Урок развития речи: «Описание игрушки» «Матрешка»

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда — за работу!

Удачи желаю я Вам!

2. Актуализация знаний. Тема, цель урока.

«Описание игрушки».

  • Послушайте загадку:

Схожи личиком сестрички,, Как две капельки водички., Но сидят они друг в дружке., Что за милые игрушки?

(Матрешка)

Слайд 2( На слайде)

Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: на уроке мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению, а дома, используя свои материалы, приступим непосредственно к написанию сочинения «Я рисую матрёшку», «Вот какая игрушка», «Матрёшка – игрушка необычная»

Слайд 3 Стих про матрешек (На слайде)

( Достаю матрешек)

Слово учителя: Слайд 4 (На слайде)

Матрешка-

уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Словно репка, она крутобока,, И под алым платочком на нас, Смотрит весело, бойко, широко, Парой черных смородинок – глаз., Алый, шелковый платочек,, Яркий сарафан в цветочек,, Упирается рука в деревянные бока,, А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко –, Наша русская матрешка.

Беседа с классом

  • Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?

Варианты ответов: деревянная игрушка; кукла, сделанная из дерева; русская красавица; детская игрушка. А ещё как можно назвать?

Слайд 5

(Сувенир (франц.), подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо или о чём-либо)

Слайд 6

(Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.

Едет по России, плывет за океан, Наша русская матрёшка,, Весёлый сарафан., И теперь диктует моду, Симпатичный сувенир,, Матрёшек хороводы, Покорили целый мир ), Об этом говорится в стихотворении, которое прочитает нам

Стих о матрешке ( Бердинских Вероника)

7 стр., 3246 слов

Конспект по русскому языку Описание матрёшки

... Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры. С матрёшкой ... взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо? Рождение матрёшки. Появилась матрёшка в конце 19 века. Именно в это время Россия переживала бурное ...

3. Изучение нового материала

Чтение стихотворения учащимися

Кто матрешку создал, я не знаю,, Но известно мне, что много лет,, Вместе с Ванькой- встанькой, как живая,, Покоряет кукла белый свет., Где он краски брал, искусный мастер,, В нивах шумных, в сказочном лесу?, Создал образ неуемной

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец., Неба синь блеснул в ее глаза., И, пустив в неповторимый танец,, Он, должно быть, весело сказал:

Ну, так что ж, гуляй по свету,

Весели себя, частной народ…, И матрешка через всю планету, До сих пор уверенно идет., Выступает гордо, величаво,, С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава,

О безвестном мастере – творце!

Слайды 7

Слайды 8

Слайд 9 читать

Первая матрёшка была одета в русский сарафан и платочек. В руке она держала петуха. А внутри устроились старшие дочки – помощницы — одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой. Был мальчик с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами. Кто-то, увидев игрушку, воскликнул:

« Настоящая Матрёна!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Самая большая матрёшка, выточенная семёновскими мастерами, была высотою в метр и вмещала 72 фигурки.

Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль.

Чтобы изготовить матрешку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Чаще выбирают липу, она мягче. Древесину сушат, вытачивают, шлифуют заготовку. Далее идет обводка контура узора, прорисовывание фона, прорисовывание деталей, окончательная обводка и лакировка.

Матрешку полюбили простые люди. Ее стали делать мастера в разных городах. Все эти матрешки отличались друг от друга.

Слайд 10- 11 Виды матрешек Сергиев Посад

Особенность посадовских матрешек отображена в стихотворении

(Какая?)

Слайд 12 Нижегородская область-семеновская,

Слайд 13 Полхов-Майдановская,

Слайд 14 Вятская

Слайд 15 Авторские матрешки

А еще есть авторские матрешки. Они появляются в разных местах России. Художник сам придумывает, как расписать такую игрушку. Он может изобразить сказочных героев, известных людей, картины природы. У нас на выставке есть такая матрешка.

4.

Учитель анализирует выполнение Д.з. учащимися.

Дома у вас был текст, в нем нужно было обозначить части слов, в которых находятся вставленные орфограммы и объяснить их. Вставить знаки препинания между однородными членами.

2 стр., 897 слов

План-конспект по русскому языку. Р.р. Особенности строения текста-описания. ...

