Духовные искания героев Шукшина

Мини-сочинение на тему «Чудики» В. М. Шукшина

Во второй половине прошлого века в газетах впервые вышли в свет произведения русского писателя Василия Шукшина. Критики сразу же стали назвать его «деревенщиком». На это были свои причины: основной темой своего творчества он на самом деле считал деревню. Самый первый сборник его рассказов как раз и был посвящен сельским жителям, тем, кого он видел, дружил, общался, тем, кто окружал его во время жизни в алтайском селе, откуда автор был родом. При всем этом подробное описание деревенского быта, внешности жителей и пейзажные не интересовали автора. К этому в своих произведениях он обращался лишь параллельно чему-либо, можно сказать, как к фону. Почти не найдешь в них авторских отступлений, некой поэзии — всего, к чему привыкли читатели благодаря писателям, создававшим произведения о деревне до Шукшина. Автор сосредоточил все свое умение на другом. Он описывал жизненные ситуации, которые могли бы случиться с любым человеком. Эти коллизии просты и в то же время драматичны. В центре всех таких историй оказывался простой человек, незнатный, неизвестный, житель какой-нибудь сельской периферии, не приглядный внешне, но зато имеющий широкую, открытую миру и другим людям душу.

Таких героев рассказов Шукшина назвали «чудиками»: они отличались по своему поведению и внутренним убеждениям от других, были даже смешны, но в то же время чрезвычайно милы, чудны. Каждый из таких героев имел свои индивидуальные черты, некую изюминку, демонстрирующую разные грани русского менталитета. Герой Шукшина, родившийся в далекой деревне, занятый повседневными делами, повторяющейся работой, не хочет быть поглощённым рутиной. Он всей душой жаждет, пускай совсем ненадолго, но все-таки убежать от обыденности. Душа героев ищет радости, а голова вечно находится в поиске правды. Поэтому им часто жизненно необходимо выйти за пределы забора, они хотят решить глобальные проблемы. Так герой рассказа «Микроскоп» покупает дорогой микроскоп, надеясь найти способ уничтожения вредных микроорганизмов. Постоянная для всех героев рассказов Шукшина черта – столкновение с городским, на основе которого обнажаются основные черты их характера, виднеется конфликт между их мечтами и настоящим. Чудики постоянно чему-либо дивятся и любят удивлять. Их образы могут меняться от произведения к произведению. Есть среди них и наивный человек из рассказа «Чудик», и выдумщик, который кажется вот-вот запутается сам в своих фантазиях из «Миль пардон, мадам!», и агрессивный спорщик из рассказа «Срезал».

15 стр., 7199 слов

«Типология героев в рассказах В.М. Шукшина»

... М. Шукшина посредством исследований особенностей характеров его героев. Герои шукшинских рассказов… Так кто же они? Каковы они? Попробую типизировать их в своей работе – вот цель моей работы. Задачи ... 1. Обзор творчества писателя. 1.1 Основные темы творчества. Основные произведения. Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот ...

Им свойственны упорство, прямолинейность, своеволие. Им нужно найти способ показать себя. Ведь недаром герой «Чудика» с детства мечтал стать сыщиком. Часто поведение героев напоминает театральное. Лишь бы обратить на себя внимание. По этой же причине Васятка Князев разрисовывает коляску ребенка. Он хочет сделать таким образом подарок снохе, жаждет, чтобы его похвалили, одобрили работу, но сноха не оценит его таланта художника. Высоким порывам героев нет места в реальной жизни. Этот факт придает рассказам трагикомический тон. Герои рассказов Шукшина — живые образы, без тени притворства, такие, по каким соскучилась русская литература на момент до прихода в нее этого автора. Не смотря на всю чудаковатость их поведения и формы мысли, они близки и понятны читателю, а значит любимы и интересны. Между читателями и героями рассказов Шукшина устранена дистанция – это главное, к чему стремился автор, и именно это позволило «чудикам» прожить долгую литературную жизнь и не быть забытыми даже сегодня, в новом тысячелетии.

