О лесе — урок развития речи

подготовить учащихся к написанию сочинения.

Воспитательная цель:

как к части природы своей Родины;

Коррекционная цель

б) развивать операции анализа и синтеза.

Ход урока:

1.Рапорт.

2. Подготовительная беседа. Мотивация.

1) Выберите из предложенных цветов тот, который преобладает на карте природных зон России.

  • Какой это цвет? (зеленый)

Слайд «Карта природных зон России».

  • Что изображается зеленым цветом на карте? (лес, зона лесов)

Слайд «Тайга. Смешанный лес. Лиственный лес.»

  • Из предложенных на карточке определений выберите «Что такое смешанный лес?»

а) — лес, составленный преимущественно из хвойных деревьев: ели, пихты, лиственницы, сосны с небольшой примесью лиственных пород.

б) … — лес из хвойных и лиственных деревьев.

в) лес , состоящий из деревьев и кустарников с крупными или мелкими листьями.

Слайд «Определение – смешанный лес».

— А в какой лесной зоне расположена Ивановская область? (

2) Лес… Чудесен он своей красотой, добротой и приветливостью… Лес красив во все времена года: и суровой морозной зимой, и тёплым ласковым летом, печальной золотистой осенью и ранней голубой весной. Его красота во все времена привлекала художников. А И.И.Шишкин все свое творчество посвятил русскому лесу(Альбом).

И эти фотографии леса говорят сами за себя.

  • Слайды «Зимний лес»

«Лес весной»

«Осенний лес»

«Лето в лесу»

3. Сообщение темы и цели урока., Таинственная красота леса издавна привлекала к себе внимание человека.

Сегодня мы еще раз вспомним о нашем «зеленом друге», об отношении людей к лесу, о той пользе, которую он нам приносит и подготовимся к написанию сочинения о лесе.

11 стр., 5182 слов

Описание леса летом мои впечатления. -описание «Лес летом» или «Летний лес

... дубравы и небольшие рощицы из ивы, вяза, ольхи. Подробное описание леса. Сочинение «Лето В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется ... по праву считается белоствольная береза, которая в некоторых смешанных лесах образует целые рощи. Это очень красивое и необычное дерево своей оригинальной расцветкой обязано наружному слою коры, ...

4. Краткая заочная экскурсия в лес.

1) Итак, свое путешествие в лес начнем со стихотворения:

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины,, Встречает грудь твою, так радостно и жадно, Дыханье влажных трав и аромат сосны, Нога твоя скользит по россыпи иголок, Или шуршит травой, роняя капли рос,, А сумрачный навес широких ёлок, Сливается с листвой рябины и берёз.

2) Если бы лес мог говорить, то он мог бы поведать о далекой старине, о делах давно минувших дней, потому что в нем растут деревья-долгожители.

ель обыкновенную

Дуб обыкновенный, тополь серебристый, липа крупнолистая, Слайд «Годовые кольца».

3) А в чем же заключается польза леса? Чем лес является для человека?

Давайте скажем об этом, читая и слушая стихотворение:, Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

4) Беседа по стихотворению:

(Между человеком и лесом)

Место отдыха

А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .) Карточка « Аптека »

Источник чистой воды и пищи

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-chem-govoryat-derevya/

(Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

Источник топлива, Источник древесины

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-chem-govoryat-derevya/

  • Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”

(Они там растут.)

Чем для них является лес? (Домом.)

(Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)

Дом для растений, животных, грибов», Посмотрите, сколько пользы приносит лес, но это ещё не всё!

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

Чем является лес для воздуха? (Защитник), Защитник воздуха, водоёмов и почв», Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)

(Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

2 стр., 673 слов

Сочинение люди как реки

... Он всегда старается максимально использовать свои силы, энергию, возможности. «Люди как реки,--писал Л.Н.Толстой,-- вода во всех одинаковая и везде одна ... бедами ,с ее стремительным развитием. Такие люди не обращают внимание на то, как они выглядят, во что одеты, какими предметами ... на первое место стоит поставить внутренний мир человека—его душу. То, как он относится к окружающим, чему радуется, о ...

5. Физминутка.

А сейчас сядьте поудобней. Сделайте глубокий вдох и выдох (2р.), закройте глаза. Представьте, что вы на берегу лесной реки… Тихо журчит вода, легкий ветерок освежает ваше лицо, чудесный чистый воздух наполняет грудь, а кругом поют лесные птицы…

Покорила ли вас лесная красота?

6.Отношение человека к лесу., Слайд «Действия человека»

( 1.Вырубка деревьев на берегах водоёмов.

2.Загрязнение леса бытовым мусором.

3.Разведение костров.)

7.Подготовка к написанию сочинения.

1) – Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.

Поэтому, помня о чем мы говорили на уроке, давайте обратимся к упражнению №98. Оно содержит план к сочинению о лесе. Прочитаем его.

2) Давайте выберем подходящий заголовок к нашему сочинению. Слайд «Заголовки»

3) К каждому пункту плана подберите нужные словосочетания. Заполните таблицу.

План

Словарь

1.Вступление., Деревья – долгожители планеты.

2.Главная часть., Красота и тайна леса.

3. Заключение., Спасибо тебе, лес!

8. Запись сочинения на черновиках.

9. Чтение составленного сочинения.

10. Итог урока.

  • Как же надо относиться к лесу, чтобы будущие поколения нас не проклинали, а вспоминали добром?