Нравственный идеал в повестях Валентина Распутина методическая разработка по литературе (11 класс)

Нравственный идеал в повестях Валентина Распутина

Цели урока:

1) побудить интерес учащихся к изучению творчества писателя;

2) помочь учащимся глубже осмыслить нравственную проблематику повестей Распутина;

3) воспитывать чувство благодарности матерям, ответственности за семью, за детей;

Задачи урока:

1) развивать навыки самостоятельного анализа прочитанных произведений;

2) помочь выделить основную проблему, правильно её сформулировать;

3) развивать навыки составления развёрнутого ответа;

Тип урока: урок — размышление

Форма урока: урок — беседа

Оборудование урока:

— портрет В. Распутина;

— выставка изданий В. Распутина;

— мультимедийный проектор;

— экран;

— компьютер;

Методические приёмы:

вступительное слово учителя;

— беседа с анализом ключевых эпизодов;

— составление кластеров и синквейнов;

— составление эйдос- конспекта;

— применение ИКТ (Презентация MS Power Point);

— мини- сочинение;

Эпиграф к уроку: Одна истина свята на земле – материнство,

рождающее жизнь, и труд хлебопашца,

вскармливающий её…

В. Астафьев

Ход урока

1. Оргмомент (тема, цели урока).

2. Сообщение ученика « Жизнь и творчество В.Распутина».

3. Вступительное слово учителя.

Валентина Распутина по праву можно назвать истинно народным писателем. Его судьба тесно связана с судьбой Родины, судьбой народа. Распутин – это совесть нашего времени.

5 стр., 2287 слов

Сочинение об учителе слово об учителе

... эти слова! Ведь первый учитель берёт за руку маленького человека и на время ... работы считаю индивидуальный подход к учащимся. На уроках стараюсь использовать все формы учебной ... а не на улице. Я – учитель начальных классов. С гордостью говорю об этом незнакомым ... на коньках. Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом создаём судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, ...

Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Сегодня речь пойдет о пяти повестях Распутина, поэтому класс разделим на группы: каждая группа будет делать выводы по одной, выбранной им повести. Когда группа придут к единому мнению в формулировке вывода, запишем его в таблицу. Так каждая группа внесёт свой вклад в общее дело.

4. Вызов к уроку:

Какие герои в повестях Распутина, на ваш взгляд, являют собой воплощение высокой нравственности? ( составляем таблицу)

Название повести

Образы героинь

«Деньги для Марии» (1967)

продавщица Мария

«Последний срок» (1970)

старуха Анна

«Живи и помни» (1974)

Настёна

«Прощание с Матёрой» (1976)

старуха Дарья Пинегина

«Пожар» (1985)

Алёна

Вывод : из этой таблицы видно, что с самой первой повести явно преобладает внимание Распутина к женщине. Обратите внимание на возраст. Только Мария и Настёна — молодые женщины. Получается, что из всех женских возрастов всё-таки главной темой Распутина становится старость, поэтому прежде всего Анна из «Последнего срока» и Дарья из «Прощания с Матёрой» оказываются носительницами нравственного идеала женщины- матери и вообще идеалом нравственности.

5. Размышление над повестями Распутина.

Размышление над повестью «Деньги для Марии».

Какое событие лежит в основе повести «Деньги для Марии»?

В основе сюжета лежит самая банальная история: у продавщицы сельского магазина обнаружена крупная по тем временам недостача в тысячу рублей. Как так получилось? Если Мария не найдёт деньги, её посадят в тюрьму. Муж Марии, Кузьма, решает собрать эти деньги.

— Какую характеристику Марии вы бы составили?

Мария очень добрая, даже мягкая по характеру женщина. Она пользуется доверием односельчан, безотказная: в любое время откроет магазин, отдаёт товар по записи, иногда может и забыть записать, кому и что продала в долг. Семья у неё хорошая, дети воспитанные, муж работящий.

— Какие нравственные проблемы высветила эта бытовая история?