​Мини-сочинение на тему «Чудики» В. М. Шукшина (вариант 2)​​​

По дорогам Шукшина…

Пока одних людей волнует вопрос, куда поехать на море, другие свое свободное время проводят в поездках по стране, с неожиданных сторон открывают для себя малую родину. Как мало еще мы знаем об Алтайском крае и знаменитых земляках. Среди них — писатель, актер и режиссер Василий Макарович Шукшин. Прочитать его биографию может каждый в сети Интернет. А побывать на малой родине, посмотреть дом, где вырос, и школу, где учился этот человек — такая возможность ближе всего жителям нашего края, — Дарья Епанчинцева, барнаульская школа № 42. Мы, ученики 5 класса «А», с удовольствием воспользовались возможностью побывать в Сростках. Красивый снаружи и уютный внутри электропоезд «Калина Красная» везет нас до Бийска. За окном унылые весенние картины — голые деревья, поля и серое небо. Природа в конце марта еще не проснулась, холодно, но мы тепло одеты, в хорошем настроении, и полны решимости осуществить задуманное. Три часа пути за разговорами и шутками незаметно пролетают. В Бийске мы пересаживаемся на автобус, который мчит нас в деревню, где родился, вырос и некоторое время жил Василий Шукшин. За окном все чаще мелькают деревянные домики, пасется стадо свиней. В городе такого не увидишь и нам интересно. Сростки встречают очень красивым храмом Великомученицы Екатерины, — недавно построенным, как рассказал экскурсовод. Раньше здесь стояла деревянная церковь. К Музею Шукшина идем по широкой дороге. Во времена Василия Макаровича она не была асфальтированной, и он, наверное, ходил по ней весной, когда грязно, в больших резиновых сапогах — в таких же как на его фотографиях. Музей расположился в бывшей школе. Здесь Шукшин учился с 1 по 7 класс, позднее в этой же школе он трудился директором.

6 стр., 2577 слов

Шукшин, Василий Макарович

... Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе ... Шукшина, актриса (1967). Ольга Шукшина, актриса (1969)[4] . 2. Проблематика творчества Герои книг и фильмов Шукшина ... на Новодевичьем кладбище. 1.3. Личная жизнь Первая супруга Шукшина — его односельчанка, школьная учительница ...

В старой классной комнате не трудно представить себя учеником середины прошлого века. На стенах висят плакаты с надписями на немецком и картинами исторических битв. Очень понравились широкие, устойчивые старые парты, за которыми нам разрешили посидеть. А вот школьная доска совсем потускнела и выцвела. Нам показали старинные перьевые ручки, чернильницы и тетради школьников с аккуратным почерком. Кстати, Василий Макарович в школе делал успехи по истории и литературе. А вот математика ему давалась трудно. Он был гуманитарий. В музее несколько залов, много фотографий, одежда. Есть предметы, который рассказывают о быте в период детства писателя. Например, прялка. Много документов, связанных с писательским и режиссерским творчеством. Запоминающийся экспонат — огромная кинокамера для видеосъемки. Она настолько тяжелая, что её переносили 4 человека. С особой нежностью Василий Макарович относился к своей матери — Марии Куксиной. Когда он уже жил в Москве, то писал ей очень ласковые письма. Мы побывали в старом доме матери Шукшина, где он провел свое детство. Позднее Василий Макарович купил маме более новый дом. Его мы тоже увидели. В доме детства тесно, всего две комнаты. Большой интерес у нас вызвала печка, а также колодец — во дворе. Жила семья Василий Макаровича очень просто, но это не помешало ему состояться в жизни.

Мы долго поднимались по дороге, ведущей на гору Пикет. Здесь открывается красивый вид на деревню, реку Катунь и установлен памятник Шукшину. Смотришь на него и легко представляешь, как Василий Макарович вот так же сидел десятки лет назад на холме, глядел на родные пейзажи, мечтал о будущем и сочинял свои рассказы. В Сростках мы узнали о Василии Макаровиче много интересных фактов. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Многое успел сделать. А главное — был настоящим патриотом, в своих рассказах прославил свою малую родину. И теперь со всей страны круглый год сюда приезжают туристы, во многом благодаря этому Сростки процветают. Символично название последней кинокартины, в которой снимался Шукшин — «Они сражались за Родину».

Статистика голосов

Голоса посетителей

[Всего: 7 Средний балл: 3.9]

По дорогам Шукшина… reviewed by admin на 20.04.2016 rated 4.9 of 5

Сочинение на тему: Духовные искания героев Шукшина. , Поиск нравственного идеала в прозе В. М. Шукшина

В прозе В. М. Шукшина поражает то, что герои ее всегда мыслители, которые спорят о вечном и сиюминутном, размышляют о жизни и мечтах человека. Не склонные к покорности и компромиссам, они всех готовы исправить по собственной программе нравственного усовершенствования. Среди таких людей — герои шукшинских рассказов Саша Ермолаев, Колька Паратов, Князев и другие.

