(Рассуждение на лингвистическую тему)

«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» .

АБЗАЦ. КОММЕНТАРИЙ., В высказывании, АБЗАЦ. ПРИМЕР-АРГУМЕНТ №1.

Например, предложение «Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов». Это сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. В главном предложении содержится объективная картина: мама взяла плащ. В первом придаточном определительном автор поясняет, какой именно плащ взяла мама. Во втором содержится указание на обстоятельства, при которых использовался плащ. Таким образом, с помощью придаточных автор поведал нам о том, что мальчик еще совсем недавно был маленьким и играл в детские игры.

АБЗАЦ. ПРИМЕР-АРГУМЕНТ №2.

Рассмотрим еще одно сложноподчиненное предложение: «И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его». В главной части содержится повествование о том, что сделал мальчик. В придаточном автор указывает на то, как он понимает причину поступка героя – мальчик боялся, что мама своей чрезмерной заботой скомпрометирует его в глазах товарищей.

ВЫВОД

Таким образом, мы можем согласиться с лингвистом Шанским в том, что в сложноподчиненном предложении можно увидеть отношение автора к объективной действительности. Придаточное предложение в большинстве случаев представляет собой личностный комментарий события, заключенного в главном.

Сочинение 15.2 (Толкование фрагмента текста).

Общие соображения

Вам понадобится как-то называть того, от чьего лица ведется рассказ. Если это рассказ от третьего лица, которое специально нигде не названо, то удобнее пользоваться словом «автор». В тексте от 1-го лица различают рассказчика и героя-рассказчика (рассказывает о событиях, в которых сам принимает участие).

Вам предстоит дать интерпретацию одного из ключевых фрагментов текста, т.е. раскрыть его смысл, объяснить, назвать психологические причины происходящего. Речь в выделенных фрагментах чаще всего идет о чувствах героев. Смысл бывает неявным, не лежащим на поверхности, скрытым.

Нужно объяснить смысл, опираясь на весь текст, но не выходя за его рамки (даже в том случае, если вам известно произведение, откуда он взят).

Если вы все же считаете необходимым проявить осведомленность, выходящую за рамки прочитанного, оговорите это специальной фразой типа «Я читал роман (рассказ, повесть), откуда взят этот отрывок, и знаю, что…»

2 стр., 714 слов

Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, ...

... рассказе широко используется ирония и даже сарказм. С помощью всех этих приемов Зощенко ... в нем ничего человеческого. Герои «Стакана» на первое место ставят собственнические мелочные ... – мещанскую, варварскую, подленькую. Кроме того, автор использует большое количество грубой ругательной лексики: ... это? Писатель ведет повествование от «первого лица», «прячется» за фигуру рассказчика, тем ... сочинение.

Работа над сочинением (анализом фрагмента текста) ведется в три этапа:

1. Предварительная работа.

Прочитать текст и отметить в нем (подчеркнуть) предложения, которые могут понадобиться вам для доказательства, подтверждения вашего понимания высказывания.

Определить и понять предмет анализа. Как правило, для толкования предлагается финал рассказа или предложение, близкое к финалу. Финал произведения очень часто указывает прямо или косвенно на главную мысль текста (идею).

А главная мысль небольшого по объему текста всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (героев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления, вызванные этим событием. На этом этапе в черновике появляется запись: Главный герой – мальчик Толя, главное событие – герой в первый раз идет в школу и очень хочет казаться самостоятельным. Полезно сразу же подобрать несколько синонимов к слову, называющему главного героя. (Например: мальчик, герой, будущий первоклассник, сын, если речь идет о его матери).

2. Работа непосредственно над сочинением.

План.

1 абзац: комментарий к фрагменту текста – объяснение смысла фрагмента применительно к смыслу всего текста. Это будет тезис , который далее надо доказать.

2 абзац: 1-ый пример-аргумент из текста, подтверждающий, что смысл вы поняли правильно.

