Анализ — «Маленькие трагедии Пушкина»

Сочинение

Сочинение «Маленькие трагедии» Пушкина

В творческом наследии Пушкина существует цикл небольших драматических произведений, называемых «маленькими трагедиями». По характеру они близки к философской лирике. В них также поднимаются большие общечеловеческие проблемы, связанные с вопросами о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о назначении искусства. «Маленькие трагедии» Пушкин написал в 1830 г. во время знаменитой Болдийской осени, которая оказалась одним из наиболее плодотворных периодов в его творчестве. В центре внимания автора — «драматические изучения», по выражению

самого Пушкина, касающиеся прежде всего тайн человеческого характера в связи с определенной исторической эпохой. «Маленькие трагедии» строятся преимущественно не на внешних, а на внутренних конфликтах, как это происходит, например, в «Скупом рыцаре».

Само по себе название «Скупой рыцарь» уже наталкивает на глубокие размышления. Сочетание этих слов представляется неожиданным. В сознании читателей понятие «рыцарь» обычно связывается с представлениями об отваге, чести, храбрости, великодушии, но никак не о скупости. Но в том-то и заключаются оригинальность и новаторство замысла Пушкина, что он лаконично и вместе с тем исключительно глубоко показал, как власть денег и вообще новые экономические отношения, вторгающиеся в европейскую жизнь, превращают Барона в ростовщика и стяжателя. Барон у Пушкина — зловещая, мрачная демоническая фигура, для которого золото заменило все — и родственные привязанности, и просто человеческие связи. Тема растлевающей власти денег, чрезвычайно актуальная и злободневная в XIX в., будет раскрыта Пушкиным и в других его произведениях (например, в «Пиковой даме»), а в дальнейшем станет одной из ведущих для всей русской литературы.

Конфликт в «Моцарте и Сальери» основан не на теме зависти или уязвленного самолюбия, как может сначала показаться, а на столкновении различных жизненных позиций, противоположных взглядов на искусство, на назначение художника. Моцарт у Пушкина воплощает жизнерадостность и открытость души, подлинный артистизм. Сальери потрясен несправедливостью: «бессмертный гений» достался, с его точки зрения, «гуляке праздному». Сальери убежден, что можно проверить гармонию алгеброй. Правда, для этого нужно разъять музыку, «как труп». Но только таким образом, считает он, должно развиваться и совершенствоваться искусство. Светлый гений Моцарта опровергает эти представления. Для Моцарта музыка — великое искусство, для Сальери — ремесло, которому можно научиться неустанным трудом, подвижничеством. Сальери понимает и высоко ценит гений Моцарта, но, ио его мысли, воспитанию молодых музыкантов Моцарт с его неповторимой гениальностью может принести только вред. Он помешает другим, не обладающим таким же божественным даром, отвратит их от упорного, кропотливого труда, а это приведет к общему упадку искусства. Сальери решается на преступление, на злодейство во имя высшей справедливости (как он ее понимает), Пушкин вовсе не оправдывает Сальери, да и нет ему оправдания, но поэт стремится объяснить причины злодейства путем внимательного и объективного драматического изучения помыслов Сальери. «. Гений и злодейство // Две вещи несовместные». Эти слова Моцарта потрясают Сальери. Он пытается их опровергнуть, но тщетно. Этика и эстетика всегда идут рядом.

10 стр., 4645 слов

Пушкин-психолог в маленьких трагедиях

... в глубины человеческой психологии, «маленькие трагедии» до настоящего времени вызывают неизменный интерес. Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Судьба искусства.Неожиданная смерть гения в расцвете лет завершает линию ... между самими героями трагедии, в частности контраст гения и бездарности, в-третьих, судьбу этической стороны искусства. «Маленькие трагедии» - не пушкинское название.Оно возникло при ...