Многие такие шукшинские «мыслители» живут в обыденной житейской обстановке, однако умеют открывать в ней новое и радостное, никем раньше не замеченное. Таковы Саша Неверов («Залетный»), сельский поп из рассказа «Верую!», Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе, Матвей Рязанцев («Думы»).

7 стр., 3145 слов

Духовный мир человека в произведениях Василия Белова

... образом, духовные основы героев Василия Белова кроются в близости к природе, земле, в благотворном влиянии труда. 2. СКАЗЫ БЕЛОВА КАК ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА Если в «Привычном ... интонация, шутливая, а порой саркастическая оценка тех или иных недостатков и несообразностей жизни - основные приметы комического стиля. В «Бухтинах вологодских завиральных, в шести темах» (1969), ...

Они стремятся постичь своим умом все — от микромира до космоса. Например, Андрей Ерин, озабоченный грядущими судьбами человечества, напряженно рассматривает в микроскоп различные предметы, а Макар Жеребцов «въедливо» учит людей добру и терпению.

В своих духовных исканиях каждый герой идет нехожеными тропами, и на этом пути он совершает единственные в своем роде открытия, проявляет себя как индивидуальность. Однако все герои вместе составляют единое многоголосие, потому что правду жизни видят в торжестве нравственности и гармонии человека с миром. Так, мы слышим сильный жизнелюбивый голос попа, проповедующего веру в жизнь: «Ты пришел узнать: во что верить?.. Верь в жизнь… В авиацию, в химизацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию! В космос и невесомость! — ибо это объективно-о!» Саня Неверов из рассказа «Залетный» утверждает путь самовоспитания, внимательного отношения к себе и к людям, говорит о необходимости нести в жизнь деятель-

ные любовь и добро. Алеша Бесконвойный ищет прочные органичные связи человека с миром и находит их в любви: «Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день… Стал стучаться покой в душе — стал любить». Только в состоянии любви мир кажется Алеше светлым: «Мир вокруг покачивался согласно сердцу».

Почти все шукшинские правдоискатели отличаются максимализмом и категоричностью суждений, но все они любят послушать умудренных жизнью стариков с их спокойной, неторопливой рассудительностью.

Голос автора звучит в этом многоголосии спокойно и уверенно. Он поэтизирует радость и красоту бытия, говорит о созидательном отношении человека к своей жизни. Шукшинский идеал — это дом, земля, любовь, красота, труд. Идеал этот вполне достижим, реален, более того, притягателен даже в эпоху технических преобразований.

Нравственная позиция автора раскрывается в тех рассказах, где он выступает как участник событий («Дядя Ермолай», «Горе», «Петя», «Жил человек», «Боря», «Рыжий»).

В большинстве этих рассказов Шукшин говорит о преемственности поколений, духовном выпрямлении человека, ожесточившегося в суете и мелочах быта.

Более того, Шукшин обращается непосредственно к читателю, призывая его принять участие в диалоге: «Я думал: «Что же жизнь — комедия или трагедия?.. Комедия или жуткая трагедия, в которой все мы — от Наполеона до Бори — неуклюжие, тупые актеры, особенно Наполеон. Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека!» …Уважать — да. Только ведь уважение — дело наживное… Жалость — это выше нас, мудрее наших библиотек… Мать — самое уважаемое, что ни на есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости… Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак…» («Боря»).

Народное понимание жалости, равнозначное любви, которое утверждает Шукшин, в основе своей вовсе не сентиментально.

5 стр., 2341 слов

Толчком к сочинению тристана и изольды стала любовь

... готовый встать на защиту людей. Особенности любви Тристана и Изольды: Но главный для нас вопрос — это вопрос об особенностях любви в романе о Тристане и Изольде. Какая же любовь изображена в легенде? В ... во имя страсти, во имя любви к любви, которая их терзает, во имя обострения любви, ее преображения — даже ценой собственного счастья и собственной жизни». Отношения любящих можно представить как ...

Автор не испытывает ничего, кроме возмущения, когда ему приходится сталкиваться с людьми-«гориллами». По мнению Шукшина, гармония в человеческих отношениях создается в преодолении бездушия и борьбе со злом. Счастье в концепции писателя — это деятельное бытие, где созидательное начало принадлежит самому человеку.