посещения музыкальных концертов, спектаклей, выставок и музеев;
- прослушивания аудио/видеозаписей, радиопередач и просмотра музыкальных телепередач с последующим обсуждением впечатлений детей на музыкальных занятиях.
2) ^ телем музыки или руководителем коллектива тему, рассказ о творчестве композитора, о создании музыкального произведения, об исполнительском мастерстве того или иного музыканта.
Организация силами учащихся постоянной информации:
-
о музыкальной жизни страны, ее наиболее знаменательных событиях;
-
о музыкальной жизни школы;
-
об интересных музыкальных впечатлениях детей, полученных при прослушивании радиопередач, просмотре телепередач, работе с другими информационными источниками, или связанными с интересными музыкальными событиями в их личной жизни.
Это могут быть рассказы детей на уроках музыки и внеклассных, внешкольных музыкальных занятиях, анонс о предстоящих музыкальных событиях и т. п.
-
Освоение правил обращения и работы со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой; с фонотеками; с компьютерными программами по записи и воспроизведению музыкальных произведений, музыкально-информационных данных; поиск нужных информационных материалов в Интернете.
-
Рекомендации по собиранию разнообразных музыкальных коллекций, экспозиций.
-
Объяснение учащимся правил составления чайнвордов, кроссвордов, пиктограмм с преобладанием музыкальной тематики.
-
Создание школьниками собственных авторских музыкальных игр.
погружение ребенка в атмосферу того или иного конкретно-исторического времени.
Используется с этой целью и введение в текст непривычных слуху школьников названий некоторых древнерусских народных музыкальных инструментов (сопели, било, бряцало, гудок и др.); ныне не употребляемых древнерусских оборотов речи (например, «чинить наказанье») или таких словосочетаний, которые, по представлениям детей, можно встретить только в сказках (как, например, «заморские инструменты»).
Учащиеся, как правило, чутко реагируют на незнакомые или малознакомые им древнерусские термины. Они воспринимают такие слова образно и хотят узнать их значение. Даже нескольких подобных слов и оборотов оказывается достаточным, чтобы помочь почувствовать своеобразный колорит столь отдаленного от нас времени.
Дети и учеба — Информационный портал
... есть большой спрос в области информационных технологий , СМИ, коммерческой деятельности и рекламе. Языковед имеет все шансы ... и развития языков, их структура и характерные особенности. Профессия подходит тем, кого интересует иностранные языки и русский язык и литература (см. выбор профессии ... то и стремительный карьерный рост вам обеспечены. Вы также можете всегда зарабатывать на жизнь переводчиком в ...
Среди учебно-методических изданий, направленных на музыкальное самообразование учашихся подросткового и старшего школьного возраста, наиболее полным и разработанным является пособие В.И.Пет-рушина «Слушай. Пой. Играй». Представленная в нем методика сориентирована на музыкальное самообразование прежде всего старшеклассников, у которых проявилась потребность самостоятельно расширить свои знания и умения в сфере музыкальной деятельности. При этом цель автора — помочь желающим «научиться активному музицированию».
В соответствии с этой целью в пособии получают раскрытие в первую очередь теоретические положения и методические рекомендации автора, необходимые для самостоятельной подготовки учащихся:
В рамках дополнительного музыкального образования (детские музыкальные школы, школы искусств, творческие студии и эстетические классы) проблемой самообразования занимается В.Г.Ражников. В своем «Дневнике творческого развития» автор выделяет художественно-игровую сторону музыкального образования в инструментально-исполнительском классе. При этом автор предоставляет возможность педагогу запечатлеть творческие достижения ученика в той или иной изучаемой пьесе.
Задания для самоконтроля:
-
Охарактеризуйте основные направления подготовки учащихся к самостоятельной работе.
-
Раскройте сущность учебно-методических пособий.
-
Предложите свой вариант приобщения учащихся к музыкальному самообразованию.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/
Алиев Ю.Б. Музыкальное самообразование подростков — ведущее направление работы учителя музыканта в 7-8 классах//Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. М., 1999.
