Музыкальное образование

посещения музыкальных концертов, спектаклей, выставок и музеев;

  • прослушивания аудио/видеозаписей, радиопередач и просмотра музы­кальных телепередач с последующим обсуждением впечатлений детей на му­зыкальных занятиях.

2) ^ телем музыки или руководителем коллектива тему, рассказ о творчестве ком­позитора, о создании музыкального произведения, об исполнительском мас­терстве того или иного музыканта.

Организация силами учащихся постоянной информации:

  • о музыкальной жизни страны, ее наиболее знаменательных событиях;

  • о музыкальной жизни школы;

  • об интересных музыкальных впечатлениях детей, полученных при про­слушивании радиопередач, просмотре телепередач, работе с другими инфор­мационными источниками, или связанными с интересными музыкальными событиями в их личной жизни.

Это могут быть рассказы детей на уроках музыки и внеклассных, внешколь­ных музыкальных занятиях, анонс о предстоящих музыкальных событиях и т. п.

  1. Освоение правил обращения и работы со звукозаписывающей и звуко­воспроизводящей аппаратурой; с фонотеками; с компьютерными программа­ми по записи и воспроизведению музыкальных произведений, музыкально-информационных данных; поиск нужных информационных материалов в Ин­тернете.

  2. Рекомендации по собиранию разнообразных музыкальных коллекций, экспозиций.

  3. Объяснение учащимся правил составления чайнвордов, кроссвордов, пиктограмм с преобладанием музыкальной тематики.

  4. Создание школьниками собственных авторских музыкальных игр.

погружение ребенка в атмосферу того или иного конкретно-исторического времени.

Используется с этой целью и введение в текст непривычных слуху школь­ников названий некоторых древнерусских народных музыкальных инструмен­тов (сопели, било, бряцало, гудок и др.); ныне не употребляемых древнерус­ских оборотов речи (например, «чинить наказанье») или таких словосочета­ний, которые, по представлениям детей, можно встретить только в сказках (как, например, «заморские инструменты»).

Учащиеся, как правило, чутко реагируют на незнакомые или малознакомые им древнерусские термины. Они воспринимают такие слова образно и хотят узнать их значение. Даже несколь­ких подобных слов и оборотов оказывается достаточным, чтобы помочь по­чувствовать своеобразный колорит столь отдаленного от нас времени.

5 стр., 2404 слов

Дети и учеба — Информационный портал

... есть большой спрос в области информационных технологий , СМИ, коммерческой деятельности и рекламе. Языковед имеет все шансы ... и развития языков, их структура и характерные особенности. Профессия подходит тем, кого интересует иностранные языки и русский язык и литература (см. выбор профессии ... то и стремительный карьерный рост вам обеспечены. Вы также можете всегда зарабатывать на жизнь переводчиком в ...

Среди учебно-методических изданий, направленных на музыкальное само­образование учашихся подросткового и старшего школьного возраста, наиболее полным и разработанным является пособие В.И.Пет-рушина «Слушай. Пой. Играй». Представленная в нем методика сориентирова­на на музыкальное самообразование прежде всего старшеклассников, у кото­рых проявилась потребность самостоятельно расширить свои знания и умения в сфере музыкальной деятельности. При этом цель автора — помочь желаю­щим «научиться активному музицированию».

В соответствии с этой целью в пособии получают раскрытие в первую оче­редь теоретические положения и методические рекомендации автора, необхо­димые для самостоятельной подготовки учащихся:

В рамках дополнительного музыкального образования (детские музыкаль­ные школы, школы искусств, творческие студии и эстетические классы) про­блемой самообразования занимается В.Г.Ражников. В своем «Дневнике твор­ческого развития» автор выделяет художественно-игровую сторону музыкального образования в инструментально-исполнительском классе. При этом ав­тор предоставляет возможность педагогу запечатлеть творческие достижения ученика в той или иной изучаемой пьесе.

Задания для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте основные направления подготовки учащихся к самостоятельной работе.

  2. Раскройте сущность учебно-методических пособий.

  3. Предложите свой вариант приобщения учащихся к музыкальному самообразованию.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/

Алиев Ю.Б. Музыкальное самообразование подростков — ведущее направление работы учителя музыканта в 7-8 классах//Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. М., 1999.

