Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)

Сочинение

В произведении «Горе от ума» Грибоедов описывает события, которые происходят в России после разгрома наполеоновской армии. В эту эпоху взаимоотношения представителей дворянства, которые придерживаются вековых устоев, и прогрессивной молодежью напряжены. Общество здесь представлено Фамусовым, и ему идеологически противостоит Чацкий.

Чацкий олицетворяет собой прогрессивного человека того времени. Его совсем не беспокоит, какое количество людей верит ему и поддерживает, он просто верит в искренность своих слов, а значит никто и ничто не смогут его переубедить. Его непохожесть на других представителей фамусовского общества, как протестанта и мечтателя, призывает прислушаться местных обывателей к его убеждениям. Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу.

Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь собственного мнения, оно руководствуется только мнением общества. С негодованием обвиняет Чацкий крепостников в жестоких нравах и произволе. Его идеал – это самостоятельная, свободная, просвещенная личность.

В фамусовском обществе не ценятся человеческие достоинства, здесь силу имеют власть и богатство, здесь вовсю стремятся к деньгам, званиям, положению в обществе. Угодничество, фальшь, открыто превозносят как добродетель. Человек здесь может достигнуть успеха разными путями, уничижительными и святотатственными, недозволительными для нравственного и благородного человека.

Всю объективную оценку фамусовских «друзей» и «близких» можно дать на балу, там они показывают свое отношение к друг к другу. Читатель видит мелкоту душ тупоголовых злословников, кичливых и болтливых бездельников. Чацкий видит в них «мучителей толпу».

Противники образования не умеющие мыслить самостоятельно, придерживаются лишь публичных понятий, их сплачивает только бескомпромиссная ненавистная вражда к людям с прогрессивным суждением, неподвластности мнений, интеллектуальности Чацкого.

Тщеславясь привязанностью к Москве и Отчизне, эти патриоты» силятся показать, как чуждо и постыло им засилье чужеземщины в родном городе.

Но что в действительности видит читатель? «Тоску и охаянье, и стон» по Франции, чтение – французские романы, песнопения – французские романсы. Учителя – французские гувернеры.

4 стр., 1514 слов

Концепция общества и человека в драматических произведениях Максима Горького

... обществе, внутренний мир каждого человека. В конце хотелось бы сказать, что драматургия Максима Горького – это еще и интеллектуальный театр. Именно этим и ... этого реферата, и привести ряд наглядных примеров. Для начала стоит отметить, что ранняя драматургия Максима Горького рождалась и ... и начать стремиться к своей мечте. Однако мы видим, что никто так и не поднялся, никто не начал стремиться и ...

Подводя итог, можно сказать, что произведение затрагивает «вечные» тематики проблем, актуальные и по нынешний день. Избирая комичные и многозначительные фамилии действующим лицам, Грибоедов предлагает не только высмеять их, а также призадуматься над их обличием.

Сочинение 2

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы девятнадцатого века. Прогрессивная молодежь нашла свое отражение лишь в единственном герое произведения – Александре Чацком.

Чацкий долгое время жил за границей, получал образование и успел отвыкнуть от России. Вернувшись назад, он сталкивается с непониманием со стороны большинства населения страны, которое в произведении представлено Фамусовским обществом.

Чацкий обладал чувством собственного достоинства, стремился к свободе, был честным, принципиальным молодым человеком, с либеральными взглядами.

Фамусов и люди, окружавшие его, наоборот, были приверженцами устарелых принципов и норм поведения. Прежде всего, они стремились к собственному комфорту, безопасности. Светское общество Москвы девятнадцатого века отличалось лицемерием, чинопочитанием; стремлением к престижным должностям, не видя преград в виде, например, взяточничества для достижения их корыстных целей. Так и Павел Афанасьевич представлял собой типичного чиновника, бюрократа, который видел во всех задачах лишь материальную выгоду. В отличие от него, Александр был действительно патриотом, противником закрепощения крестьян, сторонником равноправия.