Николаева Е.В. Эти разные-разные инструменты: экспресс-учебник// Музыкально-литературно-художественная юношеская газета «Радость» 1995 №7—12- 1996 № 7-12; 1997. № 1-2, 5-6.
Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музыкального самообразования. М., 2000.
Ражников В.Г. Дневник творческого развития: Пособие для учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, творческих студий и эстетических классов. М.,
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов / Худож. Ольга и Алексей Ивановы. М., 1999.
^
Цель лекции:
- рассмотреть различные виды деятельности учащихся на уроке музыки, дать им характеристику, научить применять на практике.
Вопросы к теме:
1 Собственно музыкальная деятельность.
2 Исполнительская музыкальная деятельность.
3 Вокально-хоровая деятельность.
4 Инструментальная деятельность.
Влияние музыки на рост и развитие растений
... музыкальных произведений. Глава 1. Таинственное влияние музыки на растения 1.1 Страницы истории: растения слушают музыку Растения ... развития растения от музыкального сопровождения. Предмет исследования - фенологические наблюдения за ростом и развитием комнатного растения. Цель нашей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений. ...
5 Импровизация и сочинение музыки.
Краткое содержание темы:
^
Собственно музыкальная деятельность детей, как уже отмечалось, заключается в слушании музыки, в ее исполнении и в опытах импровизации и сочинения музыки. Обратимся к каждой из этих разновидностей.
^
слушательской музыкальной культуры
При организации процесса развития слушательской культуры школьников следует иметь в виду существование различных подходов к пониманию смысла и содержания музыкального искусства.
Следует иметь в виду и тот музыкально-слушательский опыт ребенка, которым он обладает: на начальной стадии освоения музыкального искусства раскрытие его связей с окружающей жизнью может помочь ему понять и собственно музыкальные явления, поскольку при такой организации процесс слушания музыки строится по принципу: от знакомого к незнакомому. На последующих этапах музыкальный опыт ребенка уже помогает ему ощутить закономерности развития внутри самой музыки.
«перевода» смысла музыкального произведения в форму вербальной речи.
Согласно одной позиции, содержание музыкального произведения не может быть объяснено в словесной или иной форме (В. Ф. Одоевский).
Приверженцы другой точки зрения считают, что для раскрытия содержания музыки необходимо привлечение словесных объяснений, сравнений, сопоставлений (Д. Б. Кабалевский и др.).
Хорошо известны музыкантам высказывания двух великих музыкантов о возможности выражения музыкальной мысли с помощью слов:
Ф.Мендельсон: «Мысль, выраженная музыкой… вовсе не слишком неопределенна для словесного выражения, а напротив, слишком точна».
И.Ф.Стравинский: «Музыкальная система не аналогична словесной, она вообще не являет собой целостной системы, пригодной для сопоставления. В действительности музыка скорее вавилонское смешение языков, чем универсальный язык».
Говоря о развитии музыкально-слушательской культуры учащихся, необходимо помнить, что каждый ребенок слушает и слышит музыку по-своему. Педагог-музыкант А. Пиличяускас, решая эту проблему, разработал «идеально-комплексную» модель познания музыки. В сжатом виде ее можно представить следующим образом. Объектом восприятия (перцепции) выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения. Под эмоциогенными интонациями понимается их экспрессивное значение: способность выражать чувства, настроения и волевые устремления композитора, исполнителя.
^
Исполнительская музыкальная деятельность является непременной частью всех музыкальных занятий. Она помогает ребенку ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности. «Жизнь музыкального произведения — в его исполнении, т.е. в раскрытии его смысла через интонирование…».
Характеризуя специфику музыкального исполнительства, В.Л.Живов отмечает, что музыкально-исполнительский процесс включает в себя два основных, связанных между собой, компонента: постижение сути произведения (восприятие) и передачу его (воспроизведение).
Причем, по мнению исследователя, это не просто компоненты исполнительского процесса, а его последовательные этапы, каждый из которых, в свою очередь, включает относительно самостоятельные разделы. «Постижение подразумевает изучение произведения во всех деталях и создание на этой основе исполнительского замысла, исполнительской концепции; под передачей имеется в виду реализация этого замысла в процессе репетиционной работы и в ходе публичного концертного выступления».
