Главные герои сказки кавказский пленник толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Л

Сочинение

Главные события разворачиваются во времена войны, которая велась на Кавказе. В качестве героя выступает офицер по фамилии Жилин. Получив письмо от своей матери, он решает ее навестить. В дороге Жилин знакомится с еще одним военным — Костылиным. Дальше оба офицера едут вместе. По пути они подвергаются нападению. Костылину удается сбежать от нападавших горцев, а второго героя захватывают в плен. Позже продают пленного одному богатому татарину — Абдул-Марату. Тот увозит бойца в свое горное село и бросает в сарай.

Уже там Иван Жилин вновь встречает своего попутчика, оказывается, его тоже поймали

Днем пленников выпускают из сарая, они могут свободно ходить по аулу, но на них, чтобы не сбежали, надевали колодки. Не желая сидеть без дела, офицер своими руками изготавливает для местной ребятни игрушки. Благодаря этому он получает в союзники тринадцатилетнюю девочку Дину — дочь Абдул-Марата. Также он параллельно готовит побег, поэтому роет подкоп по ночам.

Вскоре подземный ход был готов, офицерам осталось лишь выбрать подходящий момент. И он представился, когда в поселке пропал горец. Все мужчины аула собрались на его поиски. Они выбрались из сарая и устремились в сторону лесной полосы. Но Костылин травмирует ногу, поэтому передвигаться быстро не может. Жилину даже пришлось нести его на спине. Уйти далеко они не смогли, их догнали. На этот раз в целях безопасности военных посадили в глубокую яму.

Из-за плохой еды и постоянной сырости у Костылина ухудшается состояние, он начинает сильно болеть. Дина не бросила Жилина, она часто его навещала, приносила еду. Однажды девушка прибежала в слезах и рассказала, что горцы готовят его казнь. Уже следующей ночью она приносит ему длинную палку, с помощью которой славянин и смог благополучно выбраться из ямы. Второй служивый бежать отказался, так как понимал, что сил ему на это не хватит.

На этот раз побег прошел удачно, солдат смог благополучно добраться до своих. Через месяц родственники выкупили и Костылина.

Чему научил этот рассказ именно меня.

Не надо считать себя умнее остальных. Меры предосторожности, основанные явно не на пустом месте, гласили, что нужно ехать только с провожатыми солдатами. Не стоило надеяться, что пронесёт. Война есть война. Не думай только о себе. Сам погибай, а товарища выручай. Жилин и Костылин вдвоём дали бы отпор татарам. Но Костылин сбежал, и их обоих взяли в плен.

14 стр., 6786 слов

Характеристика жилина и его образ (5 класс) (2)

... прикидывал возможные планы побега, а ночами рыл подкоп. Баранина и лепешки, приносимые благодарной Диной, помогли ему и Костылину остаться в живых. Костылин пишет письмо домой Жилин и Костылин на протяжении ... воюя за объединение Кавказа и России. Они попали в плен по дороге домой, причем Жилин ехал повидаться с матерью, находящейся на смертном одре. Татары заметили русских и ...

Нужно оставаться хорошим человеком в любой ситуации. Жилин — образец добропорядочности. Он знал, что выкуп разорит его маму, поэтому отправлял письма на ненастоящий адрес. Во время первого побега, когда Костылин был обузой, Жилин мог его бросить и уйти в одиночку. Но, такой поступок не соответствовал убеждениям офицера, и он тащил друга на своей спине, пока их не поймали.

Никогда не сдавайся, даже если ситуация кажется безвыходной. Всегда найдутся те, кто сможет помочь. Рассказ хоть и написан про далёкое время, актуален и в наши дни. В нём затронута вечная тема отношений между людьми. Когда друг решает позаботиться о себе, тем самым подставив под удар. А враг, забыв про разногласия, протянет руку помощи.

