Фразеологизмы русского языка ( с фразеологизмами на любую тему)

Фразеологизмы являются неоспоримыми достояниями национального языка. Присутствие емких, образных, а зачастую и ироничных выражений делает речевую культуру бесподобной, обогащает общение между людьми. В частности, русский язык пестрит огромным количеством фразеологизмов, поговорок и пословиц.

Чем же отличаются эти, казалось бы, несвязанные друг с другом слова, от других словосочетаний и поговорок, почему задание написать сочинение с фразеологизмами на любую тему — это излюбленный прием учителей русского языка?

Отличие поговорок и фразеологических оборотов

Суть поговорки заключается в ее смысловой ценности, в той информации, которую она несет. Например, поговорка «кто посеет ветер — пожнет бурю» интерпретируется как предостережение тем, кто вносит раздор в отношения между людьми, а поговорка «первый парень на деревне, а деревня в два двора» обличает тех, кто любит похвалиться.

Писать сочинения с фразеологизмами на любую тему начинают с пятого класса средней школы. Сначала педагог объясняет и приводит примеры, затем в устной форме приглашает всех желающих самостоятельно вспомнить необычную последовательность слов, которая подходит под определение фразеологизма.

Фразеологические обороты — это неизменяемое, устойчивое сочетание слов, которое в другом порядке невозможно воспроизвести. Приведем примеры: подать рукой, поставить в тупик, без сучка, без задоринки, взять ноги в руки, в подметки не годится и так далее.

7 стр., 3371 слов

Зачем человеку нужен язык? Материалы для сочинения-рассуждения

... голосовых связок, была не доступна для «простых» людей. О чем можно написать в сочинении на тему «Зачем я изучаю русский язык?» В России, огром­ной стране, зани­ма­ю ... жестами. Ещё один ответ на вопрос о том, зачем нужен язык, — с его помощью передаются знания. Человечество придумало слова, придумало, как их записывать, с помощью этого передает информацию ...

Список можно продолжать бесконечно. Написать небольшое сочинение с фразеологизмами на любую тему — задача на первый взгляд простая, однако маниакальное стремление в каждом предложении вставлять подобные обороты делает его несколько примитивным. Вот приблизительный образец подобного опуса.

Сочинение 2

Школьная жизнь – это одиннадцать лет от звонка до звонка. Школьная жизнь – это череда контрольных, экзаменов, сочинений. Школьная жизнь – это самая насыщенная событиями пора.

Сколько историй помнится мне со школы! Вот одна из них.

Сколько себя помню, я всегда был старательным учеником – исправно делал домашние задания, часто оставался после уроков на дополнительные занятия, был даже старостой класса, но был ужасно застенчивым и робким! А тут в наш класс пришла новенькая девочка из другой школы и я пропал. Она была отличницей, всегда носила красивые длинные косы и улыбку на лице – она напоминала мне солнце! И я решил во что бы то ни стало понравиться ей.

Я рассказал по секрету о своем намерение соседу по парте – мы с ним с первого класса были не разлей вода. Он выслушал меня и заявил: «О, тут дело серьезное – к ней-то и на козе не подъедешь! Эх, скажу я тебе прямо – игра не стоит свеч. Ты лучше мне помоги мой вариант решить, а то я разобрать все никак не могу, что к чему».

Я задумался – как быть? Прозвенел звонок с последнего урока, и я понял, что нужно действовать. Но плана у меня не было.

Она складывала учебники в портфель, и уже было собиралась уходить, как я, подбегая к ней, споткнулся и растянулся прямо возле ее ног. В мой несуществующий план это не входило, но получилось, что я сам себя подвел под монастырь. Нужно было исправлять ситуацию. Я лег на бок, подпер щеку рукой (будто так и все и было задумано) и радостно сказал ей: «Привет!» Но тут я услышал смешки одноклассников и увидел ее недоумевающий взгляд, и неожиданно вся уверенность разом пропала. Я уже не помню, что я говорил дальше, но точно помню, что разводил какие-то антимонии.

Страх опозориться перед первой красавицей класса так захватил меня, что я не сразу понял – она понимающе улыбнулась мне и протянула руку. Я сжал ее руку и поднялся на ноги. «Поможешь мне донести портфель?» — спросила она, все также улыбаясь. «С радостью!» — ответил я.

