Величайший мастер прозы и талантливый лирик — так характеризуется в русской литературе И. Бунин. «Кукушка» — краткое содержание по главам дается ниже — один из ранних рассказов писателя, в котором автор крупным планом изображает человека из народа.
1 глава. Новый караульный
Февральским вечером к сторожке в лесу подъехали розвальни. Из них вылез старик, одетый в изношенную шинель и шапку. В руках он держал кошку с петухом, следом бежали две собаки. Это был старый солдат, прозванный Кукушкой. Он затопил печь, сварил картошки. Не торопясь, но жадно поел. Затем взобрался на печь и укрылся шинелью. Кукушка чувствовал себя счастливым: наконец-то у него появились, пусть и ненадолго — барин назначил его караульным в лесу — дом, еда. Он хорошо знал, что такое побираться, поэтому был рад малому — отмечает Бунин.
«Кукушка»: краткое содержание 2 главы
Как-то старик пошел просить денег. В момент, когда барин удалился из комнаты, вошли два его сына. Они заговорили с Кукушкой. Стали спрашивать о собаках, рассказывали о проделках Цыгана — пса, отправленного со стариком в караулку. Перешли к охоте, и Кукушка пообещал принести мальчикам волчат — недавно он видел рядом со своим домом их мать.
Старик бодро возвращался в лес. Он был приемышем, потому и получил такое прозвище. С детства нанимался на работы. После службы женился, но с семьей не получилось. Он с малых лет считал себя обездоленным, беспутным, и сделало его ленивым, раздражительным неумехой. Такую характеристику дает герою рассказа «Кукушка» Бунин. Краткое содержание его горькой жизни оттеняет то счастье, которое он чувствовал, живя в караулке.
Глава 3. В поисках волчат
Было начало апреля. Возвращаясь из обхода, Кукушка заметил волчицу. Он решил, что она, вероятно, уже ощенилась. По вечерам старик прислушивался к звукам, надеясь узнать, где ее логово. Но все было тщетно. Наконец, на рассвете Кукушка решил сам отправиться к оврагу. И ему повезло: у камней суетились два волчонка. Старик сложил их в мешок и отправился к барину.
Мальчики были в восторге. А Кукушка долго рассказывал, как ловил волчат. Радостный, возвращался в караулку, где его уже ждал приказчик. Оказалось, за время отсутствия Кукушки в лесу срубили деревья. Теперь за это предстояло ответить.
Кукушка, Бунин: краткое содержание рассказа по главам
... в лесу. В обязанности старика входило охранять барский лес от незаконных вырубок. Чему же еще посвящен рассказ «Кукушка» Бунина, краткое содержание ... что тучи барского гнева над ним сгущаются, Кукушка отловил в лесу волчат и подарил их детям барина. Дети ... саваном. Барчук — сын барина. Кроме краткого пересказа «Кукушки» Бунина здесь есть и другие сочинения: Величайший мастер прозы и талантливый лирик ...
Бунин, «Кукушка»: краткое содержание 4 главы
Недели через две приехал барин. Все эти дни Кукушка притворялся больным и теперь жаловался, что приказчик его чуть не убил. Хозяин пообещал прислать нового караульного, а старику разрешил пока пожить в доме. К лету Кукушка вновь пошел по деревням и однажды оказался у дома барина.
Мальчики ему очень обрадовались и рассказали, что один волчонок умер. Другой ничего не ел и исхудал. «Нужно его отпустить», — предложил старик. По дороге к яме мальчики стали расспрашивать героя о его жизни — продолжает Бунин. Кукушка — краткое содержание разговора приводится — отметил, что ни семьи, ни дома у него нет. Что работу найти тяжело. Когда барчуки предложили помощь, лишь попросил взять у отца две рубахи. И добавил, что зимой замерзнет, так будет в чем похоронить.
Волчонка выпустили, и старик отправился вслед за ним в лес. А зимой его пророчество сбылось — пишет Бунин. Кукушка, краткое содержание рассказа о котором вы прочитали, был найден мертвым недалеко от сторожки, где счастливо провел три месяца своей жизни около года назад.
Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка» (мастерская построения знаний и творческого письма)
Цель :
- выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
- развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
- формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».
Результаты урока:
Предметные результаты : выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.
Метапредметные результаты : развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.
Личностные результаты : закрепление нравственных норм поведения.
учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.
Структура урока
1. Индукция.
2.Самоконструкция.
3. Социоконструкция.
4.Социализация.
5. Афиширование.
6. Разрыв.
7. Рефлексия., Работа во время мастерской ведется в группах., ХОД ЗАНЯТИЯ
І . Индукция .
Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: « Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) И.А. Бунина «Кукушка» (Слайд 1).
Напишите слово ДОМ как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными).
Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)
II. Самоконструкция.
Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.
«Невеликая награда.
Темные аллеи бунин волки анализ. : «Анализ рассказа И. Бунина «Темные аллеи
... наглядная образность и психологическая проникновенность - вот черты стиля Бунина. Некоторые его рассказы благодаря совершенству формы принадлежат к лучшим произведениям мировой новеллистики. ... рассказы между собой. Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться . Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина ...
Невысокий пьедестал., Человеку мало надо., Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).
Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2).
(10 минут)
III. Социоконструкция.
Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)
IV. Социализация. (3 и 5 минут)
Группам раздаются вопросы.