Средства музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности: ...
... для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков. Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка? Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом ...
творческая художественная интерпретация
^
-
выраженные интересы, склонности, потребности именно к
конкретному виду исполнительской деятельности;
-
владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, способствующими достижению единства интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответствии с характером, стилем и жанром произведения;
-
умение оценить качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте певческого, инструментального звучания, исполнительской интерпретации произведения.
в коллективной
Исполнительская деятельность учащихся на музыкальных занятиях осуществляется в следующих основных видах: хоровое, ансамблевое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах.
зонной природы музыкального слуха.
^
Вокально-хоровая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника. Она обладает уникальными возможностями для развития музыкального слуха у детей: пение в нетемперированном строе предполагает как обязательное вслушивание ребенка в певческое звучание, нахождение в нем множества нюансов, присущих только пению и непосредственно отражающих в звуке душевный настрой ребенка.
На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществляется в основном как хоровая, коллективная деятельность, способная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях. Д.Л.Локшин подчеркивал, что искусство хорового пения, даже в пределах школьной программы, требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков и область хоровой культуры, хоровых исполнительских навыков. Работа над каждым элементом вокальной и хоровой звучности является не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием содержания данного хорового произведения. Чем выше, совершеннее вокальная хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных представлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков.
Методика развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста
... отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей. Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ...
Занятия детей в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование разнообразных музыкальных способностей, умений и навыков, на развитие музыкального вкуса, потребностей, а также на решение общих задач воспитания и развития личности.
Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обучения детей являются развитие вокального слуха и певческого голоса детей, эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, а также передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового интонирования.
приоритетных принципов
содержание
многоголосному пению.
свойствам
физиологические особенности детских голосов
^
^
эмоционально-волевые проявления —
^
игры на элементарных музыкальных инструментах.
Инструментальная исполнительская деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя исполнителем, способным к инструментальному музицированию. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.
Как показывает опыт, игра на музыкальных инструментах целесообразна не только в начальной, но и в основной школе, ибо даже подростки с увлечением принимают участие в подобного рода музицировании. Для одних детей — это возможность принять участие в музицировании, для других — способ проявить свои творческие способности, для третьих — это просто увлекательное времяпрепровождение.
К числу основных видов инструментального музицирования может быть отнесено:
-
сольное, групповое и коллективное исполнение инструментальных образцов;
-
исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым
песням, введение дополнительной инструментальной партии или
нескольких партий в качестве сопровождения к песне или музыкальной пьесе, с которой дети знакомятся в слушательской деятельности;
-
импровизация, сочинение инструментальных и вокально-инструментальных композиций.
Введение инструментального музицирования в процесс музыкальных занятий способствует развитию всех без исключения сторон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового, динамического, гармонического, полифонического и т.д.).
Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные условия для освоения учащимися нотной, в том числе партитурной, записи. И это имеет особое значение: в процессе певческой деятельности, хорового пения освоение многоголосного исполнения представляет значительно большую, по сравнению с инструментальным музицированием, трудность.
^
музыкально-композиционным творчеством.
Импровизация
Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л.С.Выготского).
Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...
... музыкальная деятельность, методы музыкального воспитания; изучить виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; выявить формы организации музыкальной деятельности; разобрать методы обучения восприятию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Объект исследования - музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. Предмет - использование различных методов обучения в ...
Кроме того, в его представлении устанавливается связь между воображением и реальностью. При этом ребенок опирается не столько на знания, сколько на интуицию, что также важно для его личностного развития.
Музыкально-композиционное творчество включает в себя сочетание креативного (создание нового) и репродуктивного компонентов (воспроизведение существующего).
Задача учителя музыки — организовать процесс импровизации, сочинения музыки учащимися и осуществлять при этом педагогическое руководство.