Речи Александра, наполненные желанием перемен и стремлением к свободе, ужасали представителей светского общества. Они были не готовы распрощаться с комфортной жизнью и с легкостью ликвидировали раздражавшего их Чацкого, назвав его умственно-отсталым и перестав уделять ему должное внимание.

Александр был огорчен мировоззрением жителей Москвы и был вынужден снова покинуть страну. Не найдя поддержки своих идей со стороны населения России, Чацкий не смог достучаться до умов, которые даже не хотели воспринимать информацию о возможных переменах. Герой искренне не понимал, почему люди не хотят жить в интеллигентном обществе, менять жизнь к лучшему. Ответ крылся в том, что общество было не готово к настолько кардинальным переменам, но, не смотря на это, спустя какое-то время в России все равно стал меняться государственный строй.

Чацкий проигрывает спор с обществом Фамусова, но из спора выходит победителем с моральной стороны. У него становится больше последователей, лишенных стереотипов и обладающих такими же внутренними устоями, как и сам Александр.

Грибоедов иронично высмеивал светское общество России два столетия назад, однако, описанные им пороки и в наши дни всё ещё не перестали существовать.

Рассуждение

Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана более двухсот лет назад. В ней очень чётко виден конфликт между поколениями, а также между представителями двух непримиримых сторон. Они показаны в пьесе как век нынешний и век минувший. Вспомним, что такое конфликт в литературном произведении. Это, прежде всего, острое столкновение двух противоположных взглядов на общество, между которыми невозможно примирение или компромисс. Конфликт не может быть разрешён мирно, побеждённые герои покидают место действия.

1 стр., 412 слов

"Чацкий и фамусовская Москва"

... и местами. Чацкий не обретает свободы, которую проповедует, но не перестаёт стремиться к ней. Неудачи Чацкого, кажущиеся смешными фамусовской Москве, — это признак его неотступного намерения сохранить верность своим идеалам. Герой ...

Работая над своей пьесой, гениальный писатель и дипломат, конечно, понимал, что подобного столкновения не смогут избежать и его главные участники: Чацкий и фамусовское общество. Рассмотрим сначала точку зрения Чацкого. Он, как представитель молодого и прогрессивного поколения, утверждал, что каждый должен на службе заниматься своими прямыми обязанностями, относиться к ним с ответственностью. «Когда в делах, я от веселий прячусь», — отвечает герой Молчалину. Традиции «века минувшего», где процветали ложь, подхалимство, лесть, рабство и раболепие Чацкий считает утратившими свою актуальность в современном обществе, глупыми и унизительными. «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи», — полагает главный герой.

Однако, как мы видим по развернувшемуся противостоянию, это далеко не так. Людей с похожими взглядами совсем немного. В отличие от них фамусовское общество представлено многочисленными персонажами. Это Фамусов – хозяин дома, управляющий департаментом, его гости: Тугоуховские, Хрюмина, Горичи, Софья, Молчалин, Скалозуб. Все они, независимо от возраста и рода занятий считают, что традиции московского общества незыблемы, и их необходимо оберегать от таких, как Чацкий. В их среде принято не иметь своего мнения, а считаться с взглядами вышестоящих, можно считаться приличным человеком, но с домашними и людьми ниже рангом обращаться пренебрежительно, неблагородно. Понятие чести у них распространяется не на всех, а только на властных и богатых. Поэтому сначала отец Софьи, а затем и другие вступают в открытый конфликт с молодым героем, они считают его взгляды революционными, то есть преступными. Одни отмахиваются от него, другие злобно нападают. Но самый сильный удар наносит девушка, которую он любит. Софья пускает сплетню, о том, что Чацкий сумасшедший. Это обезоруживает молодого человека, он понимает, что быть среди таких людей, ему подобно смерти. «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет», — в отчаянии восклицает герой.

Таким образом, мы видим, как фамусовское общество вступает в конфликт с Чацким, и здесь не может быть победителей. Герой покидает негостеприимный дом и уезжает из Москвы.

`

Чацкий и Фамусовское общество