Доклад: «Нравственные уроки пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» (9 класс)

Куксевич Любовь Ивановна

ГБОУ СОШ 531

Санкт-Петербург

2018

Нравственные уроки пушкинской трагедии

«Моцарт и Сальери»

Важнейшее в нашей отечественной русской литературе – особое воззрение на мир. Основная мера всех вещей, утверждаемая нашими писателями – совесть, в отличие от писателей западных. И герои нашей литературы ищут справедливости и добра, а не славы, карьеры, денег.

Духовную сущность литературы утвердил И.С.Шмелев:

«Наша литература…глубока, «строга», …и целомудренна… Она как бы спаивает – вяжет Землю с Небом. В ней почти всегда — «вопросы», стремления «раскрыть тайну», попытки найти разгадку мировых загадок … о смысле жизни, о правде и кривде, о зле-грехе, о том, что будет там…, и есть ли это там? Русская литература – не любование «красотой», не развлекание, не услужение забаве, а именно служение».

Если основная мера всех вещей – совесть, рассмотрим с этой точки зрения сочинения моих семиклассников после изучения повести Л.Н.Толстого «Детство». Дети должны были написать развернутый ответ на вопрос «Опишите ситуацию, после которой вам, как и герою повести Л.Н.Толстого, было стыдно». Вообще, любое сочинение – это сам ученик, его мировоззрение, отношение к людям. Да и обращение ребенка к книге – это попытка понять автора, вписать себя в конкретную ситуацию.

Сочинения семиклассников удивили. Многие написали, что еще слишком мало прожили на свете, чтобы стыдится того, что с ними произошло. Другие заявили, что не намерены рассказывать о себе, ибо это их личное дело, и попытались привести веские аргументы. За всю практику преподавания я поняла: ребята научились высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию. Но мало задумываются о тех, кто рядом, просто не видят, не стараются увидеть и услышать.

Как же много надо потрудиться нам, чтобы повернуть их к страницам отечественной литературы.

Следующее сочинение: «Верна ли, с вашей точки зрения, пушкинская формула «Гений и злодейство / две вещи несовместные?» — заставило снова обратиться к трагедии, к словарям, непосредственно к ребятам.

12 стр., 5778 слов

Проблема совести — аргументы из литературы. Аргументы к сочинению ...

... могу сделать вывод, что совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. ( 3 оценок, среднее: 4.67 из 5) Сочинения по темам: В наше ... них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск». Главный герой – Алесь Мороз. Это сельский учитель, глубоко любящий учеников, ...

Многие написали о злом гении, приводя в пример и Гитлера, и других реальных и вымышленных персонажей.

Все это происходило в февральские дни, весь город говорил о подвиге ленинградцев, о тех, кто ценой своей жизни прокладывал дорогу по льду Ладожского озера. В классе на подоконниках горели свечи, дети читали стихи, готовили презентации о подвигах водолазов.

Как связать воедино эти противоположности?

Снова открываем трагедию Пушкина. Название: «Моцарт и Сальери».

— Обращаемся к ключику: название, начало, конец трагедии.

И вот уже говорят ребята:

— Столкновение мировоззрений.

— Столкновение отношений.

— Пушкин хочет показать несостоятельность просветительского рационализма в образе Сальери.

— Просто зависть одного героя к другому.

Обращаемся к началу трагедии:

Все говорят: нет правды на Земле.

Но правды нет и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству.

Сразу перед нами противопоставление: Земля и Небо.

Если нет правды на Земле, значит она на Небе. Но Сальери заявляет, что и там ее нет.

Слово «гамма» тоже понятно. Сальери композитор. Всю жизнь занимается музыкой, любит искусство. Ключевое слово – любит. Но Творец и есть любовь.

— Что же больше Творца любит Сальери?

— Искусство. Музыку.

— И как к этому относится? А к другим наукам?

— «Упрямо и надменно от них отрекся я».

Перед нами образ человека упрямого и надменного с детства

«…Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп.

Проверил я алгеброй гармонию»

Сальери умен, Но кто может измерить внутреннюю напряженность гения?

Значит проблема не в уме. И Моцарт, и Сальери умны.

— Если проблема не в уме, тогда в чем?

— В зависти.

И сразу приводят примеры, вспоминая и грехопадение людей («Будете как Боги»), и библейский сюжет о Каине и Авеле, и «Притчу о блудном сыне».

7 стр., 3429 слов

Материал к . «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. ...

... «Моцарте и Сальери» это зависть, которая движет чувствами Сальери. Гений и злодейство — две вещи несовместные? Моцарт со свойственной ему непосредственностью, вспоминая о Бомарше, приятеле Сальери, спрашивает: «Ах, правда ли, Сальери, ... на поставленный выше вопрос: совместимы ли гений и злодейство, мы должны, прежде всего, ответить на другой вопрос: был ли Сальери гением? Из предыдущей главы мы ...

— А который сын блудный?

— Конечно, младший, он ушел от отца.

— А старший, он упрекает отца, значит и он блудный? Заблудился?

Сальери называет себя завистником

— А завидует ли Глюку?

— Нет, его называет великим. А завидует Моцарту:

Я ныне завистник. Я завидую, глубоко,

Мучительно завидую.

Где же правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду…

А озаряет голову безумца.

«Правды нет и выше».