В процессе импровизации и попыток сочинения музыки учащимся предлагается освоение различных композиционных моделей. Такие модели представляют собой комплекс правил, согласно которым ученики получают знания о композиционно-творческих закономерностях различных музыкальных стилей и могут применить их в своей практической музыкально-творческой деятельности.
Выделяют два типа композиционно-творческих заданий, предлагаемых учащимся:
Причем в качестве как того, так и другого вида тематизма могут выступать законченная мелодия, какой-либо мотив, ритмический или гармонический оборот и т.д. и т.п.
Чтобы выполнить предлагаемое задание, ребенок должен воплотить свой замысел в певческой или в инструментальной исполнительской деятельности. Поэтому при выборе задания важно учитывать освоенность учащимся того или иного вида музыкальной исполнительской деятельности, а также имеющийся у него интонационно-слуховой опыт общения с тем музыкально-стилевым направлением, в русле которого предлагается выполнение композиционно-творческих заданий.
«каждый ребенок — художник,
внутренняя работа,
Как видим, авторы предлагают более широкую, по сравнению с традиционной, трактовку понимания места и значения творчества на музыкальных занятиях с детьми, ставя во главу угла предуготовленность к творчеству.
Задания для самоконтроля:
1 Дайте характеристику собственно музыкальной деятельности.
2 Дайте характеристику исполнительской музыкальной деятельности.
3 Дайте характеристику вокально-хоровой деятельности.
4 Дайте характеристику инструментальной деятельности.
5 Дайте характеристику импровизации и сочинению музыки.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе).
— Воронеж, 1998.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000.
Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М., 2002.
Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001.
Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа /| Сост. Е.О.Яременко. — М., 2001.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.
Теория и практика хорового исполнительства: Певческое развитие ребенка / Сост. И. В. Калиш, науч. ред. Л. П.Дуганова. — М., 1999.
Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре
... эмоционального отклика на звучание музыки у трех-четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических ... для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: ...
Халабузарь П. В..Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб., 2000.
^
Цель лекции:
- познакомить студентов с различными формами музыкального воспитания школьников во внеклассное время.
Вопросы к темам:
1 Общая характеристика дополнительного музыкального образования.
2 Виды и формы организации дополнительного музыкального образования.
Краткое содержание темы:
преемственно
Это образование можно охарактеризовать как «образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребенка, его интересами, потребностями и способностями».
Важнейшим условием эффективного развития музыкальной культуры ребенка в процессе внеклассной и внешкольной работы становится сопряженность нескольких линий ее развития, идущих, во-первых, от урока музыки как основной формы музыкального образования; во-вторых, от музыкальной жизни школы с ее особыми, присущими только ей музыкальными традициями, формами музицирования, атмосферой в целом и, в-третьих, от самого ребенка: от его музыкальных предпочтений, склонностей, опыта музыкальной деятельности, включенности музыки в его повседневную жизнь; наконец от предпочтений музыканта-педагога.
Успех деятельности в любой из форм дополнительного музыкального образования зависит также от таланта и усилий преподавателей музыки, от отношения школьной администрации: директора школы (гимназии, лицея), заведующего учебной частью и воспитательной работой, учителей-предметников и даже заведующего хозяйственной частью, понимания ими больших возможностей творческого развития детей, фантазии, воображения, эстетического вкуса, формирования музыкальной и общей культуры, таких качеств личности, как коллективизм, ответственное отношение к общему делу и др.
^
Беседа о музыке в системе дополнительного образования строится на тех же основополагающих педагогических установках, которые были охарактеризованы выше при изложении содержания и организации музыкально-слушательской деятельности учащихся. Вместе с тем беседа о музыке не ограничивается только слушательской деятельностью. Как подчеркивает Д.Б.Кабалевский, уделявший в своей деятельности большое внимание данной форме приобщения школьников и молодежи к музыкальному искусству, беседы о музыке могут включать в себя рассказ о музыке, ее исполнение на фортепиано (или каком-либо другом инструменте), ответы на вопросы детей, пение любимых песен под аккомпанемент музыканта-педагога.