Николаева Е.В. Эти разные-разные инструменты: экспресс-учебник// Музы­кально-литературно-художественная юношеская газета «Радость» 1995 №7—12- 1996 № 7-12; 1997. № 1-2, 5-6.

Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музыкального самообразова­ния. М., 2000.

Ражников В.Г. Дневник творческого развития: Пособие для учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, творческих студий и эстетических классов. М.,

Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для ро­дителей и педагогов / Худож. Ольга и Алексей Ивановы. М., 1999.

^

Цель лекции:

  • рассмотреть различные виды деятельности учащихся на уроке музыки, дать им характеристику, научить применять на практике.

Вопросы к теме:

1 Собственно музыкальная деятельность.

2 Исполнительская музыкальная деятельность.

3 Вокально-хоровая деятельность.

4 Инструментальная деятельность.

9 стр., 4143 слов

Влияние музыки на рост и развитие растений

... музыкальных произведений. Глава 1. Таинственное влияние музыки на растения 1.1 Страницы истории: растения слушают музыку Растения ... развития растения от музыкального сопровождения. Предмет исследования - фенологические наблюдения за ростом и развитием комнатного растения. Цель нашей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений. ...

5 Импровизация и сочинение музыки.

Краткое содержание темы:

^

Собственно музыкальная деятельность детей, как уже отмеча­лось, заключается в слушании музыки, в ее исполнении и в опы­тах импровизации и сочинения музыки. Обратимся к каждой из этих разновидностей.

^

слушательской музыкальной культуры

При организации процесса развития слушательской культу­ры школьников следует иметь в виду существование различных подходов к пониманию смысла и содержания музыкального ис­кусства.

Следует иметь в виду и тот музыкально-слушательский опыт ребенка, которым он обладает: на начальной стадии освоения музыкального искусства раскрытие его связей с окружающей жиз­нью может помочь ему понять и собственно музыкальные явле­ния, поскольку при такой организации процесс слушания музы­ки строится по принципу: от знакомого к незнакомому. На по­следующих этапах музыкальный опыт ребенка уже помогает ему ощутить закономерности развития внутри самой музыки.

«перевода» смысла музыкального произведе­ния в форму вербальной речи.

Согласно одной позиции, содержание музыкального произве­дения не может быть объяснено в словесной или иной форме (В. Ф. Одоевский).

Приверженцы другой точки зрения считают, что для раскрытия содержания музыки необходимо привлечение сло­весных объяснений, сравнений, сопоставлений (Д. Б. Кабалевс­кий и др.).

Хорошо известны музыкантам высказывания двух вели­ких музыкантов о возможности выражения музыкальной мысли с помощью слов:

Ф.Мендельсон: «Мысль, выраженная музыкой… вовсе не слиш­ком неопределенна для словесного выражения, а напротив, слиш­ком точна».

И.Ф.Стравинский: «Музыкальная система не аналогична сло­весной, она вообще не являет собой целостной системы, пригод­ной для сопоставления. В действительности музыка скорее вави­лонское смешение языков, чем универсальный язык».

Говоря о развитии музыкально-слушательской культуры учащих­ся, необходимо помнить, что каждый ребенок слушает и слышит музыку по-своему. Педагог-музыкант А. Пиличяускас, решая эту проблему, разработал «идеально-комплексную» модель познания музыки. В сжатом виде ее можно представить следующим образом. Объектом восприятия (перцепции) выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения. Под эмоциогенными инто­нациями понимается их экспрессивное значение: способность выражать чувства, настроения и волевые устремления композито­ра, исполнителя.

^

Исполнительская музыкальная деятельность является непремен­ной частью всех музыкальных занятий. Она помогает ребенку ощу­тить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности. «Жизнь музыкального произведения — в его исполнении, т.е. в раскрытии его смысла через интонирование…».

Характеризуя специфику музыкального исполнительства, В.Л.Живов отмечает, что музыкально-исполнительский процесс включает в себя два основных, связанных между собой, компо­нента: постижение сути произведения (восприятие) и передачу его (воспроизведение).

Причем, по мнению исследователя, это не просто компоненты исполнительского процесса, а его последова­тельные этапы, каждый из которых, в свою очередь, включает относительно самостоятельные разделы. «Постижение подразуме­вает изучение произведения во всех деталях и создание на этой основе исполнительского замысла, исполнительской концепции; под передачей имеется в виду реализация этого замысла в процес­се репетиционной работы и в ходе публичного концертного выс­тупления».

