Музыкальное образование

Сочинение

посещения музыкальных концертов, спектаклей, выставок и музеев;

  • прослушивания аудио/видеозаписей, радиопередач и просмотра музы­кальных телепередач с последующим обсуждением впечатлений детей на му­зыкальных занятиях.

2) ^ телем музыки или руководителем коллектива тему, рассказ о творчестве ком­позитора, о создании музыкального произведения, об исполнительском мас­терстве того или иного музыканта.

Организация силами учащихся постоянной информации:

  • о музыкальной жизни страны, ее наиболее знаменательных событиях;

  • о музыкальной жизни школы;

  • об интересных музыкальных впечатлениях детей, полученных при про­слушивании радиопередач, просмотре телепередач, работе с другими инфор­мационными источниками, или связанными с интересными музыкальными событиями в их личной жизни.

Это могут быть рассказы детей на уроках музыки и внеклассных, внешколь­ных музыкальных занятиях, анонс о предстоящих музыкальных событиях и т. п.

  1. Освоение правил обращения и работы со звукозаписывающей и звуко­воспроизводящей аппаратурой; с фонотеками; с компьютерными программа­ми по записи и воспроизведению музыкальных произведений, музыкально-информационных данных; поиск нужных информационных материалов в Ин­тернете.

  2. Рекомендации по собиранию разнообразных музыкальных коллекций, экспозиций.

  3. Объяснение учащимся правил составления чайнвордов, кроссвордов, пиктограмм с преобладанием музыкальной тематики.

  4. Создание школьниками собственных авторских музыкальных игр.

погружение ребенка в атмосферу того или иного конкретно-исторического времени.

Используется с этой целью и введение в текст непривычных слуху школь­ников названий некоторых древнерусских народных музыкальных инструмен­тов (сопели, било, бряцало, гудок и др.); ныне не употребляемых древнерус­ских оборотов речи (например, «чинить наказанье») или таких словосочета­ний, которые, по представлениям детей, можно встретить только в сказках (как, например, «заморские инструменты»).

Учащиеся, как правило, чутко реагируют на незнакомые или малознакомые им древнерусские термины. Они воспринимают такие слова образно и хотят узнать их значение. Даже несколь­ких подобных слов и оборотов оказывается достаточным, чтобы помочь по­чувствовать своеобразный колорит столь отдаленного от нас времени.

5 стр., 2404 слов

Дети и учеба — Информационный портал

... есть большой спрос в области информационных технологий , СМИ, коммерческой деятельности и рекламе. Языковед имеет все шансы ... и развития языков, их структура и характерные особенности. Профессия подходит тем, кого интересует иностранные языки и русский язык и литература (см. выбор профессии ... то и стремительный карьерный рост вам обеспечены. Вы также можете всегда зарабатывать на жизнь переводчиком в ...

Среди учебно-методических изданий, направленных на музыкальное само­образование учашихся подросткового и старшего школьного возраста, наиболее полным и разработанным является пособие В.И.Пет-рушина «Слушай. Пой. Играй». Представленная в нем методика сориентирова­на на музыкальное самообразование прежде всего старшеклассников, у кото­рых проявилась потребность самостоятельно расширить свои знания и умения в сфере музыкальной деятельности. При этом цель автора — помочь желаю­щим «научиться активному музицированию».

В соответствии с этой целью в пособии получают раскрытие в первую оче­редь теоретические положения и методические рекомендации автора, необхо­димые для самостоятельной подготовки учащихся:

В рамках дополнительного музыкального образования (детские музыкаль­ные школы, школы искусств, творческие студии и эстетические классы) про­блемой самообразования занимается В.Г.Ражников. В своем «Дневнике твор­ческого развития» автор выделяет художественно-игровую сторону музыкального образования в инструментально-исполнительском классе. При этом ав­тор предоставляет возможность педагогу запечатлеть творческие достижения ученика в той или иной изучаемой пьесе.

Задания для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте основные направления подготовки учащихся к самостоятельной работе.

  2. Раскройте сущность учебно-методических пособий.

  3. Предложите свой вариант приобщения учащихся к музыкальному самообразованию.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/

Алиев Ю.Б. Музыкальное самообразование подростков — ведущее направление работы учителя музыканта в 7-8 классах//Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. М., 1999.

