Урок 29-30 (уплотнение) Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Мифические образы и их роль в произведении. РР: по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

раскрытие образа черта в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством»; способствовать формированию понятий: «образ-символ»;

2. создание условий для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки;

3. воспитание у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре.

Тип: комбинированный, Методы: словесный, практический, репродуктивный., Оборудование: карточки, презентация, тетради, текст.

Ход урока.

I. Орг. момент

II.

Создание колаборативной среды.

СЛАЙД: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Учитель: верно! И сегодня мы продолжим работу по этой повести. Ваша активная работа будет проходить в группах. И начнем мы с небольшой разминки на знание текста художественного произведения.

Работа на выявление знаний содержания художественного текста. 3 минуты.

У вас несколько картинок, разбросанных в хаотичном порядке, необходимо верно и последовательно, согласно композиции повести их собрать! Кто же из Вас знает текст лучше и справится быстрее?

Группа, справившаяся быстрее всех выходит сверяться к доске, остальные сверяются с доской. (КОНТЕЙНЕР)

Ребята, у кого не возникло трудностей и ошибок, в листе самооценивания поставьте себе свой первый «+».

III.

Учитель: молодцы! Вы отлично справились с заданием! И мы можем обратиться к теме урока. А какой она будет, и какие цели перед нами будут стоять на уроке, вы ответите самостоятельно, если свяжете между собой ключевые понятия урока: СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, ПОВЕСТЬ, «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ», ЧЕРТ. 2 минуты.

Обучающиеся:

Учитель: совершенно верно! Запишите тему в тетрадь.

Работа по таблице.

Учитель. Мы уже знаем с вами, как представлен черт в славянской мифологии. Вспомним?

10 стр., 4514 слов

Характеристика и образ черта в повести ночь перед рождеством гоголя

... «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» ОПИСАНИЕ ЧЕРТА Подготовила 1 «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» ОПИСАНИЕ ЧЕРТА Подготовила : ученица 5 «В» класса Юсупова Анастасия Проверила : Горбунова Е.И.<p> 2 1. Вступление Николай Васильевич Гоголь в своей повести ... кузнец! » — думал он про себя, теперь- то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей! » Он старался уговорить кузнеца, ...

Ответы учеников.

Черт — в славянской мифологии злой дух. ЧЕРТИ — существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Само происхождение нечисти связывается с мифом о падших ангелах (ЧЕРТИ — ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

ЧЁРТ в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, пытаются заполучить душу человека;

ЧЕРТИ могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, вихри — беснующиеся ЧЕРТИ, чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); ЧЕРТИ особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток или года, например, на святки и в канун Ивана Купалы.

Учитель: молодцы! Справились с первой колонкой таблицы! Поставьте себе отметку в лист самооценивания. Переходим ко второй колонке таблицы. Работа над анализом образа черта в произведении. Каждой группе раздается определенный эпизод из текста с участием черта. К эпизоду даны вопросы для анализа, задание составить синквейн. Заранее розданы листы А3, с изображением черта. Учащиеся знакомятся с эпизодом и составляют синквейн по образу черта, разукрашивают изображение героя, объясняя затем выбор красок.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Разукрасьте персонаж. 5. Объясните выбор красок.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Группа 1. Эпизод 1. Как черт украл месяц.

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно немец : узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

27 стр., 13058 слов

Повесть «Собачье сердце. «Анализ эпизода «Операция» в повести М

... какую волю отсюда не уйдешь, зачем лгать… привык. Я – барский пес, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? ... эксперимент и его результаты можно предвосхитить, внимательно прочитав эпизод о хирургическом эксперименте профессора Преображенского. Основным средством сатиры ... Нила…» Хоть в облике профессора нет былых зловещих черт мясника, это «важный» и «упорный человек», но его ...

1. Черт 2. Хитрый, хваткий 3. Вертится, крадется, прячет 4. «Несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ», 5. «губернский стряпчий»

Литературный прием:, Обучающиеся:, Группа 2. Эпизод 2. Как черт за ведьмой ухаживал.

Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура — взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

1. Черт 2. Мелкий, красивый 3. Нашептывает, ухаживает, воображает

4. «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!». 5. Кавалер

Обучающиеся:, Литературный прием:, Группа 3. Эпизод 3. Как черт путникам мешал.

Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало.

1. Черт 2. Уверенный, хитрый 3. Вылетел, перебежал, начал разрывать.

4. «А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад». 5. Проказник

4 стр., 1681 слов

Образ двенадцати месяцев в сказке Маршака Двенадцать месяцев

... поэтому сказка «Двенадцать месяцев» доходит до самого сердца и детей, и взрослых. Образ 12 месяцев в сказке Маршака Двенадцать месяцев сочинение В сказке есть двенадцать месяцев, которых девочка повстречала ... в лесу. Каждый месяц отличается от другого, ...

Обучающиеся:, Литературный прием:, Группа 4. Эпизод 4. Как черт сделку с Вакулой заключал., Черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:

— Это я — твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, — пискнул он ему в левое ухо. — Оксана будет сегодня же наша, — шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! — думал он про себя, — теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде все хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки. — Я готов! — сказал кузнец.— Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост. — Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок — Помилуй, Вакула! — жалобно простонал черт, — все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

1. Черт 2. Хитрый, хвастливый, трусливый 3. Засмеялся, сделался тих, жалобно простонал 4. «При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок».

