Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

«Он славно пишет, переводит».

Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

«Ученье – вот чума,

Ученость – вот причина…»

Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

Противоречивость характера

Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.

Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

Сочинение: Чацкий: победитель или побежденный? (по пьесе Грибоедова «Горе от ума»)

(441 слово) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показывается непростое время нашей страны, когда на смену дворянскому обществу времен крепостного права начали приходить новые, свежие и прогрессивные умы. Таким и является главный герой произведения – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий.

25 стр., 12374 слов

Почему чацкий лишний человек. : Чацкий — странный человек ...

... останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». Ведь, и Онегина, и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, ... и могла уложиться в один утомительно длинный день. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека: богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех среди женщин ...

Он умен, образован, честен, но в то же время высокомерен и придирчив. В комедии Чацкий противостоит фамусовскому обществу, в котором процветает меркантилизм, невежество и пресмыкательство перед вышестоящими людьми. Так удалось ли ему победить в этой борьбе, или же он потерпел поражение?

Герой возвращается в Москву после трехлетнего странствия в дальних краях и попадает в общество, построенное на стереотипных взглядах на мир. У этих людей считается нормой добиваться успеха в жизни унизительным прислуживанием и неприкрытой лестью. Чацкому же противна такая жизненная философия. Ему неприятен секретарь Молчалин, который непременно «дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Он имеет лишь два таланта – «умеренность и аккуратность», но почему-то именно его предпочла Софья Фамусова Чацкому, хотя некогда была возлюбленной нашего героя. Не захотел Чацкий уподобиться и Павлу Афанасьевичу Фамусову, в жизни у которого на первом месте стоят чины и деньги. Он призывает молодого дворянина пойти на службу, на что Александр Андреевич отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Отвратителен Чацкому и полковник Скалозуб, без стеснений хваставшийся должностными успехами, которых он достиг далеко не своим честным трудом: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу; Мне только бы досталось в генералы».

Чацкий – истинный патриот своей страны, он убежден, что «умный, бодрый наш народ» имеет гораздо больше достоинств и талантов, чем иностранные. Герой близок по духу к декабристам. Но фамусовское общество воспринимает все его слова в штыки. Эти люди явно не понимают его мыслей, которые не вписываются в их устои. Не желая, чтобы Чацкий разрушил их устоявшиеся взгляды, они объявляют его сумасшедшим, тем самым изгоняя из своего общества. Разочаровавшись в них, Александр Андреевич уезжает из Москвы.

Нельзя однозначно сказать победитель ли Чацкий или побежденный. С одной стороны, он потерял свою возлюбленную и был отвержен когда-то родным ему обществом. С другой, он остался верным себе и своим идеям. Чацкий — далеко не идеальный герой. Он очень мудрый и справедливый, но также он, можно сказать, лезет «в чужой монастырь со своим уставом», полагая, что лишь его мнение является верным, и пытаясь навязать его всем, считая себя умнее окружающих его людей. Но никто из нас также не идеален, и едва ли один человек имеет право навязывать свой устав большинству. И все же главным посылом произведения является мысль о том, что нужно оставаться верным своим мыслям и взглядам, которые естественно соответствуют здравому смыслу, не прогибаться под гнетом окружающего вас общества. Придерживаясь такой позиции вы, по крайней мере, останетесь победителем для самого себя. Это и показал нам Александр Андреевич Чацкий.

Автор: Дарья Ефремчева

Свободолюбие героя

Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:

6 стр., 2637 слов

Условия жизни главных героев бедные люди. Бедные люди

... своему. Также читают: Картинка к сочинению Главные герои романа Бедные люди Популярные сегодня темы Чудесный доктор ... Роман «Бедные люди» продолжает тему «маленького человека», которую можно увидеть в произведениях Пушкина и Гоголя. Уже по названию становится понятно, какую жизнь ведут герои. Они действительно бедные люди, ... в его дружине защищать Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане» ...

  • воинская служба;
  • работа чиновником.

Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

«В науки вперил ум…».

«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

Слабости Чацкого

Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

«грозный взгляд, и резкий тон».

Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

«…все вы гордецы!».

Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

«Раз в жизни притворюсь».

Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

Патриотизм Чацкого

Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

Что есть патриотизм? По моему мнению, патриотизм — это любовь к родной земле, вера в ее будущее. Более того, это стремлении защищать интересы родины и своего народа. Истинный патриот для своей страны делает все на ее благо. Данная проблема поднимается в комедии великого писателя А.С. Грибоедова «Горе от ума» .В этом произведении автор показывает нам двух противоположных персонажей: Фамусова и Чацкого, каждый из которых может по-своему считаться патриотом. Давайте же разберемся, кто является из них является настоящим.

1 стр., 446 слов

Чацкий и фамусовское общество («Горе от ума» А.С. Грибоедова)

... Членов этой семьи волнуют лишь деньги, общественный статус и чин человека. Взаимоотношение Чацкого и окружающего его общества Однако и Чацкий не одинок в своих убеждениях. Среди его ... клевету. Автор комедии высмеивает жестокие нравы дворян по отношению к крепостным, подражание иностранцам, необразованность и безделье власть имущих. Представители фамусовского общества считают Чацкого сумасшедшим, а ...

Комедия написана в 1824 году, в период подготовки восстания декабристов. В то время происходили большие социальные и общественные изменения, которые автор показал нам в своей комедии.

В центре пьесы лежит столкновение сторонников фамусовской Москвы с представителем нового времени — Александром Андреевичем Чацким.

Ему не безразлично будущее Москвы, он страдает по судьбе народа, переживает из-за помещичьих издевательств над крепостными. Ему надоели эти изъяны фамусовского общества. Он являлся защитником свободы личности, осмеивал тех, кто подражает иностранной моде. Александр Андреевич не желает мириться со старыми устоями, так как они лишь ухудшают положение страны. «Служить бы рад, да прислуживаться тошно». Этой репликой Чацкий высмеивает одну из самых наболевших проблем того времени — чинопочитания. Чацкий, в одиночку бросает вызов «веку минувшему».

Его же антагонист — Фамусов осуждает его, призывая к тому, чтобы он прислушивался к старому поколению «… Спросили бы, как делали отцы..». Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он консерватор, не терпит никаких перемен, не выступает за развитие общества. Он привык к тому образу жизни, которое существовало издавна. Его не волнуют проблемы в обществе, он лишь обеспокоен тем, «что скажет Марина Алексеевна».

Как мы видим, единственный человек, который заботиться о своей родине из всего этого фамусовского общества является Александр Андреевич. Образ Чацкого — это не просто образ патриота, но еще и образ гражданина. Он истинный патриот, который всегда выступает за развитие общества и отвергает все ложные позиции. Лжепатриотом тут является, конечно же, Фамусов. Лучшего для страны он не желает, ссылаясь на то, что ему и так хорошо живется, и он ни в чем не нуждается.

Полезный материал

Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова помогает раскрыть особенности конфликта, а также помогает раскрыть идейное содержание произведения. Предлагаем вариант анализа образа главного героя «Горя от ума» в соответствии с планом характеристики Чацкого: биография, характер, мировоззрение. Этот материал поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Цитаты Чацкого о крепостном праве (Горе от ума)

Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву. Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа. Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда.

Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг: Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!

12 стр., 5788 слов

Жизненные идеалы чацкого в комедии “горе от ума” грибоедова

... фамусовского общества характерен страх перед новым, боязнь прогресса, а идеалом является необразованность и консерватизм. Вот они и живут по принципу: и награжденье брать и весело пожить. Идеалы Чацкого (по комедии “Горе от ума”) Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе ...

Данная цитата является ярким подтверждением негодования героя произведения, когда речь идет о крепостных людях. Употребляя нарицательное имя Нестор в значении руководитель, Чацкий, без сомнения, имеет в виду всю русскую знать, имеющую простых людей в жестокой обузе. И люди эти, не имеющие выбора и преданные хозяину, защищают его, хотя могли бы вести себя совсем по-другому. И что же в благодарность? Хозяин меняет их – живых людей! – на собак! Возмущению и ненависти героя нет предела.

Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей. Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века. А вот и другая цитата из текста, следующая прямо за предыдущей:

Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

В приведенной цитате мы видим весьма частый пример использования крепостных для самых разных затей их хозяев – в угоду ли собственному «вкусу», либо на потеху или удивление соседей и друзей. Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол. Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.

Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу. Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.

Характер

То, что герой стремится как можно раньше увидеть свою возлюбленную, говорит об искренности его чувств. В отличие от большинства представителей фамусовского общества, Чацкий обладает способностью любить. Главный герой добр и приветлив к Софье и поистине не понимает, почему она холодна к нему.