Николаева Е.В. Эти разные-разные инструменты: экспресс-учебник// Музы­кально-литературно-художественная юношеская газета «Радость» 1995 №7—12- 1996 № 7-12; 1997. № 1-2, 5-6.

Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музыкального самообразова­ния. М., 2000.

Ражников В.Г. Дневник творческого развития: Пособие для учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, творческих студий и эстетических классов. М.,

Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для ро­дителей и педагогов / Худож. Ольга и Алексей Ивановы. М., 1999.

^

Цель лекции:

  • рассмотреть различные виды деятельности учащихся на уроке музыки, дать им характеристику, научить применять на практике.

Вопросы к теме:

1 Собственно музыкальная деятельность.

2 Исполнительская музыкальная деятельность.

3 Вокально-хоровая деятельность.

4 Инструментальная деятельность.

40 стр., 19509 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и ... в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их узкие области, ...

5 Импровизация и сочинение музыки.

Краткое содержание темы:

^

Собственно музыкальная деятельность детей, как уже отмеча­лось, заключается в слушании музыки, в ее исполнении и в опы­тах импровизации и сочинения музыки. Обратимся к каждой из этих разновидностей.

^

слушательской музыкальной культуры

При организации процесса развития слушательской культу­ры школьников следует иметь в виду существование различных подходов к пониманию смысла и содержания музыкального ис­кусства.

Следует иметь в виду и тот музыкально-слушательский опыт ребенка, которым он обладает: на начальной стадии освоения музыкального искусства раскрытие его связей с окружающей жиз­нью может помочь ему понять и собственно музыкальные явле­ния, поскольку при такой организации процесс слушания музы­ки строится по принципу: от знакомого к незнакомому. На по­следующих этапах музыкальный опыт ребенка уже помогает ему ощутить закономерности развития внутри самой музыки.

«перевода» смысла музыкального произведе­ния в форму вербальной речи.

Согласно одной позиции, содержание музыкального произве­дения не может быть объяснено в словесной или иной форме (В. Ф. Одоевский).

Приверженцы другой точки зрения считают, что для раскрытия содержания музыки необходимо привлечение сло­весных объяснений, сравнений, сопоставлений (Д. Б. Кабалевс­кий и др.).

Хорошо известны музыкантам высказывания двух вели­ких музыкантов о возможности выражения музыкальной мысли с помощью слов:

Ф.Мендельсон: «Мысль, выраженная музыкой… вовсе не слиш­ком неопределенна для словесного выражения, а напротив, слиш­ком точна».

И.Ф.Стравинский: «Музыкальная система не аналогична сло­весной, она вообще не являет собой целостной системы, пригод­ной для сопоставления. В действительности музыка скорее вави­лонское смешение языков, чем универсальный язык».

Говоря о развитии музыкально-слушательской культуры учащих­ся, необходимо помнить, что каждый ребенок слушает и слышит музыку по-своему. Педагог-музыкант А. Пиличяускас, решая эту проблему, разработал «идеально-комплексную» модель познания музыки. В сжатом виде ее можно представить следующим образом. Объектом восприятия (перцепции) выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения. Под эмоциогенными инто­нациями понимается их экспрессивное значение: способность выражать чувства, настроения и волевые устремления композито­ра, исполнителя.

^

Исполнительская музыкальная деятельность является непремен­ной частью всех музыкальных занятий. Она помогает ребенку ощу­тить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности. «Жизнь музыкального произведения — в его исполнении, т.е. в раскрытии его смысла через интонирование…».

Характеризуя специфику музыкального исполнительства, В.Л.Живов отмечает, что музыкально-исполнительский процесс включает в себя два основных, связанных между собой, компо­нента: постижение сути произведения (восприятие) и передачу его (воспроизведение).

9 стр., 4227 слов

Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...

... осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры ...

Причем, по мнению исследователя, это не просто компоненты исполнительского процесса, а его последова­тельные этапы, каждый из которых, в свою очередь, включает относительно самостоятельные разделы. «Постижение подразуме­вает изучение произведения во всех деталях и создание на этой основе исполнительского замысла, исполнительской концепции; под передачей имеется в виду реализация этого замысла в процес­се репетиционной работы и в ходе публичного концертного выс­тупления».