3 абзац: 2-ой пример-аргумент из текста, обращающий внимание на то, КАК передается смысл (любые средства выразительности).

4 абзац: заключение, выражающее свое отношение к главной мысли текста.

1. (пункты 1 и 2 укладываются в один абзац).

В качестве вступления можно сказать о том, как вы понимаете текст, указать его тему и общий смысл. Здесь могут присутствовать необходимые элементы пересказа, но они должны служить опорой для ваших рассуждений, а не самоцелью.

2. Сформулировать тезис. Если речь о чувствах, фразы строятся так: В приведенном отрывке выражены чувства, переживания мальчика, вызванные…чем? (противоречием между желанием казаться самостоятельным и любовью к матери, которая беспокоится, волнуется за него. Не случайно фрагмент начинается словом «наоборот»).

В финале говорится о чувствах (душевных переживаниях) героя, которые он испытал…(здесь уместнее всего деепричастный оборот – «увидев, что его мама ищет глазами окно, чтобы « угадать, в каком классе сидит её Толя».(цитата).

В финале говорится о чувствах мальчика, вызванных…

В финале приводятся размышления героя (рассказчика, автора), вызванные…(чем?)

3. Дать пояснения к тезису. Пояснения к тезису представляют собой ответы на следующие вопросы: (1)Какие именно чувства испытывает герой? (2)Почему он испытывает такие чувства? (Чем они вызваны?) (3)Как поступает герой? Или: О чем именно размышляет герой? Чем вызваны эти размышления? Как поступает герой, подумав (поразмыслив)? (1)Мальчик Толя должен пойти впервые в школу. Он чувствует себя взрослым и понимает всю серьезность момента: «И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!». Герой поначалу сердится, что мама хочет проводить его. (Предложения 16-17).

9 стр., 4475 слов

По тексту Ф.Вигдоровой. Пример сочинения по тексту Ф.А.Вигдоровой ...

... сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст ... нам одно, а чувства-совсем другое! ... слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. * Фрида Абрамовна Вигдорова ... Онегина? (Вариант 2.) Герой с драматичной судьбой, ...

Но мальчик понимает, что, не желая мешать сыну чувствовать себя самостоятельным и взрослым, мама все же не может не беспокоиться о нем, потому что любит его. (2)Она прячется, провожая своего первоклассника. (3)Именно поэтому Толе хочется закричать очень громко, перекрикивая дождь, чтобы она не беспокоилась о нем, что у него все хорошо.

Одно из предложений этой части (возможно, первое) может начинаться с вводной конструкции типа: «по моему мнению,…», «мне кажется,…», «с моей точки зрения,…», «я думаю, что…»

2.4. Привести пример-аргумент из прочитанного текста. Каждое утверждение из предыдущего пункта должно чередоваться с примером-аргументом. Должна быть соблюдена четкая схема: утверждение (тезис) – пример. Примера должно быть минимум два и они должны быть разносторонними.

В финале рассказа говорится о том, что …(в жизни очень важно найти себе занятие по душе).

2.5. В заключительной части сочинения необходимо высказать собственное отношение к проблеме (идее) текста, его событиям или героям. Или высказать предположение относительно дальнейшего развития событий или их последствий. Например: Мне понятны чувства героя. В подобной ситуации я, наверное, вел бы себя так же. Но я думаю, что осознав подлинные мотивы поступка мамы, он не будет упрекать ее, а постарается утешить, расскажет, как провел свой первый школьный день.

Вероятно, эти события запомнятся герою надолго, Сочинение 15.3. Толкование слова или словосочетания

1. Определение данного слова или сочетания слов*.

2. Комментарий определения с привязкой к тексту.

3. 1-ый пример и комментарий к нему.

4. 2-ой пример и комментарий к нему.

5. Заключение-вывод.

В этом типе сочинения вы должны в качестве тезиса дать толкование какому-либо слову или сочетанию слов. Раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Есть несколько способов толкования слова.