Ум — это главный отличительный признак Чацкого. Герой очень образован. Однако название комедии А. С. Грибоедова уже показывает конфликт произведения: справедливому и честному Чацкому приносит горе собственный ум. В финале произведения демонстрируется, что главного героя люди, посетившие дом Фамусова, воспринимают как сумасшедшего. Происходит это из-за взглядов Чацкого на жизнь.

Что терзает Чацкого?

Автор: Анна Кошечкина

Cочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

План

  1. О комедии «Горе от ума».
  2. Что терзает Чацкого? Ненависть к крепостному праву К крепостникам-помещикам
  3. Тяжелое положение народа
  • Пороки фамусовского общества
  • Долг перед отечеством
  • Личная драма
  • Одиночество
  • К чему привели терзания Чацкого
  • Комедия «Горе от ума» была написана в первой трети 19 в. Это время характеризуется сложной политической обстановкой. В Росии, пробужденной войной 1812 г., поднимается волна протеста против крепостного права. В передовых кругах зарождаются тайные общества. Происходит столкновение двух общественно-политических лагерей. В комедии Грибоедов изобразил с исторической точностью этот конфликт. Главный герой комедии Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом, начинаются его терзания.

    12 стр., 5805 слов

    Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

    ... сомнений, что в будущем последователи Чацкого смогут победить фамусовское общество. Другие сочинения: ← Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовМильон терзаний Чацкого → Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по ...

    Что же терзает Чацкого?

    Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный», а как будущий декабрист:

    «…мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков».

    С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников. Ненавистью звучат его слова о «Несторе негордяев знатных», о помещике-балетомане.

    Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина:

    «Амуры и зефиры все Распроданы поодиночке!!!»

    Чацкий любит народ, называет его «добрым и умным», отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение:

    «Ученость – вот чума, Ученье – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, И дел, и мнений».

    То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний.

    Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому.

    «Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету…»

    Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Он говорит о «французике из Бордо», которому в России не встретилось «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья». Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший.

    Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга; он готов служить Родине, ее интересам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом также заключено страдание героя. Высокое понимание долга – светлая сторона личности Чацкого. Трагическая коллизия между долгом и чувством обрывает трагически все в душе Чацкого. Его преследует мысль, что он одинок: «И в многолюдстве я потерян», — говорит он. Чацкий нанес сокрушительный удар по барской Москве, по ее тузам, которые не только живут, но и умирают.

    Все работы этого автора

    « Назад к списку

    Мировоззрение

    Центральный персонаж вступает в своеобразную полемику с представителями «века минувшего». Он становится противником общества, где главными ценностями являются деньги, чины и социальный статус. Являясь патриотом, Чацкий отказывается «прислуживаться» конкретным людям. Герой хочет служить, но только в соответствии с честью и достоинством. Его принцип заключен в «служении делу, а не лицам».

    13 стр., 6084 слов

    Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова

    ... конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по ... и смех!». В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта. Комедия ...

    Чацкий не понимает Фамусова, Молчалина, Максима Петровича, которые готовы льстить другим людям, чтобы достичь определенного статуса. Чацкий считает, что такие люди не могут являться настоящими судьями человеческих жизней.

    Центральный персонаж выступает против старых предрассудков, пытаясь донести до окружающих, что нравственные качества человека намного важнее его положения в обществе. Чацкий борется за свободу от различных стереотипов прошлого.

    Однако следует отметить, что поведение Чацкого отличается резкостью и импульсивностью, что говорит о неоднозначности данного образа. Колкие и едкие суждения относительно «века минувшего» становятся причиной непонимания Чацкого обществом.