1 группа . Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).
Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).
(слайд 3, 4).
(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме).
Слово учителя.
В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.
2 группа . Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание).
(Слайд 5).
Сообщение учащегося.
«Мужичок из робких» — Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54
Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться…
Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика «себе на уме». Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели…
Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).
(Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).
3 группа . Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).
Конспект открытого по литературному чтению «Кукушка (ненецкая ...
... шныряет, (Кукушка.) (Слайд 2)Аудиозапись голоса птицы. Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”. ... народная сказка.) (“Каша из топора” – русская народная сказка.) III. Сообщение темы урока. Вы узнаете название сказки, ... “Угадай”. Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в ... произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в ...
Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).
Слово учителя.
Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».
4 группа . Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).
(Слайд 6).
Слово учителя.
Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.
Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).
Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?
«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».
Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.
Слово учителя.
Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.
Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.
V. Афиширование. (5 минут)
Развитие речи . по вопросам. 2 класс
... вопросы самостоятельно. (для сильных детей) Запишите текст , используя слова-опоры. (для средних детей) Составьте предложения из деформированного текста . (для слабых учеников) 8.АНАЛИЗ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА. Прочитайте ... Все стаканы выпивали, А букашки по три чашки С молоком и крендельком. ... предположите. Что больше всего нравится делать? 2 слайд (портрет К.И.Чуковского) Рассмотрите портрет ...
Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои).
(Слайд 7).
В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).
Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8)., Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).
VI. Разрыв. (5 минут)
Обсудите в группах вопросы:, Какое значение приобретает фраза Кукушки:
«- Зимой нашему брату плохо.
Какому брату?, Волчиному»?, Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).
Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).
Объясните смысл названия рассказа., Какие проблемы затронуты в этом рассказе?, Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?»., Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).
Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.
VII. Рефлексия. (2 минуты)
Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему? Сделали ли какое-то открытие?
Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.
«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).
«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).
«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).
«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).
«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).
«Невеликая награда.
Невысокий пьедестал., Человеку мало надо., Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).
«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).
Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).
«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).
Комментарий к повести “левша” лескова, непонятные и искаженные слова
... Сочинение по литературе. Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша» Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше ... рассказу придает выдумка и остроумие автора, заключающиеся в использовании новых слов – иностранных слов, ... людей. Очень точно это можно проследить в восемнадцатой главе сказа, где “англичанина… привезли ...
«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).
«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).
«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).
«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).
Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».
Вопросы для 1 группы.
Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).
Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).
Вопросы для 2 группы.
Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание).
Сообщение Ивзалиева.
Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).
Вопросы для 3 группы.
Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?
Вопросы для 4 группы.
Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).
Почему радуется Кукушка своему новому положению?
Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).
Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?
Лес был небольшой, но красивый, особенно ежели принять во внимание, что вокруг него была бедная местность: поля да косогоры, кое-где поселки у оврагов, дубовые кусты в лощинах, хутора мелких помещиков и одинокая мельница-ветрянка на западном горизонте, на далеком возвышении. Правда, поля были волнистые и сменялись лугами («верхами», по-орловски), но это были совсем голые и глухие луга.
Большой Кастюринский верх разветвлялся к северу на два рукава. Один из них был покрыт по отлогим бокам кустарником и далеко тянулся однообразным логом. Скучно в нем было, особенно осенью! Едешь, бывало, в синеватый, пасмурный денек на охоту среди этого пустынного лога и видишь перед собою только низкое небо да пожелтевший кустарник. Ни птицы, ни зверя, — один ветер шелестит дубовой листвою…
По картине «Опять двойка» Ф.П. Решетникова
... серия 124). Существует немало разных использований картины «Опять двойка». Изучение картины Ф. Решетникова «Опять двойка» входит в школьную программу. Ф. РЕШЕТНИКОВ «ОПЯТЬ ДВОЙКА» — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ — Легенды нашей эпохи Я категорически не ... для средней школы. И практически все ученики писали сочинение. Однако мало кто знает историю создания картины и что она является второй по счету из ...
Зато другой был гораздо веселей и живописней. Тут-то и находился лес. Оттого, что лес давно не подчищали, в нем было много густого подседа — орешников, осинников и молодых березок. Были, кроме того, овраги, где громоздились серые камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд, окруженный верболозами, позабытый пчельник и старая караулка — почерневшая изба с горбатой крышей. Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и похожие на грибы, стали от времени голубовато-серого цвета, а в караулке покосились окна, двери и даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился старик-солдат Кукушка, а в одном из оврагов, за пчельником, вывела двух детенышей волчица.
Наступал вечер теплого и серенького февральского дня, когда работник с Кастюринского хутора привез Кукушку в караулку. Лес утопал в молодом, рыхлом снегу. Перед вечером опять начинало порошить, и деревья, наполнявшие лощины и овраги, были слегка затуманены, а в отдаленье, в конце лугов, сливались в неясные чащи мутно-сизого цвета. Лошадь тяжело брела по сугробам. Кукушка дремал, хотя ему было холодно в истрепанной шапке, обвязанной по ушам тряпкой, и в заплатанной шинели. Старчески серьезное и сонное лицо его посинело. Озябшими руками он держал петуха и кошку, а за розвальнями бежали еще два сожителя Кукушки: барский Цыган, черный с белым жилетом, и Кукушкин Мурзик, небольшой, звонкоголосый кобелек, веселый и беспечный, одетый в очень пушистый рыжеватый мех.
