С какими видами описания мы с вами уже работали? Что описывали?
3. Объявление темы, цели урока.
Сегодня у нас следующий вид описания – описание одежды, костюма.
Такая тема не случайна. Скоро самый любимый праздник не только детей, но и взрослых. Именно к этому празднику принято шить костюмы, наряжаться в них. Но чтобы костюм сшить, нужно его придумать и суметь описать тому, кто будет его выполнять. Поэтому сегодня на уроке мы будем учиться описывать костюм. Но сначала немного истории.
4.Сообщение ученика:
«По одёжке встречают» — эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины веков. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно 1 раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался браком ли браком и так далее. Такая «визитная карточка» сразу давала понять, как вести себя с человеком, чего от него ждать.
И сегодня сохранились в нашем обиходе «говорящие» детали одежды и даже целые виды костюма, которые может носить только член определённой возрастной или общественной группы.
Угадайте героя литературного произведения по описанию его одежды.
1)Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
(Дина «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.)
2)Прямо перед Танюшкой как вот в зеркале, стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы как ночь, а глаза зелёные. И вся она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зелёного бархату с переливом, чисто малахитовое. И так это платье сшито, как вот у цариц на картинках. На чём только держится… Со стыда бы наши заводские сгорели такое надеть.
(Хозяйка Медной горы «Малахитовая шкатулка» П. П.Бажова)
3) Это была женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!
(Снежная королева «Снежная королева» Г.Х. Андерсена).
5. Разминка., Презентация «Стихи об одежде».
Шкуры носили далёкие предки,
Недаром они были ловки и метки.
И каждый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.
Греция, Рим. Одеяние строгое.
История костюма эпохи барокко
... костюм знати. В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко. ... волосами. 1.3 Ткани, цвет, орнамент В XVII в. ... костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко ... богатстве и красочности одежд. меняется эстетический идеал. ...
Звали одежды хитином и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче,
рабы одевались, конечно,иначе.
Вот рыцарь в железные латы закован,
В шлеме и панцире средневековом.
Но в битве с кольчугой не знал он успехов,
Зависит успех не всегда от доспехов.
Знать при дворе называлась придворною.
Носила костюмы с отделкой узорною.
Если б не эти костюмы, как знать,
Сумели бы знать отличить и узнать?
Костюм мушкетёра: шпага и шпоры,
С перьями шляпа, но просим учесть:
Не только костюм украшал мушкетёра,
Его украшали отвага и честь.
А это костюмы английского лорда:
для ленча, для гольфа, для конного спорта.
Для танцев костюм, костюм для охоты.
Отсутствовал только костюм для работы.
А в нашей стране всех дороже и краше
костюмы, что носят родители наши.
Костюмы, что носят они на работе,
в нашей стране и в чести и в почёте.
Одежда сама человека не красит,
Но славу её приумножат сторицей
Инспектор ГАИ, что дежурит на трассе,
И доктор, что в детской дежурит больнице.
Стоит сталевар у горнила на вахте.
В спецовке рабочий идёт по заводу,
Костюму доярки почёт на селе.
В костюмах в огонь шагают и в воду,
Трудятся в небе и на земле.
Костюм космонавта,
красивый без спору,
Придётся вам завтра,
наверное, впору.
Но это мы вам обещаем в надежде,
Что честно вы трудитесь в школьной одежде.
-Что хотел сказать нам автор этим стихотворением?
Не костюм красит человека.
— Как понимаете фразу «Если б не эти костюмы, как знать, сумели бы знать отличить и узнать?»
Игра. Определи, к какой эпохе относится костюм . ( правая рука – современного времени, левая – прошлых веков).
6. Работа с особенностями описания костюма.
1.Чтобы хорошо описать костюм, нужно быть очень внимательным.
— Почему? На что нужно обратить внимание при описании костюма? (на детали).
Костюм эпохи Возрождения
... изданный в 1978 году. Исследование костюма эпохи Возрождения является актуальным и по сей день. Как известно, мода следует по кругу, на смену одним формам и видам одежды приходят ... например изучая эпоху Возрождения, следует отметить необычную роль гуманизма в формировании личности эпохи и всех видах и формах деятельности человека, в том числе и в костюме. Ведь костюм является явной ...
-Назовите общие составляющие части костюма. (головной убор, верхняя часть костюма ( рубашка, кофта, футболка , верх платья и т.п.),нижняя часть костюма (юбка, брюки, колготы, и т.п.), обувь.
-на какие детали обратить внимание при описании головного убора (форма, украшение)
-при описании верхней части? (ворот, рукава, аксессуары, украшения)
-при описании нижней части? ( длина, форма, вид, аксессуары)
-при описании обуви? ( вид, длина, форма) .
— на какие общие детали нужно обратить внимание при описании костюма? (цвет, размер, состояние (новый, старый) и т.п.)
Игра. Опиши костюм так, чтобы его узнали соседи
7.Словарная работа.
Описывая костюм, вы, конечно же, можете высказать к нему своё отношение. Как, с помощью каких слов? ( слов с эмоциональной окраской).
Назовите прилагательные-синонимы, по которым видно положительное отношение.
Хороший –восхитительный, красивый, удивительный, очаровательный, с ног сшибающий, умопомрачительный.
Назовите синонимы с отрицательной оценкой.
Плохой – некрасивый, ужасный возмутительный, вызывающий недоумение, глупый.
Описание костюма клоуна с положительной и отрицательной окраской.
8. Составление плана.
Итак, обобщим всё, что мы сегодня узнали, и составим примерный план нашего сочинения.
-Из скольких частей (минимум) должно состоять сочинение?
— О чем сказать во вступление? (о том, что скоро новый год и костюмированные балы)
-В основной части? (описание костюма)
— Что необходимо описать и как? (детали, чтобы было понятно отношение)
О чем скажем в заключении (выскажем свою оценку костюму, своё впечатление или пожелание).
План.
1.Совсем скоро Новый год…
2.Описание костюма.(цвет, вид, размер, состояние)
а) головной убор (форма, украшение)
б) верхняя часть(ворот, рукава, аксессуары, украшения)
в) нижняя часть ( длина, форма, вид, аксессуары)
г) обувь. ( вид, длина, форма) .
3. Поскорее бы Новогодний бал!
9. Почему это примерный план, можно ли пункты плана поменять местами?
— А подпункты?
— Обязательно ли описывать все детали? (нет, самые запоминающиеся)
-Какая часть вашего сочинения должна получиться самой большой? (вторая).