5 класс по рассказу Толстова Кавказский пленник

Другие сочинения: ← Жилин и Дина↑ Толстой Л. Н.Образ Андрея Болконского →

Главные герои

История создания рассказа основана на реальных событиях, которые произошли со Львом Николаевичем. На Кавказе знаменитый писатель действительно находился в плену у татар вместе с товарищем, но у них все закончилось благополучно. Они возвратились домой живыми и здоровыми. Уже позднее он по воспоминаниям написал свою повесть. В литературном произведении «Кавказский пленник» героя два, их описание и характеристика следующие:

  1. Иван Жилин — настоящий русский офицер, отличается доблестным и бесстрашным характером. Он в меру строптив, уважает как себя, так и окружающих людей. Удивительно, но даже в плену он требует уважения от своих хозяев. Мужчина трудолюбив, мастерит игрушки для детей и тщательно готовится к побегу. Его отличительной чертой является огромная сила воли, он не падает духом, поэтому в результате удачно сбегает.
  2. Костылин также имеет офицерский чин, но является противоположностью Ивана . Он грузный, неуклюжий и неповоротливый, эти же черты прослеживаются и в характере. Солдат сразу смиряется с участью пленника. Он все время находится в состоянии уныния. В нем отсутствует чувство гордости, уважения. Этот образ жизни и приводит к тому, что Костылин заболевает. В глазах читателя он выставляет себя трусом, не желающим бороться за собственную свободу и жизнь. На волю его выпускают только благодаря родственникам, которые заплатили выкуп.

Что касается второстепенных героев, то они есть в рассказе тоже. Пожалуй, самый колоритный персонаж — это старик. В далеком прошлом это сильный джигит. У старца была большая семья — три жены и 8 сыновей. После начала военных действий семеро из них были убиты, а восьмой перешел на сторону врага. Отец не простил позорного поступка и своими руками казнил сына. После этого он возненавидел всех русских солдат.

13 стр., 6103 слов

По рассказу Кавказский пленник Толстого 5 класс

... героем в самом конце рассказа, раскрывают его название с новой стороны: кавказский пленник — это не Жилин. Точнее, не только он. Кавказские пленники ... тот момент, когда дружба остается вечной. Сочинение 3 В рассказе “Кавказский пленник”, написанном в первую очередь для ... просты, архетипичны, повествование ведётся динамично и просто, главный герой — Жилин — содержит в своём образе все черты, присущие ...

Абдул-Марат

Еще одна второстепенная героиня — старуха, автор рассказывает о ней мало, поэтому у нее нет имени, но даже по этому сжатому анализу явно видно, что она ворчливая и злая женщина, которая недовольна своей жизнью.

«Кавказский пленник». Образы основных персонажей

Сегодня мы…

  • Продолжим рассматривать рассказ «Кавказский пленник».
  • Поговорим об образе главного героя.
  • Рассмотрим второстепенных героев рассказа.

А пока что присоединимся к Мише, который попытался оторвать Артёма от чтения.

  • Да отложи ты книжку! – воскликнул мальчик. – Посмотри, что у меня есть. Новый комикс про супергероев.
  • У меня есть кое-что покруче, – пренебрежительно отозвался Артём. – Я тут как раз читаю историю не просто про героя – а про героя без страха и упрёка!

Он проявляет несгибаемую стойкость и удивительное мужество!

Он крепок телом и силен духом!

  • Ого, — уважительно протянул Миша. – О таком герое я бы почитал. Ну-ка, что у тебя за книжка… «Кавказский пленник» Толстого? Да ты издеваешься.
  • И в мыслях не было, – улыбнулся Артём.

Просто главный персонаж этого рассказа, Жилин, и правда настоящий герой.

Он, например, очень храбр

Помните тот эпизод, когда Жилин и Костылин натыкаются на засаду? Довольно скоро герой понимает, что ему не сбежать. И в отчаянии он поворачивается к горцам лицом и летит на них – с одной саблей. И только падение лошади мешает ему схватиться с врагами.

«Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

А после того, как его всё же берут в плен, Жилин ведёт себя всё так же отважно. Он торгуется с горцами настолько упорно, что даже вызывает их уважение.

Посмотрите, насколько дерзко он себя ведёт:

«Эх, — думает Жилин, — с ними, что робеть, то хуже». Вскочил на ноги и говорит:

— А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!».

Кстати, «собака» – страшное оскорбление для мусульман, которые считают это животное нечистым.

Наконец, даже когда его заставляют написать письмо – он пишет неверный адрес, то есть вообще не собирается просить за себя выкуп. Все мысли Жилина – только о побеге.

