Урок обучающего сочинения по картине

План-конспект урока русского языка Тема Обучающее сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»

Министерство образования и науки РД, МБОУ СОШ №20 имени Расула Гамзатова, План-конспект урока

русского языка

Тема

Обучающее сочинение

по репродукции картины

И. С. Остроухова

«Золотая осень»

учитель начальных классов:

Исмаилова Б. Ш.

г.Дербент, 2018–2019г.

1

Задачи:

Предметные:

научить детей писать сочинение на материале непосредственных наблюдений;

формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять

основную мысль сочинения путём речевой подготовки, предупреждать недочёты и

грамматические ошибки в сочинении учащихся; правильно и точно употреблять

прилагательные в речи, побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться понимания

признаков, присущих осени.

Развивать

сознательно

использовать

образно-выразительную

лексику

в собственных

высказываниях; развивать чувство прекрасного, внимание, память, образное мышление,

зрительно-пространственную активность

  • способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке; развитию

фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

Личностные УУД:

  • способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;
  • знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
  • иметь представление о причинах успеха в учебе;

Метапредметные задачи: содействовать формированию УУД:

регулятивных:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать

совместно с учителем результат своих действий,

  • вносить соответствующие коррективы;

познавательных:

  • на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному

основанию;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; —
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

коммуникативных:

  • адекватно реагировать на обращение учителя;

2

4 стр., 1888 слов

Лекция Методика обучения сочинению План

... Иными словами, в течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений (кроме сочинений малых форм). Устные рассказы (сочинения) вводятся с первых дней обучения в I классе, а письменные сочинения — ... истории народа, защита нашей Родины, праздники нашего народа и пр.; школа, семья, товарищи, друзья. Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, ...

  • использовать в общении правила вежливости;
  • участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
  • иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование:

репродукция

картины

И.С.Остроухова

«Золотая

осень»,

музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года», выставка иллюстраций об

осени, портрет И.С.Остроухова, справочники, рисунки учащихся

с

осенними

пейзажами и гербарий, учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,

программа «Школа России».

Подготовительный этап урока:

Тип урока:

Форма урока

На уроке используется методика интегрированного обучения (русский язык,

литература, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, физическая

культура).

Ход урока

l. Opганизационный момент.

Психологическая установка на урок.

  • Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания

каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы

будет тогда, когда каждый из вас захочет быть внимательным на уроке, захочет всё

запомнить надолго и навсегда!

  • А какое у вас настроение, ребятки?
  • Давайте друг другу улыбнёмся и посмотрим внимательно на экран. (Появляется

видео — ролик на тему « Осень»)

2. Беседа с учащимися

Окружающая нас природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем?

Конечно, нет. Это зависит от развитости чувства прекрасного.

  • Дети, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на этих картинках?
  • Какое сейчас время года?

3

  • Назовите осенние месяцы?
  • Как называется осень в сентябре?
  • В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью?
  • А как называется осень в ноябре?

1.

Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете? Объясните, как вы их

понимаете?

  • Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет,

снизу метет.

  • Сентябрь птиц в дорогу торопит. В октябре на одном часу и дождь, и снег.
  • Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.

Применяется

региональный

компонент.

Заранее

подготовленный

ученик

рассказывает

о

пословице

своего

народа:

«Весенняя

черемша

уносит

семь

болезней, осенняя черемша изгоняет семь болезней».

2. Дети, а вы можете объяснить, почему деревья сбрасывают листву?

  • Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму своего зеленого убора, то

они погибли бы, так как листья продолжали бы испарять воду, а корни не могли бы

обеспечить растения водой из–за низких температур воздуха и промерзания почвы.