23 стр., 11414 слов

Средства музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности: ...

... для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков. Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка? Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом ...

творческая художественная интерпретация

^

  • выраженные интересы, склонности, потребности именно к

    конкретному виду исполнительской деятельности;

  • владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, способствующими достижению единства интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответ­ствии с характером, стилем и жанром произведения;

  • умение оценить качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте певческого, инструментального зву­чания, исполнительской интерпретации произведения.

в коллективной

Исполнительская деятельность учащихся на музыкальных за­нятиях осуществляется в следующих основных видах: хоро­вое, ансамблевое и сольное пение, игра на музыкальных инстру­ментах.

зонной природы музыкального слуха.

^

Вокально-хоровая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника. Она обладает уникальными возможно­стями для развития музыкального слуха у детей: пение в нетемпе­рированном строе предполагает как обязательное вслушивание ребенка в певческое звучание, нахождение в нем множества ню­ансов, присущих только пению и непосредственно отражающих в звуке душевный настрой ребенка.

На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществля­ется в основном как хоровая, коллективная деятельность, спо­собная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях. Д.Л.Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной программы, требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков и об­ласть хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Рабо­та над каждым элементом вокальной и хоровой звучности являет­ся не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием содержания данного хорового произведения. Чем выше, совер­шеннее вокальная хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных пред­ставлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков.

11 стр., 5440 слов

Методика развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста

... отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей. Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ...

Занятия детей в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирова­ние разнообразных музыкальных способностей, умений и навы­ков, на развитие музыкального вкуса, потребностей, а также на решение общих задач воспитания и развития личности.

Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обу­чения детей являются развитие вокального слуха и певческого голоса детей, эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, а также передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового интони­рования.

приоритетных принципов

содержание

многоголосному пению.

свойствам

физиологические осо­бенности детских голосов

^

^

эмоционально-волевые проявления —

^

игры на элементарных музыкальных инструментах.

Инструментальная исполнительская деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя исполнителем, способным к инструментальному музицированию. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.

Как показывает опыт, игра на музыкальных инструментах це­лесообразна не только в начальной, но и в основной школе, ибо даже подростки с увлечением принимают участие в подобного рода музицировании. Для одних детей — это возможность принять участие в музицировании, для других — способ проявить свои творческие способности, для третьих — это просто увлекательное времяпрепровождение.

К числу основных видов инструментального музициро­вания может быть отнесено:

  • сольное, групповое и коллективное исполнение инструмен­тальных образцов;

  • исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым

    песням, введение дополнительной инструментальной партии или

    нескольких партий в качестве сопровождения к песне или музы­кальной пьесе, с которой дети знакомятся в слушательской дея­тельности;

  • импровизация, сочинение инструментальных и вокально-инструментальных композиций.

Введение инструментального музицирования в процесс музы­кальных занятий способствует развитию всех без исключения сто­рон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладо­вого, тембрового, динамического, гармонического, полифони­ческого и т.д.).

Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные ус­ловия для освоения учащимися нотной, в том числе партитур­ной, записи. И это имеет особое значение: в процессе певческой деятельности, хорового пения освоение многоголосного испол­нения представляет значительно большую, по сравнению с инст­рументальным музицированием, трудность.

^

музыкально-композиционным творчеством.

Импровизация

Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л.С.Выготского).

9 стр., 4227 слов

Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...

... музыкальная деятельность, методы музыкального воспитания; изучить виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; выявить формы организации музыкальной деятельности; разобрать методы обучения восприятию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Объект исследования - музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. Предмет - использование различных методов обучения в ...

Кроме того, в его представлении устанавливается связь между воображением и реальностью. При этом ребенок опирается не столько на знания, сколько на интуицию, что также важно для его личностного развития.

Музыкально-композиционное творчество включает в себя со­четание креативного (создание нового) и репродуктивного ком­понентов (воспроизведение существующего).

Задача учителя му­зыки — организовать процесс импровизации, сочинения музыки учащимися и осуществлять при этом педагогическое руководство.