творческая художественная интерпретация

^

  • выраженные интересы, склонности, потребности именно к

    конкретному виду исполнительской деятельности;

  • владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, способствующими достижению единства интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответ­ствии с характером, стилем и жанром произведения;

  • умение оценить качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте певческого, инструментального зву­чания, исполнительской интерпретации произведения.

в коллективной

Исполнительская деятельность учащихся на музыкальных за­нятиях осуществляется в следующих основных видах: хоро­вое, ансамблевое и сольное пение, игра на музыкальных инстру­ментах.

зонной природы музыкального слуха.

^

Вокально-хоровая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника. Она обладает уникальными возможно­стями для развития музыкального слуха у детей: пение в нетемпе­рированном строе предполагает как обязательное вслушивание ребенка в певческое звучание, нахождение в нем множества ню­ансов, присущих только пению и непосредственно отражающих в звуке душевный настрой ребенка.

На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществля­ется в основном как хоровая, коллективная деятельность, спо­собная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях. Д.Л.Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной программы, требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков и об­ласть хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Рабо­та над каждым элементом вокальной и хоровой звучности являет­ся не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием содержания данного хорового произведения. Чем выше, совер­шеннее вокальная хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных пред­ставлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков.

24 стр., 11811 слов

Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...

... уроков музыки приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Хоровое ... на данном уроке учитель себе ни ставил (например, укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне), воспитание «вокальной ... развитию. 3.Теоретическое исследование методических разработокпо вокальнохоровой работе с детьми (Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов, Г.П.Стулова, ...

Занятия детей в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирова­ние разнообразных музыкальных способностей, умений и навы­ков, на развитие музыкального вкуса, потребностей, а также на решение общих задач воспитания и развития личности.

Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обу­чения детей являются развитие вокального слуха и певческого голоса детей, эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, а также передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового интони­рования.

приоритетных принципов

содержание

многоголосному пению.

свойствам

физиологические осо­бенности детских голосов

^

^

эмоционально-волевые проявления —

^

игры на элементарных музыкальных инструментах.

Инструментальная исполнительская деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя исполнителем, способным к инструментальному музицированию. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.

Как показывает опыт, игра на музыкальных инструментах це­лесообразна не только в начальной, но и в основной школе, ибо даже подростки с увлечением принимают участие в подобного рода музицировании. Для одних детей — это возможность принять участие в музицировании, для других — способ проявить свои творческие способности, для третьих — это просто увлекательное времяпрепровождение.

К числу основных видов инструментального музициро­вания может быть отнесено:

  • сольное, групповое и коллективное исполнение инструмен­тальных образцов;

  • исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым

    песням, введение дополнительной инструментальной партии или

    нескольких партий в качестве сопровождения к песне или музы­кальной пьесе, с которой дети знакомятся в слушательской дея­тельности;

  • импровизация, сочинение инструментальных и вокально-инструментальных композиций.

Введение инструментального музицирования в процесс музы­кальных занятий способствует развитию всех без исключения сто­рон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладо­вого, тембрового, динамического, гармонического, полифони­ческого и т.д.).

Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные ус­ловия для освоения учащимися нотной, в том числе партитур­ной, записи. И это имеет особое значение: в процессе певческой деятельности, хорового пения освоение многоголосного испол­нения представляет значительно большую, по сравнению с инст­рументальным музицированием, трудность.

^

4 стр., 1867 слов

Характеристика деятельности слушание музыки в дошкольном детстве

... слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. ...

музыкально-композиционным творчеством.

Импровизация

Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л.С.Выготского).

Кроме того, в его представлении устанавливается связь между воображением и реальностью. При этом ребенок опирается не столько на знания, сколько на интуицию, что также важно для его личностного развития.

Музыкально-композиционное творчество включает в себя со­четание креативного (создание нового) и репродуктивного ком­понентов (воспроизведение существующего).

Задача учителя му­зыки — организовать процесс импровизации, сочинения музыки учащимися и осуществлять при этом педагогическое руководство.

В процессе импровизации и попыток сочинения музыки уча­щимся предлагается освоение различных композиционных моде­лей. Такие модели представляют собой комплекс правил, соглас­но которым ученики получают знания о композиционно-твор­ческих закономерностях различных музыкальных стилей и могут применить их в своей практической музыкально-творческой дея­тельности.