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ СЛОВ.

Вопросительный знак

«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.

Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.

Использование вопросительных предложений в чередовании с повествовательными или восклицательными может организовывать вопросно-ответную форму подачи материала. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!»

№ 3 «Найти корень слова – значит найти его внутренний, затаенный смысл, то же, что зажечь внутри фонаря огонек» Рыбникова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение конкретного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Не определив корня или определив его неправильно, мы можем не понять истинное значение слова. Докажем справедливость этих слов на примерах, взятых из текста .

5 стр., 2191 слов

Заимствованные слова в речи подростков

... заимствованные слова по сферам общения; 4. Выявить использование заимствованных слов в речи учащихся МБОУ «Карпогорская СОШ №118» 5. Составить словарь наиболее употребляемых школьниками заимствований. Объект исследования: заимствованные слова в речи современных подростков. Предмет исследования: употребление заимствованных слов в речи современных ...

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Эти строчки можно использовать в качестве эпиграфа или украшения второго абзаца (интерпретации).

В тексте находим слова, корень которых можно объяснить с точки зрения этимологии (происхождения).

При этом нужно стараться держаться в границах разумного и не создавать теорий на пустом месте. Пример правильного рассуждения: слово «судьба» произошло от слова «суд», «судить». «Судьба», таким образом, содержит значение неизбежности и противоречит, скажем, высказыванию: «Человек – творец своей судьбы».

Известный филолог 19 века А.А.Потебня писал: «В слове мы различаем форму, т.е. членораздельный звук, содержание, Объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму или ближайшее этимологическое значение слова». Т.е. в корне слова заложены важные сведения о его происхождении. Еще один показательный пример – слова честь (почести).

Слово честь произошло от часть – часть добычи, которая доставалась воину, чем больше часть – тем выше честь.

№ 4 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» Д.С.Лихачев (№№ 4, 6, 10, 21)

Характеристика речевая

Речевая характеристика – есть речевой портрет героя. То есть в том, как персонаж говорит, отражаются важнейшие черты его характера. Анализ речи может идти в двух направлениях:

1. Собственно содержание речи. Так книжная лексика и книжные синтаксические конструкции (например, использование причастных оборотов, сложных синтаксических построений), характеризует человека образованного, возможно, привыкшего к интеллектуальному труду или желающему таковым казаться).

Напротив, просторечные выражения, грубые слова, неумелое или неуместное использование слов могут говорить о недостаточном образовании, о среде, в которой живет персонаж. Просторечная лексика может быть и необыкновенно красочной, по-народному мудрой. Лексика может говорить о профессии героя. Использование очень простых и коротких – «рубленых» фраз тоже может определенным образом характеризовать героя (например, в тексте из Экзюпери лис говорит очень короткими, часто нераспространенными предложениями, что может говорить о недостаточной речевой практике – крохотная планета, одиночество, отсутствие собеседника и т.п.).

Речь может включать также диалектные слова, акцент, экспрессивную, «лакейскую» лексику и т.п.

2. Речевое поведение – короткие отрывистые фразы, ( предложения преимущественно простые, нераспространенные или с малым количеством второстепенных членов ) непонятная, запутанная речь (использование неполных предложений или, наоборот, перегруженных придаточными сложноподчиненных предложений), напротив, четкие и логичные высказывания (афоризмы, пословицы), скороговорка или, наоборот, замедленный темп – все это может говорить как о сиюминутном так и свойственном постоянно душевном и физическом состоянии персонажа;

11 стр., 5315 слов

Какую роль играют знаки препинания в русском языке

... между несколькими независимыми предложениями; между несколькими придаточными предложениями, относящимися к единому главному; после рубрик перечисления. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Написала : Яна ... они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от ...

— В диалоге или прямой речи может быть использованы вопросительные и побудительные предложения. Задавая вопрос, герой «выдает» то, что его волнует и интересует, то, чего он не знает. Глагол в повелительном наклонении, который используется в побудительном предложении показывает намерение героя – он может просить, требовать, настаивать или приказывать ( в форме приказа часто используется неопределенная форма глагола (Встать — суд идет).