На дворе был май, и ласковое солнце вместе с ее улыбкой были мне словно бальзам на душу. Дорога к ее дому пролегала через парк. Мы еще долго катались на качелях и кормили уток в озере. Она нашла у себя в портфеле булочку, которую она всегда покупала в школьной столовой для уток. «Я каждый день после уроков прихожу сюда кормить их» — рассказывала она.

Оказалось, что она живет в соседнем от меня доме, поэтому я смог проводить ее прямо до подъезда.

  • Спасибо тебе, что проводил меня и помог с рюкзаком, — она снова улыбалась.

Это был один из самых лучший дней моей школьной жизни.

Сочинение с 10 фразеологизмами на любую тему

«Обычно я сплю без задних ног, но сегодня пришлось встать ни свет ни заря. Бить баклуши нельзя — день предстоит трудный, но интересный. Наш классный руководитель взял нас на абордаж и ныне нам предстоит свернуть горы — подняться на Красную горку, чтобы встречать восход солнца. Почти все одноклассники дали добро на поход, и, наконец, наша группа взяла быка за рога. Учитель был на взводе и шли мы (куда только Макар телят ни гонял!), казалось, бесконечно. Наконец достигнув высоты, мы встали встречать солнышко. Впечатление от восхода было так сильно, что началось столпотворение. На всю катушку ребята кричали «Ура!», радовались и прыгали от счастья».

10 стр., 4651 слов

Фразеологизмы — неизменные спутники нашей жизни (презентация)

... Это говорит о том, насколько многогранен и разнообразен наш родной язык, а крылатые выражения придают ему яркий окрас. Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не ...

Это пример, как пишется мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему. В противовес ему обычные сочинения долго прорабатываются. Если необходимо сделать анализ какого-нибудь произведения, то вначале находят фабулу, расставляют акценты, пишут план и так далее.

Творения школьников на свободную тему зачастую бывают интереснее, так как они не загоняют автора в рамки, а наматывают сюжет по ходу мысли. Бывает, что вначале ребята сочинения с фразеологизмами на любую тему пишут об одном, в середине и конце опуса забывают про основной сюжет, и их внимание акцентируется лишь на пикантных оборотах.

Заячья душа

Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:

  • Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.

Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:

  • Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!

Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:

  • Ребятам в школе не говори, пожалуйста!
  • Ладно, домой пошли.

История возникновения фразеологизма

Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.

Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.

В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.

Еле ноги унесли

Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:

  • Ты не знаешь, где Миша?

Коля ответил:

  • Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.
  • Ну ладно.

Начнем урок. Запишем новую тему.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:

24 стр., 11602 слов

Анализ пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)

... сих пор её люблю и верен ей, помогаю чем могу и отдал своё имущество на ... что Елена Андреевна дочь высокопоставленного лица). Надо сказать, что все монологи главного героя буквально насквозь пронизаны ... сторону завязавшегося действия. По сути, завязка в «Дяде Ване» также многокомплексна, как и её экспозиция. ... слушать, но это не останавливает Телегина («Позволь, Ваня. Жена моя бежала от меня на другой ...

  • Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.
  • Хорошо, что все кончилось благополучно.

Иди садись. Продолжаем урок.

Библейские и исторические сюжеты

В Библии многие знакомятся с такими выражениями, как «иерихонская труба», «поцелуй Иуды», «земля Обетованная» и так далее. Из истории к нам пришло выражение «потемкинские деревни». Когда в конце XVIII века Екатерина II захотела увидеть владения в Крыму, Георгий Потемкин разослал во все пункты следования императрицы указания срочно навести должный порядок. В народе позже разошлись слухи, что вместо настоящих поселков выстроили декорации, перевозимые с места на место. Также Екатерину II встречали не коренные обитатели, а празднично одетые люди, прибывшие издалека.

Хорошо разбираясь в истории создания подобных словосочетаний, имеет смысл написать сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему, так как авторский переосмысленный текст — это всегда актуально и интересно.

Набрал воды в рот

Коля и Ваня живут по соседству. Они вместе играли на улице.