Выделяют два типа композиционно-творческих заданий, предлагаемых учащимся:

Причем в качестве как того, так и другого вида тематизма мо­гут выступать законченная мелодия, какой-либо мотив, ритми­ческий или гармонический оборот и т.д. и т.п.

Чтобы выполнить предлагаемое задание, ребенок должен во­плотить свой замысел в певческой или в инструментальной ис­полнительской деятельности. Поэтому при выборе задания важно учитывать освоенность учащимся того или иного вида музыкаль­ной исполнительской деятельности, а также имеющийся у него интонационно-слуховой опыт общения с тем музыкально-стилевым направлением, в русле которого предлагается выполнение композиционно-творческих заданий.

«каждый ребенок — худож­ник,

внутренняя ра­бота,

Как видим, авторы предлагают более широкую, по сравнению с традиционной, трактовку понимания места и значения творче­ства на музыкальных занятиях с детьми, ставя во главу угла предуготовленность к творчеству.

Задания для самоконтроля:

1 Дайте характеристику собственно музыкальной деятельности.

2 Дайте характеристику исполнительской музыкальной деятельности.

3 Дайте характеристику вокально-хоровой деятельности.

4 Дайте характеристику инструментальной деятельности.

5 Дайте характеристику импровизации и сочинению музыки.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе).

— Воронеж, 1998.

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000.

Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М., 2002.

Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001.

Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Шко­ляр. — М., 2001.

Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа /| Сост. Е.О.Яременко. — М., 2001.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.

3 стр., 1403 слов

Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка

... она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. 7 Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка В современном индустриальном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность; элементарный труд; восприятие сказки; учение. Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает ...

Теория и практика хорового исполнительства: Певческое развитие ребенка / Сост. И. В. Калиш, науч. ред. Л. П.Дуганова. — М., 1999.

Халабузарь П. В..Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб., 2000.

^

Цель лекции:

  • познакомить студентов с различными формами музыкального воспитания школьников во внеклассное время.

Вопросы к темам:

1 Общая характеристика дополнительного музыкального образования.

2 Виды и формы организации дополнительного музыкального образования.

Краткое содержание темы:

преемственно

Это образование можно охарактеризовать как «образование по выбору, сво­бодное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образо­вательный путь с природой ребенка, его интересами, потребностями и спо­собностями».

Важнейшим условием эффективного развития музыкальной культуры ре­бенка в процессе внеклассной и внешкольной работы становится сопряжен­ность нескольких линий ее развития, идущих, во-первых, от урока музыки как основной формы музыкального образования; во-вторых, от музыкальной жизни школы с ее особыми, присущими только ей музыкальными традиция­ми, формами музицирования, атмосферой в целом и, в-третьих, от самого ребенка: от его музыкальных предпочтений, склонностей, опыта музыкаль­ной деятельности, включенности музыки в его повседневную жизнь; наконец от предпочтений музыканта-педагога.

Успех деятельности в любой из форм дополнительного музыкального обра­зования зависит также от таланта и усилий преподавателей музыки, от отно­шения школьной администрации: директора школы (гимназии, лицея), заве­дующего учебной частью и воспитательной работой, учителей-предметников и даже заведующего хозяйственной частью, понимания ими больших возмож­ностей творческого развития детей, фантазии, воображения, эстетического вкуса, формирования музыкальной и общей культуры, таких качеств личнос­ти, как коллективизм, ответственное отношение к общему делу и др.

^

Беседа о музыке в системе дополнительного образования строится на тех же основополагающих педагогических установках, которые были охарактери­зованы выше при изложении содержания и организации музыкально-слуша­тельской деятельности учащихся. Вместе с тем беседа о музыке не ограничива­ется только слушательской деятельностью. Как подчеркивает Д.Б.Кабалевс­кий, уделявший в своей деятельности большое внимание данной форме при­общения школьников и молодежи к музыкальному искусству, беседы о музы­ке могут включать в себя рассказ о музыке, ее исполнение на фортепиано (или каком-либо другом инструменте), ответы на вопросы детей, пение лю­бимых песен под аккомпанемент музыканта-педагога.