    Пороки фамусовского общества (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства. Он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны, расколотой на два лагеря: консерваторов и людей прогрессивных взглядов. «Горе от ума», по сути, является первым русским реалистическим произведением. Предшественниками его можно назвать комедии Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир», а также «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение. Грибоедов показывает, что это общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег. В них нет ничего от благородных побуждений, свежего чувства, искренности. Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. В пьесе этот порок «представляют» Молчалин и внеэпизодический персонаж – Максим Петрович. Максим Петрович – авторитет для Петра Афанасьевича и ему подобных. Он уважаем, любим властью. Рассказ о его карьере передается из поколения в поколение как пример. На чем же была построена карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб». Максим Петрович забывает о себе, о своей гордости, о чувстве собственного достоинства. Все это неважно: главное выслужиться перед вышестоящим. И тогда жизненный успех тебе обеспечен. В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Во всех жизненных ситуациях главное, что «скажет княгиня Марья Алексевна!» Пример Максима Петровича служит руководством к действию для молодого поколения, в частности, для Молчалина. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…» Молчалин – человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства, Его жизненный принцип: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Он успешно ему следует и продвигается по карьерной лестнице. Этот герой подчинил всю свою жизнь чинопочитанию. Даже за Софьей он ухаживает, потому что она дочь его хозяина. Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» — говорит он Фамусову. Скалозуба не волнует, что на поле боя гибнут его товарищи. Главное, чтобы это помогло ему добыть еще несколько звездочек в петлицу: Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

    17 стр., 8018 слов

    В чем трагедия комедии горе от ума. . Трагедия Чадского в комедии ...

    ... от ума» — комедия или трагедия? В памяти многих поколений Грибоедов остался автором одного произведения — комедии title=»грибоедов. читать комедию горе от ума»»Горе ... неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ... одним, И в нем рассудок уцелеет. Так не говорит побежденный. Его протест — это энергичный протест против ...

    В фамусовском обществе нет ничего русского. Его отличает преклоненье перед всем иностранным, особенно французским: ««пустое, рабское, слепое подражанье». Поэтому неудивительно, что французик из Бордо, который попал на бал к Фамусову, пользовался огромным успехом, на него разве только не молились. Язык фамусовского общества – это, по меткому выражению Чацкого, «смесь французского с нижегородским». Речь барышень пестрит словечками ««хвост», «тюрлюрлю», «эшарп». Говорить на русском языке считается в этом обществе зазорным, да никто из старомосковских дворян и не может похвастаться знанием родного языка. Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с колоссальным невежеством. Оно пронизывает его сверху донизу. Детей дворян воспитывают французские гувернантки, которые могут преподать им только язык и ничего более. В московском обществе царит презрение и страх к образованию и науке. Все его авторитеты хором твердят об опасности книг, предлагают радикальные меры: «собрать все книги бы да сжечь». Но Грибоедов показывает, что постепенно положение меняется. В противовес невеждам в пьесе звучат имена людей, любящих и стремящихся к образованию и науке. Это брат Скалозуба, князь Федор и даже, отчасти, Софья Фамусова. В фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые. Кроме того, дворян не очень волнуют результаты их труда. Павел Афанасьевич старается поскорее сбыть свои дела с рук («подписано, и с плеч долой») или передать их Молчалину, который тоже найдет лазейку, чтобы не перетруждаться. Эти герои лучше проведут свой день в праздности: балах, ужинах, игре в карты и так далее. В фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба. Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.

    8 стр., 3624 слов

    Культура, общество, человек

    ... постепенное совершенствование интеллектуальных и моральных сил как отдельного человека, так и общества в целом, У Гердера культура является необходимым атрибутом всех народов - варварских и ... а все общество в целом как продукт взаимодействия людей, как среду, создаваемую трудом человека и формирующую его как целостную личность. Однако подобному пониманию культуры противостоят многочисленные ...

    Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии. Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни. В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи. Конфликт в комедии — это столкновение двух типов мышления, двух полюсов: Чацкого и Фамусовского общества. К последнему относятся сам Фамусов, Хлёстова, княгиня Тугоуховская, Молчалин, часто упоминаемые Максим Петрович и Кузьма Петрович и многие другие. Всех их можно охарактеризовать как убежденных сторонников самодержавно-крепостнического строя, «охранниками» прошлого и ярыми противниками всего нового. Главное для них – карьера и деньги, и ради этого они готовы на любые жертвы. Человек в этом обществе ценится по происхождению и богатству, а не по личным качествам. Немало среди фамусовского круга общения и таких, как Молчалин. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – основные черты его характера. Фамусовское общество противопоставлено в комедии группе новых людей. Их представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов», не боится иметь своё сужденье обо всём. Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Именно поэтому этот образ становится предельно обобщённым и типичным. К тому же «одиночество» этого героя имеет и символический смысл. Таким образом подчёркивается исключительное положение подобных людей в обществе. Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно отнести к фамусовскому обществу, но они не ярые его сторонники, они ничего плохого не делают Чацкому, но именно их «молчаливое согласие» нередко решает важные вопросы в жизни других людей. Остановимся подробнее на этих образах. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор». Образ этого персонажа вырисовывается в отзывах о нем Горича и Хлестовой. Рекомендуя Загорецкого Чацкому, Горич говорит: Человек он светский, Отъявленный мошенник и плут: Антон Антоныч Загорецкий, При нем остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!