В процессе импровизации и попыток сочинения музыки уча­щимся предлагается освоение различных композиционных моде­лей. Такие модели представляют собой комплекс правил, соглас­но которым ученики получают знания о композиционно-твор­ческих закономерностях различных музыкальных стилей и могут применить их в своей практической музыкально-творческой дея­тельности.

Выделяют два типа композиционно-творческих заданий, предлагаемых учащимся:

Причем в качестве как того, так и другого вида тематизма мо­гут выступать законченная мелодия, какой-либо мотив, ритми­ческий или гармонический оборот и т.д. и т.п.

Чтобы выполнить предлагаемое задание, ребенок должен во­плотить свой замысел в певческой или в инструментальной ис­полнительской деятельности. Поэтому при выборе задания важно учитывать освоенность учащимся того или иного вида музыкаль­ной исполнительской деятельности, а также имеющийся у него интонационно-слуховой опыт общения с тем музыкально-стилевым направлением, в русле которого предлагается выполнение композиционно-творческих заданий.

«каждый ребенок — худож­ник,

внутренняя ра­бота,

Как видим, авторы предлагают более широкую, по сравнению с традиционной, трактовку понимания места и значения творче­ства на музыкальных занятиях с детьми, ставя во главу угла предуготовленность к творчеству.

Задания для самоконтроля:

1 Дайте характеристику собственно музыкальной деятельности.

2 Дайте характеристику исполнительской музыкальной деятельности.

3 Дайте характеристику вокально-хоровой деятельности.

4 Дайте характеристику инструментальной деятельности.

5 Дайте характеристику импровизации и сочинению музыки.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе).

— Воронеж, 1998.

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000.

Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М., 2002.

Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001.

Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Шко­ляр. — М., 2001.

Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа /| Сост. Е.О.Яременко. — М., 2001.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.

Теория и практика хорового исполнительства: Певческое развитие ребенка / Сост. И. В. Калиш, науч. ред. Л. П.Дуганова. — М., 1999.

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... эмоционального отклика на звучание музыки у трех-четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических ... для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: ...

Халабузарь П. В..Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб., 2000.

^

Цель лекции:

  • познакомить студентов с различными формами музыкального воспитания школьников во внеклассное время.

Вопросы к темам:

1 Общая характеристика дополнительного музыкального образования.

2 Виды и формы организации дополнительного музыкального образования.

Краткое содержание темы:

преемственно

Это образование можно охарактеризовать как «образование по выбору, сво­бодное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образо­вательный путь с природой ребенка, его интересами, потребностями и спо­собностями».

Важнейшим условием эффективного развития музыкальной культуры ре­бенка в процессе внеклассной и внешкольной работы становится сопряжен­ность нескольких линий ее развития, идущих, во-первых, от урока музыки как основной формы музыкального образования; во-вторых, от музыкальной жизни школы с ее особыми, присущими только ей музыкальными традиция­ми, формами музицирования, атмосферой в целом и, в-третьих, от самого ребенка: от его музыкальных предпочтений, склонностей, опыта музыкаль­ной деятельности, включенности музыки в его повседневную жизнь; наконец от предпочтений музыканта-педагога.

Успех деятельности в любой из форм дополнительного музыкального обра­зования зависит также от таланта и усилий преподавателей музыки, от отно­шения школьной администрации: директора школы (гимназии, лицея), заве­дующего учебной частью и воспитательной работой, учителей-предметников и даже заведующего хозяйственной частью, понимания ими больших возмож­ностей творческого развития детей, фантазии, воображения, эстетического вкуса, формирования музыкальной и общей культуры, таких качеств личнос­ти, как коллективизм, ответственное отношение к общему делу и др.

^

Беседа о музыке в системе дополнительного образования строится на тех же основополагающих педагогических установках, которые были охарактери­зованы выше при изложении содержания и организации музыкально-слуша­тельской деятельности учащихся. Вместе с тем беседа о музыке не ограничива­ется только слушательской деятельностью. Как подчеркивает Д.Б.Кабалевс­кий, уделявший в своей деятельности большое внимание данной форме при­общения школьников и молодежи к музыкальному искусству, беседы о музы­ке могут включать в себя рассказ о музыке, ее исполнение на фортепиано (или каком-либо другом инструменте), ответы на вопросы детей, пение лю­бимых песен под аккомпанемент музыканта-педагога.