В своих книгах «Как рассказывать детям о музыке?» и «Ровесники» Д.Б. Ка­балевский делится своим богатым опытом организации и проведения бесед о музыке и излагает собственные размышления, выводы, которые сделаны на основе многолетней работы. При этом композитор-педагог всякий раз не про­сто приводит какой-либо интересный пример, наблюдение, но и объясняет, в чем смысл обращения к нему. Например: «Юные слушатели гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включенные в программу, объединены какой-либо близкой им, интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соизмерять с общей темой. Надо ли говорить, насколько глубже такое восприятие в сравнении с тем, когда одно произведение слушается вслед за другим, «перебивая» друг друга без всяких сопоставлений, соизмерений, обобщений…».

К основным принципам содержания и построения беседы можно отнести также:

  • проблемный характер;

  • стремление представить проблему в совершенно непривычном, часто па­радоксальном виде;

  • постоянная обращенность к слушателю с вопросами;

  • предоставление слушателю возможности высказать свою точку зрения;

  • предельно эмоциональный накал атмосферы, в которой происходит бе­седа;

  • живой показ М.Казиником музыкальных образцов классической музыки в фортепианном и скрипичном исполнении;

  • выдвижение на первый план тех средств музыкальной выразительности и их смысловых значений, которые, по мнению автора беседы, не только игра­ют первостепенную роль в композиторском замысле, но и несут в себе «тай­ные знаки культуры»;
  • построение беседы по принципу эмоционально-образных контрастов, включая шутку;
  • установка на то, что «слушая музыку, мы слушаем себя».

^

Клуб любителей музыки — одна из распространенных в настоящее время форм внеклассной и внешкольной работы. Тем не менее сегодня нередко можно услышать мнение, что в наше время клубные формы работы уже не актуальны и постепенно «уходят в прошлое». Такая позиция типична для педагогов-му­зыкантов, главным образом, старших поколений, в представлении которых сам термин «клуб» связан с детскими воспоминаниями о школьных клубах, в которых содержание и организация работы определялись исключительно учи­телем и где доминирующее значение приобретали те или иные массовые фор­мы музыкальной деятельности.

дискуссионного клуба,

Следует иметь в виду, что большинство представленных далее тем дается в формулировках, которые предложены самими учащимися. Педагог-музыкант только стимулировал поиски школьниками интересующих их тем, подсказы­вая им возможные проблемы для обсуждения. В группировке же тем по блокам и определении последовательности их обсуждения мнение педагога, подкреп­ленное необходимой аргументаций, имело первостепенное значение.

^

Детская филармония (филармония школьника) — одна из форм музы­кально-просветительской работы среди учащихся, основывающаяся главным образом на базе краевых, областных, городских филармоний. Здесь, как пра­вило, в рамках «Детского отдела» планируется репертуар и подбираются ис­полнители, которые выступают в учреждениях общеобразовательного типа. Однако «Детская филармония» может существовать и на базе других организа­ций: музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов и университетов культуры и искусств, разного рода училищ и даже общеобра­зовательных школ.

Основной формой работы детских филармоний является проведение тема­тических концертов, лекций-концертов. Исполнители — преподаватели и сту­денты учебных заведений, учителя музыки, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Таким образом, подобного рода организация, госу­дарственная или общественная, — прежде всего концертная.

Основная форма проведения концертов для школьников — диалог. Напри­мер, ведущий концерта стремится обосновать выдвинутый тезис, а учащиеся выступают «оппонентами» по этому вопросу. Контуры дискуссии продумываются ведущим заранее, отбираются музыкальные произведения, исполнители. Сам же диалог импровизируется благодаря, в первую очередь, проблемным вопросам ведущего. При этом учитываются возрастные особенности. Так, уча­щимся старших классов, к примеру, могут раздаваться листки для высказыва­ний в письменной форме.

Проведение лекций-концертов предполагает активное участие учащихся. Этому способствуют детально продуманные вопросы ведущего концерта, ко­торые активизируют творческое внимание учащихся и побуждают их на внут­ренние размышления в будущем.

^

Одним из новых направлений является обучение детей игре на клавишных синтезаторах, а также музицированию в условиях компьютерной студии. Наибо­лее полную разработку данное направление получило в работах И.М. Красильникова.