В истории мировой литературы образ Дон Жуана был одним из наиболее популярных. В пушкинском «Каменном госте» мы встречаемся с новым и оригинальным истолкованием этого образа. Дон Гуан у Пушкина — человек Возрождения, он бросает смелый вызов старому и мрачному миру средневековья. Это вовсе не традиционный развратник и соблазнитель. Можно даже предположить, что он, искренне полюбив донну Анну, «весь переродился». Во всяком случае, умирает он с ее именем на устах. Но безнравственное приглашение, обращенное к статуе, присутствовать на его любовном свидании с вдовой убитого им Командора вносит дополнительный оттенок в наше представление о пушкинском герое. Прав был Белинский, когда отмечал, что люди, подобные Дон Жуану, «умеют быть искренно страстными в самой лжи и непритворно холодными в самой страсти, когда это нужно». Отсюда и неизбежное возмездие за оскорбление любви как высокого человеческого чувства, за эгоизм. В конечном счете речь идет о нравственной ответственности личности и за свою жизнь, и за жизнь других. Романтический герой не считается с законами, нравами, обычаями, легко переступает через них. Но индивидуалистический бунт способен нарушить не только законы чуждой ему среды, но и общечеловеческие законы. Разоблачение, развенчание безнравственности индивидуалистического бунта также станут одной из традиций русской гуманистической литературы (достаточно вспомнить в этой связи творчество Достоевского).

«Ппр во время чумы» является вольным переводом одной сцены из пьесы английского драматурга Вильсона «Чумной город». Проблема жизни и смерти на протяжении всего творческого пути постоянно была в центре внимания Пушкина. Поэт прославляет не смирение и покорность перед судьбою, но величие человека, бросающего гордый вызов самой смерти.

Одновременно с «маленькими трагедиями» Пушкин начал работать над народной драмой «Русалка», построенной на широком использовании фольклорного материала — легенд, свадебного обряда, песен. К сожалению, «Русалка» осталась незаконченной.

В. целом драматургические произведения явились блестящим творческим достижением Пушкина. В его «маленьких трагедиях» даны образцы реалистического изображения сложного и противоречивого духовного мира человека. Характерное для всей последующей русской литературы XIX в. проникновение в «диалектику души» начиналось уже в пушкинских творениях — совсем небольших по размеру, но огромных по идейно-художественной значимости.

8 стр., 3602 слов

Конспект по литературе «Моцарт и Сальери» в 9 кл

... и легло в основу художественного вымысла Пушкина, посвящённого Моцарту и Сальери. Известно, что первоначально трагедия носила название «Зависть», но затем Пушкин отказался от него и заменил на «Моцарт и Сальери». ... вступительного слова о маленьких трагедиях. Маленькие трагедии — это цикл пьес А.C.Пушкина, включающий четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» И «Пир во ...

«Гимн в честь чумы! Послушаем его!»

Четыре маленькие трагедии написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине, где он задержался из-за холерного карантина.

На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го — над «Моцартом и Сальери», 4 ноября — над «Каменным гостем», а 6 ноября — над «Пиром во время чумы».

Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес — будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей.

В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе. А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении.

В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» — эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры).

В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» — это Средневековье, «Каменный гость» — Возрождение, «Моцарт и Сальери» — Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона — поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.

«Скупой рыцарь»

«Каменный гость»

27 стр., 13091 слов

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

... Моцарт и Сальери»; «Каменный гость», «Пир во время чумы». Проблема бездуховности, безнравственности, нравственных уроков волнует Пушкина в Болдинскую осень, и появляется сборник "Маленькие трагедии". Появляется стремительно. ... все-таки многогранен и бесконечен. Эта мысль пронизывает трагедии Пушкина и делает их при всей катастрофичности "ужасного века" и "ужасных сердец" светлыми. Я заинтересовалась ...

«Моцарт и Сальери»

«Пир во время чумы»

Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского… Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был о нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности». Тем ценнее отважные попытки найти театральный эквивалент оригинальным драматическим опытам Пушкина.

Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре (носящем, кстати, имя А.С. Пушкина).

В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий. В спектакле были заняты прекрасные актеры — Николай Черкасов, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными. «Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя», а «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» сочли удачными опытами интерпретации пушкинских пьес. Спектакль жил на сцене Александринского театра долго, претерпевал обновления и вводы новых актеров.

«Маленькие трагедии» в Александринском театре

«Маленькие трагедии» в Александринском театре

«Маленькие трагедии» в Александринском театре

7 стр., 3429 слов

Материал к . «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. ...

... сам Пушкин сказал устами Моцарта в маленькой трагедии, что гений и злодейство — две вещи несовместные. Но позвольте, несовместные ли? И почему несовместные? 2. Не прототип, а образ После смерти Сальери, в своем дневнике Пушкин делает ...

Морально–философская проблематика в “Маленьких трагедиях” Пушкина

5

(2)

“Маленькие трагедии” пострены на нравственно-исторических конфликтах между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в “Скупом рыцаре”, классицизм и романтизм в “Моцарте и Сальери”, Ренессанс и Средние века в “Каменном госте” и Ренессанс и пуританизм в “Пире во время чумы”.