Подъехав к караулке, работник помог Кукушке снести в нее кое-что из провизии и хозяйственных принадлежностей, закурил цигарку, надел рукавицы и, ставши в розвальнях на колени, равнодушно повернул лошадей в обратный путь.
Смотри, как бы у тебя Цыган-то не ушел! — крикнул он на прощанье., И Кукушка остался один…
Когда на дворе стало смеркаться, в холодной караулке было уже совсем темно. Мрачно глядела пустая изба — старая, низкая, с маленькими окошечками и огромной печью. Но на Кукушку это не произвело никакого впечатления. Тому, кто ходил под дождем, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и веселой, а Кукушка уже давно проводил — где день, где ночь — под чужими кровлями. Теперь же он был надолго защищен от холода и голода. Жалованья ему назначили семнадцать рублей в год, а «мещину» — и совсем хорошую. Кроме того, ему дали валенки, старую баринову тужурку и полинявший дворянский картуз. Кукушка был очень доволен, очень успокоен своим положением, и теперь ему оставалось только затопить печку и получше устроиться в караулке. Но разве долго было это сделать?..
Дубки тихо гудели в белесой темноте зимней ночи; пахло февральской свежестью, и когда Кукушка вышел в одной рубахе из сенец за угол, навстречу ему понесло холодом и мокрыми снежинками. Но зато с каким удовольствием вбежал он в избу, которая стала просто неузнаваема за какой-нибудь час! Она уже совсем успела нагреться и слабо, но весело была озарена яркой пастью печки. Длинные огненные языки вырывались из нее и лизали устье, а черные стены избы, прежде топившейся по-курному, трепетно блестели, как растопленная смола. Кошка примостилась в конце лавки, съежилась и жмурилась, мурлыкая и задремывая. Петух, разбуженный огнем, но совсем еще сонный, машинально бродил по соломе, накиданной на полу, в теплом кругу света возле печки… Приятно пахло дымом сырых березовых дров и соломы.
Презентация » по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»» 5 класс
... по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным. Какое название является наиболее подходящим? «История двойки», «Опять двойка!», «Как Митю подвели коньки». Лексическая работа Эскиз – предварительный набросок картины. ... Народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. К 70-летию со дня рождения. ... XX века. – М.: Трилистник, 2000 5. Ф.П. Решетников. Альбом. – М., 1954 ...
Ах, жид те съешь! — крякнул Кукушка со старческой веселостью и передернул плечами.
Пока варились картошки, он нарубил дров на завтра, настелил на печку соломы, потом во всю краюшку отрезал ломоть хлеба и сел ужинать. Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, но когда картошка попадалась уж очень горячая, он прожевывал ее поспешно, открывая рот и ухитряясь во рту дуть на нее. Приятная мысль о том, как он неожиданно и хорошо устроился, не покидала его… А когда ужин был кончен, он понес собакам в сенцы корки, опять озяб, жестоко ударил ногой Цыгана, бросившегося на Мурзика, и, возвратившись в избу, долго молился в благодарность за нынешний день, с особенно грустным и покорным видом, на большую икону, стоявшую в переднем углу на лавке. Изображение на почерневшей доске иконы было старинное, и Кукушке было жутко глядеть на него. Он искренне просил бога даровать ему скорую и тихую кончину.
Брысь, домовая! — сердито крикнул он среди молитвы на кошку, вспрыгнувшую на стол. Потом, кряхтя и охая, взлез на печку и, укрывшись шинелью, тотчас погрузился в дремоту.
И все стало сонно и тихо вокруг.
Чтобы не угореть, он не закрыл трубы и не задвинул печку заслонкой. Дрова и солома между тем прогорели, и свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе. Темнота сумрачно сгущалась, отовсюду подвигаясь к печке.
Скоро в ней остался уже только один раскаленный уголь. Тишина, казалось, замерла в ожидании чего-то… Тогда темнота подошла к самому устью, и уголь, как закрывающийся глаз, долго глядел на нее, озаряя лишь своды… Наконец и этот слабый свет померк. В печке краснела чуть заметная точка, и во всей избе стало темно и холодно. Ветер шуршал соломой по крыше и заносил снегом окна. Окна тускло синели во мраке… И вот кто-то подошел и заглянул в них. Чья-то высокая тень мелькнула мимо окон, возвратилась, прильнула к стеклам и опять скрылась…
Господи Исусе Христе! — пробормотал Кукушка с удивлением и страхом. Он заснул крепко, но старое тело, разогревшись на горячей соломе, скоро заныло — и томительно и приятно, — и Кукушка полуоткрыл глаза. Кто-то высокий заглянул в окно, и Кукушка вдруг заметил это. Он хотел приподняться — и не мог, и не понимал, где он; чувствовал только все больше, что где-то в глухом и страшном месте… А тень вдруг опять появилась и медленно скрылась…
«Кто там?» — хотел крикнуть он, собрав последние силы, но вдруг махнул рукой и сразу очнулся… Да ведь это он в караулке лежит! А тень — просто притуга, оборвавшаяся на крыше!
Он закашлялся и закряхтел с недовольной улыбкой, но нарочно как можно громче вздохнул совсем облегченно и опять закутался шинелью. Приятная усталость обняла его и тихо закрыла веки. Хорошо на теплой печке старому телу! А тут еще петух огласил избу громким криком, смело и спокойно забил крыльями, и что-то родное, дружеское было в этом крике, нарушившем тишину зимней полночи.