Автор поставил перед собой несколько задач: приобщить детей к процессу музицирования, одновременно развивая в них музыкальный слух, чувство музыкальной формы, живое, образное усвоение средств музыкальной выра­зительности и связанные с ними музыкальные знания, накопление на этой основе художественных, эстетических впечатлений и главное — опыта твор­ческих проявлений.

Основным видом творческих заданий, по мнению педагога-музыканта, является аранжировка и исполнение различных музыкальных произведений. При этом аранжировка представляет собой постепенное усложнение учебной музыкально-творческой деятельности, состоящей из четырех основных дей­ствий:

  • анализ текста оригинала;

    составление проекта аранжировки;

  • отбор звуковых средств, проверка;

  • корректировка продукта.

Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, по­этому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь в опо­ре на дидактический принцип расчленения сложной задачи.

^

Работа детского хора, как и многие другие формы, в организационном плане может быть весьма разнообразна и зависит от предпочтений руководи­теля кружка, возможностей школы, желания самих ребят. Это может быть один коллектив или несколько коллективов (младший хор, старший хор и т.д.), занимающиеся один или два раза в неделю с различной продолжи­тельностью занятий.

Школьный хор может быть по-настоящему высококачественным, если в его репертуаре представлены произведения, исполняемые как без сопровож­дения, так и с сопровождением. При этом желательно с первых же занятий учить детей «петь нотами» (то есть уметь все более свободно называть их в различных, поначалу несложных ритмических соотношениях и петь мотивы, темы, мелодии нотами вслед за показом учителя).

Такое пение нотами (а не «по нотам», что значительно сложнее и возможно лишь с приобретением спе­циальных навыков в процессе систематических занятий) очень полезно для развития как унисона, так и многоголосного пения и выравнивания вокаль­ного звучания.

Очень желательны выступления хора перед различной слушательской ауди­торией, что всегда сплачивает коллектив, развивает артистические способно­сти, формирует любовь к сцене, потребность в хоровом пении.

Говоря о школьном хоре и подытоживая все то, что относится к коллекти­ву детей-музыкантов (кстати, не только участников хора), Г.А.Струве осо­бенно подчеркивает важность достижения творческой атмосферы в коллекти­ве: «Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. По­этому каждая репетиция должна стать прежде всего занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников («со-переживателей» музыки).

^

на­родных инструментов, духовые, симфонические.

Работа с оркестром является одним из самых сложных направлений в дея­тельности педагога-музыканта. В связи с этим особый интерес вызывает опыт выдающегося музыканта — дирижера С.Я.Сондецкиса, который в течение полувека бессменно руководит симфоническим оркестром школы искусств имени М.К.Чюрлениса в Вильнюсе. Не представляется возможным даже в общей форме воспроизвести все советы С.Я.Сондецкиса руководителям дет­ского оркестра, поэтому будут выделены лишь некоторые из них и в первую очередь те, которые могут оказаться полезными руководителю не только лю­бого, указанного выше, оркестрового коллектива, но и любого музыкального коллектива вообще.

^

Воспитание творческой активности, самостоятельности участников оркес­тра С.Я.Сондецкис выделяет в качестве основных условий успешного роста всего коллектива. При этом подчеркивается, что игра в оркестре дол­жна приносить радость, а радость в искусстве приносит только твор­чество. При этом создание истинной творческой атмосферы в работе оркест­рового класса нуждается в постоянном стимулировании. Этому способствуют публичные концерты, отчетные концерты с приглашением профессиональ­ных артистов для совместного исполнения музыки.

^

Детская музыкальная студия (преимущественно хоровая), как правило, — это внешкольное музыкальное учебное заведение (хотя студия может су­ществовать и в стенах общеобразовательной школы) 2 , сочетающее в себе учеб­ную, исполнительскую и воспитательную работу.

признаки студийности.

^

Первая ступень — это первоклассники или даже дошкольники 5 — 6 лет. Ребята занимаются два-три раза в неделю по одному часу. Основная задача — воспитать интерес детей к пению, развить их певческие и общемузыкальные способности. В студию принимаются все желающие. В занятиях активно ис­пользуются игровые моменты (музыкальное приветствие, игра в дирижера и др.).

Большое внимание уделяется сольфеджио.