Кузьма с ужасом для себя открывает в односельчанах жадность и равнодушие к чужому горю. Ему снятся сны, в которых люди незамедлительно готовы собрать необходимую сумму, а в действительности всё вышло наоборот. Те, у кого деньги есть, отдавать не спешат, а те, у кого их нет, искренне готовы помочь. Деньги для Марии становятся чем-то вроде реактива, с помощью которого выявляется человеческая сущность земляков Кузьмы. Фактически Кузьма ищет даже не деньги, а людей, готовых отозваться на чужое горе. Но таковых, к сожалению, немного.

С другой стороны, Мария воровка, хотя вслух об этом никто не произносит: совесть не позволяет. Почему же Распутин видит в ней идеал нравственности?

Парадоксально, но именно в «преступнице» писатель видит идеал честности и человечности. А вот «честные» жители деревни изображены им равнодушными и чёрствыми .(Отрывок со слов «Я вот зачем велел вам собраться…» до слов «Я не могу понять, мы всю что ли зарплату должны отдать?»)

Остаётся последняя надежда — на родного брата Кузьмы, который живёт в городе. Как вы думаете, даст брат денег для Марии? (Зачитать отрывок от слов «Кузьма редко вспоминал Алексея…» до слов «Не даст он…»)

Мы не можем однозначно ответить на этот вопрос. Распутин оставляет финал открытым. Нам бы очень хотелось, чтобы брат дал Кузьме деньги, всё-таки они родные люди. А если и брат отвернётся от них, то у такого общества будущего нет.

— Почему так происходит, что даже близкие люди становятся равнодушными и глухими к чужой беде .

Вывод : Причина, по мнению писателя, в безнравственности человеческого общежития. Распутин показывает нам, что нельзя разрушить крестьянское общежитие и остаться нравственным. (Записываем в таблицу на доске).

Размышление над повестью «Последний срок».

Распутин как-то сказал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого». Можно ли утверждать, что образ Анны из повести «Последний срок», является для писателя воплощением нравственности?

Скорее всего, в повседневной жизни Распутин чаще встречал женский подвиг терпения, стойкости и мужества. Таким символом и стала восьмидесятилетняя старуха Анна.

Анна – простая русская женщина, крестьянка. Всю свою жизнь трудилась в колхозе. Даже в голодные годы старалась уберечь своих детей. Никогда ни на что не жаловалась, наоборот, всем старалась помочь. Всю любовь и тепло своей души отдала детям.

Вокруг какого события разворачивается действие в повести?

Анна доживает последние дни своей жизни. Наступил последний срок её пребывания на этой земле. К ней приехали дети, чтобы проводить мать в последний путь.

Как писатель раскрывает внутренний мир героини?

Даже перед смертью Анна думает не о себе не о свое душе, а о других: о внучке, о детях, о подруге Миронихе, не случилось ли с ней чего. Это очень чуткая и добрая женщина, её человечность не знает границ. Анна — очень сильная женщина: находит силы в последние дни, чтобы побыть рядом с детьми. У неё богатый внутренний мир, щедрая душа, большое сердце.

Как изображены дети Анны? Каково их истинное лицо в том свете, который излучает Анна?

Внутренний мир детей выглядит довольно убого по сравнению с душой Анны. Распутин проверяет их на нравственность. На первый взгляд, они кажутся обычными детьми, которые приехали к умирающей матери. Но как только матери стало лучше, они обнаруживают духовную скудость, бессердечность, нравственную пустоту. Начинают распивать водку, купленную на поминки, ссорятся по пустякам, расстраиваются, что напрасно приехали. Это бесчеловечно.

— В чём причина их нравственной убогости? Как вы оцениваете поведение взрослых детей Анны?

Человек разменял на мелочи жизни общечеловеческие и родственные ценности. Как будто это и не родная кровь. Они даже перед умирающей матерью не могут оставить свои бытовые проблемы. Люся укоряет сноху, которая все эти годы ухаживала за Анной, в том, что простыни не свежие. Её больше волнует внешние приличия, чем истинное положение матери.

В чём вы видите причину распада семьи?