В своих книгах «Как рассказывать детям о музыке?» и «Ровесники» Д.Б. Ка­балевский делится своим богатым опытом организации и проведения бесед о музыке и излагает собственные размышления, выводы, которые сделаны на основе многолетней работы. При этом композитор-педагог всякий раз не про­сто приводит какой-либо интересный пример, наблюдение, но и объясняет, в чем смысл обращения к нему. Например: «Юные слушатели гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включенные в программу, объединены какой-либо близкой им, интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соизмерять с общей темой. Надо ли говорить, насколько глубже такое восприятие в сравнении с тем, когда одно произведение слушается вслед за другим, «перебивая» друг друга без всяких сопоставлений, соизмерений, обобщений…».

К основным принципам содержания и построения беседы можно отнести также:

  • проблемный характер;

  • стремление представить проблему в совершенно непривычном, часто па­радоксальном виде;

  • постоянная обращенность к слушателю с вопросами;

  • предоставление слушателю возможности высказать свою точку зрения;

  • предельно эмоциональный накал атмосферы, в которой происходит бе­седа;

  • живой показ М.Казиником музыкальных образцов классической музыки в фортепианном и скрипичном исполнении;

  • выдвижение на первый план тех средств музыкальной выразительности и их смысловых значений, которые, по мнению автора беседы, не только игра­ют первостепенную роль в композиторском замысле, но и несут в себе «тай­ные знаки культуры»;
  • построение беседы по принципу эмоционально-образных контрастов, включая шутку;
  • установка на то, что «слушая музыку, мы слушаем себя».

^

Клуб любителей музыки — одна из распространенных в настоящее время форм внеклассной и внешкольной работы. Тем не менее сегодня нередко можно услышать мнение, что в наше время клубные формы работы уже не актуальны и постепенно «уходят в прошлое». Такая позиция типична для педагогов-му­зыкантов, главным образом, старших поколений, в представлении которых сам термин «клуб» связан с детскими воспоминаниями о школьных клубах, в которых содержание и организация работы определялись исключительно учи­телем и где доминирующее значение приобретали те или иные массовые фор­мы музыкальной деятельности.

дискуссионного клуба,

Следует иметь в виду, что большинство представленных далее тем дается в формулировках, которые предложены самими учащимися. Педагог-музыкант только стимулировал поиски школьниками интересующих их тем, подсказы­вая им возможные проблемы для обсуждения. В группировке же тем по блокам и определении последовательности их обсуждения мнение педагога, подкреп­ленное необходимой аргументаций, имело первостепенное значение.

^

Детская филармония (филармония школьника) — одна из форм музы­кально-просветительской работы среди учащихся, основывающаяся главным образом на базе краевых, областных, городских филармоний. Здесь, как пра­вило, в рамках «Детского отдела» планируется репертуар и подбираются ис­полнители, которые выступают в учреждениях общеобразовательного типа. Однако «Детская филармония» может существовать и на базе других организа­ций: музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов и университетов культуры и искусств, разного рода училищ и даже общеобра­зовательных школ.

Основной формой работы детских филармоний является проведение тема­тических концертов, лекций-концертов. Исполнители — преподаватели и сту­денты учебных заведений, учителя музыки, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Таким образом, подобного рода организация, госу­дарственная или общественная, — прежде всего концертная.

Основная форма проведения концертов для школьников — диалог. Напри­мер, ведущий концерта стремится обосновать выдвинутый тезис, а учащиеся выступают «оппонентами» по этому вопросу. Контуры дискуссии продумываются ведущим заранее, отбираются музыкальные произведения, исполнители. Сам же диалог импровизируется благодаря, в первую очередь, проблемным вопросам ведущего. При этом учитываются возрастные особенности. Так, уча­щимся старших классов, к примеру, могут раздаваться листки для высказыва­ний в письменной форме.

Проведение лекций-концертов предполагает активное участие учащихся. Этому способствуют детально продуманные вопросы ведущего концерта, ко­торые активизируют творческое внимание учащихся и побуждают их на внут­ренние размышления в будущем.

^

Одним из новых направлений является обучение детей игре на клавишных синтезаторах, а также музицированию в условиях компьютерной студии. Наибо­лее полную разработку данное направление получило в работах И.М. Красильникова.