Отважно себя Жилин ведёт и во время двух побегов. При этом нужно заметить, что его смелость – это не беспечность. Он ещё и достаточно осторожен.

  • Но все-таки у него железные нервы, – протянул Миша.
  • Он и не только храбр, – заметил Артём. – Герой ещё и стоек, и упорен.

с самого начала Жилин думает только о побеге и настойчиво добивается своей цели

Даже когда первый побег срывается – он не сдаётся, сидя в темной, душной яме.

А его путь с колодкой на ногах! Он безумно труден, но герой не падает духом и продолжает идти навстречу к свободе.

  • А ещё в плену Жилин не сидит без дела, – продолжил Артём. – Можно смело добавить трудолюбие к чертам его характера.
  • И это немного странно, – отметил Миша. – Ведь он барин, дворянин.

человек небогатый

11 стр., 5275 слов

Жилин и костылин разные судьбы 5 класс

... Тема урока: «Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы». Тип урока: развитие речи. Цель урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев. Задачи: ...

  • И ведь у него ещё есть старенькая мать, которая живёт только на доходы небольшого поместья и которой сын высылает деньги.

мастер на все руки

  • Он чинит часы, лепит куколок.

Он даже делает сложную игрушку-мельницу на ручье.

Конечно, это позволяет герою чем-то себя занять. А ещё к нему начинают лучше относиться.

  • И это ещё одна его черта, – подхватил Миша. – Он умеет ладить со всеми окружающими.
  • Или почти со всеми, – поправил Артём. – Вспомним татарина, который героя не любил.

довольно быстро налаживает отношения с Абдулом и остальными жителями.

Например, он уговаривает мальчика отпустить его на гору. Да что там – герой договаривается не только с людьми, но даже с собакой, которую он приручает!

Он завоёвывает симпатии Дины. И как раз это играет ключевую роль в его освобождении.

Об этой дружбе надо поговорить подробнее.

Хотя бы потому, что мы видим, как она развивается. Герои такие разные – но при этом они постепенно находят общий язык. И если вначале Дина побаивается Жилина, а потом просто жалеет, и ей любопытно… то в конце концов она доходит до помощи пленному в побеге.

Дина не избалована игрушками и добрым отношением, это видно. А Жилин добр к ней. На эту доброту Дина отвечает своим сочувствием и искренне привязывается к пленному.

Настолько, что не может позволить, чтобы Жилина убили, и помогает ему сбежать.

И вот здесь Дина проявляет просто исключительную смелость. Ведь горцы могут догадаться, кто помог Жилину с побегом. Например, выпытать это у Костылина, который плохо переносит боль.

Дина – очень самоотверженный персонаж.

  • И у неё есть в характере то самое качество, которое присутствует и у Жилина, — заметил Артём.

Умение не бросать товарища в беде

, – догадался Миша.

Действительно – хотя Костылин и бросил Жилина, тот не упрекает товарища в промахах.

Наоборот, он всячески помогает Костылину – можно сказать, просто тащит с собой в побег.

Даёт советы, ждёт его.

А под конец так и вообще несёт на себе.

При этом герой всё-таки приходит в отчаяние:

«А сам думает на Костылина:

«И чёрт меня дёрнул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушёл».

Костылин говорит:

  • Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
  • Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

    Подхватил опять на плечи, попёр.

Прошёл он так с версту. … Измучился Жилин».

Но всё-таки он так и не бросил товарища и вместе с ним оказался в яме.

  • А ещё герой изобретателен, находчив, терпелив… – добавил Артём.
  • Да-да, я понял, он замечательный человек, – отозвался Миша.

– Но ведь у него есть в тексте противоположность.

И образ Жилина выглядит ещё ярче на фоне такого персонажа, как Костылин.

противоположности

2 стр., 844 слов

Жилин и Дина (5 класс рассказ Кавказский пленник)

... шест. По нему Жилин выбрался из ямы, а Костылин отказался с ним бежать. При расставании с другом Дина плакала и дала ему на дорогу лепёшек. На этот раз Жилину удалось добраться ... ремонта необходимые инструменты. С их помощью Жилин стал делать подкоп и в одну из ночей сбежал со своим товарищем. К сожалению, Костылин его подвёл. Он с трудом передвигался ...