Анализ пьесы лес. по комедии А. Н. Островского «Лес
... убивает его. Но вскоре они завершают этот нелепый разговор. Приезжает барин. Несчастливцев сообщает всем, что он офицер в отставке, а Счастливцева ... его сына Петра замуж, ну и заодно хочет приобрести лес. За лес денег он не приносит, да и в замужестве ему ... Аксинье жалко денег на приданное. Гурмыжская начинает беседу с Аксиньей по поводу Буланова. В итоге Гурмыжская ревнует Буланова к Аксюше. Аксинью ...
Ветер по-прежнему шарил по крыше, и притуга по-прежнему, заглядывая в окна, качалась по ветру. Собаки, стараясь улечься поуютнее, возились в сенцах. Но Кукушка уже ничего не слыхал и не видал; чувствовал только приятную тяжесть и тепло кошки, свернувшейся на его ногах, и засыпал глубоким сном.
А в лесу в это время важно и ровно усиливался гул метели по вершинам, побелевшим от снега, и волчица, сверкая огоньками своих зеленоватых глаз, таинственно пробиралась по лугу мимо караулки. Она утопала в холодных, пушистых сугробах, но шла все глубже в чащу леса, намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов.
Что ж, не заскучал еще? — спрашивал барин, когда Кукушка пришел к нему однажды попросить деньжонок. Кукушка не был глух, но барин говорил громко, тем тоном, которым говорят с глухими и с дурачками.
Никак нет, ваше благородие! — прошамкал Кукушка. — Мне и веку-то осталось чуть-чуть, когда мне скучать таперь?
Барин нахмурился.
Тот-то «таперь»! — передразнил он, отвертываясь. — Стар ты, у тебя из-под носу тащат… Семен говорит: опять в вершинке три дубка срезали. Всю осень там совсем почти мальчишка сидел — не трогали, а тут старик — и то черт знает что!
Кукушка смутился, испугался и обиделся. Он стоял на пороге зала и лакейской и производил странное впечатление своим нищенским видом в барском доме. При словах барина он подтянулся и забормотал с раздражением:
Какие ж такие мои года, ваше благородие? Дубки — правда, что срезаны, только это никак не при мне… Это все приказчик мутит… Мне давно один человек сказывал…
Так то-то я и говорю, посматривай, — перебил барин уже спокойно, но очень громко.
Тон его поразил Кукушку, и он опять смутился: не наговорил ли чего лишнего? Он улыбнулся неловкой усмешкой и поспешно прибавил:
Известно, изо всей мочи надо смотреть… А скуки мне никакой нетути, ваше благородие!. В лесу еще теплей зимою…
Конечно, теплей, — согласился барин. — Денег я тебе сейчас вынесу., Он ушел в кабинет, и Кукушка облегченно переступил с ноги на ногу. Бог даст, обойдется!
В это время из кабинета нерешительно вышли Митя и Коля. Коля, небольшой, круглоголовый мальчик, заискивающе улыбался. Характер у него был добрый и веселый, но робкий. Митя, напротив, всегда старался быть решительным. Он был с резкими чертами лица, худее и выше Коли. Теперь он усиленно хмурился, но видно было, что смущены оба, потому что оба подходили, застенчиво перегибаясь назад.
Кукушка улыбнулся и наклонился к ним. От этого Коля растерялся, а Митя покраснел и вдруг проговорил, сурово отчеканивая, по своему обыкновению, каждый слог:
Вы опять в лес поедете?, В лес, барчук, в лес, — отвечал Кукушка ласково., А на охоту ходить вы умеете?, Как же мне не уметь, барчук, — сколько годов в солдатах был!
Митя повертел мохры пояса и взглянул на Кукушку уже с нескрываемым любопытством. Помимо разговоров об охоте, его очень занимали грубая, нищенская одежда Кукушки и то, что от Кукушки пахло курной избой и нюхательным табаком.
А собаки у вас есть? — продолжал он, опять нахмуриваясь. — Только один наш Цыган?, С одной собакой в лесу нельзя, барчук…, Отчего нельзя?, Не управится одна… У меня еще Мурзик есть. Шустрый кобелек!
Мурзик? — воскликнул Коля, и его маленькие карие глазки засверкали удивлением и радостью. — А какой? Ты приведешь его к нам?
А кто кого победит? — перебил его Митя уже совсем оживленно. — Мурзик или Цыган? Вы можете стравить их?
Цыган один на один на гуся на бой выходил! — со смехом сказал Коля. — Гусь в сенцах на яйцах сидел, а он пришел, а он ка-ак на него бросится!..
Дети заговорили наперебой, торопясь и засыпая Кукушку вопросами. Кукушка тоже увлекся. Он стал рассказывать им о Мурзике, об охоте и вдруг, осененный счастливой мыслью, прибавил:
А вот что, барчуки, когда такое дело, — как только, бог даст, лето придет, волченят вам принесу!, Дети запрыгали от радости., А зайца? — кричали они. — Лучше зайца, ястреба и волченят!, Зайца, барчуки, не поймаешь, а вот волченят можно., А когда? Завтра?, Да их еще нетути небось…, Отчего? Не вывелись?, Не вывелись, не ощенились… Я только волчицу надысь видел.
А после?