В своих книгах «Как рассказывать детям о музыке?» и «Ровесники» Д.Б. Кабалевский делится своим богатым опытом организации и проведения бесед о музыке и излагает собственные размышления, выводы, которые сделаны на основе многолетней работы. При этом композитор-педагог всякий раз не просто приводит какой-либо интересный пример, наблюдение, но и объясняет, в чем смысл обращения к нему. Например: «Юные слушатели гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включенные в программу, объединены какой-либо близкой им, интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соизмерять с общей темой. Надо ли говорить, насколько глубже такое восприятие в сравнении с тем, когда одно произведение слушается вслед за другим, «перебивая» друг друга без всяких сопоставлений, соизмерений, обобщений…».
К основным принципам содержания и построения беседы можно отнести также:
-
проблемный характер;
-
стремление представить проблему в совершенно непривычном, часто парадоксальном виде;
-
постоянная обращенность к слушателю с вопросами;
-
предоставление слушателю возможности высказать свою точку зрения;
-
предельно эмоциональный накал атмосферы, в которой происходит беседа;
-
живой показ М.Казиником музыкальных образцов классической музыки в фортепианном и скрипичном исполнении;
- выдвижение на первый план тех средств музыкальной выразительности и их смысловых значений, которые, по мнению автора беседы, не только играют первостепенную роль в композиторском замысле, но и несут в себе «тайные знаки культуры»;
- построение беседы по принципу эмоционально-образных контрастов, включая шутку;
- установка на то, что «слушая музыку, мы слушаем себя».
^
Клуб любителей музыки — одна из распространенных в настоящее время форм внеклассной и внешкольной работы. Тем не менее сегодня нередко можно услышать мнение, что в наше время клубные формы работы уже не актуальны и постепенно «уходят в прошлое». Такая позиция типична для педагогов-музыкантов, главным образом, старших поколений, в представлении которых сам термин «клуб» связан с детскими воспоминаниями о школьных клубах, в которых содержание и организация работы определялись исключительно учителем и где доминирующее значение приобретали те или иные массовые формы музыкальной деятельности.
дискуссионного клуба,
Следует иметь в виду, что большинство представленных далее тем дается в формулировках, которые предложены самими учащимися. Педагог-музыкант только стимулировал поиски школьниками интересующих их тем, подсказывая им возможные проблемы для обсуждения. В группировке же тем по блокам и определении последовательности их обсуждения мнение педагога, подкрепленное необходимой аргументаций, имело первостепенное значение.
^
Детская филармония (филармония школьника) — одна из форм музыкально-просветительской работы среди учащихся, основывающаяся главным образом на базе краевых, областных, городских филармоний. Здесь, как правило, в рамках «Детского отдела» планируется репертуар и подбираются исполнители, которые выступают в учреждениях общеобразовательного типа. Однако «Детская филармония» может существовать и на базе других организаций: музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов и университетов культуры и искусств, разного рода училищ и даже общеобразовательных школ.
Основной формой работы детских филармоний является проведение тематических концертов, лекций-концертов. Исполнители — преподаватели и студенты учебных заведений, учителя музыки, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Таким образом, подобного рода организация, государственная или общественная, — прежде всего концертная.
Основная форма проведения концертов для школьников — диалог. Например, ведущий концерта стремится обосновать выдвинутый тезис, а учащиеся выступают «оппонентами» по этому вопросу. Контуры дискуссии продумываются ведущим заранее, отбираются музыкальные произведения, исполнители. Сам же диалог импровизируется благодаря, в первую очередь, проблемным вопросам ведущего. При этом учитываются возрастные особенности. Так, учащимся старших классов, к примеру, могут раздаваться листки для высказываний в письменной форме.
Проведение лекций-концертов предполагает активное участие учащихся. Этому способствуют детально продуманные вопросы ведущего концерта, которые активизируют творческое внимание учащихся и побуждают их на внутренние размышления в будущем.
^
Одним из новых направлений является обучение детей игре на клавишных синтезаторах, а также музицированию в условиях компьютерной студии. Наиболее полную разработку данное направление получило в работах И.М. Красильникова.