Автор поставил перед собой несколько задач: приобщить детей к процессу музицирования, одновременно развивая в них музыкальный слух, чувство музыкальной формы, живое, образное усвоение средств музыкальной выра­зительности и связанные с ними музыкальные знания, накопление на этой основе художественных, эстетических впечатлений и главное — опыта твор­ческих проявлений.

Основным видом творческих заданий, по мнению педагога-музыканта, является аранжировка и исполнение различных музыкальных произведений. При этом аранжировка представляет собой постепенное усложнение учебной музыкально-творческой деятельности, состоящей из четырех основных дей­ствий:

  • анализ текста оригинала;

    составление проекта аранжировки;

  • отбор звуковых средств, проверка;

  • корректировка продукта.

Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, по­этому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь в опо­ре на дидактический принцип расчленения сложной задачи.

^

Работа детского хора, как и многие другие формы, в организационном плане может быть весьма разнообразна и зависит от предпочтений руководи­теля кружка, возможностей школы, желания самих ребят. Это может быть один коллектив или несколько коллективов (младший хор, старший хор и т.д.), занимающиеся один или два раза в неделю с различной продолжи­тельностью занятий.

Школьный хор может быть по-настоящему высококачественным, если в его репертуаре представлены произведения, исполняемые как без сопровож­дения, так и с сопровождением. При этом желательно с первых же занятий учить детей «петь нотами» (то есть уметь все более свободно называть их в различных, поначалу несложных ритмических соотношениях и петь мотивы, темы, мелодии нотами вслед за показом учителя).

Такое пение нотами (а не «по нотам», что значительно сложнее и возможно лишь с приобретением спе­циальных навыков в процессе систематических занятий) очень полезно для развития как унисона, так и многоголосного пения и выравнивания вокаль­ного звучания.

Очень желательны выступления хора перед различной слушательской ауди­торией, что всегда сплачивает коллектив, развивает артистические способно­сти, формирует любовь к сцене, потребность в хоровом пении.

Говоря о школьном хоре и подытоживая все то, что относится к коллекти­ву детей-музыкантов (кстати, не только участников хора), Г.А.Струве осо­бенно подчеркивает важность достижения творческой атмосферы в коллекти­ве: «Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. По­этому каждая репетиция должна стать прежде всего занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников («со-переживателей» музыки).

^

на­родных инструментов, духовые, симфонические.

Работа с оркестром является одним из самых сложных направлений в дея­тельности педагога-музыканта. В связи с этим особый интерес вызывает опыт выдающегося музыканта — дирижера С.Я.Сондецкиса, который в течение полувека бессменно руководит симфоническим оркестром школы искусств имени М.К.Чюрлениса в Вильнюсе. Не представляется возможным даже в общей форме воспроизвести все советы С.Я.Сондецкиса руководителям дет­ского оркестра, поэтому будут выделены лишь некоторые из них и в первую очередь те, которые могут оказаться полезными руководителю не только лю­бого, указанного выше, оркестрового коллектива, но и любого музыкального коллектива вообще.

^

Воспитание творческой активности, самостоятельности участников оркес­тра С.Я.Сондецкис выделяет в качестве основных условий успешного роста всего коллектива. При этом подчеркивается, что игра в оркестре дол­жна приносить радость, а радость в искусстве приносит только твор­чество. При этом создание истинной творческой атмосферы в работе оркест­рового класса нуждается в постоянном стимулировании. Этому способствуют публичные концерты, отчетные концерты с приглашением профессиональ­ных артистов для совместного исполнения музыки.

^

Детская музыкальная студия (преимущественно хоровая), как правило, — это внешкольное музыкальное учебное заведение (хотя студия может су­ществовать и в стенах общеобразовательной школы) 2 , сочетающее в себе учеб­ную, исполнительскую и воспитательную работу.

признаки студийности.

^

Первая ступень — это первоклассники или даже дошкольники 5 — 6 лет. Ребята занимаются два-три раза в неделю по одному часу. Основная задача — воспитать интерес детей к пению, развить их певческие и общемузыкальные способности. В студию принимаются все желающие. В занятиях активно ис­пользуются игровые моменты (музыкальное приветствие, игра в дирижера и др.).

Большое внимание уделяется сольфеджио.

