Урок развития речи 5 класс

Тема урока : Сочинение с элементами рассуждения «Что такое счастье?»

Цель : написать сочинение-рассуждение по теме «Что такое счастье?».

Задачи :

Образовательные, Развивающие, Воспитательные

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Это будет необычный урок. Нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, а помогут нам в этом литературные произведения.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы что такое притча?

( При́тча — это малый поучительный рассказ заключающий в себе моральное поучение (премудрость).

  • Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чём эта притча.

Легенда о счастье.

В одной маленькой стране, в небольшом городишке, где все знают друг друга и нет тайн, родился один мальчик.

Когда мальчику исполнился один год, в доме его родителей собрались жители городка, чтобы поздравить мальчика с его первым юбилеем. Каждый подарил ему собственноручный рисунок с одним, единственным пожеланием. Все желали мальчику Счастья, и сопровождали своё пожелание собственным изображением Счастья. И все эти изображения отличались друг от друга, и их оказалось ровно столько, сколько в городе было жителей.

Мальчик рос и никогда не расставался со своей коллекцией представлений о Счастье. Но он никак не мог понять, что же это такое «Счастье», почему все ему желали его, но изображали, по-разному.

Когда он подрос, он уехал из родного города и посвятил всё своё свободное время беседам с людьми, которым задавал один и тот же вопрос:

  • Что такое счастье?

Люди посмеивались, или становились грустными, описывая счастье, или его отсутствие, и так же, как в рисунках, у каждого человека было своё Счастье, независимо были ли они чужими, или самыми близкими.

Мальчик стал юношей, потом мужчиной, и всю свою жизнь посвящал поискам Счастья.

И однажды он взмолился Богу:

  • Господи! Я доволен всем, что имею, я ничего у тебя не прошу, но ответь мне, что же такое «Счастье»?

От молитвы он погрузился в глубокий сон. И там он услышал голос:

6 стр., 2917 слов

Урок обучающего сочинения по картине

... музей. В музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь 4 найти её по словесному описанию. «Лес точно ... решению; формулировать собственное мнение и позицию. Оборудование: репродукция картины И.С.Остроухова «Золотая осень», музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена ... Ход урока l. Opганизационный момент. Психологическая установка на урок. Успех любой работы зависит от настроения человека, ...

  • Стань Мастером и сам изваяй Счастье, тогда ты узнаешь, что это такое.

Он стал Мастером, изваял Счастье и отправился сверять его с людьми, чтобы услышать, что они ему скажут. Но снова не наступало согласия. Сколько было людей, столько было мнений.

И он понял. Нет рецепта или картины счастья для всех. Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, сокрытое в собственной Душе. Твое счастье – это зеркальное отражение твоей Души.

Как вы думаете, о чём эта притча? (Эта притча о счастье.)

А на какой вопрос нам предстоит найти ответ? ( На вопрос «Что такое счастье?»)

  • Да, ребята, сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на вопрос «Что такое счастье?», а наши размышления оформим в виде сочинения.

1.Постановка проблемы.

— А может, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

У каждого из вас на парте есть сердечко, которое вы сами приготовили, покажите его. Напишите на нём, кто может, ответ на вопрос, используя только одно слово.

Все ли смогли дать определение «счастью»? ( Нет, не все.)

В конце урока у вас будет возможность ещё раз ответить на этот вопрос.

А сейчас посмотрите, что я принесла на урок? ( Это цветик-семицветик. )

— Цветик-семицветик – волшебный цветок. Он поможет нам узнать, что такое счастье. На каждом лепестке этого цветочка записано слово, которое и является определением счастья, но посмотреть это слово мы сможем только тогда, когда сами его разгадаем.

  • А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (Валентин Катаев Цветик-Семицветик).

  • Итак, чтобы разгадать первое слово, отправляемся в сказку «Цветик-Семицветик».

Чтобы очутится в сказке, вспомните, какие волшебные слова говорила главная героиня девочка Женя. Давайте произнесём их вместе.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались в сказке.

  • Какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик.)
  • Почему это желание оказалось полезным? ( Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить.)
  • Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)
  • Давайте посмотрим, какое слово записано на первом лепестке.

«здоровье».

  • Итак, счастье – это здоровье. Вы согласны? ( Дети высказывают своё мнение.)
  • А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему? (Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику.)
  • Какое слово скрыто за вторым лепестком?

«помощь, добрые дела».

  • Неужели помощь другим людям может сделать человека счастливым? (Дети высказывают своё мнение.)
  • Недавно мы познакомились со сказкой кавказского народа, которая называется «Общее счастье».
  • Вспомните, что оказалось счастьем для старика, у которого было много сыновей, невесток, внуков и правнуков?

