Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой…

Меткое, свободное, острое слово — оружие Чацкого, но он не понят и почти одинок — в этом и трагедия, трагедия благо­родного, умного, честного человека, обладающего чувством соб­ственного достоинства. Он любит добро и истину, потому ему мучительно видеть вокруг зло и подлость. Однако его пылкость, безграничная вера в себя и свои возможности делают его уяз­вимым, открытым для ошибок — как комических, так и траги­ческих.

Органичное сочетание мыслителя, борца с одной стороны и романтика с другой, было присуще реальным представителям того поколения. Эти люди — единомышленники Чацкого. Сам Чац­кий говорит постоянно «мы», «один из нас», выступая, таким об­разом, не только от своего лица. Они осмеливаются «гласно объяв­лять» свои мысли, но их еще мало (а в доме Фамусова нет совсем), в обществе их ненавидят, называя «опасными мечтателями», объяв­ляют, как и Чацкого, сумасшедшими, а старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Поэтому Чацкий вынуж­ден бежать из дома Фамусова, «вон из Москвы…искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…».

Характеристика общества, которое противостоит Чацкому, наи­более ярко отображена в образе Фамусова — типичного предста­вителя московского барства той поры. Для него характерны смесь самодурства и патриархальности, безнравственность понятий и идеалов. Фамусов, как барин-крепостник и чиновник-бюрократ, воплощает взгляды данной среды, которые сводятся к прославле­нию всего старого, нежеланию каких-либо перемен. Отсюда вы­текают боязнь и нелюбовь к Чацкому — в нем видят бунтовщика, разрушителя устоев.

К фамусовскому обществу относится также Скалозуб — само­довольный, бездуховный, озабоченный только военными упраж­нениями и танцами. «Хрипун, удавленник, фагот… — отзывается о нем Чацкий, — созвездие маневров и мазурки». Однако он нра­вится Фамусову, поскольку отражает его идеал человека — того, кто сделал карьеру, неважно, какими средствами. Фамусов видит в нем надежного защитника старины.

Порождением фамусовского общества является Молчалин — образ совершенно ничтожного человека, согласного всем угодить, боящегося произнести лишнее слово, не имеющего собственного мнения. Его хваленая «умеренность и аккуратность» обеспечива­ют успех в том мире, к которому он относится.

Фамусовская Москва отражена и в эпизодических, второсте­пенных персонажах. Например Хлестова, грубоватая, властная, несдержанная в словах, также как Фамусов, она предана старым устоям, также стремится повелевать людьми. Немаловажен и дру­гой персонаж — Загорецкий. Его характер, как и нравы всего об­щества, отражают слова Хлестовой: «Лгунишка он, картежник, вор… да мастер услужить». Галерею образов типичных представи­телей фамусовского общества дополняют болтливый и ветреный Репетилов, семья Тугоуховских, Платон Михайлович Горич и его капризная жена, графиня Хрюмина-внучка, испытывающая особое пристрастие ко всему французскому, заядлые сплетники N. и D., и множество людей, о жизни и нравах которых упоминается в пьесе.

8 стр., 3624 слов

Культура, общество, человек

... возможным постепенное совершенствование интеллектуальных и моральных сил как отдельного человека, так и общества в целом, У Гердера культура является необходимым атрибутом всех народов - варварских и ... гуманистическое его понимание. С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европейские языки. Выделение слова «культура» в понятие «культура» произошло значительно позже, уже в период новой ...

Все они объединены общими взглядами, и каждый по-своему, с замечательной полнотой и заостренностью выражает существо той социальной силы, которая стояла на страже старых, реакци­онных, отживающих порядков феодально-крепостнического строя. А Чацкий, противопоставленный им, ярко и отчетливо вы­ражает существо той новой, прогрессивной Общественной силы, которая уже выходит на историческую арену, чтобы вступить в ре- шительную борьбу с реакционными силами старого мира и побе­дить в этой борьбе.[/sms]