5. Ягненок, Обучающиеся:, Литературный прием:

Учитель: очень хорошо вы справились и с этим заданием, теперь я попрошу выделить главные, ключевые, схожие моменты всех групп и заполнить вторую колонку. Что у вас получилось? Скажите, а между гоголевским чертом и человеком есть что-то схожее?

Ответы учащихся:, Образ черта в славянской мифологии., Образ Гоголевского черта, Образ, оживший на экране образ, Существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами., Вмешивается в жизнь людей, насылают непогоду, метель, причиняют мелкие неприятности., Мерзкий, но считает себя красивым.

В некоторых ситуациях уверенный. Всегда старается схитрить. Очень активный, хваткий. Но бывает хвастливым. В последнем эпизоде проявляется такая черта характера, как трусость.

Образ черта, совмещает в себе реальные человеческие черты с фантастическими.Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки».

Черт показан как хитрый проказник., Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.

Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» Черт похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости.

Учитель: хорошо, но у нас есть еще одна колонка «Образ, оживший на экране». Как вы сможете ее заполнить?

Ученики: если посмотрим видеофрагмент.

Учитель: смотрим и заполняем третью колонку. Просмотр видеофрагмента.

Выводы по основной части урока., Эссе может начинаться со слов:

1. Как отмечал Д. Мережковский, «Гоголь первым увидел черта без маски, увидел его настоящее лицо……

2. Н.В. Гоголь активно использовал образы из славянской мифологии в своих произведениях……

10 стр., 4609 слов

Образ и характеристика кузнеца вакулы в повести ночь перед рождеством ...

... достанет ей царицыны черевички. Даже хитрому черту, пытавшемуся соблазнить кузнеца, предлагая ему руку Оксаны в обмен на его душу, не удается сбить кузнеца с намеченного пути, а наоборот, Вакула хитростью заставляет черта ... -v-povesti-noch-pered-rozhdestvom Образ и характеристика кузнеца Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя 5 класс сочинение Николай Васильевич Гоголь, стремившийся отыскать ...

3. В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их….»

4. Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.

Включать в себя такие выражения:

Образ беса в повести, конкретные черты, автор объясняет, наделяет его обаянием, образ не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

И заканчиваться так:, Таков образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими.

IV.

Оценивание.

Итог урока.

Домашняя работа: написать сочинение, Приложение 1., Группа 1. Эпизод 1. Как черт украл месяц.

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Разукрасьте персонаж. 5. Объясните выбор красок.

Группа 2. Эпизод 2. Как черт за ведьмой ухаживал.

Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура — взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Разукрасьте персонаж. 5. Объясните выбор красок.

2 стр., 709 слов

И личиком пригожие и душой очаровательная («Двенадцать месяцев»)

... Каждый дал ей одежду, украшения. Месяца восхищались ее красотой, добрым, чутким сердцем, умелыми руками. Месяца дали ей также сказочных белых коней, чтобы падчерица с подарками скорее досталась домой. ... Золушке и падчерицу. Но эти две девушки привлекают другим. Тем, что не потеряли свое лицо, остались такими же добрыми, заботливыми, не зазналися. Помогло сочинение? Потыкай кнопки ...

Группа 3. Эпизод 3. Как черт путникам мешал.

Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Разукрасьте персонаж.5. Объясните выбор красок.

Группа 4. Эпизод 4. Как черт сделку с Вакулой заключал., Черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:

— Это я — твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, — пискнул он ему в левое ухо. — Оксана будет сегодня же наша, — шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! — думал он про себя, — теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде все хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки. — Я готов! — сказал кузнец.— Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост. — Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок — Помилуй, Вакула! — жалобно простонал черт, — все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Разукрасьте персонаж. 5. Объясните выбор красок.

Черт — в славянской мифологии злой дух. ЧЕРТИ — существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Само происхождение нечисти связывается с мифом о падших ангелах (ЧЕРТИ — ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

ЧЁРТ в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, пытаются заполучить душу человека;

ЧЕРТИ могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, вихри — беснующиеся ЧЕРТИ, чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); ЧЕРТИ особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток или года, например, на святки и в канун Ивана Купалы.

7 стр., 3017 слов

Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула-кузнец

... итоге будут вознаграждены. Все герои повести Ночь перед Рождеством Сочинение Кузнец Вакула В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Вакула является главным героем. Он является молодым сельским кузнецом, настоящим знаток своего дела. ... его подстерегают. Даже хитрому черту, пытавшемуся соблазнить кузнеца, предлагая ему руку Оксаны в обмен на его душу, не удается сбить кузнеца с намеченного пути, а ...

Черт — в славянской мифологии злой дух. ЧЕРТИ — существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Само происхождение нечисти связывается с мифом о падших ангелах (ЧЕРТИ — ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

ЧЁРТ в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, пытаются заполучить душу человека;

ЧЕРТИ могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, вихри — беснующиеся ЧЕРТИ, чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); ЧЕРТИ особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток или года, например, на святки и в канун Ивана Купалы.