Однажды мальчики играли в футбол. Мимо проходил дедушка. Он сказал мальчикам:

  • Помогите мне, пожалуйста. Я потерял свои очки.

Мальчики разом закричали:

  • Иди и сам находи очки. Нам некогда!
  • Ну, какие вы невежливые. Надо помогать старым.

Мальчики не услышали, что говорил старик. Все это услышала мать Вани. Вечером, когда Ваня пришел ужинать, мама и папа позвали его. Мама сказала:

  • Я все слышала. Какие вы глупые. Вам надо помогать старым. Когда вы постареете, если с вами будут так разговаривать, вы поймете, как это обидно.

Ваня стоял, будто набрал воды в рот. А потом сказал:

  • Я все понял. Больше не буду. Всем буду помогать.

После этого случая он стал помогать всем бабушкам и дедушкам.

Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение: Значение фразеологизмов в жизни людей

Фразеология изучает устойчивые речевые выражения – фразеологические единицы. Фразеологизмы присутствуют в любом языке, они содержат в себе уникальность и образность речи. Выражение «Как с гуся вода» Это устойчивое выражение происходит из устного народного творчества. Считается, что оно использовалось в заговоре против различных болезней. Иногда может быть адресовано тому, кто не затратил никаких усилий, чтобы что-то сделать. В народной фразеологии слово «гусь» означает упрямство и глупость. Эта птица довольно часто упоминается в народном фольклоре. Само выражение «как с гуся вода» так же очень часто употребляется в произведениях великих русских классиков, например: в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо», Л.Н.Толстого «Хождения по мукам», в пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба». Фразеологизм «Шито белыми нитками» Очень часто мы используем в разговорной речи фразеологизмы, совершенно не задумываясь об их происхождении. Данное выражение может использоваться в значении недоверия или, когда ложность определённого факта не вызывает сомнения. С первого взгляда может показаться, что выражение имеет отношение к портняжному делу. Рассмотрим данный факт. Итак, когда швея или портной начинают шить какую-либо вещь, они должны непременно наметать данное изделие, то есть прошить его достаточно заметным стежком ниткой контрастного цвета, чтобы после примерки можно было исправить недочёты и удалить нитку впоследствии. Вывод, исходя из портновского дела, данное выражение следует понимать, как недоделанную работу. Но есть и ещё один пример значения данного выражения. Например, «дело так пошито». Это выражение используется в основном в судопроизводстве. В ходе расследования ведётся различная документация, она подшивается в дело с помощью ниток. Суд принимает в рассмотрение дела, оформленные именно так, ведь, если документ уже заверен печатью, его уже невозможно вскрыть или подделать. Фразеологизм «Втирать очки». Существует гипотеза, что спрос на очки появился в 14 веке. Соответственно, появилось множество дельцов, продающих очки, но совершенно ничего не понимающих в коррекции зрения. Таким образом людям продавали очки, которые им ничем не помогали, то есть, им попросту «втирали очки». Наиболее убедительным считается мнение, что выражение «втирать очки» связано с карточной игрой, с картёжниками. Речь шла об азартной игре «очко». Каждая карта в этой игре имела определённую ценность и находилась такие ловкие мошенники, которые незаметно могли наклеить на карту лишний знак, то есть «втереть очко». Фразеологизм «Поменять шило на мыло» Данное выражение довольно часто употребляется в нашей речи, но в совершенно неправильном смысле. И всё же самой ясной гипотезой является связь выражения с работой сапожников. В старину шило изготавливали из железа, и оно быстро ржавело, чтобы облегчить себе работу, сапожники натирали наконечник мылом. Соответственно менять шило на мыло нецелесообразно, так как оба предмета нужны в работе. Отсюда и появился данный фразеологизм.

38 стр., 18765 слов

Крылатые слова и выражения в бардовской песне

... Данная работа посвящена изучению крылатых слов и выражений, заимствованных из произведений русских бардов, на примере публицистических статей. В задачи работы входит: изучить тексты и язык бардовских ... из которого – синкретичность, т. е. Органическое единство трех составляющих – поэзии, музыки и исполнения. Для авторской песни характерен «эффект целого». Бардовское искусство стало своеобразной ...