Автор поставил перед собой несколько задач: приобщить детей к процессу музицирования, одновременно развивая в них музыкальный слух, чувство музыкальной формы, живое, образное усвоение средств музыкальной выразительности и связанные с ними музыкальные знания, накопление на этой основе художественных, эстетических впечатлений и главное — опыта творческих проявлений.
Основным видом творческих заданий, по мнению педагога-музыканта, является аранжировка и исполнение различных музыкальных произведений. При этом аранжировка представляет собой постепенное усложнение учебной музыкально-творческой деятельности, состоящей из четырех основных действий:
- анализ текста оригинала;
-
отбор звуковых средств, проверка;
-
корректировка продукта.
составление проекта аранжировки;
Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, поэтому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь в опоре на дидактический принцип расчленения сложной задачи.
^
Работа детского хора, как и многие другие формы, в организационном плане может быть весьма разнообразна и зависит от предпочтений руководителя кружка, возможностей школы, желания самих ребят. Это может быть один коллектив или несколько коллективов (младший хор, старший хор и т.д.), занимающиеся один или два раза в неделю с различной продолжительностью занятий.
Школьный хор может быть по-настоящему высококачественным, если в его репертуаре представлены произведения, исполняемые как без сопровождения, так и с сопровождением. При этом желательно с первых же занятий учить детей «петь нотами» (то есть уметь все более свободно называть их в различных, поначалу несложных ритмических соотношениях и петь мотивы, темы, мелодии нотами вслед за показом учителя).
Такое пение нотами (а не «по нотам», что значительно сложнее и возможно лишь с приобретением специальных навыков в процессе систематических занятий) очень полезно для развития как унисона, так и многоголосного пения и выравнивания вокального звучания.
Очень желательны выступления хора перед различной слушательской аудиторией, что всегда сплачивает коллектив, развивает артистические способности, формирует любовь к сцене, потребность в хоровом пении.
Говоря о школьном хоре и подытоживая все то, что относится к коллективу детей-музыкантов (кстати, не только участников хора), Г.А.Струве особенно подчеркивает важность достижения творческой атмосферы в коллективе: «Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать прежде всего занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников («со-переживателей» музыки).
^
народных инструментов, духовые, симфонические.
Работа с оркестром является одним из самых сложных направлений в деятельности педагога-музыканта. В связи с этим особый интерес вызывает опыт выдающегося музыканта — дирижера С.Я.Сондецкиса, который в течение полувека бессменно руководит симфоническим оркестром школы искусств имени М.К.Чюрлениса в Вильнюсе. Не представляется возможным даже в общей форме воспроизвести все советы С.Я.Сондецкиса руководителям детского оркестра, поэтому будут выделены лишь некоторые из них и в первую очередь те, которые могут оказаться полезными руководителю не только любого, указанного выше, оркестрового коллектива, но и любого музыкального коллектива вообще.
^
Воспитание творческой активности, самостоятельности участников оркестра С.Я.Сондецкис выделяет в качестве основных условий успешного роста всего коллектива. При этом подчеркивается, что игра в оркестре должна приносить радость, а радость в искусстве приносит только творчество. При этом создание истинной творческой атмосферы в работе оркестрового класса нуждается в постоянном стимулировании. Этому способствуют публичные концерты, отчетные концерты с приглашением профессиональных артистов для совместного исполнения музыки.
^
Детская музыкальная студия (преимущественно хоровая), как правило, — это внешкольное музыкальное учебное заведение (хотя студия может существовать и в стенах общеобразовательной школы) 2 , сочетающее в себе учебную, исполнительскую и воспитательную работу.
признаки студийности.
^
Первая ступень — это первоклассники или даже дошкольники 5 — 6 лет. Ребята занимаются два-три раза в неделю по одному часу. Основная задача — воспитать интерес детей к пению, развить их певческие и общемузыкальные способности. В студию принимаются все желающие. В занятиях активно используются игровые моменты (музыкальное приветствие, игра в дирижера и др.).
Большое внимание уделяется сольфеджио.