Живя вдали от матери, от родных людей, вдали друг от друга, дети Анны забыли о связях с родной землёй, природой. Оскудели душой.

Как вы относитесь к образу Таньчоры?

Анна больше других любит Таньчору, она ведь младшая в семье. Однако кажется, что Таньчора мало отличается от других. Наверняка жизнь в большом городе так же изменила её, как и других.

Вывод : дети так и не дождались смерти матери. (Даже страшно звучит!) Разъехались по домам. Анна ночью умерла. Взрослые её дети, сами уже родители, так и не прочувствовали последнее прощание с матерью. Это жестоко и обидно.

— Актуальна ли проблема сегодня?

Без сомнения, проблема эта не потеряет своей актуальности никогда. В суете современной жизни (работа заедает) навсегда рвутся связи с родительским домом. Особенно сейчас, когда в деревнях и малых городах нет работы и дети покидают родителей в погоне за заработком. Нельзя разрушить семью и остаться нравственным (запись на доске).

Учитель : хочется вспомнить сова В.Астафьева: «Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может!» К сожалению, мы это понимаем слишком поздно, когда ничего вернуть уже нельзя.

Размышление над повестью «Живи и помни».

— В повести «Живи и помни» Распутин продолжает тему разрушения связи между людьми и выносит на суд читателей историю дезертира Андрея Гуськова и его жены Настёны. Почему Настёна не выдала мужа? Осуждаете вы её за это?

Настёна хорошо понимает, что жена – одно целое с мужем. У них должна быть одна судьба, что бы ни случилось. Она сознательно разделяет с Андреем и позор дезертира, и страдания, и муки совести. Может, Настёна надеется спасти мужа, спасти в нём человека, уговорить вернуться на фронт. Поэтому она его не бросала, а помогала как могла. Пока она будет рядом с мужем, он останется человеком.

— Что испытывает Настёна, скрывая мужа?

Настёне невообразимо тяжело: она вынуждена вести двойную жизнь, ведь Настёна живет среди людей, работает в колхозе. А совесть ей не даёт честно смотреть в глаза людям, которым также нелегко во время войны. Настёна понимает, что она часть этого народа, общей жизни и скрывать тайну мужа она не может.

— Какими качествами обладает Настёна?

Настёна очень самоотверженная женщина. Не каждый бы выдержал такого мучения, непрекращающегося суда собственной совести. Только очень жалко её: не стоит Андрей тех страданий, которые выносит Настёна. Так и не смогла она сохранить в Андрее человека.

— Как вы оцениваете её поведение?

Она вызывает восхищение. Ради спасения мужа Настёна жертвует своей жизнью и жизнью так и не увидевшего свет долгожданного ребёнка. Она всю себя целиком отдала мужу. На такой поступок способны декабристки, последовавшие в Сибирь за мужьями.

— В чём причина гибели Настёны? Можно ли было её избежать?

Настёна оказалась меж двух огней: она – одно целое со своими односельчанами, со своей Родиной, но и бросить мужа- преступника она не может, не по-людски это.

Вот и вынуждена Настёна разрываться между людьми и мужем. К какому берегу пристать, Настёна не может выбрать. Наверное, избежать этого было нельзя. Настёна оказалась в трагическом противоречии между долгом перед людьми и долгом перед мужем. Жить после этого среди односельчан она не смогла бы.

— Как вы понимаете смысл названия повести «Живи и помни» и кому эти слова обращены? С какой целью они звучат?

В первую очередь эти слова обращены к Андрею, который погубил Настёну, вынудив её стать изменницей, предателем в глазах народа. Пусть до конца дней своих Настёна будет укором ему. Эти слова ему будто Настёна кричит в последнюю секунду. С другой стороны, они обращены к нам, читателям, как урок нравственности, как предупреждение, что жить вне общества, отдельно от народа и Родины нельзя.

Вывод: Живи и помни, каждый человек, что нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины. Без Родины нет человека.

Размышления над повестью «Прощание с Матёрой».

— Какие проблемы затрагивает Распутин в этой повести?