Вот это и есть главная проблема. Классическая формула безверия

Значит, проблема не на рациональном, не на логическом, а на уровне нравственном, даже религиозном. Откроем черновики Пушкина, первоначальное заглавие именно «Зависть». Все становится понятным. Но это слишком просто для Пушкина. И он убирает это название, дает другое «Моцарт и Сальери». Хотя тема зависти не снимается, остается.

Сердце завистливого изнемогает от печали, всех он ненавидит, перед всеми лицемерит

— А Моцарта называет безумцем.

. Сальери надо набрать факты для очернения другого. Если их нет – выдумать.

— Для чего нужны эти реальные и выдуманные факты Сальери?

— Сальери говорит прямо – надо подтвердить справедливость задуманного им.

Мы знаем, Моцарт — профессионал высочайшего уровня, гений.

Вот теперь и попробуем определиться с пониманием термина «гений».

А с другой стороны, гений – высочайшее развитие духовных сил – уже не гениальность, а святость, поэтому гений не может быть злодеем по определению.

Сальери одарен, но погубило его душу безверие, Моцарт и Сальери – два гения, но неравные между собой.

Неравенство не вызывает зависти. Мы уже видели, что Сальери не завидует Глюку, а признает его гениальность.

Сальери тяготит несправедливость жизнеустроения, когда «звание» гений дается не по заслугам., Его волнует другое: принять или не принять замысел Творца готов человек.

А Сальери правду на Небе отрицает, тем самым бунтует.

Таким образом, Сальери обделен способностью духовно постичь мироустройство и высший закон, обделен смирением. Поэтому и намерен исправить ее по собственному разумению . Вот уж где ум за разум заходит. Это уже безумие перед Богом.

изворотливость.

Сальери находит логичное (для себя) обоснование собственной правоты:, Нет, не могу противится я доле судьбе моей,, Я избран, чтоб его остановить.

Мы видим, что Пушкин эстетически осмыслил модель мировосприятия на предельно – достижимом для искусства уровне. Он указал источник – безверие. Указал и итог – гибель, смерть, разрушение.

3 стр., 1069 слов

Гений русской литературы

... периодов. Стремясь реализовать на практике свои новые требования к литературе, а также шире распространить свои новые взгляды, Толстой создал ряд народных рассказов («Чем люди живы», «Два ... мотивов в творчестве Толстого и Франко. Однако, как справедливо пишет Н. Е. Крутикова, дело даже не в конкретных аналогиях. Могущественное влияние толстовского реалистического гения проявилось у ...

Пушкин показал, как Сальери сотворил себе кумира – искусство. Сам Сальери заявил нам об этом в начале трагедии. И это привело к деградации личности. Музыкант, воспевающий гармонию мира, сам становится разрушителем, рабом своей гордыни.

А Моцарт свободен, его музыка живет не только среди избранных, но и в среде уличных музыкантов, среди людей, как трава в поле. И сам Моцарт умеет искренне, по-детски радоваться. Он не обожествляет музыку, понимая, что она лишь отражение того, кто все это создал.

Пушкин совершил еще одно парадоксальное открытие.

Моцарт не осознает на уровне рациональном, что Сальери представляет опасность, грозит гибелью, хотя на художественном уровне прекрасно знает:

Представь себе… кого бы?

Ну, хоть меня — немного помоложе;

Влюбленного — не слишком, а слегка —

С красоткой, или с другом — хоть с тобой,

Я весел… Вдруг: виденье гробовое,

Незапный мрак иль что-нибудь такое…

В это и заключается один из парадоксов искусства: в расхождении между художественным постижением истины и обыденно-житейским непониманием ее в реальном проявлении, между эстетическим и рациональным мышлением.

И умный Сальери вдруг засомневался в своей исключительности:

Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы — и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Так воедино связались все три ключика: название, начало и конец произведения. Вопросы в конце трагедии мучительно терзают того, кто самолично решил исправить «несправедливость» ради пользы, о которой перед смертью так легко отозвался Моцарт «презренной».

Как много разглагольствований мы слышали о пользе в рассуждениях Лужина и Лебезятникова, слышим о пользе сейчас: все должно быть полезно, все должны приносить пользу, иначе …

А Пушкин ярко и образно показал, куда такое преклонение перед пользой может привести. Иногда я задаю ребятам провокационный вопрос: «А зачем, для какой такой пользы нужны старики, больные, увечные?»

Молчат, думают, понимают, что нельзя сказать об этих людях: не нужны, ибо пользу не приносят.

А вопросы не заканчиваются, и все прочитанное не исчерпывается до дна, и всегда есть тайна воздействия художественного текста.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/motsart-i-saleri/

Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»// Маленькие трагедии. – Интернет-публикация.

Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: «Художественная литература», 1978.

8 стр., 3602 слов

Конспект по литературе «Моцарт и Сальери» в 9 кл

... творца». Это предположение и легло в основу художественного вымысла Пушкина, посвящённого Моцарту и Сальери. Известно, что первоначально трагедия носила название «Зависть», но затем Пушкин отказался от него и заменил на «Моцарт и Сальери». Значит, для него ...

Рассадин С. Драматург Пушкин. М.: «Искусство», 1977.

Томашевский Б. Пушкин. М: «Художественная литература», 1990.

Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С.В.Стахорского. – М: 1998 – стр. 301-302.

И.Н.Сухих, С.П.Белокурова. Литература 9 класс книга для учителя. — М.: «А кадемия», 2015.

М.М.Дунаев. Православие и русская литература. – М.: «Христианская литература» 2001.