... 2. Написание сочинения-описания. Создание плана сочинения. Работают в группе. Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Написать текст-описание «Моя ... выразить своё понимание человека, собственное отношение к нему. И при создании сочинения-описания внешности человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за ...

Слайд 16 Посмотрите на текст

  • У вас должен был получиться такой текст

Орфографическая пятиминутка . Объясните написание слов:

деревя(н, нн)ая

Матрёшка в шали алого цвета ст..яла на письме(н, нн)ом столе.

стекля(н, нн)ая

Анализ текста:

  • Посмотрите на него и ответьте мне на несколько вопросов:
  • О чем говорится в тексте?
  • Как описывается конструкция матрешки, найдите в тексте.
  • Что говорится про наряд?
  • Какое описание внешности мы можем найти в тексте?

Художественное описание

  • Каково его главное назначение?

Главная функция этого стиля — дать яркое представление о предмете

  • Какими языковыми средствами пользуется автор , чтобы описать матрёшку?

Эпитеты — удивительно точные художественные определения.

Солнечная нарядная толстушка, соболиные брови, рдеющий румянец.

— Сравнения

Объяснить значение слов:

Сусального золота

Сусальное

Соболиные брови

Рдеющие румянцем

На этот текст- описания можно опираться при написании сочинения. А сейчас немного отдохнем.

5. Физкультминутка

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки.

(Топают ногами)

(Наклоны телом влево – вправо)

(Наклоны головой влево-вправо)

— Мы сегодня сами будем создавать свой текст описание матрешки.

— Давайте вспомним структуру текста описания.

Слайд 17

1.Общая характеристика предмета описания или впечатление от него.

2.Признаки предмета описания.

3.Общая оценка предмета описания.

6. Работа с таблицей

Слово учителя

Всем вам известно, ребята, что для того, чтобы ярко и выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать довольно богатый словесный материал

заполним таблицу

Слайд 18

1.

, это игрушка необыкновенная

Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие

самобытная,

(Запишем в первую графу )

2. —

(несколько куколок, одна меньше другой вкладываются друг в друга).

Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Оказывается, наша матрешка – не просто игрушка. Но еще и символ такой большой, дружной, крепкой семьи.

3

10 стр., 4524 слов

Моя любимая игрушка 4, 5 класс. описание игрушки (4 варианта)

... Сочинение на тему: «Моя любимая игрушка» Школьное сочинение на тему: «Моя любимая игрушка» написана от лица мальчика, который рассказывает про свой мяч. Сочинение на тему: «Моя любимая игрушка» ... настоящие! Ева Школьникова 2 класс КОТЕНОК Моя любимая игрушка – плюшевый котенок. Его зовут Марик. Он очень ... грязный, то я его купаю. Сочинение №2 Краткое сочинение описание игрушки — Медвежонок У каждого ...

такие игрушки безвредные, с ними приятно играть

4.

(Яркие, теплые цвета. Много разных цветов).

  • Когда в жизни нас окружает такое разноцветье, буйство красок?

(Во время праздников).

А на Руси люди старались самую яркую и нарядную одежду приберечь до праздника. Кто из вас знает, какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым?

(Красный цвет).

— Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» — красивая девица, «красный угол» — самый нарядный и красивый уголок в доме. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.

  • (5,6,7,8)

( Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые).

— Такая внешность у матрешки не случайна. Дело в том, что, рисуя игрушке лицо, мастера старались предать истинно народное представление о женской красоте. Вспомните, как описываются русские красавицы в народных сказках?

(О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые).

9.

— Такая кругленькая куколка опять-таки не случайно. Дело в том, что на Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, что женщина худенькая, бледная не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.

10.

(Простой сарафан, передничек, платочек).

11.

12.

(раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора).

-Как видите, даже такая деталь, как платочек, нам многое может рассказать. Оказывается, это тоже из древнерусской культуры. Женщины носили головные уборы. Считалось позором «опростоволоситься», то есть показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово «опростоволоситься»? (Это означает – «опозориться» )

— Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семейке. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные!

  • Мы сейчас с вами рассмотрели матрешек и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению.