Проблема экологии

Проблема исчезновения деревни

Проблема нравственности

Ответственность человека за судьбу страны

Связь и преемственность поколений

Столкновение старого и нового

Будущее земли

Тема памяти

— Кто в повести выступает резонёром и почему?

Авторская позиция, несомненно, вложена в уста Дарьи, главной героини повести. Она своего рода народный философ. Многое повидала за свою долгую жизнь, накопила огромный жизненный опыт. Она имеет полное право называться носительницей народной правды, народной философии.

— В чём Дарья видит причины происходящего вокруг Матёры?

Дарья обвиняет самого человека в оскудении души. Человек запутался в этой жизни, возомнил себя царём природы, делает с ней что захочется. Человек не желает брать на себя ответственность за судьбу природы, земли. Быть посторонним наблюдателем проще и легче. По мнению Дарьи, люди потеряли совесть в себе и стыд перед другими. Им всё равно, затопят Матёру или сожгут, лишь бы было где жить.

— Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека? В каких эпизодах это особенно ярко выражено?

Дарья – воплощение совести и народной нравственности. Она её хранительница. Перед затоплением Дарья идёт на кладбище. Здесь покоится вся её родня: братья, сестра, прадеды, деды…Она винит себя за то, что не смогла отстоять их покой. Старуха хочет перенести родные могилки на новое место, хочет спасти их от кощунственного уничтожения. Память предков для неё — святое. Очень трогательной изображена сцена, где Дарья готовит свою избу в последний путь. Она вымыла каждую дощечку, каждое брёвнышко, побелила печку. Изба для неё не просто место проживания, это нечто большее, священное. Здесь прошла её жизнь, жизнь, её родителей, предков.

-В чём автор видит нравственное величие Дарьи?

Дарья как будто главная в деревне. К ней идут за советом, с ней считаются. Она всем помогает. Когда начали уничтожать кресты на кладбище, Богодул первым делом примчался к Дарье, зная, что она сможет дать отпор.

— Как Дарья относится к Матёре? Что она для неё значит?

Матёра для Дарьи – это не только деревня, где она родилась и прожила жизнь. Это мать- земля, это прочная, вечная крепость крестьянского уклада жизни. Для неё трагедия в том, что происходит гибель тысячелетнего человеческого уклада, выкорчёвывание жизни многих и многих поколений, стирание с лица земли целого природного мира, который был родным домом для человека.

Дарья сама стала похожа на Матёру. Крепко держится за эту землю, с которой у неё общая судьба и одна правда. До конца своих дней женщина верна Матёре.

Вывод : Дарья и Матёра – воплощение образа женщины – матери. Не случайно и Земля, и Природа, и деревня – всё женского рода. Их назначение – рожать, давать жизнь другому и вырастить, уберечь от бед, сохранить. Дарья понимает, что с развитием технического прогресса физические возможности самого человека нисколько не увеличились. «Какой был, такой и есть. Был о двух руках-ногах, боле не приросло»,- с грустью произносит Дарья. Сама она уверена, что человек силён прежде всего своими корнями, традициями, памятью.

— В чём Дарья видит причину нравственной катастрофы?

Причина – в разрушении связи с природой, с корнями. Дарья беспокоится об утрате нравственных ценностей, памяти: нельзя разрушить связь с природой и остаться нравственным (записываем в таблицу).

— Как вы понимаете традиционный открытый финал повести?

Финал повести трагический и в то же время открытый. Это оставляет надежду, что должно произойти нравственное пробуждение народа. Жива в людях ответственность за будущее природы и земли. «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она всё перенесёт и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине…», — утверждает В.Распутин.

— Что для этого необходимо?

Нельзя дать оскудеть душе, нельзя , чтобы очерствело сердце, надо жить в гармонии с природой, беречь память, ибо «правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Размышления над повестью «Пожар».

Повесть «Пожар», несомненно, отличается и жанровой принадлежностью, и пафосом от других повестей Распутина. Это публицистическая повесть. Если раньше автор никогда не навязывал читателю свою мысль, то в этой повести писатель, создающий впечатляющие образы женщин и умеющий говорить народным языком ясно, просто, превращается в яростного публициста, разоблачающего всё то, что уродует родную природу и развращает

неблагополучия в обществе. Однако Распутин не отступил от своей традиции опереться на нравственных людей в борьбе с безнравственностью.