“Один “ужасный век” сменяется другим, но человек может или застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки, или же встать выше “железного века”, прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным”, – пишет Лотман.

Характеры героев одномерны – носители какого-либо одного начала, одной страсти. Для Пушкина очень важно исследовать эти страсти. Композиция “Маленьких трагедий”, которая предполагает обрисовку противоположных позиций, показывает, что мир сложнее, чем кажется, а одно правды нет, ведь любое событие можно интерпретировать по-разному.

  1. Скупой рыцарь

Основа – столкновение разных типов сознания: рыцарской идея и идеи денежного века. Не случайно в названии оксюморон – “скупой рыцарь”, что для рыцарского века практически невозможно. Барон – носитель идеи буржуазного века, века феодализма Страсть Барона – страсть к деньгам: он пьет воду, ест сухие корки, чахнет над своим златом в сундуках.

Вот счастье для него – добавить немного злата в очередной сундук. Золото для него – символ власти: “Что не подвластно мне? как некий демон отселе миром править я могу…” Среди золота он чувствует, что он царствует. Пир для него – смотреть на раскрытые сундуки, “на блещущие груды”. Сына считает “безумцем, расточителем”, недостойным наследства.

Соединению феодального и буржуазного сознания противостоит молодой барон – носитель средневековой рыцарской идеи, ради которой он, казалось бы, готов на преступление. Однако оказывается, что душа Альбера не готова к убийству ради достижения высокой рыцарской цели.

Для Альбера важны идеалы рыцарства: рыцарское слово (когда Жид отказывается дать ему денег без заклада, он говорит: “Иль рыцарского слова тебе, собака, мало?”), честь. Поэтому когда Жид предлагает ему отравить отца, Альбер взбешивается и тут же выгоняет его. Однако и он жесток, почти с радостью принимая вызов отца.

Сам же Барон одержим свои золотом, он клевещет на сына, всячески поносит его при Герцоге, обвиняя его в попытке кражи. Он настолько одержим своей страстью, что бросает вызов сыну, который тот принимает почти с радостью. Уже сам факт вызова позволяет Герцогу (как судье) вынести приговор: “Ужасный век, ужасные сердца”

2. Моцарт и Сальери

Основа – столкновение 2х разных веков: романтизма и классицизма, вдохновения возвышенного и рационалистического. Пушкин стремится к некой мифологизации этого сюжета, однако реализм – в противопоставлении романтической установки на гениальную одаренность, щедрость и классицистической установки на поддержание таланта, усердный труд.

Сальери – пример классицистической установки, он – ремесленник: “Ремесло поставил я подножием искусству”. Он разлагает музыку, относится к ней с рационалист., научной точки зрения: “Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй искусству”. Произведения создавал долго, сжигая предыдущие труды, достигая совершенства постепенно, мучительными трудами. Страсть Сальери – желание славы, которой он так долго добивался. А тут Моцарт со своими озарениями, “гуляка праздный, безумец”. Кстати, изначально в заголовке стояла “Зависть”.

1 стр., 453 слов

Народ и его роль в трагедии Пушкина «Борис Годунов»

... трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу. Понравилось сочинение? ... его жены. Народ – строгий судья всех отступников божественных заповедей и законов. в знаменитой трагедии на ... Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость ...

Моцарт же гениален, причем своей гениальности не осознает даже. У него дар от Бога. В конце он говорит: “Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой…”. Моцарт – гениальная натура, Сальери – только лишь талантливый человек. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”.

3. Каменный гость

Предмет исследования Пушкина – любовная страсть. В большей степени новаторским в “Каменном госте” является образ Дона Гуана. В его трактовке Пушкин следует за Мольером и представляет его не как пошлого распутника, а как человека, воплощающего в себе свободу чувства, который каждый раз любит искренне, истинно чувствует. Каждый раз влюбленность для него – истинное счастье.