После беспременно принесу, в мешке притащу, — повторил Кукушка, действительно решившись принести детям волченят и тем угодить барину.
А когда и сам барин добродушно одобрил эту мысль, Кукушка совсем успокоился: порубка дубков прошла, значит, благополучно… Он не знал, что барин говорил после его ухода.
В детство впал старик. Только до лета и держу… У меня не богадельня…
А старик бодро ковылял по снежным полям к лесу. Скучно, говорят! Какая такая может быть скука, ежели сыт и тепел? Да и не впервой ему сидеть в караульщиках!
Он был приемыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерег скотину в качестве подпаска, в юности — в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники, — отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила чуть не через полгода после свадьбы.
Шатается, как волк, — говорили про него мужики. — Непутевый малый!
И вот в том, что почти все отзывались о Кукушке таким образом, и заключалась одна из главных причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («шалава», «неудельный», «лодырь», «с дурью»), была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьезный», не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким. Он был, наконец, ленив, раздражителен, любил выпить, жить спустя рукава; но все эти качества естественно вытекали из его участи… И кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики. Время от времени он стал и побираться. В летние ночи, когда колотушка его постукивала в тишине темной деревни, он бродил, напевая сиплым, задушевным фальцетом. Тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе. Теперь он был уже стар и дряхл, но ему еще очень хотелось пожить поспокойней и получше. А в караулке ему было пока очень хорошо. Да и весна прошла дружно, весело.
Все время держалась настоящая весенняя погода. По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. Но они уже не были так крупны, как зимою, и блестели чище и нежнее. В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. А дни стояли солнечные, и лес весь день рисовался на голубом, безоблачном небе. С утра ветерок по-зимнему резко развевал дым над трубой караулки. Заря ярко краснела из-за черного леса. Но по мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел. В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели. А потом около грязного порога образовалась лужа, корни деревьев окружались проталинами, прилетели жаворонки, снег в полях разрыхлел и начал быстро таять. Солнце наполняло караулку ярким блеском.
В такие дни Кукушка с особенным удовольствием сидел на лавке у окошка. Обойдя на заре лес, он тотчас принимался за топку, и к полудню обед был готов. Тогда он ставил чашку со щами на подоконник и ел, пригреваемый солнцем. За стеклами, которые дымились светлым паром, сидел на завалинке Мурзик и умильно глядел на еду. Кошка лезла к самой чашке, и Кукушка иногда больно, но ласково бил ее мокрой ложкой в лоб. А в избе было тепло, светло и вкусно пахло щами.
После обеда он спал или опять садился к окну, чинил одежду, подшивал свиной кожей валенки или промывал ружье. Иногда, когда на душе у него было особенно покойно, он много-много раз на разные лады повторял начало своей любимой песни:
Смолкни, пташка-канарейка!..
Но увы! эта мирная жизнь должна была скоро кончиться…
Однажды вечером, в начале апреля, когда в лесу весь снег уже насытился водою, Кукушка возвращался домой из обхода. Что-то заставило его поднять голову, и взгляд его упал на противоположную сторону луга, по скату которого он шел. Огромная волчица стояла там и, насторожившись, неловко согнув свою лобастую голову с чутко торчащими ушами, исподлобья и пристально смотрела на него. В полусвете сумерек она показалась ему большой желто-серой собакой. Но когда волчица повернулась, подскакнула и с опущенным хвостом неуклюжим скоком пошла вон из лесу, Кукушка растерялся, закричал, хотел даже выстрелить… Однако скоро спохватился и опустил ружье.
Ах, жид те съешь! — сказал он с досадой, вспомнив, что обещался принести детям волченят. — Не стоило отпугивать! Надо выследить, где ощенилась.
Полая вода надолго помешала ему. В тот же вечер мутно-синеватая туча с запада закрыла все небо, и ночь наступила темная-претемная. А проснувшись перед рассветом, Кукушка услыхал, что шумит проливной дождь: значит, началась настоящая весна… По лугам долго бушевали потоки, и Кукушка не решался забираться в глухие места по топкому снегу. Только уже после святой он каждую ночь стал выходить перед рассветом к северной опушке леса и так увлекался, что иногда по целым часам стоял на одном месте, прислушиваясь, не раздастся ли где-нибудь визг или подвывание, которым обыкновенно обмениваются волченята с матерью. Он не был еще уверен, точно ли волчица поселилась в его лесу.
Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего — дохлых птиц. Но волченята приветствовали ее таким слабым визгом, что Кукушке он совсем не был слышен.
Тогда Кукушка решился действовать более энергично. Раз утром, позавтракавши, он запер сторожку на замок и отправился в село. Там он до позднего вечера проходил по знакомым мужикам, побывал у лавочника, у овчинника и везде просил «белого камня», то есть мышьяку, таинственно рассказывая всем, что хочет уморить волчиху. Но «белого камня» ни у кого не оказалось. Овчинник посоветовал ему, однако, отправиться в Вериги но и обратиться к мельнику, известному крысомору. Не долго думая, Кукушка последовал совету. Чтобы не откладывать дела в долгий ящик, он решился переночевать в селе и завтра же побывать в Веригине. Возвращаться в караулку было не по дороге. Но и там его ожидала неудача: крысомора не оказалось дома.
И вот только поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружье картечью, поужинал одним хлебом и лег спать, твердо решившись отправиться в овраги наудачу и взять у волчицы детенышей с бою.