-Какие образы являются в повести воплощением нравственного идеала?

Прежде всего, это Иван Петрович Егоров и его жена Алёна., которым небезразлична судьба Сосновки и вообще судьба страны.

— Каковы жизненные принципы Ивана Петровича и Алёны?

Иван Петрович убеждён, что должны быть «четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Без этих прочных подпорок мир расшатался, нет устойчивости человека на земле. Перестал человек чувствовать свою ответственность перед природой, перед будущим. Из царя природы он превратился в «бабочку-однодневку». Был хозяином земли – стал «архаровцем», разрушителем.

Этому способствует и характер работы: лесозаготовка. Хлебопашец делает созидательную работу, каждой весной украшает землю. Такая работа делает человека лучше, чище, добрее, нравственнее. Работа лесоруба разрушительна, и человек превращается в равнодушное, бездуховное существо. Человек рубит сук, на котором сидит сам.

— К чему призывает автор?

Распутин снова призывает опомниться и остановиться: чтобы человек не превратился в «обсевка», надо восстановить былую тесную связь человека с обществом и природой, «надо повернуться лицом к земле». Для этого мало назвать тот или иной год годом земледельца, для этого необходимо перевернуть сознание: человек живёт от земли, человек – часть природы, без ощущения земли под ногами не будет возрождения ответственности за неё. Надо любить природу, родину, народ, землю.

— Как вы понимаете финал повести?

Писатель вновь оставляет человеку выбор: спасти землю и спастись самому. Для этого у Ивана Петровича есть все четыре подпорки, на которых держится человек. Среди этих подпорок основное место занимает дом с семьёй, жена Алёна. Не случайно они носят исконно русские имена.

— Какие знакомые качества других героинь Распутина вы находите в Алёне?

Это настоящий характер русской женщины. Своей добротой, трудолюбием, душевной щедростью она напоминает нам Анну, Дарью: «Всё до капельки выносила она в общую жизнь, ничего для себя не оставляя». Своей духовной силой Алёна вдохновляет Ивана Петровича в его борьбе против «архаровцев» и является крепкой опорой для мужа.

— Что, по мнению главных героев, нужно для сохранения нравственности в людях?

Судя по повести, нельзя разрушить связи землёй (запись в таблице).

Земля – это наша кормилица, наша мать, и только «одна истина свята на земле – материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий её…»

Эйдос-конспект по уроку:

Название повести

Главная мысль

«Деньги для Марии»

Нельзя разрушить крестьянское общежитие

«Последний срок»

Нельзя разрушить семью

«Живи и помни»

Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины

«Прощание с Матёрой»

Нельзя разрушить связи с природой

«Пожар»

Нельзя разрушить свою землю

И ОСТАТЬСЯ НРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ !

-Какими качествами обладают героини Распутина как носительницы высокой нравственности и духовности? (составляем синквейн)

Трудолюбие Н Сопричастность к судьбе народа

Хозяйственность Р Стремление к созиданию

Ответственность А Всепрощение

Доброта В Самоотверженность

Понимание С Самопожертвование

Любовь Т Духовная красота

Сострадание В Душевная щедрость

Чуткость Е Стойкость

Терпеливость Н Мужество

Выносливость Н Милосердие

О

С

Т

Ь

Стадия рефлексии: Напишите сочинение-рассуждение на тему « Изменился ли нравственный идеал женщины в XXI веке?» (опираясь на творчество В.Распутина)

Выборочное прочтение сочинений учащихся

Вывод по уроку:

Валентин Распутин, по мнению критика Г. Митина, «художник и мыслитель милостью Божьей». Он сумел правдиво показать, как его героини несут истинный уклад русской души. Распутин – народный певец, воспевший женщину-мать, женщину-жену, женщину, воплощающую прочные семейные связи, что неотделимо от истинной нравственности.