Вывод учителя:

— Рассматривая эту удивительную игрушку, мы с вами не только выполнили одну из важных задач урока: собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Давайте вспомним, что помогла нам узнать матрешка. (Учащиеся дают ответы о том, что они узнали о матрешке).

это символ материнской ласки,

  • Зачем же нам знать все то, о чем мы говорили сегодня на уроке?

(«Мы должны знать не только, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура», «Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков»).

3 стр., 1088 слов

В гости к дымковской игрушке. – описание игрушки

... сочинения – описания. 1. Вступление. Краткий рассказ о декоративно-прикладном искусстве, о дымковской игрушке. 2. Основная часть. Описание игрушки: а) общий вид ( материал, форма), назначение; б) описание дымковской росписи; в) впечатление от игрушки. ... - сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. 4. ...

7. Работа над составлением плана сочинения.

Еще раз обратимся к структуре текста

Слайд 19

Любое сочинение включает в себя три части, какие это обязательные части? (вступление, основная часть, заключение)

o В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (во вступлении).

o В какой опишем частные признаки матрешки? (В основной части)

o Сначала мы расскажем о конструкции матрешки, затем о цветовой гамме, в которой выполнена, потом о лице, фигурке, одежде и характере матрешки. Нужно сказать и о конкретной семейке матрешек).

o О чем скажем в третьей части? (Мы скажем о том, что матрешка – не просто игрушка, а игрушечный символ России, русский сувенир).

-Так как у нас 1 урок на подготовку написания сочинения, я вам сегодня предлагаю готовый план. На следующих уроках развития речи план будем составлять вместе.

(Посмотрите на обороте листочка)

Слайд 20

Матрешка – игрушка необычная.

1. Своеобразие русской матрешки.

2. Национальная русская игрушка:

а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

  • б) внешность куклы и особенность одежды;
  • в) черты характера, которыми наделил художник игрушку;

г) семейка матрешек

3. Игрушка, ставшая символом России.

8. Устное сочинение-описание матрешки

— Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения . Даю вам одну минутку, чтобы составить устное сочинение.

Вот какая игрушка

Матрёшка – русский сувенир.

Её костюм напоминает цветущий сад. Красивые цветы искусно переплетены с зелёными листочками. У матрёшки узорчатый платочек. Лицо у неё весёлое, а в глазах искрится улыбка. Матрёшка всегда весёлая, потому что в ней живут её подружки. А вместе им не бывает скучно.

Смотрю я на матрёшку, и у меня сердце радуется.

Вот какая игрушка

Как замечательна матрёшка!

На фартучке цветочки как огонёчки. На подоле фартучка бегут узоры. На платочке большой букет из цветочков, ягодок и листиков. Глаза у матрёшки голубые, красные щёчки и яркие губки. У неё добрый, весёлый характер. Куколка забавна тем, что внутри у неё спрятались такие же сестрички. Только одна другой меньше. Матрёшка приносит счастье в дом.

Посмотришь на неё – сердце поёт.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Итак, сегодня мы с вами на уроке многое узнали о необычной игрушке — матрешке, собрали рабочие материалы к сочинению и составили план.

9 стр., 4319 слов

Класс по русскому языку моя любимая игрушка

... друг. Он хранит много моих секретов, а я его! Сочинение описание Моя любимая игрушка (4, 5, 6 класс) Родители мне на День ... приглянулся. Но это моя самая любимая игрушка, с которой я не хочу расставаться. Сочинение Моя любимая игрушка Лев 3 класс Мне подарили ... имеется острый нос. В качестве пилота я использую одного из солдатиков. Сбоку самолета имеется большая звезда. Обычно я запускаю самолет ...

Рефлексия.

У вас на листе рисунок матрешки. Чего у нее не хватает?(Лица)

Вы должны нарисовать ей глаза, нос, улыбку, выражая свое отношение к уроку. Если урок понравился, ваша матрешка будет улыбаться.

(Рисуем).

Слайд 21

Наша русская матрёшка, Не стареет сотню лет., В красоте, в таланте русском, Весь находится секрет.

10. Организация домашнего задания. Итог урока.

Дома нужно написать сочинение «Матрешка – игрушка необычная»., Поскольку не у всех перед глазами дома будут матрешки, можно

взять свой рисунок матрешки и описать её.