Как вы думаете, какое слово спрятано за третьим лепестком ? (семья.)

8 стр., 3778 слов

Презентация » по тексту А. Владимирова»

... … По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов... (1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые ... сочинение (1-2 предложения) Это не пересказ текста! Толкование, пояснительные замечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ! Сделать это можно, ответив на следующие вопросы: ... текста, приведите доказательства (аргументы), подтверждающие ваше мнение. Обратите внимание: без оценочных слов, ...

Давайте проверим.

Дети переворачивают лепесток, читают слова « семья ».

«дружба», «труд», «любовь

  • Согласны ли вы с этим.? ( Дети высказывают своё мнение.)
  • А сейчас приносят счастье труд, дружба, любовь? ( Дети высказывают своё мнение.)

своё счастье

Физминутка.

(Гномы и великаны)

2. Подготовка к написанию сочинения.

  • Вспомните цель нашего урока

Что такое текст?

(СЛАЙД)

Какие типы текста вы знаете?

(слайд)

  • Какой тип текста будем использовать для сочинения?
  • Почему рассуждение? Что значит рассуждать?
  • Давайте вспомним структуру текста рассуждения.
  • Откройте конверты. Перед вами слова. Знакомы ли они вам?

( тезис, доказательство, вывод).

  • Расположите части текста по порядку. ( Работа в парах и у доски).

( Слайд) Работаем по слайду.

  • Перед вами план (структура) текста рассуждения. Проверьте правильно ли вы расположили.
  • Каким будет тезис?

Для того чтобы вам было легче высказать свою мысль, построить высказывание, обратите внимание на следующие фразы:

Слайд.

На экране появляются фразы:

Я считаю, что счастье – это…., потому что (так как) … .

… — это настоящее счастье, так как (потому что) … .

  • Из скольких частей они состоят? ( Из двух).

  • Связаны ли части между собой? ( Да).

  • Какие слова используются, чтобы связать части между собой? (Потому что, так как).

Слова потому что, так как, вот почему, поэтому — слова-связки, они помогают связать предложения, части предложений между собой.

  • Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека? Объясните, почему. Вы можете использовать слова на лепестках и фразы.

Чтобы ваши высказывания были боле полными, красивыми,

вы можете использовать в качестве аргументов «опорные» слова.

(СЛАЙД)

Помогают, поддерживают, заботятся, значимость, радость, совет, общение, удовлетворение, успешность, добиться цели.

Попробуйте теперь порассуждать о том, что такое счастье.

( УСТНО)

Прежде чем вы приступите к написанию, вспомните, как пишется каждая часть текста? (С нового абзаца, с красной строки.)

Обратите внимание на то, как пишутся слова-связки. (Слова потому что, так как пишутся в два слова, через запятую).

А теперь закройте глаза. Вспомните всё о чём мы говорили на уроке, загляните в свои сердца, постарайтесь ответить на вопрос «Что такое счастье?». Вашими помощниками будут, фразы, опорные слова.

Зачитываются 2 сочинения.

Положите перед собой сердечки. Те ребята, кто не ответил на вопрос, что такое счастье в начале урока, могут сделать это сейчас, а если кто-то из вас поменял свое мнение, можете отразить это на обратной стороне сердечка.

1 стр., 365 слов

Рассуждение «Что нужно человеку для счастья?», по тексту ...

... всех ее проявлениях. Свобода мыслей, свобода действий, свобода слова – является оплотом формирования и дальнейшего развития полноценной человеческой личности. Счастье – это созидание, реализация внутреннего потенциала и ... руками? Так что же нужно человеку для счастья? Наверное, умение видеть его в самых мельчайших проявлениях, способность собирать счастье по песчинкам, ведь из капли соткан океан!

У каждого из вас на парте есть один лепесток цветика – семицветика. Этот лепесток не закрашен и пустой. Закрасьте его сами. Кому было легко ответить на вопрос, закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения – зелёным, а если вы считаете, что так и не смогли найти ответ –синим.

На обратной стороне напишите свое слово определения счастья.

Свои лепестки ребята располагают на доске.

У нас получился свой цветок, только не семицветик, а многоцветик..

Легенда о счастье

В одной маленькой стране, в небольшом, захолустном городишке, где все знают друг друга и нет тайн, где радости общие, а несчастья, поделённые на всех, уже и не кажутся несчастьями, родился в давние незапамятные времена один мальчик, доказавший, что не место красит человека, а что, наоборот, есть такие люди, которые не только могут украсить собой любое место и время, они могут остаться в памяти людей навсегда. Таким оказался и этот обыкновенный мальчик.