Биологическое значение листопада еще и в том, что с листьями удаляются вредные

вещества, которые накапливаются в них к осени, а также пыль, копоть, газы, которые

5 стр., 2273 слов

Сочинение правда ли что осень лучшее время года

... обилие теплых и , которыми каждую осень радуют нас деревья. Вся эта красота не может не вдохновить. 2. Романтика Осень – самое романтичное время года, что бы там не говорили про весну. ... майки и футболок, пропитанных потом. 2. Стало легче следить за своей формой Осень - лучшее время, чтобы наконец заняться спортом. Вы не умрёте от жары, вам не ...

оседают на поверхности листьев.

3. А какие деревья вечнозелёные, и почему они не сбрасывают свою хвою?

  • К вечнозеленым деревьям относят: ель, сосну, пихту, кедр и др. Хвоя

держится на ветках 3 года. Каждый год они сбрасывают

хвои, и столько же

вырастает новой. Вот почему хвойные деревья всегда зеленые.

3.Упражнение на развитие зрительной памяти, логического мышления и

наблюдательности.

Игра « В музее осени»

На магнитной доске — пять картин с изображением осени.

Художница — осень ещё не покинула нас и хочет пригласить вас в свой

осенний музей. В музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь

4

найти её по словесному описанию.

«Лес точно терем расписной. Войдёшь в него и увидишь много интересного.

Вглядываешься в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Только войдете в

терем — и вас окружат старые клены с золотисто-желтыми листочками и несколько

молодых деревьев, под ногами еще зелёная и местами золотая травка с опавшими

ажурными

кленовыми

листьями.

Все

деревья

такие

нарядные:

в

золотых

платьицах. По зелёному ковру скачут две сороки — белобоки».

  • Что помогло вам сразу найти нужную картину?

Ребята, давайте обрадуем осень своими знаниями о ней. (3 ученика читают стихи

об осени.)

Федоровская «Осень»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

  • Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

В. Авдиенко «Осень»

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,

И нет просвета.

Затерялось где – то

Лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

5

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый.

М. Садовский «Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело. Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме прихорошела.

  • Дети, название какого дерева вы услышали во всех трех стихотворениях? (О

клене).

4 Целеполагание.

Теперь откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 80 и скажите, как по-

вашему, чему мы будем сегодня учиться на уроке русского языка?

(появляется слайд с изображениями картины «Золотая осень»)

Существует старое присловье: « Картину нужно не только смотреть, но и

видеть». Сегодня мы будем учиться видеть то, что изображено на картине. А сейчас

4 стр., 1906 слов

Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница» план-конспект ...

... наблюдали. (листочки ивы словно рыбки плавают в воздухе, как золотые мальки) Ребята, а что вы можете сказать о листьях осенью? (Они падают) А какие еще слова, вызывающие действия, ... Еще ребята, вы сами были художниками и писали свои картины. Посмотрите, какие они чудесные у вас получились! (картины детей на доске). V. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения. ...

представьте, что вы стоите, прижавшись спиной к стволу этого клёна, где некогда

бродил

и

любовался

автор

этой живописной картины 19 века. Что вы можете

услышать в этом чудном лесу? Расскажите о них так, чтоб мы тоже могли их услышать.

  • Листья шуршат под ногами, опадают, как будто осень плачет. Под

6

ногами живой ковёр из листьев, они на нас ворчат за то, что мы их топчем.

Сороки что-то торопливо клюют. Ветерок еле шевелит листвой. Прошуршала мышка.

Солнышко тихо и ласково греет щеку.

  • Дети, а может ли лес иметь запах? Чем он пахнет? (На столе перед

каждым учеником лежат маленькие кубики дубовых и сосновых досок, которых я

предлагаю им понюхать. Выслушиваются ответы детей.)

5. Физкультминутка.

А какие инструменты могут озвучить осень? (Скрипка. Осень играет на

скрипке, а смычок у неё из листьев. Гитара. Переборы струн — точно рябь по осенней воде.

Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.) Так давайте же,

детки, под звуки осени станцуем вальс осенних листьев.

  • Ребята, вам нравится золотая осень, А как красоту осени можно

сохранить даже зимой? (Собрать гербарий, сфотографировать, снять на камеру,

нарисовать.)