Вторая ступень — младший хор, который составляют, как правило, второклассники. Они занимаются три раза в неделю по часу, разучивают простые двухголосные произведения с сопровождением и без него. Работа по воспитанию музыкального слуха, особенно гармонического и ритмического, проводится специально на уроках сольфеджио, в том числе хорового сольфеджио, непосредственно на хоровых занятиях. На этой ступени автор предлагает начинать индивидуальные занятия на музыкальных инструментах, а также беседы о музыке и концертные выступления хора.
Третья ступень — средний хор — ученики III—V, а иногда VI и даже VII классов. Занятия проводятся дважды в неделю по два часа. Основная цель занятий — подготовка хористов для перехода в старший хор. В среднем хоре исполняются трехголосные произведения гармонического и полифонического склада, разучивается обширный репертуар, включающий произведения классические, народные, современную музыку. Продолжаются занятия по сольфеджио, музыкальной литературе, индивидуальные занятия на музыкальных инструментах.
Четвертая ступень — старший хор. Это ведущий хоровой коллектив, в котором занимаются дети обычно от 10 до 16 лет (дважды в неделю по два часа).
При том что сохраняются все виды музыкальных занятий, особое значение приобретает концертная деятельность.
-
^ — это объединение учащихся в классах общеобразовательной школы. Все учащиеся-студийцы включаются в один класс соответственно той или другой ступени. При этом обычно в 1-м и 2-м классах одно хоровое занятие со студийцами проходит в общеобразовательной школе, другое — в студии. Следует подчеркнуть, что этот «признак студийности» имеет место лишь в студиях, созданных на базе общеобразовательных школ.
-
^ — это летние лагеря, в которых проводится каждодневная
музыкальная работа (один или два раза в день по 1,5 часа).
Именно в хоровых
лагерях обычно разучивается большая часть репертуара студии, осуществляется сплочение коллектива, подготовка и перевод кандидатов в старший хор.
В лагерях проводится работа по укреплению здоровья ребят, находящихся круглые сутки на свежем воздухе, как правило, в лесу, на речке, с включением в режим дня купания, участия в разнообразных спортивных играх и т. п.
«Хоровые прививки»
а) «Хоровая прививка», осуществляемая в процессе совместных занятий двух хоровых коллективов, в результате чего более опытный хор в процессе совместных занятий за короткий срок значительно повышает уровень менее опытного хора.
б) «Хоровая прививка» в сводном хоре подразумевает участие нескольких коллективов, среди которых имеется более подвинутый, оказывающий положительное влияние на все остальные, например, демонстрацией «эталонного» звучания как отдельных партий, так и всего произведения.
-
Хоровая эстафета — это шефская работа старших студийцев с младшими (наставничество), включающая в себя разучивание слов, той или иной партии, обучение разного рода вокально-хоровым навыкам. Такая работа воспитывает в студийцах заботу о младших ребятах, формирует педагогические умения и навыки, проявление творческой инициативы, самостоятельности, сохранение традиций коллектива.
-
^ представляет собой комплекс методических упражнений в условиях хоровых занятий, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности учащихся, развития гармонического слуха, чувства ритма и т.д. Хоровому сольфеджио отводится по 10 — 20 минут.
^
Школы рассчитаны на семилетний или пятилетний срок обучения (в последнем случае по сокращенной программе).
После окончания детской музыкальной школы учащимся, желающим продолжить музыкальное образование с целью подготовки к дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности, предоставляется возможность заниматься дополнительно по углубленной программе обучения в течение года.
Репертуар в классе музыкального инструмента включает обязательное изучение классической, современной, народной музыки и предусматривает постепенное освоение детьми все более сложных образцов полифонической музыки, произведений, написанных в крупной форме (в старших классах), и пьес разных стилевых направлений и жанров. Большое внимание уделяется также обучению технике игры на инструменте с помощью этюдов, чтению с листа и игре в ансамбле.