Вторая ступень — младший хор, который составляют, как правило, второ­классники. Они занимаются три раза в неделю по часу, разучивают простые двухголосные произведения с сопровождением и без него. Работа по воспита­нию музыкального слуха, особенно гармонического и ритмического, прово­дится специально на уроках сольфеджио, в том числе хорового сольфеджио, непосредственно на хоровых занятиях. На этой ступени автор предлагает начинать индивидуальные занятия на музыкальных инструментах, а также бесе­ды о музыке и концертные выступления хора.

Третья ступень — средний хор — ученики III—V, а иногда VI и даже VII классов. Занятия проводятся дважды в неделю по два часа. Основная цель заня­тий — подготовка хористов для перехода в старший хор. В среднем хоре испол­няются трехголосные произведения гармонического и полифонического склада, разучивается обширный репертуар, включающий произведения классические, народные, современную музыку. Продолжаются занятия по сольфеджио, му­зыкальной литературе, индивидуальные занятия на музыкальных инструмен­тах.

Четвертая ступень — старший хор. Это ведущий хоровой коллектив, в кото­ром занимаются дети обычно от 10 до 16 лет (дважды в неделю по два часа).

При том что сохраняются все виды музыкальных занятий, особое значение приобретает концертная деятельность.

  1. ^ — это объединение учащихся в классах общеобразователь­ной школы. Все учащиеся-студийцы включаются в один класс соответственно той или другой ступени. При этом обычно в 1-м и 2-м классах одно хоровое занятие со студийцами проходит в общеобразовательной школе, другое — в студии. Следует подчеркнуть, что этот «признак студийности» имеет место лишь в студиях, созданных на базе общеобразовательных школ.

  2. ^ — это летние лагеря, в которых проводится каждодневная

    музыкальная работа (один или два раза в день по 1,5 часа).

    Именно в хоровых

    лагерях обычно разучивается большая часть репертуара студии, осуществляет­ся сплочение коллектива, подготовка и перевод кандидатов в старший хор.

В лагерях проводится работа по укреплению здоровья ребят, находящихся круглые сутки на свежем воздухе, как правило, в лесу, на речке, с включени­ем в режим дня купания, участия в разнообразных спортивных играх и т. п.

«Хоровые прививки»

а) «Хоровая прививка», осуществляемая в процессе совместных занятий двух хоровых коллективов, в результате чего более опытный хор в процессе совместных занятий за короткий срок значительно повышает уровень менее опытного хора.

б) «Хоровая прививка» в сводном хоре подразумевает участие нескольких коллективов, среди которых имеется более подвинутый, оказывающий поло­жительное влияние на все остальные, например, демонстрацией «эталонно­го» звучания как отдельных партий, так и всего произведения.

  1. Хоровая эстафета — это шефская работа старших студийцев с младшими (наставничество), включающая в себя разучивание слов, той или иной партии, обучение разного рода вокально-хоровым навыкам. Такая работа воспитывает в студийцах заботу о младших ребятах, формирует педагогические умения и навыки, проявление творческой инициативы, самостоятельности, сохране­ние традиций коллектива.

  2. ^ представляет собой комплекс методических упраж­нений в условиях хоровых занятий, предназначенных для развития музыкаль­ного слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности учащихся, раз­вития гармонического слуха, чувства ритма и т.д. Хоровому сольфеджио отво­дится по 10 — 20 минут.

^

Школы рассчитаны на семилетний или пятилетний срок обучения (в пос­леднем случае по сокращенной программе).

После окончания детской музы­кальной школы учащимся, желающим продолжить музыкальное образование с целью подготовки к дальнейшей профессиональной музыкальной деятель­ности, предоставляется возможность заниматься дополнительно по углублен­ной программе обучения в течение года.

Репертуар в классе музыкального инструмента включает обязательное изу­чение классической, современной, народной музыки и предусматривает по­степенное освоение детьми все более сложных образцов полифонической му­зыки, произведений, написанных в крупной форме (в старших классах), и пьес разных стилевых направлений и жанров. Большое внимание уделяется также обучению технике игры на инструменте с помощью этюдов, чтению с листа и игре в ансамбле.