ВНИМАНИЕ: Термином «прямая речь» обозначается единичное высказывание, включенное в текст и выделенное кавычками. Если реплики героев следуют одна за другой с красной строки и после тире – это диалог.

глагол речи

Характеризуя речь героя, можно использовать такие конструкции:

  • Речь героя показывает, что…
  • Герой использует такие слова, как…., что показывает…
  • Лексика, которую использует герой, указывает… (например, на его профессию).

  • Использование простых, нераспространенных предложений дает нам понять, что…

№ 5 «Мысль формирует себя без утайки во всей полноте, поэтому-то она и находит ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика*, и знаки препинания охотно ей повинуются» М.Е.Салтыков-Щедрин.

Основную часть начинаем с общего для всего блока определения:

Морфология и синтаксис

Далее конкретизируем тему:

Синтаксис

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

У разных частей речи разные способы отражать действительность и связываться друг с другом. Эти особенности обусловлены разными грамматическими признаками. Например, глаголы имеют постоянные грамматические признаки (или грамматические категории), такие как вид, переходность, возвратность, и переменные признаки – наклонение, время, формы лица и числа.

Синтаксис

Приводим пример управления, указываем падеж зависимого слова.

Находим пример примыкания, указываем на то, что зависимое слово – неизменяемая (и какая именно) часть речи.

инверсией.

Грамматические категории – это грамматические признаки, общие для каждой части речи.

синтаксис и пунктуация.

Пунктуация

* Термин «грамматика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначается законы строения и функционирования слов и предложений. Во вторых, — это особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.

В №16 есть материал по каждому знаку препинания.

В сочинении можно привести примеры из области синтаксиса, или один –синтаксис, другой – пунктуация.

Смотри материал к №№ 5, 13., Зачем нужна пунктуация?

До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания — это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. (Высказывание Чехова звучит так: «Знаки препинания служат нотами при чтении»)

4 стр., 1841 слов

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов

... стиля; 23. Как строится рассуждение; 24. Роль цитат в речи. С2.1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тем № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) ... ведь у знаков препинания такие важные функции! (лучше их цитировать) Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 ...

Знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи, передают логику предложения, строение и связь между его частями.

Среди знаков препинания различают разделительные и выделительные. Разделительный знак препинания одиночный, а выделительные – парные.

Точка

Точка является древнейшим знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Этот знак указывает на конец предложения.

парцелляция

Таким образом, точка играет в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и его смысл.

ЗАПЯТАЯ.

Один из наиболее часто употребляемых знаков препинания, наряду с точкой, запятая. Запятая может разделять между собой однородные члены, части сложного предложения. Запятыми могут выделяться обособленные члены предложения, такие как причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения.

Причастный оборот обособляется в предложении в том случае, если стоит после определяемого слова, и выделяется на письме запятыми, а в устной речи – усилением интонации и паузой. Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит запятая, поясняется, зачем она здесь.

ТИРЕ*.

Россия – родина слонов.

Еще одна важная функция тире – оформление прямой речи. Если прямая речь оформлена как диалог, тире начинает каждую новую реплику. Вот, например, в предложении (предложениях) …

В ряде случаев тире ставится между двумя частями в бессоюзном сложном предложении.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил

*Высказывания 2 и 15 посвящены конкретному разделу грамматики – синтаксису. Если еще более конкретно – способности синтаксиса обслуживать основные направления общения.

ДВОЕТОЧИЕ**., Он ужасно скучал (а именно): слонялся без дела с тоскливым выражением, зевал, плохо ел, Я сказал: «Скоро осень»., Везде были следы поздней осени: деревья облетели, трава пожухла и побурела, птицы не пели.

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором есть нужный знак, поясняется, зачем он здесь.

