Конспект открытого по литературному чтению «Кукушка (ненецкая народная сказка)» 2 класс

Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

Планируемые результаты:

  • Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

  • Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив;
  • выполняют учебные действия в устной и письменной форме;
  • учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.

(“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)

Б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”

(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)

2 стр., 756 слов

Сатира Салтыкова-Щедрина (юмор в сказках, произведениях, творчестве)

... и продолжает восхищать читателей. Сочинение Сатира в произведениях и сказках Салтыкова-Щедрина Уже в школьные годы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимался написанием сатирических произведений. Основным видом его деятельности в тот период являлось ... новые горизонты для читателя. Умение автора аккуратно и грамотно подбирать слова для описания тех или иных ситуаций сложилось в сложную, но тем самым ...

В) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а человека нет!”

(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)

(“Каша из топора” – русская народная сказка.)

III. Сообщение темы урока.

  • Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку

Что за птица

На яйца не садится,

По чужим гнездам шныряет,

(Кукушка.)

(Слайд 2)Аудиозапись голоса птицы.

  • Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – Народ, составляющий основное население северных районов России.

(Слайд 3)

IV. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.

Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 4–16)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.

Работа со словарём. (Слайды 17,18,19)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – Верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке.

(Сообщения заранее подготовленных детей.)

1-й ученик.

2-й ученик.

3-й ученик

4-й ученик.

5-й ученик.

V. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись

(Слайды 24, 25, 26, 27)

  • Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

VI. Физкультминутка

VII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.

  • Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста.

(Не слушались, не помогали, не шли за водой.)

(Беззаботными, злыми, глупыми.)

  • Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?
  • Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет.

Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

VIII. Первичное закрепление.

  • Почему мать превратилась в кукушку?
  • Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?

IX. Самостоятельная работа

  • Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.

IX. Обобщение. Рефлексия.

  • В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

3 стр., 1134 слов

Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы ...

... классе. Из всех предметов больше всего она любила биологию. Однажды, делая биологию, она уснула… И вдруг она очутилась в необычном ... узнать, куда спешит кролик. Сказка о Розе и Турнепсе В одно из великолепных садов жили по соседству прекрасная Роза, из ... вместе с целлюлозой в одном направлении, вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить движение цитоплазмы. Движение цитоплазмы способствует ...

  • Что вы взяли для себя из этого урока?
  • Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

XII. Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”