К Итоговому сочинению»Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)»

Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)

Два мира есть у человека:, Один, который нас творил,, Другой, который мы от века, Творим по мере наших сил., Н. Заболоцкий

Человек! Как много значений в себе несет это емкое слово! Эти и личность, обладающая даром речи и мысли, и разумное существо, способное создавать, творить… Но если поставить цель и обратиться к толковому словарю, то можно это слово увидеть еще шире: «человек- обладатель лучших интеллектуальных и моральных качеств». Кто-то будет утверждать, что человека создает природа, кто-то считает, что человека создал БОГ по образу и подобию! Но бесспорно одно: человек становится человеком только среди людей… И только люди могут человека воспитать человеком, способным видеть, чувствовать, думать, анализировать, переживать и сопереживать…

Попробуем доказать правдивость слов И. Бехера, обратившись к мировой литературе.

Какую опасность может нести личность, воспитанная вне общества? Что происходит с человеком, утратившим связь с людьми? Сможет ли он эту связь восстановить?

На эти и другие вопросы отвечает М. Горький в произведении «Старуха Изергиль», повествуя о судьбе Ларры, сына земной женщины и орла.

Нам практически ничего о детстве и взрослении Ларры писатель не рассказывает, как он воспитывался отцом-орлом, какие ценности ему преподносились и прививались в детстве, нам не известно! Мы знаем только то, что он воспитывался в свободе, ему прививали гордое поведение, ведь он сын орла. Но наступает момент, и он с матерью возвращается в племя… Гордый и свободный…

Племя сразу не приняло Ларру, потому что он вел себя со старшими , как с равными, не готов был их слушать, уважительно к ним относиться, поэтому , когда тот совершает страшное преступление- убивает девушку, они долго думают, как придумать ему наказание, достойное его злодеянию. Воспитанный вне общества и его законов, Ларра ведет себя вызывающе и требует развязать ему руки, иначе он ничего не будет говорить!

6 стр., 2956 слов

Роль слова в жизни людей. Слово как средство общения

... могло заменять сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений. Роль слова в жизни общества Не ... человека оценивают по его поведению, манере разговаривать, на сколько он вежлив и тактичен. Элементарные слова «Здравствуйте!» или «До свидания!», указывают на высокий уровень социального этикета. Самое главное в ...

А мудрец абсолютно правильно задает ему вопрос: почему Ларра совершил это преступление, чтобы понять мотивы его поступков, чтобы дать возможность Ларре осмыслить то, что он совершил. Ответ его поражает: он привык всем пользоваться, он не привык, чтобы ему отказывали: «Я убил ее потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее».

» Но она не твоя!» — сказали ему, — За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». И стало страшно всем, понимающим, на какое одиночество он себя обрекал.

Так и не осознав свою неразрывную связь с миром людей, не восстановив ее, а окончательно разрушив, Ларра был отвергнут племенем и изгнан из него. Одинокий и неприкаянный, в итоге жизни он становится тенью и ничего не оставляет после себя : » И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Что же хотел М.Горький сказать этой притчей нам, читателям?

Человек, разрушивший связь с миром людей, перестает быть таковым, и становится тенью, в то время как у каждого из нас свой путь, свое призвание, свое предназначение…

Продолжая свои размышления, в качестве второго аргумента в пользу данного высказывания, хочу привезти пример из мировой литературы- новеллу «Маттео Фальконе», когда отец убивает своего единственного сына, того, кто должен был продолжить его род, за то, что Фортунато, захотев обладать изумительно красивыми и дорогими часами, становится предателем, сдав властям укрывающимся от полицейских беглого преступника.

Почему же отец принимает такое страшное и чудовищное решение??? Что в поступке сына предосудительного? Если он преступника отдает в руки правосудия? Но действие произведения происходит на Корсике, где понятия гостеприимства и оказание помощи даже преступнику — закон и высшая добродетель. Маттео Фальконе и сам преступник, убивший своего соперника, но он с ужасом осознает, что воспитал сына, который готов продаться ради денег и серебряного подарка полицейского! Да и спрятал в копне сена мальчик преступника не из жалости и сочувствия- тот предложил ему щедрое вознаграждение -серебряную пятифранковую монету.

Финал страшен и жесток: Маттео, разочаровавшись в сыне, в его алчности , в том, что мальчик совершил поступок, о котором будут говорить долго и показывать на дом Маттео пальцем как на дом предателя, убивает своего сына со словами: «Да простит тебя БОГ!», ибо сам он простить это сыну не сможет никогда… Не о таком сыне он мечтал…Не таким он хотел видеть своего единственного сына…

8 стр., 3751 слов

Л.Н. Гумилёв — человек, совершивший революцию в истории

... синхронным воспроизведением мозаичности земли, ее этносферы. Гумилев предлагает представить в качестве наблюдаемого явления планетарного, по Вернадскому, масштаба ... — заряд энергии и пассионарности, воплощающий ее в людях, постепенно расходуется, а энтропия (угасание толчка) непрерывно ... Академии Естественных Наук (1991). Лев Гумилёв, сын поэтов Серебряного века Анны Ахматовой и Николая Гумил ...

О чем говорят эти два литературных примера? От чего хотят уберечь нас авторы? Над чем заставляют задуматься?

Если первый пример говорит о том, как страшно игнорировать мир людей, презирать его, считать себя его выше и достойнее, потому что удел такого выбора -быть отверженным, то второе произведение говорит о том, к чему могут привести поступки человека, если он не усваивает главные уроки своей семьи, не дорожит традициями своего народа, не следует ценностям, принятым в обществе- помогать в беде, если у тебя дома просят помощи; проявить сочувствие даже к преступнику( пусть его судит закон), пожалеть, дать пристанище бескорыстно, а не обольщаться материальными благами и вознаграждениями.

Фортунато, единственный сын Маттео, получил удивительно красивое имя, означающее удачу, счастье, совершил , по мнению общества Корсики, по мнению собственного отца, позорное преступление, которое можно смыть только смертью. Трудно дать оценку поступку отца, но кто его знает, может, мальчика ждала та же судьба Ларры, изгнанного обществом, обреченного на одиночество… Уж точно из мальчика, так начинающего свой путь взросления , не получится Данко, который пожертвует из любви к людям самым дорогим -жизнью, чтобы их спасти и вывести из этого непроходимого леса к свету, к новой свободной жизни.

Н.Заболоцкий, всю жизнь в своем творчестве утверждавший необходимость внутренней работы человека, («душа обязана трудиться»), все же не обходит стороной и тот факт, что мир людей, в котором живет человек, безусловно, влияет и формирует его моральные качества. Доброта, честность, чувство собственного достоинства, уважение к людям , милосердие и чуткость- именно эти качества и делают человека человеком!

Только в мире людей можно эти качества привить личности и только в обществе можно научиться эти качества проявлять.