Вторая ступень — младший хор, который составляют, как правило, второ­классники. Они занимаются три раза в неделю по часу, разучивают простые двухголосные произведения с сопровождением и без него. Работа по воспита­нию музыкального слуха, особенно гармонического и ритмического, прово­дится специально на уроках сольфеджио, в том числе хорового сольфеджио, непосредственно на хоровых занятиях. На этой ступени автор предлагает начинать индивидуальные занятия на музыкальных инструментах, а также бесе­ды о музыке и концертные выступления хора.

Третья ступень — средний хор — ученики III—V, а иногда VI и даже VII классов. Занятия проводятся дважды в неделю по два часа. Основная цель заня­тий — подготовка хористов для перехода в старший хор. В среднем хоре испол­няются трехголосные произведения гармонического и полифонического склада, разучивается обширный репертуар, включающий произведения классические, народные, современную музыку. Продолжаются занятия по сольфеджио, му­зыкальной литературе, индивидуальные занятия на музыкальных инструмен­тах.

Четвертая ступень — старший хор. Это ведущий хоровой коллектив, в кото­ром занимаются дети обычно от 10 до 16 лет (дважды в неделю по два часа).

При том что сохраняются все виды музыкальных занятий, особое значение приобретает концертная деятельность.

  1. ^ — это объединение учащихся в классах общеобразователь­ной школы. Все учащиеся-студийцы включаются в один класс соответственно той или другой ступени. При этом обычно в 1-м и 2-м классах одно хоровое занятие со студийцами проходит в общеобразовательной школе, другое — в студии. Следует подчеркнуть, что этот «признак студийности» имеет место лишь в студиях, созданных на базе общеобразовательных школ.

  2. ^ — это летние лагеря, в которых проводится каждодневная

    музыкальная работа (один или два раза в день по 1,5 часа).

    Именно в хоровых

    лагерях обычно разучивается большая часть репертуара студии, осуществляет­ся сплочение коллектива, подготовка и перевод кандидатов в старший хор.

В лагерях проводится работа по укреплению здоровья ребят, находящихся круглые сутки на свежем воздухе, как правило, в лесу, на речке, с включени­ем в режим дня купания, участия в разнообразных спортивных играх и т. п.

«Хоровые прививки»

а) «Хоровая прививка», осуществляемая в процессе совместных занятий двух хоровых коллективов, в результате чего более опытный хор в процессе совместных занятий за короткий срок значительно повышает уровень менее опытного хора.

б) «Хоровая прививка» в сводном хоре подразумевает участие нескольких коллективов, среди которых имеется более подвинутый, оказывающий поло­жительное влияние на все остальные, например, демонстрацией «эталонно­го» звучания как отдельных партий, так и всего произведения.

  1. Хоровая эстафета — это шефская работа старших студийцев с младшими (наставничество), включающая в себя разучивание слов, той или иной партии, обучение разного рода вокально-хоровым навыкам. Такая работа воспитывает в студийцах заботу о младших ребятах, формирует педагогические умения и навыки, проявление творческой инициативы, самостоятельности, сохране­ние традиций коллектива.

  2. ^ представляет собой комплекс методических упраж­нений в условиях хоровых занятий, предназначенных для развития музыкаль­ного слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности учащихся, раз­вития гармонического слуха, чувства ритма и т.д. Хоровому сольфеджио отво­дится по 10 — 20 минут.

^

Школы рассчитаны на семилетний или пятилетний срок обучения (в пос­леднем случае по сокращенной программе).

После окончания детской музы­кальной школы учащимся, желающим продолжить музыкальное образование с целью подготовки к дальнейшей профессиональной музыкальной деятель­ности, предоставляется возможность заниматься дополнительно по углублен­ной программе обучения в течение года.

Репертуар в классе музыкального инструмента включает обязательное изу­чение классической, современной, народной музыки и предусматривает по­степенное освоение детьми все более сложных образцов полифонической му­зыки, произведений, написанных в крупной форме (в старших классах), и пьес разных стилевых направлений и жанров. Большое внимание уделяется также обучению технике игры на инструменте с помощью этюдов, чтению с листа и игре в ансамбле.