Необыкновенным в нём было только то, что он очень рано научился не только слышать и видеть. Он умел впитывать в себя всё, услышанное и увиденное, умел понять всё и бесстрашно искать ответы на недостающие и непонятные ему вопросы. В любопытном мальчике притаился неутомимый искатель Истины. Он хотел знать больше, больше, ещё больше… Всё! Узнав одно, он тут же устремлялся на поиски нового, ещё более интересного и непонятного.

Когда мальчику исполнился один год, в доме его родителей собрались жители городка, чтобы поздравить мальчика с его первым юбилеем. Каждый подарил ему собственноручный рисунок с одним, единственным пожеланием. Все желали мальчику Счастья, и сопровождали своё пожелание собственным изображением Счастья. И все эти изображения отличались друг от друга, и их оказалось ровно столько, сколько в городе было жителей.

Мальчик рос и никогда не расставался со своей коллекцией представлений о Счастье. Он никак не мог понять, что же это такое «Счастье», почему все ему желали его, но изображали, по-разному.

Когда он подрос, то уехал из родного города и посвящал всё своё свободное время беседам с людьми, и задавал им всем, один и тот же вопрос:

  • Что такое счастье?

Люди посмеивались, или становились грустными, описывая счастье, или его отсутствие, и так же, как в рисунках, у каждого человека было своё Счастье. Но оно никогда не совпадало даже у двух людей, независимо были ли они чужими, или самыми близкими. Все описывали счастье по-своему. Для мужчин — это была работа, профессия, друзья, деньги, машины, яхты, путешествия. Для юношей и девушек — любовь, веселье, развлечения. Для женщин — семейный очаг, дети, муж, благосостояние, наряды, драгоценности, красота. Но общей картины не получалось. Он пытался собрать её из отдельных деталей, как мозаику, но нет — это не было цельной картиной. Она напоминала одеяло из лоскутков, лишённых жизни.

Мальчик стал юношей, потом мужчиной, и всю свою жизнь посвящал поискам Счастья. Иногда ему казалось, что он его достиг, но стоило сделать одно неловкое движение или допустить одну неверную мысль, и его картина Счастья вновь разлеталась на тысячи осколков, погружая его в печаль. Казалось, что он уже никогда не получит ответа на вопрос всей своей жизни.

1 стр., 489 слов

Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

... Игореве», автор неизвестен. События происходят в 1185 году, эпоха Киевской Руси и княжеских междоусобиц. Главный герой Князь ... столетий темы любви, поиски призвания, самовыражения, отношений между людьми, патриотизма, продолжают быть насущными, о чем свидетельствует роман ... хабальством чиновников. Роман его повествует о всех пороках человека, оголяя правду общества. Цензура начинает травлю Мастера, он ...

Он пережил всё, что только можно было пережить. Он любил и был любимым, он имел детей и дал им достойное воспитание, он работал и путешествовал, но всегда добросовестно и неустанно искал ответ на свой вопрос… Тщетно!

И однажды он взмолился Богу:

  • Господи! Я доволен всем, что имею, я ничего у тебя не прошу, но ответь мне, что же такое «Счастье»? Мне пожелали его все жители моего родного города, когда мне исполнился один год. Так владел ли я им когда-нибудь? Было ли оно у меня?

Он не заметил, как от молитвы, перешёл в крепкий сон и погрузился в небытие… И там, в самой глубине небытия, он услышал:

  • Стань Мастером и сам изваяй Счастье, тогда ты узнаешь, что это такое.

Он стал Мастером, он изваял Счастье и отправился сверять его с людьми, чтобы услышать, что они ему скажут. Но снова не наступало согласия. Сколько было людей, столько было мнений. А Мастер продолжал усовершенствовать свою прекрасную, неземной красоты вазу, но всё же находились люди, которые предлагали какие-нибудь новые дополнения, новые детали, и завершения не наступало.

Мастер состарился, пришло его время заканчивать свою земную жизнь, а ответа всё ещё не было. Но в последний момент, его взгляд ещё раз задержался на созданном им совершенстве и луч солнца, отразившийся на идеальной поверхности, внезапно как озарением открыл ему секрет счастья.

Нет рецепта или картины счастья для всех. Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, придав ему очертания сокрытые в собственной Душе и ей, соответствующие. Твоё Счастье — это зеркальное отражение твоей Души.

Смерть не стёрла счастливой улыбки с лица Мастера. Он понял!

Да, он изваял волшебную вазу Счастья. Но она бездонная. Каждый должен сам её заполнить в зависимости от объёмов своей Души.