Спал он крепко, но перед рассветом внезапно очнулся. «Пора!» — решил он и тотчас же слез с печи, взял ружье, захватил кусок хлеба и, кликнув Мурзика, зашагал к оврагам. Совсем еще была ночь, только по какой-то особенно чуткой тишине чувствовалось, что рассвет близко. Не совсем просохло, и земля перед рассветом подмерзла. Легкая прохлада была напоена запахом догнивающих прошлогодних листьев и первой зелени, которой, словно кружевом, был одет чернеющий в прозрачном полумраке лес. Робко и осторожно мерцала на побледневшем востоке серебряная утренняя звезда.
Вдруг откуда-то раздалось слабое повизгивание. Кукушка насторожился и замер на месте. Мурзик тоже остановился, однако не залаял. Визг повторился, и даже с притявкиваньем. «Они!» — подумал Кукушка и, сопя, взвел курок. Если волчиха дома, надо положить ее с одного выстрела, а не то плохо будет… И с бьющимся сердцем он медленно стал пробираться по орешнику к оврагам… Вот уже можно различить камни, кустарник и самый глубокий лог оврага…
Мурзик! — вполголоса крикнул Кукушка. И тотчас же, как бы в ответ ему, Мурзик залился звонким лаем, бросился вперед, отскочил назад и завыл, захлебываясь от волнения. Тогда Кукушка, уже не помня себя, побежал к оврагу. Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружье. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких, головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него.
Мурзик, куси! — закричал Кукушка, оглянулся, — нет ли волчицы, — и не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем, но Кукушка, не обращая на это внимания, перекинул мешок через плечо и почти бегом пустился к дому.
В тот же день перед вечером вся дворня на Кастюринском хуторе толпилась в конце сада около картофельной ямы: торжественно заключали туда волченят, и Кукушка был героем этого события.
Лестницу-то, лестницу-то подставляй, — кричал он тоном командира, и когда лестница была спущена в яму, сам поспешно слез по ней и развязал мешок. Волченята выскочили из него, фыркнули и в диком ужасе прижались к стене.
Барчуки, гляньте-ка суда-то! — кричал Кукушка глухим голосом из ямы; а дети уже давно, раскрасневшись, чего-то боясь и волнуясь, не спускали блестящих глаз с волченят.
Митя, они голодные! — заикаясь, говорил Коля. — Пойдем скорей, принесем им пирожков и говядины.
А Кукушка, вылезши из ямы, в сотый раз рассказывал, как он изловил зверков. Сам барин был заинтересован его рассказом, и Кукушка земли не чаял под собою от радости. Когда же ему поднесли водки и накормили, он отправился в лес с какой-то непонятной храбростью и всю дорогу пел свою песню про канарейку.
Но то, что ожидало его в лесу, положительно ошеломило его. Подходя к караулке, он еще издали увидел приказчика, рыжего, толстого мужика в пиджаке и длинных сапогах, ехавшего из луга к нему навстречу. Кукушка остановился около избы и уже приготовился и ему рассказать историю про волченят.
Но приказчик, подъехав к караулке, медленно и не глядя на него, слез с дрожек, замотал за передок вожжи и тогда уже только направился к избе. Он подошел к самому лицу Кукушки и вдруг усмехнулся.
Ну, что? — сказал он тихо, — поймал волченят?, А шесть березок ты поймаешь, какие улетели, пока ты путешествовал?, Какие березки? — пролепетал Кукушка., Какие? — переспросил приказчик, бледняя от злобы, и вдруг со всего размаху сшиб с Кукушки шапку.
Но приказчик не погнался за ним. Сопя и задыхаясь, он размотал вожжи, сел на дрожки и, ударив по лошади, шибко покатил по дороге вон из лесу.
Я с тобой управлюсь еще! — крикнул он на прощанье.
Недели две Кукушка пролежал в караулке, прикидываясь совсем больным. Сначала он хотел подавать жалобу к мировому, потом — идти жаловаться барину… Но барин сам приехал в лес. Тут-то и прикинулся Кукушка совсем умирающим. Он плакал и говорил, что приказчик «убил» его. А приказчик с холодным спокойствием советовал ему побояться бога, не брехать на старости лет, потому что он, приказчик, вовсе не бил, а только замахнулся на него.
Вас не переслушаешь! — сказал барин, махнув рукой, и прибавил, что караулить лес он пришлет пока работника, а Кукушка может, если хочет, так жить в караулке.
Кукушка остался и по целым дням лежал на печке. На него нашло равнодушие ко всему; он только кряхтел, лениво вставал, чтобы поесть, а потом опять ложился и засыпал. Наконец, он жестоко переругался однажды с работником из-за Мурзика, которого работник ударил, и, трясущимися руками завязав в мешок свои пожитки, хлопнул дверью и пошел вон из лесу.
Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; несомненно, что он преувеличивал свою хворь, но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели. И когда он ковылял по дороге к селу, где вскоре должна была быть ярмарка и, значит, хорошая работа нищим — он имел вид настоящего дряхлого старика-калеки…
Как-то в конце июня он навестил Кастюринский хутор. На дворе его окружили с громким лаем гончие, и он долго стоял, опустив мешок, не решаясь двинуться вперед и пошвыривая собакам кусочки хлеба. Собаки на лету подхватывали их и опять продолжали лаять настойчиво и упорно, не пропуская его к дому.