Занятия в исполнительских классах, как отмечает М.В.Гореликова, спо­собны обеспечить каждому ребенку «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность через свободу, через творческую, осмысленную деятельность в том случае, если «с самого начала предлагать начинающему музыканту не «систему оценивания» в музыке, но систему ценностей и смыслов…». Имеет­ся в виду предоставление детям возможности выбирать как формы музициро­вания, так и формы своей учебной «отчетности». Это может быть участие в концерте, в конкурсе или индивидуальное прослушивание.

Одним из эффективных подходов к процессу обучения, как подчеркивает автор, становится организация его на основе совместной концертной и концертно-просветительской деятельности преподавателей и учащихся. Отметки детям за выступления не ставятся. Их заменяют беседы с учениками о том, что ими было достигнуто, а в чем им следует совершенствоваться далее. При этом наиболее предпочитаемой детьми формой отчетности является, по наблюде­ниям автора, участие в таких концертах, которые проходят как концерты-беседы. По словам детей, это помогает им сосредотачиваться, вдумываться,

^

профессиональные

^

Отличие фестиваля от конкурса, как правило, состоит в том, что на фес­тивале происходит демонстрация творческих достижений коллективов и от­дельных участников, проходящая как некий праздник музыки, праздник му­зыкально-творческих результатов проведенной работы в области искусства. Конкурс же предполагает творческое состязание, в результате которого вы­являются лучшие, определяются победители.

конкурсов

  • оценка раздельная по каждой категории участников, предусмотренная по­ложением о конкурсе, как, например: в соответствии с возрастными градаци­ями (младшие школьники, подростки, старшеклассники), с учетом объема музыкальной подготовки участников (школьный хор, хоровой коллектив, в котором поют учащиеся детских музыкальных школ, детских хоровых студий и т.д.);

а) за выразительность исполнения;

  • б) за технику исполнения;
  • в) за качество и уровень репертуара программы.

Особо можно выделить конкурсы, предполагающие выявление способнос­тей, умений, навыков детей устанавливать взаимосвязи между музыкой и дру­гими видами искусства.

конкурсы рисунка (или другого вида изобразительного искусства) на музыкальную тематику.

Хорошо известно, что младшие школьники с большим удовольствием со­здают иллюстрации к песням, которые они разучивают на уроках или вне­классных музыкальных занятиях. Любят дети рисовать иллюстрации к про­граммным инструментальным пьесам, особенно со сказочной тематикой, к примеру, таким, как: «В пещере горного короля», «Шествие гномов» Э.Грига, «Баба-Яга» П.Чайковского, к фрагментам из балета И.Стравинского «Пет­рушка» и т. п.

Ребята постарше с удовольствием обращаются к более сложным темам. Их привлекает передача в рисунке музыкального образа не только программных произведений, например, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Прометей» А.Скряби­на, но и непрограммных сочинений, как, например, прелюдии С.Рахмани­нова, ноктюрны Ф. Шопена. Некоторые школьники предпочитают воплощать в своих рисунках картины народных музыкальных праздников, портреты му­зыкантов-исполнителей (скрипачей, пианистов и т.п.

Задания для самоконтроля:

1 Дайте характеристику видам дополнительного музыкального образования.

2 Приготовить и провести занятие по понравившейся форме дополнительного музыкального образования.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учеб­ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

Алиев Ю.Б. Хор в школе: возможности, задачи и перспективы, или зачем школе хоровой коллектив? // Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М., 2002.

Безбородова Л.А. Организация музыкальных занятий во внеурочное время // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразова­тельных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М., 2002.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.

Кабалевский Дм. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981.

Казиник М. Тайные знаки культуры. Кострома, 2005.

Красильников И.М. Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезато­ров. Студия компьютерной музыки // Программы дополнительного художественного образования детей / Редакторы-составители — Н. И. Кучер, Е.П.Кабкова. М., 2005.

Красильников И.М., Глаголева Н.А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы).

М., 2004.

Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Книга для учителя. М., 2001.

Манукян И.Э. Главное — музыкальный образ // Искусство в школе. 2006. № 2.

Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л.В.Школяр. М., 2001.

Осеннева М.С. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время //Осеннева М.С, Безбородова Л.А. Методика музыкального воспита­ния младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М., 2001.

Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополни­тельного образования. Номинация художественная. М., 2003.

Суслова Н. В. Музыкальная олимпиада // Музыка в школе. 2003, № 2.

страница 4/5
Дата конвертации 16.01.2013
Размер 1,33 Mb.
Тип