Каждое качество Жилина в образе Костылина отражается, как в искажённом зеркале. Он трусоват, нерешителен, ленив, постоянно впадает в уныние.

антиподами

  • А сам приём противопоставления персонажей – называется

антитезой

Вспомним о том, что именно Костылин предложил оторваться от обоза и ехать вдвоём. Да и ведёт себя Костылин в пути беспечно

: даже отговаривает Жилина от идеи отправиться на разведку.

После того, как появляются горцы, Костылин еще и бросает

Жилина. Хотя у него есть ружье, при помощи которого как минимум можно выиграть время!

В плену же Костылин ведёт себя как покорный пленник, не пытается выбраться и быстро падает духом.

Вспомним, как ведёт себя Костылин:

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит».

А вот чем занимается Жилин: « Жилин … всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев

».

Но вот – первый побег. Костылин не только постоянно боится и сомневается, но и быстро выдыхается и становится для Жилина обузой. Он изнежен и не привык терпеть боль и усталость.

Хотя он не хочет, чтобы товарища поймали, так что предлагает просто оставить себя.

человек неплохой – просто изнеженный и слабый

  • Он даже помогает Жилину бежать во второй раз – подсаживает его. Хотя и отказывается идти, понимая, что сил и упорства у него не хватит.
  • И получается, – подытожил Миша, – что перед нами – история с настоящим героем.
  • И с его трусоватым товарищем, – усмехнулся Артём.
  • А ещё здесь есть очень смелая девочка, которая помогает герою! – подхватила Алина.

Итак, что мы должны сегодня запомнить?, Главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник»

Жилин. Небогатый дворянин показан смелым и находчивым, трудолюбивым и настойчивым.

  • Противоположностью Жилина является Костылин. Он ленив, трусоват, может бросить товарища. Однако его нельзя назвать отрицательным персонажем.

Основная мысль

Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого — показать людям, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно бороться за жизнь до конца. Автор прекрасно противопоставляет своих персонажей. Иван Жилин всеми силами пытается бежать, а его товарищ по несчастью, наоборот, опускает руки и мирится с судьбой, сдается. Многие читатели не понимают, почему в названии произведения фигурирует один пленник, если по сюжету их два. Дело в том, что Иван не просто желает освобождения, но и пытается действовать.

13 стр., 6082 слов

Характеристика и образ Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого (2)

... Толстого “Кавказский пленник” посвящается реальным историческим событиям 19 века. Значимыми образами произведения, стали Жилин и Дина, ... офицеров Жилина и Костылина. Здесь и трогательная дружба русского офицера Жилина и кавказской девочки Дины. Эта ... Сочинение «Жилин и дина» , Вариант 1 Первая их встреча произошла, когда мужчина после нелегкой ночи в плену попросил у девочки воды. Дина напоила пленника, ...

Что касается проблематики, то тут затрагивается несколько проблем

Не обошел писатель и тематику войны. Горные народы ополчились против русских после того, как император захотел подчинить себе горцев. Он хорошо описывает злого старца, который всей душой ненавидит солдат, так как потерял из-за них всю свою семью.

Львом Николаевичем была полностью раскрыта тема смелости

Анализируя произведение, можно сделать вывод, что автор призывает читателей не отступать, даже если в жизни происходят сложности. Необходимо всегда двигаться вперед, преодолевать трудности, быть стойким и упорным. Также важно оставаться добрым, честным и порядочным, помнить о милосердии.

Вывод (мое мнение)

Великий Толстой приемом антитезы показывает судьбы двух молодых офицеров, один не смирялся с трудностями и любыми путями боролся с судьбой, а второй только плыл по течению. А, кроме того, Жилин и Дина – люди разных национальностей и культур, стали настоящими друзьями, во всем поддерживающими друг друга, тогда как Костылин ради спасения своей жизни был готов на все, даже на предательство.

Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.

Направление и жанр , В тексте имеется план, который содержит все структурные элементы, присущие рассказу:

  • завязка;
  • развитие событий;
  • кульминация;
  • развязка.

Толстой написал свой поучительный рассказ для школьного пособия с символическим названием «Азбука». Впервые его работа была опубликована в 1872 году в журнале «Заря». Сегодня литературное произведение изучается в 5 классе.