Особая значимость в этой трагедии – сопоставление любви и смерти. При первой встречи Дон Гуан требует смерти, ибо желание кончины – не признак безумия. Безумие – это жить любя, ночами петь серенады. “Что значит смерть?за сладкий миг свиданья отдам я жизнь” Дон Гуан готов умереть, только бы Дона Анна простила ему убийство ее мужа: “Вели – умру, вели – дышать я буду лишь для тебя…”

Здесь возникает и тема наслаждения: если в первой трагедии наслаждение связано с богатством, то здесь наслаждение – минуты любви: “Наслаждаюсь молча, глубоко мыслью быть наедине с прелестной Доной Анной”. Для него – это “райское блаженство”. Любовь сравнивается с мелодией:

…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает

Но и любовь мелодия…

4. Пир во время чумы

В основе – нравственно-психологический конфликт. Пушкин объединяет трагедии в цикл и неслучайно “Пир” завершает его. Сюжет – из мировой классики, “Пир” – перевод 1й сцены из драматической поэмы 1816г. “Чумный город” Вильсона, который описывает события страшной эпидемии чумы в Лондоне 1665г. Однако в трагедии присутствуют оригинальное – песни Мери и Председателя. Песня Мери – жалобная песнь о том, как все хорошо до чумы и как плохо во время нее: одно кладбище не пустеет. Луиза отмечает, что нынче такие песни не в моде.

Трагедия – философское произведение. Звучит идея эпикурейского противостояния чуме, страсть наслаждения опасностью. Герой находит наслаждение даже в игре со смертью.

Однако у самого Пушкина нет стоического презрения к жизни во славу смерти. Подчеркивается это введением 2го героя – Священника, который появляется в самом финале и напоминает Председателю о том, как он рыдал три недели назад над трупом матери. Он говорит, что их ждет ад, если они не прекратят этот чудовищный пир. Именно после его финальных слов идет авторская ремарка: “Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость”. Позиция Председателя в песне не кажется такой уж неуязвимой. Читатель видит признание правоты священника.

Характерно, что “Пир во время чумы” и “маленькие трагедии” в целом завершаются образом героя безмолвного, погруженного в “глубокую задумчивость” (похоже на конец “Бориса Годунова”).

В итоге, в трагедиях Пушкин противоречиво показал крах романтического мироощущения: сначала победу денег над сознанием людей и родственными узами в “Скупом рыцаре”, затем развенчание дружбы в “Моцарте и Сальери”, после обреченность эротического чувства в “Каменном госте” и окончательный распад нравственных ценностей в “Пире во время чумы”.

3 стр., 1213 слов

«Пир во время чумы» и другие «маленькие трагедии» Пушкина

... Персонажи трагедии устроили пиршество во время чумы. Вокруг — тележки с трупами, преданы земле уже и многие родственники пирующих. Но участники пира, так ... двигатель поступков главного персонажа трагедии «Моцарт и Сальери». В этом его родство с героями других «Маленьких трагедий». Подобные Сальери люди наделены индивидуалистическим ... Гайдна. Страницы: 1 Понравилось сочинение , тогда жми кнопку

5 / 5. 2

Трагедия «Моцарт и Сальери»

Легенда о двух композиторах: Моцарте и убившем его друге Сальери — основа следующей драмы из цикла «Маленькие трагедии». Вольфганг всегда радуется жизни, его образ светлый и душевный, он откровенный гений. Сальери же, наоборот — мрачный герой, он завидует той легкости, с которой даются композиции Моцарту.

Сальери упорно работал над каждым своим произведением и всей душой любил музыку. Но она ему ответить взаимностью не спешила — дара у композитора совсем не было.

Персонаж наблюдает за искусством Моцарта, который так без усилий создает свои по-настоящему уникальные и гениальные творения.

Моцарт не служит искусству и не идёт ему впрок

В диалоге счастливый соперник как-то произносит цитату: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» — это острое выражение останутся в памяти убийцы надолго. Именно в них Пушкин выразит свой субъективный образ подлинного творца. Сальери был истинным слугой музыки, однако злым умыслам не должно быть места в голове талантливого человека. Не имея возможности остановить злодеяние, Сальери плачет, слушая траурную заупокойную мессу, написанную оппонентом как будто для себя…

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» А. С. ПУШКИНА

Анализ «Скупого рыцаря»

«Маленькие трагедии Пушкина» раскрываются именно с этой истории

Жадность делает барона:

  • бессердечным;
  • безжалостным;
  • расчетливым.

Любовь к власти опутывает душу персонажа и делает своим рабом

В ходе пьесы описывается сцена, в которой Барон спускает в подвал и при свете свеч любуется на свои накопления. Старый рыцарь — исчерпывающий и сильный пример человека, погибающего от своих пороков и помешательства.

По сюжету произведения отец вызывает сына на дуэль, где Альберт будет согласен на смерть ради чести. Основной конфликт семьи завязан на скупости барона и желании Альберта получить хотя бы какую-то долю богатств. Однако умирает в ней не сын.