Занятия в исполнительских классах, как отмечает М.В.Гореликова, способны обеспечить каждому ребенку «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность через свободу, через творческую, осмысленную деятельность в том случае, если «с самого начала предлагать начинающему музыканту не «систему оценивания» в музыке, но систему ценностей и смыслов…». Имеется в виду предоставление детям возможности выбирать как формы музицирования, так и формы своей учебной «отчетности». Это может быть участие в концерте, в конкурсе или индивидуальное прослушивание.
Одним из эффективных подходов к процессу обучения, как подчеркивает автор, становится организация его на основе совместной концертной и концертно-просветительской деятельности преподавателей и учащихся. Отметки детям за выступления не ставятся. Их заменяют беседы с учениками о том, что ими было достигнуто, а в чем им следует совершенствоваться далее. При этом наиболее предпочитаемой детьми формой отчетности является, по наблюдениям автора, участие в таких концертах, которые проходят как концерты-беседы. По словам детей, это помогает им сосредотачиваться, вдумываться,
^
профессиональные
^
Отличие фестиваля от конкурса, как правило, состоит в том, что на фестивале происходит демонстрация творческих достижений коллективов и отдельных участников, проходящая как некий праздник музыки, праздник музыкально-творческих результатов проведенной работы в области искусства. Конкурс же предполагает творческое состязание, в результате которого выявляются лучшие, определяются победители.
конкурсов
-
оценка раздельная по каждой категории участников, предусмотренная положением о конкурсе, как, например: в соответствии с возрастными градациями (младшие школьники, подростки, старшеклассники), с учетом объема музыкальной подготовки участников (школьный хор, хоровой коллектив, в котором поют учащиеся детских музыкальных школ, детских хоровых студий и т.д.);
а) за выразительность исполнения;
- б) за технику исполнения;
- в) за качество и уровень репертуара программы.
Особо можно выделить конкурсы, предполагающие выявление способностей, умений, навыков детей устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
конкурсы рисунка (или другого вида изобразительного искусства) на музыкальную тематику.
Хорошо известно, что младшие школьники с большим удовольствием создают иллюстрации к песням, которые они разучивают на уроках или внеклассных музыкальных занятиях. Любят дети рисовать иллюстрации к программным инструментальным пьесам, особенно со сказочной тематикой, к примеру, таким, как: «В пещере горного короля», «Шествие гномов» Э.Грига, «Баба-Яга» П.Чайковского, к фрагментам из балета И.Стравинского «Петрушка» и т. п.
Ребята постарше с удовольствием обращаются к более сложным темам. Их привлекает передача в рисунке музыкального образа не только программных произведений, например, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Прометей» А.Скрябина, но и непрограммных сочинений, как, например, прелюдии С.Рахманинова, ноктюрны Ф. Шопена. Некоторые школьники предпочитают воплощать в своих рисунках картины народных музыкальных праздников, портреты музыкантов-исполнителей (скрипачей, пианистов и т.п.
Задания для самоконтроля:
1 Дайте характеристику видам дополнительного музыкального образования.
2 Приготовить и провести занятие по понравившейся форме дополнительного музыкального образования.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/muzyikalnoe-samoobrazovanie-uchaschihsya/
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.
Алиев Ю.Б. Хор в школе: возможности, задачи и перспективы, или зачем школе хоровой коллектив? // Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М., 2002.
Безбородова Л.А. Организация музыкальных занятий во внеурочное время // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М., 2002.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.
Кабалевский Дм. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981.
Казиник М. Тайные знаки культуры. Кострома, 2005.
Красильников И.М. Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезаторов. Студия компьютерной музыки // Программы дополнительного художественного образования детей / Редакторы-составители — Н. И. Кучер, Е.П.Кабкова. М., 2005.
Красильников И.М., Глаголева Н.А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы).
М., 2004.
Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Книга для учителя. М., 2001.
Манукян И.Э. Главное — музыкальный образ // Искусство в школе. 2006. № 2.
Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л.В.Школяр. М., 2001.
Осеннева М.С. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время //Осеннева М.С, Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М., 2001.
Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Номинация художественная. М., 2003.
Суслова Н. В. Музыкальная олимпиада // Музыка в школе. 2003, № 2.
|