Наконец из людской вышла кухарка., Проводи от собак-то! — закричал ей Кукушка.
Да тебе кого надо-то?
Барчуков. В доме они, что ль?
Удержишь их в горнице, — ответила кухарка. — Сейчас опять с моим Федькой побегли на пруд. Какие-то плоты строят.
Так проводи, милая., Мне некогда. Они и так не укусят.
Кукушка нерешительно направился к пруду. Собаки до самой плотины проводили его лаем, наконец отстали.
Стань! — отозвался Коля с берега. — Только тины достань со дна, а то ты нарочно…, Митя вскинул руками и пропал в воде. Через несколько секунд он вынырнул и опять закричал:, Дна не достал! Тут страсть глубоко…, Появление Кукушки заставило Митю бросить нырянье.
Кукушка, здравствуйте! — кричал он, поспешно направляясь к берегу. А Коля уже бежал к Кукушке и сообщал ему:
Волчонок-то издох. Другой только остался!, Что ж так, барчук миленькиий? Ай плохо кормили?
Митя, с посиневшим лицом, со взъерошенными волосами, с грязью на подбородке, поспешно одевался и говорил, стуча зубами:
Он был больной. Хотите, мы сейчас пойдем к ним?, Пойдемте, барчуки, пойдемте., Все трое отправились в сад, и по дороге Митя опять начал засыпать Кукушку вопросами:, Кукушка, а Кукушка! А где ж ваш Мурзик-то?, Потерял, барчук, на ярманке потерял. Отстал где-то и пропал…, А ты на ярманке жил? — спросил Коля., Митя сердито перебил его:, Ты вечно, как баба, со своими глупостями! На ярмарке нельзя жить., И, обратившись к Кукушке, спросил:, Вы уже не будете больше у нас в лесу жить?, Нет, барчук, — ответил Кукушка, — куда мне таперь наниматься.
Слаб я дюже, стар стал.
А где ваш дом? В селе?
Кукушка грустно улыбнулся и посмотрел на Митю совсем тусклыми глазами., Дом? — сказал он. — Какой же у меня дом, барчук? У меня нетути дома, да и не было сроду никогда., Отчего? — изумленно воскликнул Коля., Не знаю, милый барчук, — видно, не надо., Дети вопросительно переглянулись и, почувствовав что-то грустное в словах Кукушки, притихли., А жены у вас тоже нету? — немного погодя спросил Митя., Нету, барчук, ни жены, ни детей.
Померли?
Да их и не было никогда.
Это окончательно поставило детей в тупик. Они уже без оживления стали рассказывать Кукушке, как они кормили волченят костями, пирожками, как для них зарезали хромого жеребенка… Но видно было, что интерес к волченятам ослабел у них.
Придя к картофельной яме, все трое стали заглядывать в нее и увидели тощего и шершавого зверка, который сидел, прижавшись, по своему обыкновению, в угол. Он был уже с порядочную собаку, но прежней резвости и прыткости в нем не осталось и следа.
Он даже мяса не хочет есть, — сказал Коля жалобно. — А зимой он замерзнет: а папа говорит, что в дом его нельзя пустить.
Известно, замерзнет, — равнодушно сказал Кукушка, садясь около ямы и нюхая табак. — Зимой нашему брату плохо, — прибавил он, загадочно улыбаясь в раздумье.
Какому брату? — спросил Коля.
Волчиному, — пояснил Кукушка. — Ведь я, барчук, тоже вроде волчонка. И название-то мое — Кукушка, значит, нетути у меня своего гнезда. И житье мое звериное. Беспременно я нынешней зимой замерзну. Пойдешь выпимши и замерзнешь.
Водку выпьешь? — спросил Коля., Водку, милый барчук., А вы не пейте лучше, — сказал Митя, нахмурившись.
А холодно-то? Рад бы не выпить, да выпьешь. Ходишь-ходишь, снегом тебя намочит, придешь в избу, отогреешься, ан одежда-то мокрая. А пойдешь, хвать — метель подымется, ослабеешь, выпимши-то, ну и капут тут тебе!
А вы живите у нас зимой, — проговорил Митя, еще больше нахмуриваясь и слегка дрожащим голосом, потому что ему было уже до слез жалко Кукушку.
Кукушка засмеялся и покачал головой.
Ах, милый барчук, — сказал он, опять открывая тавлинку и нюхая табак. — Разве барин возьмет меня? Ведь нищих-то таких, как я, прямо боле тысячи человек в одной нашей округе.
Да ведь папа одного тебя только возьмет, — перебил Коля.
Не возьмет, барчук. Так уж на роду мне звериное житье положено. А за что? Ну, зверю — звериная честь, а мы ведь тоже хрещеные люди. Правда, и без меня много народу останется, да ведь и то сказать: мне-то за что ж пропадать? Тоже недаром небось мне определено было родиться на белый свет…
И, помолчав, Кукушка прибавил нерешительным голосом:
А вы вот что, барчуки, попросите лучше у папаши какой ни на есть рубашки старой. Моя-то сгнила, почитай.
Он раскрыл шинель и показал совсем истлевшую мутно-розовую рубашку, из ворота которой виднелась черная и худая грудь.
Дети переглянулись и, ни слова не говоря, побежали к дому., Мы сейчас! — крикнули они., Оба они раскраснелись и говорили на бегу:
Коль, а Коль! Тебе его жалко?