6. Работа над описанием картины.

1 Слово учителя об Илье Семёновиче Остроухове.

Появляется презентация с пятью слайдами.

Было много великих и талантливых русских художников, писавших об осени, среди

которых И. И. Левитан, В.Д. Поленов, И. И. Шишкин и, конечно же, И. С. Остроухое

со своей известной картиной «Золотая осень».

Появляется слайд №6 (Третьяковская галерея)

Родился Остроухов в Москве 156 лет назад в богатой купеческой семье.

Коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея, был

попечителем

Третьяковской

галереи,

которая

является достопримечательностью

Москвы, которую обязан посетить каждый турист, где и поныне хранятся свыше

55тысяч экспонатов. А в музее самого И. С. Остроухова насчитывалось около двух

тысяч произведений искусства, которые позднее были распределены по фондам

Русского музея. Прожил он 71 год плодотворной жизни.

Восхитительны и уникальны творения и наших дагестанских художников

Дамаданова

Н.,

Аликадеива

А.,

Кагирова

Т.,

Алишевой

Х.(Демонстрирую

7

картины

перечисленных

художников).

Дагестанская

природа

самая

изобретательная и необыкновенная. Любите и берегите свои родные края, дорогие

ребята!

2 Рассматривание репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Откройте, пожалуйста, свои корреспондентские блокнотики, сейчас они вам очень

понадобятся, в них вы найдёте ответы на многие вопросы. Как называется это

произведение искусства? ( Живопись) А к какому жанру живописи относится эта

4 стр., 1776 слов

Конспект русского языка по развитию речи в 6-м классе. «Подготовка ...

... ребят.) Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Золотая осень»! 7. Домашнее задание – Дома вам предстоит самим написать сочинение-описание ... музыки выставляются репродукции картин художников: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», «Поздняя осень». Нравятся ли картины, чем они притягивают ...

картина? (Это пейзаж, на котором изображена природа)

A) Каково общее впечатление от пейзажа — грустное или радостное?

Б) Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсий, поездок нечто подобное?

B) Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Г) Каков по-вашему замысел художника?

Д) О чём эта картина?

Е) Почему она так названа «Золотая осень»?

Ж) Когда лес бывает таким — в начале осени, в середине или в конце, в сухую

или дождливую погоду?

  • Ребята, а почему окраска листьев у всех деревьев разная?
  • Характер расцвечивания объясняется наличием в листьях пигментов:

Жёлтого — ксантофилла, оранжевого — каротина, багряного — антоциана, зелёного —

хлорофилла.

  • Запомните это, ребята, навсегда!
  • При описании лучше излагать содержание в настоящем времени, как будто

действие совершается сейчас, и вы являетесь свидетелями, так как это оживит рассказ.

7. Физкультминутка (для предупреждения близорукости, повышения

работоспособности) Упражнение выполняется сидя.

На столе каждого ученика лежат листья зелёного, жёлтого, багряного цветов.

Дети составляют из них букет и под моё исполнение песни об осенних листьях

разглядывают их во всей красе.

8

Значение природы в жизни человека.

Наша страна огромна. Таких чудесных уголков России неисчислимое множество.

Но богатства природы небезграничны, а удивительная красота очень ранима.

Природу любят многие, но не все бережно относятся к ней. Нельзя забывать, что

природа- это родник здоровья и духовного богатства. Если люди погубят окружающую

природу, они и сами не выживут.

8. Речевая подготовка.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной

и эмоционально-насыщенной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов

(тавтологии).

Давайте попробуем сделать это с помощью наших «Справочников» на

странице 39-41, где у нас содержится образно-выразительная лексика.

Поставьте галочку слева от тех слов и словосочетаний, которые приемлемы к

нашей картине.

  • Подберите синонимы к словам:

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создаёт- пишет, рисует.

Картина- полотно, репродукция.

Названия каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Огненно — золотистый, жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый,

синий, голубой, коричневый, нежно — голубой).