**Более подробно см. приложение №1.

КАВЫЧКИ.

Кавычки – знак парный. Основное их назначение – выделять вставленные в текст фрагменты. При помощи кавычек выделяются цитаты, оформляется прямая речь.

Но есть у кавычек еще одна функция – они могут выделять слова, употребленные в несвойственном им значении, указывая на то, что автор сознательно использует эти слова в тексте.

Такие «умники» могут натворить много бед.

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоят кавычки, поясняется, зачем они здесь.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой – знак одиночный, разделительный. По сравнению с другими знаками употребляется редко. С помощью этого знака в предложении отделяются друг от друга распространенные конструкции, выражающие законченную мысль. Кроме того, точка с запятой может показывать, что объекты или события следуют друг за другом.

14 стр., 6973 слов

Однородные члены предложения

... роли однородных членов предложения в публицистических жанрах 1.1 Понятие об однородных членах предложения Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочинительная связь состоит в том, что слова ... Знаки препинания между однородными членами предложения. 1. Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая, например: ...

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит точка с запятой, поясняется, зачем она здесь. (в этом предложении точка с запятой разделяет…)

Вопросительный знак

«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.

Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.

Использование вопросительных предложений в чередовании с повествовательными или восклицательными может организовывать вопросно-ответную форму подачи материала. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!»

Восклицательный знак

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-третьих, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

Многоточие

Многоточие — это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот знак назывался «отточие».

Многоточие может стоять не только в конце предложения, оно может обозначать некоторую паузу заминку говорящего: «Его звали… Григорием Александровичем Печориным».

№ 17 «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н.Шамфор (французский пис.)

Французский писатель говорит о двух сторонах человеческой речи – о самовыражении, возможности передать свою мысль другому человеку и восприятии речи другим человеком. В первом случае мысль ищет наиболее точные слова для своего выражения, а во втором от способности читателя видеть смысл каждого слова и связывать их друг с другом зависит, насколько точно он эту мысль уловит. В качестве примеров, можно приводить любое использование изобразительно-выразительных средств как синтаксических, так и лексических, вообще использование любой лингвистической единицы (например, уменьшительно-ласкательных суффиксов или др.)

10 стр., 4689 слов

Зачем нужны знаки препинания рассуждение 4 класс

... статье для написания сочинения о том, зачем нужен восклицательный знак и другие знаки препинания. Поэтому для начала разберемся, что такое восклицательное предложение. Восклицательным предложением называется предложение, ... а также после слов «да» и «нет» восклицательный знак ставится для обозначения сильных чувств и эмоций. Для обозначения прерывистости речи восклицательный знак может ставиться ...

№ 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» А.И.Горшков

образительно-выразительные средства

художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: художественная форма, язык художественной литературы

«Идейное содержание произведения может получить совершенное словесное выражение только с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи, воспроизводящей выразительные предметные детали» (Г.Н. Поспелов).

«Целесообразно называть изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые, слышимые, осязаемые картины мира» (В.В. Кожинов).

№ 19** «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Б.В.Шергин

Начать с рассуждения о том, что такое речь (язык в действии), сказать о том, чем устная речь отличается от письменной, о том, что интонации и паузы в устной речи на письме приходится оформлять знаками препинания. (См. также №16 об употреблении тире, восклицательных, вопросительных знаков и т.п..

Проще всего проиллюстрировать суть этого высказывания, найдя в тесте прямую речь или диалог. (Мы не путаем синтаксис и пунктуацию, поэтому мы говорим не об оформлении на письме прямой речи. О разных тире и кавычках. Мы говорим именно о синтаксическом строении прямой речи, главное в котором разделение на собственно прямую речь и слова автора).

Перенесенная на бумагу устная фраза, если мы хотим передать ее дословно, потребует оформления с помощью разграничения на собственно высказывание и комментарий к нему — слова автора. Нам придется использовать «глагол речи» и указание на того, кому принадлежат слова.