    Эту характеристику подтверждает и Хлёстова: «Лгунишка он, картежник, вор». Не лишено основания мнение, что Загорецкий – «человек, близкий к политическому сыску». Недаром он говорит, что если бы он был назначен цензором, то налёг бы на басни, где:

    Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари.

    Говорит Загорецкий стремительно, с «жаром», имеет привычку все преувеличивать и делать из мухи слона. Если в его сторону звучат резкие отзывы, он не обижается, а сводит все к шутке. На язвительную реплику Горича Загорецкий отвечает: «Оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы». «Мастер услужить», этот персонаж, несмотря на все свои отрицательные качества, всюду принят, вхож в дворянские дома Москвы. «У нас везде ругают, а всюду принимают», — эта фраза Горича наиболее ярко выражает сущность образа Загорецкого. Человек, особо не выделяющийся из общей массы, не вызывающий ни восторга, ни неприязни. Репетилова, в отличие от Загорецкого, нельзя назвать лгуном и вором. Напротив, он пытается произвести впечатление передового человека, увлекающегося всем модным и иностранным. А.С.Пушкин, современник А.С.Грибоедова, отмечал в характере этого персонажа и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. Также к перечисленному можно добавить общительность, увлечение модными вещами. Фамилия Репетилова происходит от французского слова «репете», которое означает «повторять». Это указывает на отличительную черту обладателя такой фамилии – потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственного мнения. Репетилов, по его собственному определению, – «пустомеля». Он стремится быть передовым человеком в глазах окружающих, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали настоящих передовых людей того времени. Такие, как Репетилов, «шумят, и только». Речь этого персонажа пестрит словами с модным «оттенком»: «откудова», «невзначай», «особливо» вместо «особенно», «зауряд» вместо «заурядный». Увлечение театром привнесло в его разговор такие слова, как «водевильчик», «прелюдии». Репетилов любит вставлять в речь французские фразы, переиначивать на иностранный лад русские имена: вместо «Лев» он употребляет «Левон». Говорливость, быстрые переходы с одной тему на другую свидетельствуют о его внутренней пустоте. Речевая характеристика Репетилова очень важна, так как именно через нее мы понимаем стремление героя заимствовать чужие мысли, а не выражать свои. Какую роль играют Загорецкий и Репетилов в комедии? Их роль, казалось бы, незначительна. Они пытаются казаться своими в фамусовском обществе, они не вступают в открытый конфликт с Чацким. Но именно с их легкой руки в третьем действии распространяется сплетня о сумасшествии главного героя. Начинается все с, казалось бы, безобидной фразы Софьи:

    А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

    Но эта фраза была подхвачена и развита Загорецким:

    А! знаю, помню, слышал, Как мне не знать? Примерный случай вышел; Его в безумные упрятал дядя-плут…

    Этот слух очень быстро распространяется и в результате обрастает множеством подробностей, которые сообщают «очевидцы». Грибоедов мастерски показывает «игру в испорченный телефон», итогом которой становится невероятный слух о том, что Чацкий сошел с ума. Именно из-за таких болтливых, не имеющих своего мнения людей, как Загорецкий и Репетилов, происходят подобные недоразумения, приводящие к достаточно вразумительным и не всегда положительным последствиям. Такие люди создают плодотворную почву для фамусовых, которые используют эту почву для противостояния с Чацким. Я уверен(а), что в равной борьбе Чацкий, несомненно, победил бы, и конец комедии был бы другим. Фамусов, хоть и приверженец старого, но он имеет свою точку зрения и никогда не признает мнение противника. А Загорецкий с Репетиловым готовы принять любую сторону, их не интересует, какую, лишь бы их везде принимали и считали «передовыми». Таким образом, эти два персонажа – серые, нейтральные личности, «пустомели» и любители поболтать. Они никогда не находятся в центре внимания, но с их молчаливого согласия или небольшого участия происходит личная и социальная драма Чацкого. Они – лишь свидетели происходящего, но… Кто знает, если бы они вели себя по-другому, главный герой, возможно, не сбежал бы из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»…