Выиграет

ли

сочинение,

если

пользоваться

разнообразными

по

цели

высказывания предложениями? Например:

На первый взгляд кажется, что в картине Остроухова нет ничего особенного.

Но всмотритесь в неё! Как сияет небо! Как искусно художник передал прелесть

осени в золотом сиянии тихого солнечного дня! Разве это не радует?

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать

речь правильной, образной, выразительной. Пользуйтесь этим

15 стр., 7360 слов

Биология – мой любимый урок в школе

... с хорошим настроением. Она очень спокойная, и этим спокойствием заражает класс. Уроки биологии у нас разные – видеоуроки и уроки-викторины, лекции ... слишком хорошо. Мой любимый предмет Биология сочинение-рассуждение Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за ... факты по теме. Биология привлекает меня своей значимостью и масштабностью. Ведь из нее мы узнаем о появлении всего живого на ...

богатством!

Появляется слайд №7.

9. План

9

  • План поможет вам сделать описание последовательным.

1) Какое время года изображено на картине? В какое время суток?

2) Какое впечатление производит на вас картина?

3) Что вы видите на переднем плане? В центре? Вдали?

4) Какие цвета преобладают в пейзаже? Какой колорит?

5) Что вам особенно понравилось на полотне И.С.Остроухова?

10

Составление

устного

рассказа

по

картине

с

помощью

плана

посредством индивидуальных справочников.

«На картине изображена чарующе прекрасная и радостная в своём спокойствии

полуденная осень. Нельзя насмотреться на дивный лес в золотом уборе! Этот пейзаж

вызывает во мне светлую печаль и яркое мироощущение.

На переднем плане картины стоят неповторимые в своей красе клёны с ажурными

листочками, словно звёздочки. Лесная земля устлана густым зелёным ковром, посреди

которого бойко скачут две сороки — белобоки. Вдали, словно в сказочном хороводе,

стоят огненно – золотистые деревья и, кажется, что они дотянулись до неба. Сквозь

пышную листву пробивается рассеянный свет аквамаринового неба. Господствующее

положение занимает золотистый, багряный и зелёный цвет. Колорит картины нежный,

сияющий, глубокий и спокойный.

Илья Семёнович Остроухое блистательно сумел передать естественную и

возвышенную красоту одного из самых скромных уголков русской природы, и

вызвать в зрителях чувство любви и восторга. Как прекрасна золотая осень!

11 Написание учащимися сочинения — описания.

П. И. Чайковского из альбома «Времена года» — «Октябрь. Ноябрь»).

Слабые учащиеся

работают

по

индивидуальным

карточкам.

(Материал

карточек указан в приложении).

12 . Самопроверка.

13 . Рефлексия.

Материал: натуральные листья деревьев зелёного, жёлтого, багряного цветов.

Зеленый – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о

10

чем говорилось и что делалось на уроке. Настроение было хорошее.

Желтый – урок был интересен. Я принимал в нем участие. Я отвечал с

места, выполнил ряд заданий, но иногда испытывал затруднения. Настроение моё

менялось.

Красный – пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет

речь. К ответу на уроке я был не готов. Настроение в ходе всего урока было

плохое.

14.Итог урока.

  • Мы достигли целей нашего урока? Докажите.
  • Что мы сделали на уроке? Почему мы говорим, что цель достигнута?
  • Что мы теперь знаем?
  • Что умеем?
  • Мне удалось подарить вам интересный урок?
  • Репродукцию какой картины и какого художника мы сегодня

описывали?

  • Что вызвало у вас затруднения?

15 .

Домашнее задание.

Отредактировать написанное сочинение в классе, написать окончательный

вариант.

45 стр., 22166 слов

» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...

... формы обучения младших школьников на уроках литературного чтения; – провести опытно-экспериментальную работу. Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что урок в личностно ориентированном обучении в начальной школе способствует развитию личности младшего школьника ...

  • Ребята, а какое домашнее задание дали бы вы мне? (Выслушиваются

ответы детей).

11