Часто автор хочет, чтобы читатель «увидел и услышал» говорящего, в этом случае слова, Глаголами речи принято называть глаголы, при помощи которых передаётся прямая или косвенная речь

К сожалению, одна из бед школьников — использование глаголов речи в очень ограниченном количестве, чаще всего — «говорить», «сказать».

Между тем, глаголов речи довольно много, т.к. способов передать речь тоже существует множество (например, стилистически или семантически).

речи/говорения

  • нейтральные (лингвисты называют их «семантически недифференцированными»), просто передающие процесс речи, например: говорить, произнести, сказать,
  • глаголы более широкого значения (глаголы с широкой семантикой), они не просто передают речь, но и имеют дополнительный оттенок, например: заметить, подчеркнуть, поправить,
  • эмоционально окрашенные глаголы (эмотивные), например: крикнуть, проорать,
  • стилистически окрашенные глаголы, например: глаголить, вещать, протрубить, прошипеть, буркнуть.

Иногда в качестве глаголов речи используются и совсем «неречевые» глаголы, например: завершить, начать (Он помолчал немного и закончил : «Вот поэтому я и просил вас не уезжать». Он вздохнул и начал : «В некотором царстве, в некотором государстве…»).

6 стр., 2956 слов

Роль слова в жизни людей. Слово как средство общения

... сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений. Роль слова в жизни ... Например, вы задали ученикам восьмого класса сочинение на ... слова «Здравствуйте!» или «До свидания!», указывают на высокий уровень социального этикета. Самое главное в ... в живой речи. Только тогда слово обретает смысл. Это касается не только того, что в ...

  • Внутренняя речь – подумал, вспомнил, мечтал и др. Он шел и мечтал : «Поеду домой, съем тарелку супа и лягу спать…»

Здесь требуется рассуждение о свойствах и различиях устной и письменной речи.

Основную часть начинаем с общего для всего блока определения:

Синтаксис

В устной речи широко используются неполные предложения. В которых значение некоторых слов может быть понятно из дополнительных невербальных средств общения: жестов, мимики и т.п.

Если зафиксировать устную речь (например, с помощью магнитофона) можно увидеть, что ее синтаксис совсем не похож на книжный. И эти различия – не ошибки, не нарушения норм. Здесь действуют свои нормы, не такие, как в книжной речи. Для диалога, например, характерно использование неполных предложений и т.п.

Можно также упомянуть об опыте такого «перенесения» устной речи на бумагу в творчестве самого Шергина. В сказе про Варвару Ивановну все повествование целиком построено на диалоге.

№ 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» И.И.Постникова (См. №№ 9, 13)

№ 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (№№ 4, 6, 10) Г. Фон Габеленц

№ 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» Е.В.Джанджакова (№№ 7, 11, 12, 17, 18)

№ 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» Г.Я.Солганик (№№ 7, 11, 12, 17, 18, 23)

№ 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Н.Г.Чернышевский (№№ 9, 13).

№ 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах» И.Н.Горелов (См. Изобразительно-выразительные средства, многозначность слова)

№ 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложения. Всему этому учит нас грамматика» Исаковский (поэт) (№№№ 9, 13, 15, 25).

Здесь добавить, что мы всеми этими навыками овладеваем с детства, учась не отдельным словам, а речи.

№ 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи: единицы – звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них (из этих языковых единиц) занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу» М.В.Панов (№8)

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА – элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных единиц языка в узком смысле этого термина образуют определенные «уровни» или «этажи» языковой системы, например:

1. Фонемы – фонемный уровень, скорее всего, нам для сочинения не понадобится.

2. Морфемы – морфемный уровень, здесь чаще всего можно говорить о разного рода суффиксах, например, уменьшительно-ласкательных – оньк – еньк – ок – к – ик – ек – чик – чек и т.д. Если речь идет о связи слов в предложении, о грамматике, то надо помнить, что грамм