Я про тебя спрашиваю. А про себя все равно не скажу., Мне жалко, — сказал Коля жалобно. — Папа даст ему рубашку?, Я две попрошу, — ответил Митя. — Только ты не говори кому. А то папа сердит был на него., Через полчаса Кукушка стоял в доме, в лакейской, и говорил барину:
Вот спасибо-то, ваше благородие! Мне теперь эти три рубахи до самой смерти пойдут. А то ведь похорониться не в чем. Все в беленькой-то попристойней положить.
Потом Кукушке дали водки, кусок пирога и четвертак денег. Он долго кланялся, благодарил всех и, наконец, сказал:
Счастливо оставаться, ваше благородие. Я уж пойду, в Ястребине завтра ярманка., Дети пошли его провожать, и по дороге через сад Кукушка стал советовать им выпустить волчонка:, Выпустите его, барчуки, — все равно он околеет у вас., А если он замерзнет зимой? — возразил Коля., Небось не замерзнет. Может, он поправится., Хотите, мы его сейчас выпустим? — воскликнул Митя., Самое лучшее дело., А лестницу ему поставим, сами спрячемся.
Кукушка положил мешок на траву и отправился с детьми за лестницей к погребу. Совместными усилиями все трое дотащили лестницу к яме, опустили ее туда и сели за кусты.
Ждать пришлось долго. Но вот из ямы показалась голова волчонка. Он нерешительно оглянулся — и опять скрылся.
Он боится, — шепнул Коля, замирая от волнения., Погодите, барчук! — начал было Кукушка., Но вдруг волчонок сразу выскочил из ямы, присел и дико оглянулся., Улю-лю-лю! — закричал Кукушка не своим голосом., Волчонок шарахнулся в сторону, подскакнул и боком-боком, прыжком пошел из сада в поле.
Ну, и слава богу! — сказал Кукушка. — Из-за него, из-за проклятого, меня и уволили-то… хоть, правду сказать, и без него все равно была бы та же честь… А теперь прощайте, милые барчуки!
А ты не замерзнешь теперь? — спросил Коля., Нет, барчуки, нет! — захихикал Кукушка. — Таперь не замерзну.
Он кивнул им с ласковой улыбкой головой, перекинул мешок через плечо и, согнувшись, поплелся по полю в ту сторону, где скрылся волчонок. Долго были видны его спина с заплатой на шинели и дворянский картуз на голове…
* * * * *
А зимой предсказание Кукушки исполнилось. Перед святками его нашли в лугу около леса замерзшим. Видно, он по старой памяти направлялся переночевать в караулку, в которой он провел так хорошо и покойно прошлой весной три месяца.
Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах и о Кукушке.
1898
В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка — чёрная, покосившаяся изба с горбатой крышей. Однажды зимой барин, которому принадлежит лес, селит в караулке старого отставного солдата по кличке Кукушка.
Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло — барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес.
Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.
Тому, кто ходил под дождём, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и весёлой.
Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками — своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов».
Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки — недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.
Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности — пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.
Кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики.
Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь.
Изведав и голод, и холод, Кукушка радуется своей новой жизни. В лесу ему не страшно и не скучно — он давно привык к одиночеству.
Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.
Раздобыв волчат, Кукушка приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.
Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.
Кукушка остаётся и целыми днями равнодушно лежит на печке. Потом он ругается с работником, который ударил Мурзика, собирает котомку и уходит.
Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; … но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели.
Летом Кукушка решает навестить «барчуков» и волчат. Ребята рассказывают ему, что выжил только один волчонок, и Кукушка уговаривает их отпустить зверя. Он рассказывает мальчикам, что нет у него ни дома, ни детей, ни жены, что и сам он похож на такого вот одинокого волчонка: «Житьё моё звериное. Беспременно я нынешней зимой замёрзну».
Пожалев Кукушку, Митя и Коля просят для него у отца пару поношенных рубах, к которым барин добавляет водку, кусок пирога и «четвертак денег». Старик помогает мальчикам выпустить волчонка из ямы и уходит.
Зимой предсказание Кукушки сбывается — перед святками его находят замёрзшим на лугу возле леса. Видно, он хотел переночевать в караулке, где ему было когда-то так хорошо. Детям об этом не говорят, и они вскоре забывают и о волчатах, и о Кукушке.
И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.
Художник проникает в глубины души разных людей. Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.
Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения. «Скрытая камера» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.
Прочитайте в учебнике на странице 74 статью «Как я пишу».
Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета. В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персо нажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.
Каким мы видим героя в начале рассказа? Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».
Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.
- Что мы узнаем о судьбе героя?
- Как писатель относится к Кукушке?
- Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не „хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».
- Какова роль рассказчика в «Кукушке»?
- Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взя ты в тексте в кавычки?
Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.
Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью здесь настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».
- Почему радуется Кукушка своему новому положению?
Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.
- Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).
Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?
Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.
Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.
- В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?
Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.
- Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?
Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.
- Какова судьба волчат?
Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.
Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите «Log in», выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку «Log in». Запишите ответы в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку «Submit Comment».
Урок 2 . Художественная идея стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер…»
Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Художник одержим желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» на странице 73 в учебнике.
Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?
Произведения объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.
Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник. Апрель».
- Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?
Эмоциональная взволнованность, чувство восхищения красотой обновляющейся природы.