«Каменный гость»

Следующая история получила название «Каменный гость» и была посвящена приданию об искусном любовнике и обольстителе женских сердец Доне Жуане. Согласно мифу, главный герой потерпел наказание за свои злодеяния, а наказала его ожившая каменная статуя. В пушкинском произведении жизнь Дон Жуана не станет исключением и также закончится печальной трагедией.

Пушкин не стал первым гением, обработавшим легенду. До него этим занялись Моцарт, у которого Пушкин позаимствует эпиграф, и Мольер. Однако Александр Сергеевич внесет изменения в имя персонажа, именно он сделает его Доном Гуаном.

Дон — персонаж противоречивый и сделать о нем точный вывод крайне сложно. С одной стороны, герой эгоистичен, не задумывается о людях вокруг и расчетлив. Но так однозначно, как Сальери или Скупого рыцаря, его образ нельзя назвать отрицательным. Также Дон — натура творческая, он сочиняет стихотворения.

3 стр., 1294 слов

Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии

... не печаталось, но маскироваться в самом стихотворении не мог. Как его любимый герой Моцарт, Пушкин пренебрегал «презренной пользой». Творчество для него было свято и не допускало вторжения ... 1828). Он всегда признавал творчество возвышающим и спасительным («Поэт», 1827). Как венецианский гондольер, «он любит песнь свою»: На море жизненном, где бури так высоко Преследуют во ...

В одной из сцен Дон убивает своего соперника, а вскоре узнает, что неподалеку живет жена другого убитого им врага — командора де Сольва, к надгробию которого приходит молиться вдова Анна.

Дон Гуан отличается от остальных пушкинских героев «Маленьких трагедий» своей честностью, но его слова читатель находит подозрительными и ставит под сомнение. Когда Дон признается Анне — своей третьей женщине в драме — в искренности своих чувств, невольно возникает недоверие.

В форме шутки Дон приглашает статую командора посмотреть на его свидание с его вдовой, в ответ на что тот кивает. В первых частях пьесы о герое складывается не самое положительное впечатление. Дон кажется обычным дуэлянтом и ловеласом, а каждая его женщина в драме — только лишь каплей в море. Но со временем автор добавляет персонажу новые черты характера. Читатель может заметить его:

  • страдания;
  • погруженность в себя;
  • чуткость.

В последней сцене Дон, испытывая настоящую любовь к женщине, готов на жертву ради отношений. Смерть герой принял от рук каменной статуи командора, которая олицетворила символ прошлого.

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Маленькие трагедии» 3.00/5 (60.00%) 1 vote

В цикл «Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина входят четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». В их изображаются души людей, которые захвачены всепоглощающей и разрушительной страстью. «Маленькими» они были названы, потому что включают всего 3 сцены. Перед читателем открывается сразу действие в кульминационный момент, в который один из героев стоит перед лицом смерти и трагедия заканчивается его гибелью. Пушкин изображает своих героев – Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур. Их внутренний конфликт с собой окрашен подлинным трагизмом. Так, Сальери мучается от зависти, скупой рыцарь – от жадности и скупости, Дон Гуан – от чувственности.

Легенда о смерти великого Моцарта стала предметом разных произведений. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» наделил ее новым звучанием, особенной страстью и яркостью. Главная завязка сюжета – страшная зависть талантливого композитора гению. Именно Сальери, а не Моцарт является главным героем. Моцарт Пушкина – это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери – человек, которого с одной стороны восхищает музыку Моцарта, с другой – он, мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы. В произведении фактически победа достается Сальери. Но он остается живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник внутреннего конфликта – зависть. Весь смысл произведения заключается в финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может, прежде всего, жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной радости бытия, способностью ценить каждое мгновение. В своих «Маленьких трагедиях» Пушкин пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем остаются актуальными и до сих пор.

2 стр., 562 слов

Каменный гость. Маленькие трагедии. Пушкин А.С

... его под епанчою И положу на перекрестке. Сцена третья Памятник командора Дон Гуан прячется в монастыре, вблизи памятника командору, наблюдая за Доной Анной. Он в одеянии монаха, чтобы ... искушают ее при гробе мужа. Тогда Дон Гуан напрашивается на свидание в доме Доны Анны, она соглашается. Дон Гуан счастлив, он приказывает слуге позвать командора. Лепорелло трусит, ему кажется, что ...