Занятия в исполнительских классах, как отмечает М.В.Гореликова, спо­собны обеспечить каждому ребенку «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность через свободу, через творческую, осмысленную деятельность в том случае, если «с самого начала предлагать начинающему музыканту не «систему оценивания» в музыке, но систему ценностей и смыслов…». Имеет­ся в виду предоставление детям возможности выбирать как формы музициро­вания, так и формы своей учебной «отчетности». Это может быть участие в концерте, в конкурсе или индивидуальное прослушивание.

Одним из эффективных подходов к процессу обучения, как подчеркивает автор, становится организация его на основе совместной концертной и концертно-просветительской деятельности преподавателей и учащихся. Отметки детям за выступления не ставятся. Их заменяют беседы с учениками о том, что ими было достигнуто, а в чем им следует совершенствоваться далее. При этом наиболее предпочитаемой детьми формой отчетности является, по наблюде­ниям автора, участие в таких концертах, которые проходят как концерты-беседы. По словам детей, это помогает им сосредотачиваться, вдумываться,

^

профессиональные

^

Отличие фестиваля от конкурса, как правило, состоит в том, что на фес­тивале происходит демонстрация творческих достижений коллективов и от­дельных участников, проходящая как некий праздник музыки, праздник му­зыкально-творческих результатов проведенной работы в области искусства. Конкурс же предполагает творческое состязание, в результате которого вы­являются лучшие, определяются победители.

конкурсов

  • оценка раздельная по каждой категории участников, предусмотренная по­ложением о конкурсе, как, например: в соответствии с возрастными градаци­ями (младшие школьники, подростки, старшеклассники), с учетом объема музыкальной подготовки участников (школьный хор, хоровой коллектив, в котором поют учащиеся детских музыкальных школ, детских хоровых студий и т.д.);

а) за выразительность исполнения;

  • б) за технику исполнения;
  • в) за качество и уровень репертуара программы.

Особо можно выделить конкурсы, предполагающие выявление способнос­тей, умений, навыков детей устанавливать взаимосвязи между музыкой и дру­гими видами искусства.

конкурсы рисунка (или другого вида изобразительного искусства) на музыкальную тематику.

Хорошо известно, что младшие школьники с большим удовольствием со­здают иллюстрации к песням, которые они разучивают на уроках или вне­классных музыкальных занятиях. Любят дети рисовать иллюстрации к про­граммным инструментальным пьесам, особенно со сказочной тематикой, к примеру, таким, как: «В пещере горного короля», «Шествие гномов» Э.Грига, «Баба-Яга» П.Чайковского, к фрагментам из балета И.Стравинского «Пет­рушка» и т. п.

Ребята постарше с удовольствием обращаются к более сложным темам. Их привлекает передача в рисунке музыкального образа не только программных произведений, например, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Прометей» А.Скряби­на, но и непрограммных сочинений, как, например, прелюдии С.Рахмани­нова, ноктюрны Ф. Шопена. Некоторые школьники предпочитают воплощать в своих рисунках картины народных музыкальных праздников, портреты му­зыкантов-исполнителей (скрипачей, пианистов и т.п.

Задания для самоконтроля:

1 Дайте характеристику видам дополнительного музыкального образования.

2 Приготовить и провести занятие по понравившейся форме дополнительного музыкального образования.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учеб­ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

Алиев Ю.Б. Хор в школе: возможности, задачи и перспективы, или зачем школе хоровой коллектив? // Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М., 2002.

Безбородова Л.А. Организация музыкальных занятий во внеурочное время // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразова­тельных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М., 2002.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.

Кабалевский Дм. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981.

Казиник М. Тайные знаки культуры. Кострома, 2005.

Красильников И.М. Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезато­ров. Студия компьютерной музыки // Программы дополнительного художественного образования детей / Редакторы-составители — Н. И. Кучер, Е.П.Кабкова. М., 2005.

Красильников И.М., Глаголева Н.А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы).

М., 2004.

Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Книга для учителя. М., 2001.

Манукян И.Э. Главное — музыкальный образ // Искусство в школе. 2006. № 2.

Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л.В.Школяр. М., 2001.

Осеннева М.С. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время //Осеннева М.С, Безбородова Л.А. Методика музыкального воспита­ния младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М., 2001.

Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополни­тельного образования. Номинация художественная. М., 2003.

Суслова Н. В. Музыкальная олимпиада // Музыка в школе. 2003, № 2.

страница 4/5
Дата конвертации 16.01.2013
Размер 1,33 Mb.
Тип